Сказуемое. Типы сказуемого
Тип урока – урок изучения нового материала
Вид урока – комбинированный.
Цели урока:
٭ Формирование орфоэпических и синтаксических навыков;
٭обобщение сведений о сказуемом;
٭ознакомление с разными типами сказуемых;
٭формирование умений: находить сказуемое, определять форму сказуемого;
٭воспитание любви к Родине, привитие казахстанского патриотизма.
Оборудование: презентация, карточки, учебник.
Ход урока
I. Орг. момент.
Эпиграф:
Что такое счастье?
Молодым умом
Постигать науки
На пути земном»
Эмоциональный настрой
Как хорошо проснуться на рассвете,
Смотреть на мир, где всё тебе так мило
И знать, что выше счастья жить на свете,
На свете ничего не может быть
(Слайд 3, 4)
Прочитайте тему урока и сформулируйте цель урока. Учитель настраивает учеников на позитивную работу на уроке.
II. Повторение.
Синтаксическая разминка.
1 - задание
Язык растёт вместе с культурой.
Ничто не передаёт чистоты человеческих помыслов, как улыбка.
Разумное и нравственное всегда совпадают.
Окружающие молчали.
Семеро одного не ждут.
Учиться всегда пригодиться.
Подчеркните главные и второстепенные члены предложения, сделайте синтаксический разбор предложений. Скажите, чем выражено подлежащее.
2 - задание
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Сколько простых предложений в этом стихотворении?
Выделите грамматические основы. Чем они выражены? Определите тип сказуемых. Сделайте синтаксический разбор. (Слайд 5, 6)
Бдиц – опрос
В каком разделе языкознания изучаются словосочетания и предложения?
Что такое предложение?
Назовите виды предложений по цели высказывания.
Что такое грамматическая основа?
Что такое подлежащее?
Чем оно может выражаться? (Слайд 7, 8)
Повторение изученного об имени существительном.
Цифровой диктант.
Понимать – значит сочувствовать.
На берег с залива летели чёрные тучи.
Взрослые пили чай на террасе.
Мы с дедом любим рыбачить.
Пять – простое число.
Провожающие давали последние советы.
Завтра будет лучше, чем вчера.
Каждый предложил свою идею.
Большинство гостей уже приехали.
Семеро одного не ждут.
У него золотые руки.
Любить – значит прощать.
Ключ к диктанту: 6 1 2 8 4 7 5 3 8 4 10 6 (Слайд 9 - 10)
III Объяснение новой темы (Слайд 11 - 17)
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи:
И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.
Сказуемое отвечает на общий вопрос: ч т о г о в о р и т с я о предмете речи?
Этот вопрос можно уточнить вопросами: ч т о д е л а е т предмет? к а к о й он? к т о он т а к о й? ч т о т а к о е предмет? к а к о в он?
Выбор частного вопроса зависит от типа сказуемого. Общий смысл сказуемого совмещает лексическое и грамматическое значения. Грамматическое значение – это значение наклонения и времени.
По строению и значению сказуемые разнообразны:
Деревья желтеют.
Деревья продолжают желтеть.
Деревья становятся жёлтыми.
Эти предложения близки по значению, но не равнозначны. Различия создаются строением и значением сказуемых. В первом предложении сказуемое выражено одним словом – глаголом желтеют. Оно передаёт и лексическое, и грамматическое значения (изъявительное наклонение и настоящее время). Во втором и третьем предложениях сказуемые выражены двумя словами: слова продолжают и становятся передают грамматическое значение, а основные лексические значения этих сказуемых заключены в инфинитиве желтеть и прилагательном жёлтыми.
Сказуемое может быть простым и составным.
Простое сказуемое может быть только глагольным, так как спрягаемый глагол выражает и лексическое, и грамматическое значение: Брат учится в институте.
Простое глагольное сказуемое
Простое глагольное сказуемое выражается одним глаголом в форме какого - либо наклонения.
Оно может выражаться следующими формами глагола:
— формой настоящего и прошедшего времени глагола.
— формой будущего времени глагола (простой и сложной)
— формами условного и повелительного наклонения глагола.
Составное сказуемое составляется из нескольких слов (не менее двух), которые образуют две части: основную и вспомогательную. Основная часть выражает основное лексическое значение сказуемого, вспомогательная – грамматическое значение и добавочные лексические значения.
По способу выражения основной части составное сказуемое делится на г л а г о л ь н о е (основная часть – инфинитив) и и м е н н о е (основная часть – имя):
Деревья продолжают желтеть.
Брат стал учиться в институте.
Деревья становятся жёлтыми.
Брат стал студентом института.
Составное глагольное сказуемое
Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов — вспомогательного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку.
В роли вспомогательного глагола могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан и т. п.) и служебного глагола - связки быть в форме одного из наклонений (в настоящем времени эта связка опускается).
Итак, представим строение составного глагольного сказуемого формулой:
СОСТ. ГЛАГ. СКАЗ. = ВСПОМОГАТ. ГЛАГ. + НЕОПРЕД. ФОРМА
Составное именное сказуемое
Составное именное сказуемое состоит из двух компонентов: связочного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку.
Представим строение составного именного сказуемого формулой:
СОСТ. ИМЕН. СКАЗ. = СВЯЗ. ГЛАГ. + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ
Именная часть составного именного сказуемого выражается следующими частями речи: существительным
прилагательным (полным и кратким, разными формами степеней сравнения)
причастием (полным и кратким)
числительным
местоимением
наречием,
cловом категории состояния.
VI. Работа над темой урока (Слайд 18 - 24 )
Найдите сказуемые в данных предложениях и по типам сказуемых разбейте данные предложения на группы.
Кое - где начинал сверкать огонёк.
Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь.
Профессор был заметно взволнован.
Сюда приезжали директора предприятий.
Тропа здесь проложена по увалам с правой стороны долины.
Пользуясь получившейся у нас схемой, расскажите о видах сказуемых.
Прочитайте правило в учебнике и скажите, что ещё вы узнали о сказуемом и способах его выражения.
VII. Закрепление изученного материала.
1. Работа с сигнальными карточками. (5 мин.)
У каждого учащегося 7 карточек с номерами предложений.
Даны предложения.
1) Молодой Дубровский хотел заняться делами.
2) Я лошадей кормить буду.
3) Туман начинает понемногу рассеиваться.
4) Тысячи роз от солнца дымятся и горят душистым огнём.
5) И у меня есть своя заветная мечта.
6) Сегодня я знал назубок весь параграф.
7) Вечером море было чёрного цвета.
Учитель характеризует главные члены предложения, а ученик поднимает карточку с номером того предложения, характеристике которого оно соответствует.
Номер может быть не один.
• В этом предложении есть составное глагольное сказуемое. (1, 3).
• В этом предложении простые однородные глагольные сказуемые. (4).
• В этом предложении составное именное сказуемое выражено цельным словосочетанием. (7).
• В этом предложении сказуемое выражено фразеологическим оборотом. (6).
• В этом предложении простое глагольное сказуемое. (2, 5, 6, 4 - в них однородные).
• В каком из этих предложений глагол, обычно выступающий в роли вспомогательного, является простым глагольным сказуемым? (5).
2. Укажите словосочетания, которые в предложении могут быть составным именным сказуемым (с помощью сигнальных карточек).
1) Завтра приеду;
2) буду гостем;
3) начал думать;
4) был задумчивым;
5) станет понятно;
6) явилась утром;
7) явилась результатом.
2. Замените простые глагольные сказуемые составными. (Задание для сильных учеников).
1. Собрание начнётся точно в назначенный срок.
2. Учитель поможет ребятам в решении трудных задач.
3. Сыновья помогают матери в домашних делах.
4. Она водит машину.
5. Сыновья навестили своих родителей.
3. Исправьте ошибки в именной части составного именного сказуемого. (Задание для слабых учеников)
Цель: видеть и исправлять грамматические ошибки в предложениях с составным именным сказуемым.
1. Воздух становится чистый, морозный.
2. Погода стояла очень хорошей.
3. Две ели кажутся несчастные среди такой компании берёз.
4. Наш сосед по купе оказался военный.
5. Верно ли выделены грамматические основы и определен тип сказуемого? Обоснуйте свое мнение.
Задание 4.
1. Текст для комплексного анализа.
Я брос.. л (в) к.. стер гн.. лое бревнышко и (не) досм.. трел что (из) нутри его густо зас.. лили мурав(?) и.
Затр.. щало бр.. вно. Выв.. лили мурав(?) и (в) ужас.. з.. бегали (по) верху корежились сг.. рая (в) пламен... Я зац.. пил бр.. вно охваче(н, нн) ое огнем смог отк.. тить его (на) край. Теперь многие мурав(?) и были сп.. сены. Они б.. жали (на) песок (на) с.. сновые иглы. Но было странно что они (не) уб.. гали (от) к.. стра. Едва пр.. одолев ужас они зав.. рачивали нач.. нали кружит(?) ся и какая (то) сила вл.. кла их наза.. к п.. кинутой родин... И многие опять стремились попасть (на) г.. рящее бревнышко м.. тались (по) нему и пог.. бали там.
( Учитель читает текст вслух, учащиеся следят).
2. Выполнение заданий по группам.
Задание №1. Озаглавьте текст, мотивируя свой заголовок.
Что вас больше всего поразило, удивило?
Задание №2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания,
раскройте скобки.
Задание №3. Сделать синтаксический разбор предложений.
Задание №4. Найти и подчеркнуть грамматические основы
предложений в тексте.
Задание №5. Подготовить малые опорные схемы по видам
сказуемых (один ученик от группы у доски).
Вывод урока: Составить предложения по картинкам.
Прослушать отрывок из песен и определить тип сказуемого.
VIII. Рефлексия. (25 - 31 Слайд)
Ученикам раздаются карточки:
Понравился ли мне урок…
Что мне понравилось на уроке…
Что мне не понравилось на уроке…
Как я проявил себя на уроке…
Понял ли я тему урока…
V. Рефлексия. Дифференцированное домашнее задание. (2 мин.)
Подводим итоги деятельности каждого учащегося. Ученикам раздаём карточки № 1, где они работают самостоятельно, чтобы выяснить пробелы в знаниях.
Карточка итогов деятельности
1. Знаю виды сказуемых.
2. Безошибочно определяю грамматическую основу предложения.
3. Нахожу в предложении простое глагольное сказуемое.
4. Нахожу в предложении составное глагольное сказуемое.
5. Нахожу в предложении составное именное сказуемое.
Вид урока – комбинированный.
Цели урока:
٭ Формирование орфоэпических и синтаксических навыков;
٭обобщение сведений о сказуемом;
٭ознакомление с разными типами сказуемых;
٭формирование умений: находить сказуемое, определять форму сказуемого;
٭воспитание любви к Родине, привитие казахстанского патриотизма.
Оборудование: презентация, карточки, учебник.
Ход урока
I. Орг. момент.
Эпиграф:
Что такое счастье?
Молодым умом
Постигать науки
На пути земном»
Эмоциональный настрой
Как хорошо проснуться на рассвете,
Смотреть на мир, где всё тебе так мило
И знать, что выше счастья жить на свете,
На свете ничего не может быть
(Слайд 3, 4)
Прочитайте тему урока и сформулируйте цель урока. Учитель настраивает учеников на позитивную работу на уроке.
II. Повторение.
Синтаксическая разминка.
1 - задание
Язык растёт вместе с культурой.
Ничто не передаёт чистоты человеческих помыслов, как улыбка.
Разумное и нравственное всегда совпадают.
Окружающие молчали.
Семеро одного не ждут.
Учиться всегда пригодиться.
Подчеркните главные и второстепенные члены предложения, сделайте синтаксический разбор предложений. Скажите, чем выражено подлежащее.
2 - задание
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Сколько простых предложений в этом стихотворении?
Выделите грамматические основы. Чем они выражены? Определите тип сказуемых. Сделайте синтаксический разбор. (Слайд 5, 6)
Бдиц – опрос
В каком разделе языкознания изучаются словосочетания и предложения?
Что такое предложение?
Назовите виды предложений по цели высказывания.
Что такое грамматическая основа?
Что такое подлежащее?
Чем оно может выражаться? (Слайд 7, 8)
Повторение изученного об имени существительном.
Цифровой диктант.
Понимать – значит сочувствовать.
На берег с залива летели чёрные тучи.
Взрослые пили чай на террасе.
Мы с дедом любим рыбачить.
Пять – простое число.
Провожающие давали последние советы.
Завтра будет лучше, чем вчера.
Каждый предложил свою идею.
Большинство гостей уже приехали.
Семеро одного не ждут.
У него золотые руки.
Любить – значит прощать.
Ключ к диктанту: 6 1 2 8 4 7 5 3 8 4 10 6 (Слайд 9 - 10)
III Объяснение новой темы (Слайд 11 - 17)
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи:
И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.
Сказуемое отвечает на общий вопрос: ч т о г о в о р и т с я о предмете речи?
Этот вопрос можно уточнить вопросами: ч т о д е л а е т предмет? к а к о й он? к т о он т а к о й? ч т о т а к о е предмет? к а к о в он?
Выбор частного вопроса зависит от типа сказуемого. Общий смысл сказуемого совмещает лексическое и грамматическое значения. Грамматическое значение – это значение наклонения и времени.
По строению и значению сказуемые разнообразны:
Деревья желтеют.
Деревья продолжают желтеть.
Деревья становятся жёлтыми.
Эти предложения близки по значению, но не равнозначны. Различия создаются строением и значением сказуемых. В первом предложении сказуемое выражено одним словом – глаголом желтеют. Оно передаёт и лексическое, и грамматическое значения (изъявительное наклонение и настоящее время). Во втором и третьем предложениях сказуемые выражены двумя словами: слова продолжают и становятся передают грамматическое значение, а основные лексические значения этих сказуемых заключены в инфинитиве желтеть и прилагательном жёлтыми.
Сказуемое может быть простым и составным.
Простое сказуемое может быть только глагольным, так как спрягаемый глагол выражает и лексическое, и грамматическое значение: Брат учится в институте.
Простое глагольное сказуемое
Простое глагольное сказуемое выражается одним глаголом в форме какого - либо наклонения.
Оно может выражаться следующими формами глагола:
— формой настоящего и прошедшего времени глагола.
— формой будущего времени глагола (простой и сложной)
— формами условного и повелительного наклонения глагола.
Составное сказуемое составляется из нескольких слов (не менее двух), которые образуют две части: основную и вспомогательную. Основная часть выражает основное лексическое значение сказуемого, вспомогательная – грамматическое значение и добавочные лексические значения.
По способу выражения основной части составное сказуемое делится на г л а г о л ь н о е (основная часть – инфинитив) и и м е н н о е (основная часть – имя):
Деревья продолжают желтеть.
Брат стал учиться в институте.
Деревья становятся жёлтыми.
Брат стал студентом института.
Составное глагольное сказуемое
Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов — вспомогательного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку.
В роли вспомогательного глагола могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан и т. п.) и служебного глагола - связки быть в форме одного из наклонений (в настоящем времени эта связка опускается).
Итак, представим строение составного глагольного сказуемого формулой:
СОСТ. ГЛАГ. СКАЗ. = ВСПОМОГАТ. ГЛАГ. + НЕОПРЕД. ФОРМА
Составное именное сказуемое
Составное именное сказуемое состоит из двух компонентов: связочного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку.
Представим строение составного именного сказуемого формулой:
СОСТ. ИМЕН. СКАЗ. = СВЯЗ. ГЛАГ. + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ
Именная часть составного именного сказуемого выражается следующими частями речи: существительным
прилагательным (полным и кратким, разными формами степеней сравнения)
причастием (полным и кратким)
числительным
местоимением
наречием,
cловом категории состояния.
VI. Работа над темой урока (Слайд 18 - 24 )
Найдите сказуемые в данных предложениях и по типам сказуемых разбейте данные предложения на группы.
Кое - где начинал сверкать огонёк.
Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь.
Профессор был заметно взволнован.
Сюда приезжали директора предприятий.
Тропа здесь проложена по увалам с правой стороны долины.
Пользуясь получившейся у нас схемой, расскажите о видах сказуемых.
Прочитайте правило в учебнике и скажите, что ещё вы узнали о сказуемом и способах его выражения.
VII. Закрепление изученного материала.
1. Работа с сигнальными карточками. (5 мин.)
У каждого учащегося 7 карточек с номерами предложений.
Даны предложения.
1) Молодой Дубровский хотел заняться делами.
2) Я лошадей кормить буду.
3) Туман начинает понемногу рассеиваться.
4) Тысячи роз от солнца дымятся и горят душистым огнём.
5) И у меня есть своя заветная мечта.
6) Сегодня я знал назубок весь параграф.
7) Вечером море было чёрного цвета.
Учитель характеризует главные члены предложения, а ученик поднимает карточку с номером того предложения, характеристике которого оно соответствует.
Номер может быть не один.
• В этом предложении есть составное глагольное сказуемое. (1, 3).
• В этом предложении простые однородные глагольные сказуемые. (4).
• В этом предложении составное именное сказуемое выражено цельным словосочетанием. (7).
• В этом предложении сказуемое выражено фразеологическим оборотом. (6).
• В этом предложении простое глагольное сказуемое. (2, 5, 6, 4 - в них однородные).
• В каком из этих предложений глагол, обычно выступающий в роли вспомогательного, является простым глагольным сказуемым? (5).
2. Укажите словосочетания, которые в предложении могут быть составным именным сказуемым (с помощью сигнальных карточек).
1) Завтра приеду;
2) буду гостем;
3) начал думать;
4) был задумчивым;
5) станет понятно;
6) явилась утром;
7) явилась результатом.
2. Замените простые глагольные сказуемые составными. (Задание для сильных учеников).
1. Собрание начнётся точно в назначенный срок.
2. Учитель поможет ребятам в решении трудных задач.
3. Сыновья помогают матери в домашних делах.
4. Она водит машину.
5. Сыновья навестили своих родителей.
3. Исправьте ошибки в именной части составного именного сказуемого. (Задание для слабых учеников)
Цель: видеть и исправлять грамматические ошибки в предложениях с составным именным сказуемым.
1. Воздух становится чистый, морозный.
2. Погода стояла очень хорошей.
3. Две ели кажутся несчастные среди такой компании берёз.
4. Наш сосед по купе оказался военный.
5. Верно ли выделены грамматические основы и определен тип сказуемого? Обоснуйте свое мнение.
Задание 4.
1. Текст для комплексного анализа.
Я брос.. л (в) к.. стер гн.. лое бревнышко и (не) досм.. трел что (из) нутри его густо зас.. лили мурав(?) и.
Затр.. щало бр.. вно. Выв.. лили мурав(?) и (в) ужас.. з.. бегали (по) верху корежились сг.. рая (в) пламен... Я зац.. пил бр.. вно охваче(н, нн) ое огнем смог отк.. тить его (на) край. Теперь многие мурав(?) и были сп.. сены. Они б.. жали (на) песок (на) с.. сновые иглы. Но было странно что они (не) уб.. гали (от) к.. стра. Едва пр.. одолев ужас они зав.. рачивали нач.. нали кружит(?) ся и какая (то) сила вл.. кла их наза.. к п.. кинутой родин... И многие опять стремились попасть (на) г.. рящее бревнышко м.. тались (по) нему и пог.. бали там.
( Учитель читает текст вслух, учащиеся следят).
2. Выполнение заданий по группам.
Задание №1. Озаглавьте текст, мотивируя свой заголовок.
Что вас больше всего поразило, удивило?
Задание №2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания,
раскройте скобки.
Задание №3. Сделать синтаксический разбор предложений.
Задание №4. Найти и подчеркнуть грамматические основы
предложений в тексте.
Задание №5. Подготовить малые опорные схемы по видам
сказуемых (один ученик от группы у доски).
Вывод урока: Составить предложения по картинкам.
Прослушать отрывок из песен и определить тип сказуемого.
VIII. Рефлексия. (25 - 31 Слайд)
Ученикам раздаются карточки:
Понравился ли мне урок…
Что мне понравилось на уроке…
Что мне не понравилось на уроке…
Как я проявил себя на уроке…
Понял ли я тему урока…
V. Рефлексия. Дифференцированное домашнее задание. (2 мин.)
Подводим итоги деятельности каждого учащегося. Ученикам раздаём карточки № 1, где они работают самостоятельно, чтобы выяснить пробелы в знаниях.
Карточка итогов деятельности
1. Знаю виды сказуемых.
2. Безошибочно определяю грамматическую основу предложения.
3. Нахожу в предложении простое глагольное сказуемое.
4. Нахожу в предложении составное глагольное сказуемое.
5. Нахожу в предложении составное именное сказуемое.
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
Жаңалықтар
Освоение космоса
- продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы; продолжить работу над формированием умения учащихся определять цели урока; делать устное сообщение по теме; вычленять причинно - следственные связи; анализировать
Словосочетание. Типы связей в словосочетании
Западно - Казахстанская область, Бокейординский район, п. Хан Орда ОСШ имени Жангирхана учительница русского языка и литературы Гайсина Гульзада Мирамовна
Предложный падеж существительного
Казалинский район, Средняя школа №78 Учитель русского языка и литературы З. А. Кургашева
Классификация операционных систем
Бижанова Динара Маратовна Учитель информатики, Актюбинская область, Хромтауский район, СШ с. Дон
Звери зимой
Рзаева Асем Учитель русского языка и литературы Кызылординская область, Жанакорганский район, сш №54 им. Ж. Кыдырова
Выражение подлежащего
Рзаева Асем Учитель русского языка и литературы Кызылординская область, Жанакорганский район, сш №54 им. Ж. Кыдырова
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.