Прямое и переносное значение слов
Прямое и переносное значение слов
Тема урока: «Прямое и переносное значение слова».
Цели: урока: Образовательная: дать понятие о прямом и переносном значении слова: умения определять лексическое значение слова.
Развивающая: научить учащихся распознавать понятие прямого и переносного значения слова развивать умение применять знания в разнообразных ситуациях:.
Воспитательная: воспитывать аккуратность при выполнении письменных задании.
Тип урока: объяснение нового материала
Метод обучения: словесный, наглядный, практический
Формы обучения: групповой, индивидуальный, беседа по тексту
Оборудование: использование ИКТ, кластер, опорные схемы
Эпиграф: « Знания зовут, а дела не ждут»
Ход урока
I. Организационный момент.( посещаемость и готовность класса к уроку)
Прозвенел звонок веселый, мы начать урок готовы.
Будем думать, рассуждать и друг другу помогать.
II. Опрос домашнего задания: Упр 100 Вставить пропущенные буквы и объяснить значение слов.
Повторение изученного по теме « Однозначные и многозначные слова»
1. То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)
2. Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)
3. Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)
4. Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)
III. Объяснение нового материала. Урок открывается с ознакомления Упр 101 на странице 44.
Ребята, давайте прочитаем стихотворение Абая «Осень» (Учащийся читаю стихотворение)
Тучи мрачно окутали весь небосвод -
Это осень в дождях и туманах ползёт.
И застывшую землю, от стужи дрожа,
Кобылица напрасно копытом скребёт.
Объяснение учителя: тучи окутали, осень ползёт, тянут безлистые руки ветвей — значение этих слов употреблены в прямом и переносном значении.
Выражение; тучи окутали - тучи накрыли (прямое)
осень ползёт - осень приближается (переносное)
безлистые руки ветвей - в значении без листьев (переносное)
- Итак, тема сегодняшнего урока «Прямое и переносное значение слова»
Опорная схема
Слова, обозначая предметы, признаки, действия, выступают в прямом значении. А
некоторые слова используются для называния других предметов, признаков, действий.
Например: золотые часы, золотое кольцо - слово имеет прямое (тура мағынасы) значение.
При переносе наименования одного предмета в качестве наименования для другого
предмета у слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным.
Например: золотые листья, золотая осень - слово имеет переносное (ауыспалы) значение.
IV. Закрепление нового материала:
А теперь обратимся к учебнику на странице 46 упражнение 103
Записать в два столбика словосочетания
Прямое значение Переносное значение
Золотой браслет золотая пшеница
ученик идёт дождь идёт
ребёнок спит природа спит
волк воет ветер воет
А теперь ребята давайте потренируемся, выполним задания.
Задание1: В каждой паре предложении указать слова, употреблённые в прямом и переносном
значении.
1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.
2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.
3. Пришел с работы папа. Наконец - то пришел долгожданный день отъезда.
4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.
Задание2: Составить словосочетания с прямым значением слова, а затем с переносным значением.
Зажечь(свеча, ребята, костёр, дрова).
Рассыпались (монеты, зёрна, звёзды, лучи).
Жемчужный (зубы, серьги, ожерелье).
Золотой (волосы, кольцо, колосья, руки).
Задание3: Творческая работа составит рассказ об уборке урожая по рисунку на стр. 48
Ребята составляют рассказ на основе опорных слов: осень, урожай, пшеница, комбайн, люди,
дружно, созрели, золотой.
Учащиеся читают составленный текст и оцениваются.
V. Домашнее задание: задание 7 «осень» стр. 47 выучить. Составить 5 - 6 предложении с прямым и переносным значением слов.
Тема урока: «Прямое и переносное значение слова».
Цели: урока: Образовательная: дать понятие о прямом и переносном значении слова: умения определять лексическое значение слова.
Развивающая: научить учащихся распознавать понятие прямого и переносного значения слова развивать умение применять знания в разнообразных ситуациях:.
Воспитательная: воспитывать аккуратность при выполнении письменных задании.
Тип урока: объяснение нового материала
Метод обучения: словесный, наглядный, практический
Формы обучения: групповой, индивидуальный, беседа по тексту
Оборудование: использование ИКТ, кластер, опорные схемы
Эпиграф: « Знания зовут, а дела не ждут»
Ход урока
I. Организационный момент.( посещаемость и готовность класса к уроку)
Прозвенел звонок веселый, мы начать урок готовы.
Будем думать, рассуждать и друг другу помогать.
II. Опрос домашнего задания: Упр 100 Вставить пропущенные буквы и объяснить значение слов.
Повторение изученного по теме « Однозначные и многозначные слова»
1. То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)
2. Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)
3. Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)
4. Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)
III. Объяснение нового материала. Урок открывается с ознакомления Упр 101 на странице 44.
Ребята, давайте прочитаем стихотворение Абая «Осень» (Учащийся читаю стихотворение)
Тучи мрачно окутали весь небосвод -
Это осень в дождях и туманах ползёт.
И застывшую землю, от стужи дрожа,
Кобылица напрасно копытом скребёт.
Объяснение учителя: тучи окутали, осень ползёт, тянут безлистые руки ветвей — значение этих слов употреблены в прямом и переносном значении.
Выражение; тучи окутали - тучи накрыли (прямое)
осень ползёт - осень приближается (переносное)
безлистые руки ветвей - в значении без листьев (переносное)
- Итак, тема сегодняшнего урока «Прямое и переносное значение слова»
Опорная схема
Слова, обозначая предметы, признаки, действия, выступают в прямом значении. А
некоторые слова используются для называния других предметов, признаков, действий.
Например: золотые часы, золотое кольцо - слово имеет прямое (тура мағынасы) значение.
При переносе наименования одного предмета в качестве наименования для другого
предмета у слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным.
Например: золотые листья, золотая осень - слово имеет переносное (ауыспалы) значение.
IV. Закрепление нового материала:
А теперь обратимся к учебнику на странице 46 упражнение 103
Записать в два столбика словосочетания
Прямое значение Переносное значение
Золотой браслет золотая пшеница
ученик идёт дождь идёт
ребёнок спит природа спит
волк воет ветер воет
А теперь ребята давайте потренируемся, выполним задания.
Задание1: В каждой паре предложении указать слова, употреблённые в прямом и переносном
значении.
1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.
2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.
3. Пришел с работы папа. Наконец - то пришел долгожданный день отъезда.
4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.
Задание2: Составить словосочетания с прямым значением слова, а затем с переносным значением.
Зажечь(свеча, ребята, костёр, дрова).
Рассыпались (монеты, зёрна, звёзды, лучи).
Жемчужный (зубы, серьги, ожерелье).
Золотой (волосы, кольцо, колосья, руки).
Задание3: Творческая работа составит рассказ об уборке урожая по рисунку на стр. 48
Ребята составляют рассказ на основе опорных слов: осень, урожай, пшеница, комбайн, люди,
дружно, созрели, золотой.
Учащиеся читают составленный текст и оцениваются.
V. Домашнее задание: задание 7 «осень» стр. 47 выучить. Составить 5 - 6 предложении с прямым и переносным значением слов.
Жаңалықтар
Фразеологизмы и их значение
Акмолинская область, Атбасарский район, Мариновская казахская средняя школа Учитель: Аубакирова Л.К.
Однородные члены предложения, связанные союзами
Восточно - Казахстанская область, Уланский район. Калиева Баян Аукеновна
Синонимы
Западно - Казахстанская область, Чингирлауский район, СОШ имени А. Тихоненко учитель русского языка и литературы Назарова Амина Есенгельдиевна
Однозначные и многозначные слова
Преподаватель: Хайрулина В. Д Колледж транспорта и коммуникаций
Прямое и переносное значение слов
ШҚО, Аягөз қаласы, № 3 жалпы орта білім беретін мектептің орыс тілі және әдебиеті пәнінің мұғалімі Чекембаева Жания Мадыкеновна
Образование сложных слов
Қызыорда облысы, Қазалы ауданы, Бекарыстан би ауылы, № 24 орта мектептің орыс тілі пәні мұғалімі Қаниева Зәуре Сағадинқызы
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.