Эффектииность использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы
Эффективность использования информационно - коммуникационных технологий
на уроках русского языка и литературы
Применение учебных электронных изданий по литературе и русскому языку, ресурсов сети Интернета. Разработка презентаций к урокам русского языка и литературы, лекций - презентаций, тренажеров для фронтальной работы, программ для самообучения учащихся и самоконтроля. Осуществление тестового контроля знаний обучающихся с использованием ПК. Оказание помощи учащимся при подготовке электронных презентаций, проектов.
Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по - новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Рoint);
2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа «Фраза», "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
5) при возможности отказа от классно - урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, использование современных Интернет технологий;
7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т. д.).
При организации урока с использованием компьютера нужно продумывать и учитывать целый ряд факторов:
1) определение специфической методической цели урока и выбор соответствующей ей формы урока, приемов деятельности учителя и учащегося;
2) учет уровня подготовки класса по предмету и основным учебным и интеллектуальным умениям и навыкам, следовательно, необходимо использовать возможности дифференцированного обучения с использованием компьютерной программы;
3) особенности подготовки учителя к уроку с использованием мультимедийной и компьютерной программы по русскому языку и литературе;
4) организация деятельности учащихся и их взаимодействия с учителем; роль учителя на уроке;
5) развитие у учащихся интереса к данным предметам новыми для них средствами обучения и видами учебной деятельности;
6) организация контроля за деятельностью учащихся на уроке и усвоением ими учебного материала;
7) готовность учащихся к новому виду учебной деятельности, т. е. владение приемами работы с компьютером.
Конечно, необходимо более требовательно относиться к готовым компьютерным программам, к их месту на уроках, нужно видеть их сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки.
Задачи, стоящие перед учителем - словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей - предметников. По большому счету, наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.
Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем – словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.
Изменения, происходящие на современном этапе в образовательной системе Казахстана переход страны к информационному обществу привели к необходимости коренных преобразований в системе общего образования. Возникла потребность в быстром переходе к новым педагогическим технологиям, которые способны сформировать активную личность, обладающую общечеловеческой культурой, широким кругозором и мышлением.
С этой целью в современной школе активно внедряются информационно - коммуникационные технологии.
Перед учителем - словесником всегда возникает вопрос о целесообразности использования компьютера на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока.
В настоящее время имеется достаточное количество готовых программных продуктов по русскому языку и литературе. Но как, где и в каком объёме использовать эти материалы?
Очень часто в своей практике я использую CD - диски «Уроки литературы». Они располагают самыми разнообразными информационными мультимедийными объектами.
При знакомстве учащихся с поэтами 19 века обязательно включаю в урок прослушивание звуковых фрагментов. Чтение стихотворений великих поэтов в исполнении выдающихся актёров Олега Даля, Михаила Казакова и др. делают урок интересным, а чтение увлекательным.
Видеозаписи обеспечивают эмоциональную насыщенность учебного материала. Формат DVD и наличие презентационного оборудования позволяет ребятам смотреть фрагменты художественных фильмов, поставленных по произведениям Гоголя, Толстого, Тургенева и др. Чаще всего мы делаем это после чтения и подробного анализа эпизода произведения. Сопоставление собственных представлений о героях с режиссерским вариантом помогает лучше понять идейно - художественное содержание произведения.
Большим подспорьем в работе являются Интернет - ресурсы. Вводные уроки по изучению жизненного и творческого пути писателя провожу в форме виртуальной экскурсии. Большой интерес вызвало у учащихся заочное путешествие на родину Лермонтова («Тарханы – родные всё места») и Шукшина («Путешествие в Сростки»). Фото видео - объекты создают наглядное представление о вехах жизненного пути того или иного писателя, о специфике его творчества. Материалы к урокам можно найти на сайте "Творческих учителей» «Билим – inhost»,"Блимдилер"
Кроме того, можно поучаствовать в работе сетевых сообществ. Так сетевое сообщество «ИКТ на уроках русского языка и литературы» представляет опыт работы с ИКТ на уроках учителей - словесников. Там же можно найти конспекты уроков, презентации по любой теме, поделиться своими разработками с коллегами.
Интерактивная доска Hitachi появилась в нашей школе несколько лет назад. Передо мной возникли вопросы: Как применить доску на уроке? Как ей пользоваться? Где найти готовые разработки?
Я столкнулась с проблемой практически полного отсутствия пособий для учителя, которые содержали бы не только описание технических возможностей доски, но и поурочные разработки по той или иной теме.
Большую помощь в работе мне оказали материалы, которые расположены на сайте творческих учителей в сетевом сообществе «Современный мультимедийный урок» в разделе «Урок с интерактивной доской».
начала мы использовали доску только для просмотра презентаций и видеофильмов по литературе.
Следующим этапом было создание интересных занимательных заданий по русскому языку. Обучение русскому языку в школе как раз та область, где интерактивная доска может принципиально изменить и методы работы, и её результаты. Сначала были занимательные задания к отдельным урокам русского языка в 6 классе.
Так, например, при подготовке к ЕНТ изучая тему «Буквы О и Ё после шипящих», учащимся было предложено задание: «Упакуй подарки!» (распредели шары по коробкам, вставь нужную букву), при этом на шарах были написаны самые разные слова на эту орфограмму (Щ…лка, понч…, капюш…н, харч…, реш…тка и др.), а на коробках соответственно буквы: О и Ё. Ученики выбирают слова, используя технологию Drag & drop (тащить и отпустить), и распределяют их по коробкам, при этом объясняя изученную орфограмму. В интересной форме ребята вырабатывают орфографический навык.
Зная, как трудно приходится учащимся учить словарные слова, я предложила им кроссворд «Словарные слова». Были включены такие слова как «надпись на конверте, указывающая на место, куда послано письмо» (адрес) или «группа людей, имеющая общие интересы, либо работающие вместе» (коллектив) и др. Ребята с большим удовольствием выходили к доске и записывали в нужные клеточки свои слова, при этом весь класс наглядно и на большом экране видел полученный результат.
При изучении темы «Фразеологизмы» учащимся предлагалось задание: «Восстанови фразеологизм», при этом в левом столбике было «начало» фразеологизма, а в правом – «конец». Учащиеся должны были найти соответствие и показать их стрелкой.
Два сапога пара, да оба в воду упали – Держался Авоська за Небоську и оба на левую ногу.
С применением интерактивной доски появляется возможность – дописывать текст, дорисовывать схемы поверх слайдов презентации, исправлять ошибки.
Эффективность данного вида работы состоит в увеличении объёма прорабатываемой информации и сокращения времени на его выполнение. С помощью интерактивной доски можно эффективно построить работу по закреплению и обобщению изученного материала.
В качестве примера приведу образцы заданий с использованием интерактивной доски по теме «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе». Учащимся 6 класса было предложено задание «Знаешь ли ты имена собственные и нарицательные».
Задание было построено по типу «Найди лишнее»:
1) Ярославль, река, Днепр.
2) Планета, Байкал, Лермонтов.
3) Венгрия, конь, Арамиль и др.
Ребята должны были щёлкнуть по «лишнему» слову и перетащить его на поле «третье лишнее».
Для того чтобы повторить такой признак имени существительного как склонение, учащиеся должны были разгадать тайну молчащей таблицы.
На слайде была представлена таблица, в строчках которой были пропущены названия склонений и их признаки. Ребятам предлагалось электронным пером вписать нужные названия в пустые строки.
Огромный интерес у учащихся вызвало следующее задание:
«Запиши названия предметов, изображённых на картинке, распределяя слова по типам склонения».
(По первой картинке можно было записать слова: лошадка – 1 скл., конь – 2 скл., лошадь – 3 скл.).
Нравятся ребятам задания, в которых нужно найти ошибки в окончаниях существительных. На интерактивной доске можно работать электронным пером красного цвета и быть на этом этапе урока «учителем».
Не буду останавливаться на технологии воспроизведения кроссвордов и ребусов, скажу только, что они тоже вызывают у учащихся большой интерес.
Интерактивная доска помогает сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, повышает эффективность обучения, способствует повышению мотивации учащихся.
Любая форма работы с использованием компьютера имеет серьёзные преимущества перед традиционными формами уроков, потому что обладает гораздо большими возможностями предъявления ученикам наглядных, звуковых средств, справочных материалов.
На мой взгляд, невозможно создать программное средство образовательного назначения, одинаково полезное всем учителям, ведь лучший продукт – это созданный самостоятельно, с учётом особенностей своего стиля работы.
Интернета. Разработка презентаций к урокам русского языка и литературы, лекций - презентаций, тренажеров для фронтальной работы, программ для самообучения учащихся и самоконтроля. Осуществление тестового контроля знаний обучающихся с использованием ПК. Оказание помощи учащимся при подготовке электронных презентаций, проектов.
. Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по - новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Рoint);
2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа «Фраза», "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
5) при возможности отказа от классно - урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, использование современных Интернет технологий;
7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т. д.).
При организации урока с использованием компьютера нужно продумывать и учитывать целый ряд факторов:
1) определение специфической методической цели урока и выбор соответствующей ей формы урока, приемов деятельности учителя и учащегося;
2) учет уровня подготовки класса по предмету и основным учебным и интеллектуальным умениям и навыкам, следовательно, необходимо использовать возможности дифференцированного обучения с использованием компьютерной программы;
3) особенности подготовки учителя к уроку с использованием мультимедийной и компьютерной программы по русскому языку и литературе;
4) организация деятельности учащихся и их взаимодействия с учителем; роль учителя на уроке;
5) развитие у учащихся интереса к данным предметам новыми для них средствами обучения и видами учебной деятельности;
6) организация контроля за деятельностью учащихся на уроке и усвоением ими учебного материала;
7) готовность учащихся к новому виду учебной деятельности, т. е. владение приемами работы с компьютером.
Конечно, необходимо более требовательно относиться к готовым компьютерным программам, к их месту на уроках, нужно видеть их сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки.
Задачи, стоящие перед учителем - словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей - предметников. По большому счету, наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.
Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь
Итоги использования компьютерных технологий таковы: повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);
осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
расширение объёма предъявляемой учебной информации;
обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.
Достигнутый образовательный результат:
1. Диагностика результатов обучения показала, учащиеся лучше усвоили тему, у них выше успеваемость, чем показатели по темам, изученным традиционным путем. По окончании изучения тем проводились срезовые работы, тестирование с целью выяснения уровня усвоения основных понятий
2. Повышение качества учебно - познавательной деятельности: средний балл по предмету вырос с 3, 6 до 4, 1
3. При изучении темы у школьников проявился рост мотивации к изучению темы, к саморазвитию и самообразованию. В результате беседы выявлено, что учащиеся научились решать тесты в Power Point, в программе test; создавать презентации и викторины по изученной теме (в Power Point). Решать тесты в любой программе необходимо учащимся, чтобы привыкнуть к тестовой ситуации, обрести уверенность к себе. Чтобы получить хорошие результаты в тестировании, необходимо приобрести опыт выполнения этой процедуры. Тестирование как форма контроля используется при сдаче ЕНТ, и подготовка к ЕНТ должна начинаться как можно раньше.
Составление презентаций, выполнение различных заданий на компьютере (работа с Интернет, электронными дисками, тесты, задания, викторины, кроссворды и др.) развивают навыки работы с компьютером, информацией. Ученики объясняют необходимость знания компьютерных технологий, так как наша современная жизнь протекает в условиях формирования единого информационного пространства, знание компьютера необходимо людям практически всех профессий.
4. При подготовке домашнего задания учащиеся пишут творческие работы, используя презентации.
на уроках русского языка и литературы
Применение учебных электронных изданий по литературе и русскому языку, ресурсов сети Интернета. Разработка презентаций к урокам русского языка и литературы, лекций - презентаций, тренажеров для фронтальной работы, программ для самообучения учащихся и самоконтроля. Осуществление тестового контроля знаний обучающихся с использованием ПК. Оказание помощи учащимся при подготовке электронных презентаций, проектов.
Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по - новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Рoint);
2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа «Фраза», "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
5) при возможности отказа от классно - урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, использование современных Интернет технологий;
7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т. д.).
При организации урока с использованием компьютера нужно продумывать и учитывать целый ряд факторов:
1) определение специфической методической цели урока и выбор соответствующей ей формы урока, приемов деятельности учителя и учащегося;
2) учет уровня подготовки класса по предмету и основным учебным и интеллектуальным умениям и навыкам, следовательно, необходимо использовать возможности дифференцированного обучения с использованием компьютерной программы;
3) особенности подготовки учителя к уроку с использованием мультимедийной и компьютерной программы по русскому языку и литературе;
4) организация деятельности учащихся и их взаимодействия с учителем; роль учителя на уроке;
5) развитие у учащихся интереса к данным предметам новыми для них средствами обучения и видами учебной деятельности;
6) организация контроля за деятельностью учащихся на уроке и усвоением ими учебного материала;
7) готовность учащихся к новому виду учебной деятельности, т. е. владение приемами работы с компьютером.
Конечно, необходимо более требовательно относиться к готовым компьютерным программам, к их месту на уроках, нужно видеть их сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки.
Задачи, стоящие перед учителем - словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей - предметников. По большому счету, наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.
Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем – словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.
Изменения, происходящие на современном этапе в образовательной системе Казахстана переход страны к информационному обществу привели к необходимости коренных преобразований в системе общего образования. Возникла потребность в быстром переходе к новым педагогическим технологиям, которые способны сформировать активную личность, обладающую общечеловеческой культурой, широким кругозором и мышлением.
С этой целью в современной школе активно внедряются информационно - коммуникационные технологии.
Перед учителем - словесником всегда возникает вопрос о целесообразности использования компьютера на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока.
В настоящее время имеется достаточное количество готовых программных продуктов по русскому языку и литературе. Но как, где и в каком объёме использовать эти материалы?
Очень часто в своей практике я использую CD - диски «Уроки литературы». Они располагают самыми разнообразными информационными мультимедийными объектами.
При знакомстве учащихся с поэтами 19 века обязательно включаю в урок прослушивание звуковых фрагментов. Чтение стихотворений великих поэтов в исполнении выдающихся актёров Олега Даля, Михаила Казакова и др. делают урок интересным, а чтение увлекательным.
Видеозаписи обеспечивают эмоциональную насыщенность учебного материала. Формат DVD и наличие презентационного оборудования позволяет ребятам смотреть фрагменты художественных фильмов, поставленных по произведениям Гоголя, Толстого, Тургенева и др. Чаще всего мы делаем это после чтения и подробного анализа эпизода произведения. Сопоставление собственных представлений о героях с режиссерским вариантом помогает лучше понять идейно - художественное содержание произведения.
Большим подспорьем в работе являются Интернет - ресурсы. Вводные уроки по изучению жизненного и творческого пути писателя провожу в форме виртуальной экскурсии. Большой интерес вызвало у учащихся заочное путешествие на родину Лермонтова («Тарханы – родные всё места») и Шукшина («Путешествие в Сростки»). Фото видео - объекты создают наглядное представление о вехах жизненного пути того или иного писателя, о специфике его творчества. Материалы к урокам можно найти на сайте "Творческих учителей» «Билим – inhost»,"Блимдилер"
Кроме того, можно поучаствовать в работе сетевых сообществ. Так сетевое сообщество «ИКТ на уроках русского языка и литературы» представляет опыт работы с ИКТ на уроках учителей - словесников. Там же можно найти конспекты уроков, презентации по любой теме, поделиться своими разработками с коллегами.
Интерактивная доска Hitachi появилась в нашей школе несколько лет назад. Передо мной возникли вопросы: Как применить доску на уроке? Как ей пользоваться? Где найти готовые разработки?
Я столкнулась с проблемой практически полного отсутствия пособий для учителя, которые содержали бы не только описание технических возможностей доски, но и поурочные разработки по той или иной теме.
Большую помощь в работе мне оказали материалы, которые расположены на сайте творческих учителей в сетевом сообществе «Современный мультимедийный урок» в разделе «Урок с интерактивной доской».
начала мы использовали доску только для просмотра презентаций и видеофильмов по литературе.
Следующим этапом было создание интересных занимательных заданий по русскому языку. Обучение русскому языку в школе как раз та область, где интерактивная доска может принципиально изменить и методы работы, и её результаты. Сначала были занимательные задания к отдельным урокам русского языка в 6 классе.
Так, например, при подготовке к ЕНТ изучая тему «Буквы О и Ё после шипящих», учащимся было предложено задание: «Упакуй подарки!» (распредели шары по коробкам, вставь нужную букву), при этом на шарах были написаны самые разные слова на эту орфограмму (Щ…лка, понч…, капюш…н, харч…, реш…тка и др.), а на коробках соответственно буквы: О и Ё. Ученики выбирают слова, используя технологию Drag & drop (тащить и отпустить), и распределяют их по коробкам, при этом объясняя изученную орфограмму. В интересной форме ребята вырабатывают орфографический навык.
Зная, как трудно приходится учащимся учить словарные слова, я предложила им кроссворд «Словарные слова». Были включены такие слова как «надпись на конверте, указывающая на место, куда послано письмо» (адрес) или «группа людей, имеющая общие интересы, либо работающие вместе» (коллектив) и др. Ребята с большим удовольствием выходили к доске и записывали в нужные клеточки свои слова, при этом весь класс наглядно и на большом экране видел полученный результат.
При изучении темы «Фразеологизмы» учащимся предлагалось задание: «Восстанови фразеологизм», при этом в левом столбике было «начало» фразеологизма, а в правом – «конец». Учащиеся должны были найти соответствие и показать их стрелкой.
Два сапога пара, да оба в воду упали – Держался Авоська за Небоську и оба на левую ногу.
С применением интерактивной доски появляется возможность – дописывать текст, дорисовывать схемы поверх слайдов презентации, исправлять ошибки.
Эффективность данного вида работы состоит в увеличении объёма прорабатываемой информации и сокращения времени на его выполнение. С помощью интерактивной доски можно эффективно построить работу по закреплению и обобщению изученного материала.
В качестве примера приведу образцы заданий с использованием интерактивной доски по теме «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе». Учащимся 6 класса было предложено задание «Знаешь ли ты имена собственные и нарицательные».
Задание было построено по типу «Найди лишнее»:
1) Ярославль, река, Днепр.
2) Планета, Байкал, Лермонтов.
3) Венгрия, конь, Арамиль и др.
Ребята должны были щёлкнуть по «лишнему» слову и перетащить его на поле «третье лишнее».
Для того чтобы повторить такой признак имени существительного как склонение, учащиеся должны были разгадать тайну молчащей таблицы.
На слайде была представлена таблица, в строчках которой были пропущены названия склонений и их признаки. Ребятам предлагалось электронным пером вписать нужные названия в пустые строки.
Огромный интерес у учащихся вызвало следующее задание:
«Запиши названия предметов, изображённых на картинке, распределяя слова по типам склонения».
(По первой картинке можно было записать слова: лошадка – 1 скл., конь – 2 скл., лошадь – 3 скл.).
Нравятся ребятам задания, в которых нужно найти ошибки в окончаниях существительных. На интерактивной доске можно работать электронным пером красного цвета и быть на этом этапе урока «учителем».
Не буду останавливаться на технологии воспроизведения кроссвордов и ребусов, скажу только, что они тоже вызывают у учащихся большой интерес.
Интерактивная доска помогает сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, повышает эффективность обучения, способствует повышению мотивации учащихся.
Любая форма работы с использованием компьютера имеет серьёзные преимущества перед традиционными формами уроков, потому что обладает гораздо большими возможностями предъявления ученикам наглядных, звуковых средств, справочных материалов.
На мой взгляд, невозможно создать программное средство образовательного назначения, одинаково полезное всем учителям, ведь лучший продукт – это созданный самостоятельно, с учётом особенностей своего стиля работы.
Интернета. Разработка презентаций к урокам русского языка и литературы, лекций - презентаций, тренажеров для фронтальной работы, программ для самообучения учащихся и самоконтроля. Осуществление тестового контроля знаний обучающихся с использованием ПК. Оказание помощи учащимся при подготовке электронных презентаций, проектов.
. Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по - новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Рoint);
2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа «Фраза», "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
5) при возможности отказа от классно - урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, использование современных Интернет технологий;
7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т. д.).
При организации урока с использованием компьютера нужно продумывать и учитывать целый ряд факторов:
1) определение специфической методической цели урока и выбор соответствующей ей формы урока, приемов деятельности учителя и учащегося;
2) учет уровня подготовки класса по предмету и основным учебным и интеллектуальным умениям и навыкам, следовательно, необходимо использовать возможности дифференцированного обучения с использованием компьютерной программы;
3) особенности подготовки учителя к уроку с использованием мультимедийной и компьютерной программы по русскому языку и литературе;
4) организация деятельности учащихся и их взаимодействия с учителем; роль учителя на уроке;
5) развитие у учащихся интереса к данным предметам новыми для них средствами обучения и видами учебной деятельности;
6) организация контроля за деятельностью учащихся на уроке и усвоением ими учебного материала;
7) готовность учащихся к новому виду учебной деятельности, т. е. владение приемами работы с компьютером.
Конечно, необходимо более требовательно относиться к готовым компьютерным программам, к их месту на уроках, нужно видеть их сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки.
Задачи, стоящие перед учителем - словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей - предметников. По большому счету, наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.
Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь
Итоги использования компьютерных технологий таковы: повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);
осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
расширение объёма предъявляемой учебной информации;
обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.
Достигнутый образовательный результат:
1. Диагностика результатов обучения показала, учащиеся лучше усвоили тему, у них выше успеваемость, чем показатели по темам, изученным традиционным путем. По окончании изучения тем проводились срезовые работы, тестирование с целью выяснения уровня усвоения основных понятий
2. Повышение качества учебно - познавательной деятельности: средний балл по предмету вырос с 3, 6 до 4, 1
3. При изучении темы у школьников проявился рост мотивации к изучению темы, к саморазвитию и самообразованию. В результате беседы выявлено, что учащиеся научились решать тесты в Power Point, в программе test; создавать презентации и викторины по изученной теме (в Power Point). Решать тесты в любой программе необходимо учащимся, чтобы привыкнуть к тестовой ситуации, обрести уверенность к себе. Чтобы получить хорошие результаты в тестировании, необходимо приобрести опыт выполнения этой процедуры. Тестирование как форма контроля используется при сдаче ЕНТ, и подготовка к ЕНТ должна начинаться как можно раньше.
Составление презентаций, выполнение различных заданий на компьютере (работа с Интернет, электронными дисками, тесты, задания, викторины, кроссворды и др.) развивают навыки работы с компьютером, информацией. Ученики объясняют необходимость знания компьютерных технологий, так как наша современная жизнь протекает в условиях формирования единого информационного пространства, знание компьютера необходимо людям практически всех профессий.
4. При подготовке домашнего задания учащиеся пишут творческие работы, используя презентации.
Жаңалықтар
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
Мангистауская область, город Актау, преподаватель русского языка Мангистауского гуманитарного колледжа Симбирцева Надежда Виньяминовна
Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках химии
Булекенова Динара Базарбаевна учитель химии ГУ «Средняя школа №63» г. Астана
Возможности использования информационно - коммуникационных технологий на занятиях русского языка
Управление образования г. Астаны ГККП "Колледж транспорта и коммуникаций" Преподаватель Хайруллина С. М
Эффективность использования мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы
Джолымбетова Айман Сериковна Учитель русского языка и литературы средней школы № 47 г. Тараз
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство управления процессом повышения эффективности урока (доклад)
Джолымбетова Айман Сериковна Учитель русского языка и литературы средней школы №47 города Тараз
Мини-проект "Игра как вид деятельности на уроке русского языка"
Выявить педагогические условия эффективной организации нетрадиционных форм закрепления изученного материла на уроках русского языка. Показать степень эффективности нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках русского языка в
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.