Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Любовная лирика М. Ю. Лермонтова

05 қаңтар 2014, Жексенбі
План - конспект урока русской литературы в 9 классе
Тема урока: «Любить? Но кого же?...» Любовная лирика М. Ю. Лермонтова.
Цели урока:
1. Обучающая: изучение стихотворений о любви в творчестве М. Ю. Лермонтова.
2. Развивающая: формирование умений сопоставительного анализа, применение элементов лингвистического анализа, обучение выразительному чтению.
3. Воспитательная: воспитание бережного и трепетного отношения к чувству «любовь».
Тип урока: Изучение новой темы
Форма урока: Урок - исследование
Методы и приемы: Беседа, выразительное чтение, дискуссия, деловая игра.
Наглядность: портрет поэта, иллюстрации к произведениям, портрет В. А. Лопухиной.

Ход урока
Организационный момент.
Озвучить тему и цели урока.
Изучение новой темы.
1. Вступительное слово учителя.
Ни в чем так полно, радостно и светло не выражается душа человека, как в отношениях любви. Поэтому строки, просветленные любовью, особенно возвышенны и значительны. Сегодня на уроке мы откроем еще одну страницу в творчестве М. Ю. Лермонтова, возможно, одну из самых замечательных, потому что речь пойдет о любви, о любви великого поэта.

2. Беседа с учащимися:
- Что вам известно об адресатах любовной лирики поэта?
- Каким предстает образ лирического героя в этих стихотворениях?

3. Заслушать сообщение о любви Лермонтова к В. А. Лопухиной. (Это должно быть индивидуальное задание).

4. Работа творческих групп. Задания на карточках.
Группа А.
Выразительно прочитать текст и выполнить задания.
Тебя любить – за то ль, что целый ад
Мне в грудь ты бросила? О нет, я рад, я рад
Твоим страданьям; боже, боже!
И ты, ты смеешь требовать любви!
А мало я любил тебя, скажи?
А этой нежности ты знала ль цену?
А много ли хотел я от любви твоей?
Улыбку нежную, приветный взгляд очей –
И что нашел: коварство и измену.
Возможно ли! Меня продать!
Меня за поцелуй глупца… меня, который
По слову первому был душу рад
Мне изменить? Мне? И так скоро!..
- Дайте психологическую характеристику состоянию героя.
- Что вы можете сказать о его отношении к любви?
- Можно ли оправдать поступок героя?

Группа В.
Выразительно прочитать отрывки из поэм «Демон» и «Песня про» и выполнить задания.
Отвечай мне, чего тебе надобно, моя милая, драгоценная!
Хочешь золота али жемчугу?
Хочешь ярких камней аль цветной парчи?
Как царицу я наряжу тебя, станут все тебе завидовать,
Лишь не дай мне умереть смертью грешною:
Полюби меня, обними меня
Хоть единый раз на прощание!

…И для тебя с звезды восточной
Сорву венец я золотой;
Возьму с цветов росы полночной.
Его усыплю той росой.
Лучом румяного заката
Твой стан, как лентой, обовью,
Дыханьем чистым аромата
Окрестный воздух напою;
Всечасно дивною игрою
Твой слух лелеять буду я;
Чертоги пышные построю
Из бирюзы и янтаря.
Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе все, все земное –
Люби меня!..
- Кто эти герои?
- В чем сходство и различие их взглядов на любовь?
- Расскажите о судьбе героинь, которых данные персонажи полюбили.
- Подумайте, почему такая сильная любовь несет разрушение? Любовь ли это?
Группа С.
Перед вами подборка стихов А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Сможете ли вы отличить строки о любви Лермонтова и Пушкина?
(Первые три А. С. Пушкина, последующие три М. Ю. Лермонтова).

***

Я думал, сердце позабыло
Способность легкую страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! Уж не бывать!
Прошли восторги и печали,
И легковерные мечты…
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.

***
Любовь одна – веселье жизни хладной,
Любовь одна – мучение сердец:
Она дарит один лишь миг отрадный,
А горестям не виден и конец.
Сократ блажен, кто в юности прелестной
Сей быстрый миг поймает на лету;
Кто к радостям и неге неизвестной
Стыдливую преклонит красоту!

***
Пускай увенчаны любовью красоты
В заветном золоте хранит ее черты
И письма тайные, награды долгой муки,
Но в тихие часы томительной разлуки
Ничто, ничто моих не радует очей,
И ни единый дар возлюбленной моей,
Святой залог любви, утеха грусти нежной,
Не лечит ран любви безумной, безнадежной!

***
Мы снова встретились с тобой,
Но как мы оба изменились!
Года унылой чередой
От нас невидимо сокрылись.
Ищу в глазах твоих огня,
Ищу в душе своей волненье.
Ах, как тебя, так и меня
Убило жизни тяготенье!

***
Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, за что страдал,
Тому судья лишь бог да совесть!
Им сердце в чувствах даст отчет,
У них попросит сожаленья;
И пусть меня накажет тот,
Кто изобрел мои мученья…

***
Без вас хочу сказать вам много,
При вас я слушать вас хочу;
Но молча вы глядите строго, и я в смущении молчу.
Что ж делать? Речью неискусной
Занять ваш ум мне не дано…
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.

- В чем отличие любовной лирики поэтов?
- В чем сходятся их взгляды на любовь?

Обобщение и выводы.
- Что значила любовь в судьбе и творчестве М. Ю. Лермонтова?
- Что значит для поэта любить?
Комментирование оценок за урок.
Домашнее задание.
3 123
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Учимся понимать и анализировать урок
Учимся понимать и анализировать урок
Средняя школа – гимназия №21. Провела: Естөре Маржан Данахметқызы
Производная сложной функции
Производная сложной функции
Құлсейтова Гүлнара Ұзақбайқызы Область Ақтобе, город Шалкар
Мороз - Красный нос
Мороз - Красный нос
Уразалиева Гулзинет Қызылорда қаласындағы №9 Н. Ілиясов атындағы мектеп гимназиясының орыс тілі мен әдебиет пәні мұғалімі
Ф.И. Тютчев Есть в осени первоначальной
Ф.И. Тютчев Есть в осени первоначальной
Акмолинская область, Г. Ерейментау, Основная школа №1 учитель русского языка и литературы Жолдаспаева Гульзия Сабировна
А. Я. Пришвин «Золотой луг»
А. Я. Пришвин «Золотой луг»
Тұрғанбаева Тоғжан Рахметуллақызы Учитель русского языка школы - гимназии №32 г. Актобе
Реальное и мифологическое в повести
Реальное и мифологическое в повести
Учитель русского языка и литературы, Исаева Наргиз Сафаровна Средняя школа №10. Г. Жезказган, Карагандинская область
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×