Прямое и переносное значение слов
Тема урока: Прямое и переносное значение слов.
Цели:
1. Познакомить учащихся с понятиями прямого и переносного значения слова.
2. Обеспечить применение учащимися знаний в разнообразных ситуациях.
3. Способствовать развитию умений сравнивать и классифицировать изученные явления; развитию у школьников монологической речи.
4. Содействовать формированию представлений о богатстве языковых средств русского языка, пробудить бережное отношение к слову.
Дидактический материал и оборудование: эпиграф к уроку; раздаточный материал; учебник.
Слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире.
К. Ушинский
Ход урока:
I. Начало занятия (активизация внимания учащихся).
1) разминка (повторение изученного по фонетике):
- найти начальную форму слов: красив (красивый), с тобой (ты), выходим (выходить – 2 спр.), выйдем (выйти – 1 спр.);
- образовать новое слово, заменив твердый согласный мягким, например, нос - нёс: лук (люк), угол (уголь), был (быль), хор (хорь);
- назовите всегда глухие согласные (Ч, Щ, Х);
- назовите всегда звонкие согласные (Й, Р, Л, М, Н);
- объясните разницу в написании созвучных слов: росистый луг (лужок, луговой, луга) – репчатый лук (луковый, луковица).
Как называются данные слова?
Что нам помогло дать правильный ответ?
2) Лексико - орфографический диктант:
(определить слово по его лексическому значению, записать, объяснив орфограммы):
- Герой русских былин, совершающий воинские подвиги, – богатырь;
- Человек, совершающий поездку в любом виде транспорта, – пассажир;
- Мера длины, равная 1 000 метров, – километр;
- Дорога с твердым покрытием – шоссе;
- Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку, разделяющую корт,- теннис;
- Жесткая прямоугольная сумка с закидывающейся крышкой и запором для ношения бумаг, книг – портфель.
Что такое лексическое значение слова? (это то, что обозначает данное слово, называет; обозначение словом определенного предмета или явления действительности).
3) Объяснение нового материала.
прослушайте стихотворение:
Мне не хватает теплоты,-
Она сказала дочке.
Дочь удивилась: – Мерзнешь ты
И в летние денечки?
- Ты не поймешь, еще мала,
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: – Я поняла! –
И тащит одеяло.
- Почему дочь не поняла свою маму?
О какой теплоте говорила мать своей дочери? (о сердечном, добром отношении; отрадном чувстве).
- Какое еще значение имеет слово теплота? (нагретое состояние чего - ни будь: в дом дал тепло) – прямое значение слова.
- Скажите, а это важно – понимать другого человека?
(Да, и в этом нам поможет знание о способности слова иметь наряду с прямым и переносное значение. Это удивительное явление, ведь слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире, как говорил К. Ушинский. И в этом мы убедимся сегодня на уроке).
Итак, записываем тему.
II. Этап первичной проверки понимания.
Чтение п. 50.
- Как происходит перенос значения с одного предмета на другой? ( на основе сходства по определенному признаку).
III. Этап закрепления изученного и обобщения и систематизации.
1) упр. 521 (устно) – укажите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение, а в каких – прямое.
2) Теперь предлагаю вам самим заняться поиском.
Для работы даны слова: звезда; бежать; хрупкий.
Ваша задача – составить с данным словом словосочетание так, чтобы оно употреблялось и в прямом, и переносном значениях.
1 - звезда эстрады – яркая звезда;
2 - быстро бежал – бежал ручей;
3 - хрупкий фарфор – хрупкая девочка.
Если мы затрудняемся, нам поможет толковый словарь, где указаны все значения слов. Давайте проверим себя: узнаем по словарю учебника значения слова «бежать».
3) А теперь поиграем. На столе перед вами карточки со словосочетаниями, записанными в две колонки – слова с прямым значением и слова с переносным значением. Наша задача – проверить классификацию, правильно ли заполнена таблица. Может быть, какие - то слова включены неверно. Работаем в командах: 1 - я половина класса – «Знайки» (выписывают словосочетания со словами с прямым значением); 2 - я половина класса – «Почемучки» (выписывают словосочетания со словами в переносном значении). Не забывайте проверять другую часть таблицы. По одному представителю от команды работают у доски, все остальные самостоятельно. Кто же первый справится с заданием?
Т.. желый ч.. модан; твердый грунт; свежий хле(б, п); пл.. сти венок; осл.. пительная красота.
С.. ребро волос; з.. лотая пшеница; мягкая похо(д, т) ка; ст.. клянный графин; х.. лодный ветер; ж.. лезный характер.
4) Объяснительный диктант.
Запишите предложения, объясняя орфограммы и постановку знаков препинания. Определить, в каких предложениях слово КОЛЮЧИЙ употреблено в прямом значении, а в каком – в переносном.
1. Отец погладил колючую головку сына.
2. На склоне оврага рос колючий кустарник.
3. Закружилась метель, косой колючий снег бил в лицо.
Прочитайте внимательно последнее предложение. Что это – закружилась метель? Закружилась – о ком можно так сказать? (о девочке, которая закружилась в танце). Что же – метель как живая?
Использование слов в переносном значении в литературе – особый художественный прием. Он называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Он заключается в наделении неживых предметов признаками и свойствами одушевленных, например, плачет дождь, солнышко смеется, шепчет камыш. Познакомимся поближе с этим явлением.
5) упр. 525. Прочитайте. Найдите олицетворения.
Принахмурилась земля, алмазные слёзы, рябина горит, бархатный свет, земля умылась, принарядилась земля, холодная луна.
Какую роль выполняют олицетворения в художественной литературе?
6) Ответьте на вопросы - шутки:
- Какая порода рыб самая ценная? (золотая).
- Какого цвета неопытная молодежь? (зеленого).
- Какие мускулы самые крепкие? (стальные).
На основе какого языкового явления составлены вопросы – шутки?
IV. Подведение итогов.
Выставление отметок.
V. Домашнее задание. П. 50. упр. 530
Цели:
1. Познакомить учащихся с понятиями прямого и переносного значения слова.
2. Обеспечить применение учащимися знаний в разнообразных ситуациях.
3. Способствовать развитию умений сравнивать и классифицировать изученные явления; развитию у школьников монологической речи.
4. Содействовать формированию представлений о богатстве языковых средств русского языка, пробудить бережное отношение к слову.
Дидактический материал и оборудование: эпиграф к уроку; раздаточный материал; учебник.
Слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире.
К. Ушинский
Ход урока:
I. Начало занятия (активизация внимания учащихся).
1) разминка (повторение изученного по фонетике):
- найти начальную форму слов: красив (красивый), с тобой (ты), выходим (выходить – 2 спр.), выйдем (выйти – 1 спр.);
- образовать новое слово, заменив твердый согласный мягким, например, нос - нёс: лук (люк), угол (уголь), был (быль), хор (хорь);
- назовите всегда глухие согласные (Ч, Щ, Х);
- назовите всегда звонкие согласные (Й, Р, Л, М, Н);
- объясните разницу в написании созвучных слов: росистый луг (лужок, луговой, луга) – репчатый лук (луковый, луковица).
Как называются данные слова?
Что нам помогло дать правильный ответ?
2) Лексико - орфографический диктант:
(определить слово по его лексическому значению, записать, объяснив орфограммы):
- Герой русских былин, совершающий воинские подвиги, – богатырь;
- Человек, совершающий поездку в любом виде транспорта, – пассажир;
- Мера длины, равная 1 000 метров, – километр;
- Дорога с твердым покрытием – шоссе;
- Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку, разделяющую корт,- теннис;
- Жесткая прямоугольная сумка с закидывающейся крышкой и запором для ношения бумаг, книг – портфель.
Что такое лексическое значение слова? (это то, что обозначает данное слово, называет; обозначение словом определенного предмета или явления действительности).
3) Объяснение нового материала.
прослушайте стихотворение:
Мне не хватает теплоты,-
Она сказала дочке.
Дочь удивилась: – Мерзнешь ты
И в летние денечки?
- Ты не поймешь, еще мала,
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: – Я поняла! –
И тащит одеяло.
- Почему дочь не поняла свою маму?
О какой теплоте говорила мать своей дочери? (о сердечном, добром отношении; отрадном чувстве).
- Какое еще значение имеет слово теплота? (нагретое состояние чего - ни будь: в дом дал тепло) – прямое значение слова.
- Скажите, а это важно – понимать другого человека?
(Да, и в этом нам поможет знание о способности слова иметь наряду с прямым и переносное значение. Это удивительное явление, ведь слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире, как говорил К. Ушинский. И в этом мы убедимся сегодня на уроке).
Итак, записываем тему.
II. Этап первичной проверки понимания.
Чтение п. 50.
- Как происходит перенос значения с одного предмета на другой? ( на основе сходства по определенному признаку).
III. Этап закрепления изученного и обобщения и систематизации.
1) упр. 521 (устно) – укажите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение, а в каких – прямое.
2) Теперь предлагаю вам самим заняться поиском.
Для работы даны слова: звезда; бежать; хрупкий.
Ваша задача – составить с данным словом словосочетание так, чтобы оно употреблялось и в прямом, и переносном значениях.
1 - звезда эстрады – яркая звезда;
2 - быстро бежал – бежал ручей;
3 - хрупкий фарфор – хрупкая девочка.
Если мы затрудняемся, нам поможет толковый словарь, где указаны все значения слов. Давайте проверим себя: узнаем по словарю учебника значения слова «бежать».
3) А теперь поиграем. На столе перед вами карточки со словосочетаниями, записанными в две колонки – слова с прямым значением и слова с переносным значением. Наша задача – проверить классификацию, правильно ли заполнена таблица. Может быть, какие - то слова включены неверно. Работаем в командах: 1 - я половина класса – «Знайки» (выписывают словосочетания со словами с прямым значением); 2 - я половина класса – «Почемучки» (выписывают словосочетания со словами в переносном значении). Не забывайте проверять другую часть таблицы. По одному представителю от команды работают у доски, все остальные самостоятельно. Кто же первый справится с заданием?
Т.. желый ч.. модан; твердый грунт; свежий хле(б, п); пл.. сти венок; осл.. пительная красота.
С.. ребро волос; з.. лотая пшеница; мягкая похо(д, т) ка; ст.. клянный графин; х.. лодный ветер; ж.. лезный характер.
4) Объяснительный диктант.
Запишите предложения, объясняя орфограммы и постановку знаков препинания. Определить, в каких предложениях слово КОЛЮЧИЙ употреблено в прямом значении, а в каком – в переносном.
1. Отец погладил колючую головку сына.
2. На склоне оврага рос колючий кустарник.
3. Закружилась метель, косой колючий снег бил в лицо.
Прочитайте внимательно последнее предложение. Что это – закружилась метель? Закружилась – о ком можно так сказать? (о девочке, которая закружилась в танце). Что же – метель как живая?
Использование слов в переносном значении в литературе – особый художественный прием. Он называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Он заключается в наделении неживых предметов признаками и свойствами одушевленных, например, плачет дождь, солнышко смеется, шепчет камыш. Познакомимся поближе с этим явлением.
5) упр. 525. Прочитайте. Найдите олицетворения.
Принахмурилась земля, алмазные слёзы, рябина горит, бархатный свет, земля умылась, принарядилась земля, холодная луна.
Какую роль выполняют олицетворения в художественной литературе?
6) Ответьте на вопросы - шутки:
- Какая порода рыб самая ценная? (золотая).
- Какого цвета неопытная молодежь? (зеленого).
- Какие мускулы самые крепкие? (стальные).
На основе какого языкового явления составлены вопросы – шутки?
IV. Подведение итогов.
Выставление отметок.
V. Домашнее задание. П. 50. упр. 530
Жаңалықтар
Повторение изученного по теме «Фонетика»
Западно - Казахстанская область, Чингирлауский район, СОШ имени А. Тихоненко учитель русского языка и литературы Назарова Амина Есенгельдиевна
Прямое и переносное значение слов
Актюбинская область, Алгинский район, №1 Алгинская школа - сад учительница русского языка и литературы Кудьярова Зина Таубаевна
Имя существительное как часть речи
СҚО, Шал ақын ауданы, Жаңажол орта мектебінің орыс тілі пәні мұғалімі Сулейменова Сауле Алибековна
Все профессии хороши
ЗКО, Чингирлауский район, СОШ имени А. Тихоненко учитель русского языка и литературы Назарова Амина Есенгельдиевна
Моногибридное скрещивание и его цитологическая изменчивость
г. Астана ТОО «Медико – технический колледж» преподаватель по биологии Сатпаева Магрипа Магзумовна
Образование сложных слов
Формирование у учащихся понятия о составе слова и образовании сложных слов. Развитие умений и навыков образования сложных слов, развитие устной и письменной речи учащихся, активизация их мыслительной и творческой деятельности
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.