Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи

18 мам 2013, Сенбі
Самостоятельно - творческий урок


Класс: 9
Тема работы: Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи
Тип урока: объяснение нового материала
Цели урока:
1. Образовательные: дать понятие прямой речи, знать определение прямой речи, уметь подбирать слова автора и прямую речь, составлять предложения и схемы данных предложений, уметь расставлять знаки препинания.
2. Развивающие: развивать творческое мышление, активность учащихся; совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.
3. Воспитательные: способствовать воспитанию личностных качеств, творческой активности.
Оборудование: интерактивная доска, карточки, слайды с текстами, карточки с цифрами, пустые бланки для ответов
Методы обучения: наглядный, практический, словесный

Ход урока:
І. Организационный момент
Объявление темы урока, целей и задач урока.
Психотренинг: Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению.

ІІ. Объяснение новой темы
Говорящий или пишущий может вставить в текст, созданный им самим, чужой текст. Такой чужой текст принято называть чужой речью. Чужая речь – это как бы текст в тексте, речь в речи.
Чужая речь может быть представлена как прямая или косвенная речь. Прямая или косвенная речь – основные способы передачи чужой речи.
Прямая речь – это чужая речь, переданная дословно, без изменений.
Предложение с прямой речью состоит из:
↓ -------------------------------------------↓
СЛОВ АВТОРА -------------------- ПРЯМОЙ РЕЧИ
Например:
1. Классный руководитель сказал: « Завтра состоится родительское собрание.»
↓---------------------------------------------------------------↓
слова автора -------------------------------------------- прямая речь
2.« Завтра состоится родительское собрание,» - сказал классный руководитель
↓ ------------------------------------------------------------------------↓
прямая речь ---------------------------------------------------- слова автора
3.« Завтра состоится родительское собрание,- сказал классный руководитель,- явка родителей обязательна»
↓ ----------------------------------------------------------------------- ↓ ------------------------------------------ ↓
прямая речь -------------------------------------------------- слова автора ------------------------ прямая речь

ІІІ. Словарная работа: словарик терминов
a) Прямая речь – төл сөз (П)
b) Слова автора – автор сөзі (А)
c) Кавычки, тире, двоеточие – тырнақша, сызықша, қос нүкте
d) Косвенная речь – төлей сөз (К)

ІҮ. Актуализация знаний: игра «Крестики - нолики». Предлагаю вспомнить все, что вы знаете о прямой речи. Отвечая на мои вопросы, заполните табличку, которая на экране. Если вы согласны с моим суждением, напротив номера вопроса ставьте «х», не согласны - «о»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Вопросы:
1. Прямая речь – это чужая речь.
2. Предложение с прямой речью состоит только из прямой речи.
3. Прямая речь пишется с маленькой буквы.
4. Прямая речь выделяется кавычками.
5. Прямую речь можно заменить косвенной речью.
6. Прямая речь сопровождается словами автора.
7. Прямая речь – это чужая речь, переданная в измененной форме.
8. Прямая речь пишется с большой буквы.
9. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная.
10. Речь, переданная дословно, без изменений – это прямая речь.

Обменяйтесь карточками и проверьте ответы товарища, сравнивая с ответами на доске. Кто выполнил задание без ошибок?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
х о о х х х о х х х

V. Цифровой диктант.
Задание: распредели в три колонки номера предложений.
1) «Завтра будет славная погода!» - сказал я.
2) «Как же у них празднуют свадьбу?» - спросил я у штабс - капитана.
3) Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»
4) «Нехорошо, - подумал я. – Верно, чёрная кошка между ними проскочила».
5) Раздался чей - то голос: «К вам можно?»
6) «Диктант закончен!- сказала Татьяна Евгеньевна. - Проверьте, что вы
написали и сдайте тетрадки».

(Проверка)
Прямая речь стоит перед словами автора. 1, 2
Прямая речь стоит после слов автора. 3, 5
Слова автора разрывают прямую речь. 4, 6

VІ. Работа в парах. Перед вами прямая речь и слова автора. Найдите пару для каждой части. Запишите, расставьте знаки препинания.
1. «Пожар! Пожар!» 1. Раздался внизу отчаянный крик.
2. Спросил я ямщика с нетерпением. 2.«Что же ты не едешь?»
3. «Стой, братцы, стой» 3. Кричит Мартышка.

VII. Подведение итогов. («», -,:,,,)
Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора?
Перед словами автора? И разрывает?

1. Оқысаңыз балалар, Шамнан шырақ жағылар, Іздегенің алдыңнан, Тілемей - ақ табылар писал Алтынсарин
2. Тема сегодняшного урока Прямая речь сказал учитель
3. 50+50=100 решил один математик
4. Он сказал: "Я очень устал", - и сразу же замолчал.

Барлық оқушылар бір - бір тілек айтады. Ал соңында кез - келген оқушы қарсысындағы оқушының айтқан тілегін төл сөзбен автор сөзінде айтып шығады.
Спасибо за участие!
4 749
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте
Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте
Измуханова Улмеке Ашхатовна, учитель русского языка и литературы Чиликской средней школы им. Л. Клышева Чингирлауского района Западно - Казахстанской области
Бессоюзные сложные предложения
Бессоюзные сложные предложения
Жангушикова Рашида Байдильдаевна - учитель русского языка и литературы Кызылординская область, г. Аральск, Областная санаторная школа - интернат №2
Координатная прямая
Координатная прямая
Култаева Гульнара Кудайбергеновна - учитель математики школы - гимназии №9 имени Наги Ильясова г. Кызылорда
Однородные члены предложения
Однородные члены предложения
Актюбинская область, Байганинский район, Караулкельдинская средняя школа учитель русского языка и литературы Сисенова Клара Туралиевна
Знаки препинания 4 класс
Знаки препинания 4 класс
Алматинская область, Райымбекский район, школа имени Ж.Ермегияева учитель русского языка и литературы Жакашева Роза Шамильевна
Служебные части речи
Служебные части речи
Обобщить и закрепить знания учащихся о служебных частях речи, их значении и знаках препинания при них; Совершенствовать следующие умения и навыки: определять значения предлогов, союзов и частиц, находить служебные части речи, уметь применять их в
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×