Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника
Атырау қаласы
№24 “Бақытты балалық шақ»
Купбосинова Аида Ахметовна
методист
«Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника»
Семья - социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный психолог Л. С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития.
Именно в семье ребенок ежедневно видит вокруг себя живую действительность и непосредственно участвует в ней. Общение в семье построено на любви, семейное воспитание не имеет границ. В том же время семья может выступать и отрицательным фактором воспитания. На ребенка негативно влияют ссоры, конфликты родителей, непоследовательность, плохой пример. Взрослые допускают промахи в воспитаний: относятся к ребенку как своей уменьшенной копии, часто несправедливы к детям, используют физические наказания и другое. К типичным ошибкам можно отнести и отсутствие единства требований к детям, когда один взрослый хочет от ребенка одно, другие - другое. Непоследовательность заключается в том, что эти требования зависят от минутных настроений родителя.
Родители нуждаются в помощи со стороны специалиста, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности.
Таким образом, воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере.
Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т. д. Здесь могут оказать профессиональную помощь специалисты - педагоги дошкольных учреждений.
Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах, организации предметно - игровой среды, подготовке его к обучению в школе и др. Они хотят получить ответ на вопрос: «Как поступить в том или иное случае?» Всем родителям необходимы педагогические знания с рождением ребенка они вынуждены овладеть профессией воспитателя. Педагоги детских садов - профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Есть родители, приобретающие педагогическую литературу или выписывающие периодические издания, некоторые родители могут получить необходимую информацию через Интернет, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт закаливания детей, семейного чтения и т. д. Наряду с формированием мышления ребенка необходимо развивать его память, внимание, воображение, восприятие, речь. Знакомство с окружающим миром – первый шаг умственного развития ребенка, поэтому рекомендуем родителям проводить с детьми наблюдения, беседы, дать ребенку почувствовать себя первооткрывателем. Вместе с ребенком наблюдать за облаками, находить в них сходство с фигурками людей и животных. Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные формы общения педагогов с родителями дошкольников, суть которых обогатить их педагогическим знаниями.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно - информационные. К коллективным формам относятся собрания, конференции «Круглый стол» и др. К выступлению на собраниях подключаем специалистов детского сада (медсестр, психолог), а также специалисты среди родителей (педиатр, библиотекарь и др.) Было проведено общее родительское собрание на тему в котором принимали участие только папы дошкольников.
Девиз собрания: «Один отец значит больше, чем сто учителей». К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей. Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Отдельную группу составляют наглядно - информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказываются практическую помощь семье. Это стенды, ширмы, папки - передвижки, выставки детских работ. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Ток - шоу», «День семьи». Организуем выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», выставку рисунков «Моя семья», досуги «Мама, папа, я – спортивная семья», «Семейные карнавалы». В каждой группе в уголке родителей есть рубрики: «Это интересно знать» и др.
Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. К нетрадиционным формам работы можно отнести: информационно - аналитические, досуговые, познавательные, наглядно - информационные. Основной задачей информационно - аналитических форм организации общения с родителями является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличие у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого - педагогической информации. Досуговой формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и др. Также для активизации родителей используются игровые методы. Например, педагог бросает родителям мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос. Например: «Что вас радует в ребенке?». Родителям можно дать игрушечный микрофон (предмет, его заменяющий) и пустить по кругу, они будут высказывать свое мнение. К методам активизации относится просмотр видео - роликов с записью занятий, различных режимных моментов. Особенно это актуально в группах раннего возраста, так как родителям не могут посещать открытые занятия. Родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике, проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию. Бывает так, что и знания у родителей есть, но они не могут ими воспользоваться в силу различных причин: отсутствия терпения, такта, ожидания мгновенных результатов, недоучета индивидуальных особенностей детей отсутствие единства требований к детям. Важно формировать у них умения применять полученные знания, связывать теорию и практику. Под высоким уровнем педагогической подготовленности родителей мы подразумеваем совокупность педагогических знаний, умений и навыков, потребность воспитывать детей грамотно.
№24 “Бақытты балалық шақ»
Купбосинова Аида Ахметовна
методист
«Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника»
Семья - социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный психолог Л. С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития.
Именно в семье ребенок ежедневно видит вокруг себя живую действительность и непосредственно участвует в ней. Общение в семье построено на любви, семейное воспитание не имеет границ. В том же время семья может выступать и отрицательным фактором воспитания. На ребенка негативно влияют ссоры, конфликты родителей, непоследовательность, плохой пример. Взрослые допускают промахи в воспитаний: относятся к ребенку как своей уменьшенной копии, часто несправедливы к детям, используют физические наказания и другое. К типичным ошибкам можно отнести и отсутствие единства требований к детям, когда один взрослый хочет от ребенка одно, другие - другое. Непоследовательность заключается в том, что эти требования зависят от минутных настроений родителя.
Родители нуждаются в помощи со стороны специалиста, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности.
Таким образом, воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере.
Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т. д. Здесь могут оказать профессиональную помощь специалисты - педагоги дошкольных учреждений.
Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребенка, задачах воспитания, методах, организации предметно - игровой среды, подготовке его к обучению в школе и др. Они хотят получить ответ на вопрос: «Как поступить в том или иное случае?» Всем родителям необходимы педагогические знания с рождением ребенка они вынуждены овладеть профессией воспитателя. Педагоги детских садов - профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Есть родители, приобретающие педагогическую литературу или выписывающие периодические издания, некоторые родители могут получить необходимую информацию через Интернет, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт закаливания детей, семейного чтения и т. д. Наряду с формированием мышления ребенка необходимо развивать его память, внимание, воображение, восприятие, речь. Знакомство с окружающим миром – первый шаг умственного развития ребенка, поэтому рекомендуем родителям проводить с детьми наблюдения, беседы, дать ребенку почувствовать себя первооткрывателем. Вместе с ребенком наблюдать за облаками, находить в них сходство с фигурками людей и животных. Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные формы общения педагогов с родителями дошкольников, суть которых обогатить их педагогическим знаниями.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно - информационные. К коллективным формам относятся собрания, конференции «Круглый стол» и др. К выступлению на собраниях подключаем специалистов детского сада (медсестр, психолог), а также специалисты среди родителей (педиатр, библиотекарь и др.) Было проведено общее родительское собрание на тему в котором принимали участие только папы дошкольников.
Девиз собрания: «Один отец значит больше, чем сто учителей». К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей. Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Отдельную группу составляют наглядно - информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказываются практическую помощь семье. Это стенды, ширмы, папки - передвижки, выставки детских работ. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Ток - шоу», «День семьи». Организуем выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», выставку рисунков «Моя семья», досуги «Мама, папа, я – спортивная семья», «Семейные карнавалы». В каждой группе в уголке родителей есть рубрики: «Это интересно знать» и др.
Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. К нетрадиционным формам работы можно отнести: информационно - аналитические, досуговые, познавательные, наглядно - информационные. Основной задачей информационно - аналитических форм организации общения с родителями является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличие у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого - педагогической информации. Досуговой формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и др. Также для активизации родителей используются игровые методы. Например, педагог бросает родителям мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос. Например: «Что вас радует в ребенке?». Родителям можно дать игрушечный микрофон (предмет, его заменяющий) и пустить по кругу, они будут высказывать свое мнение. К методам активизации относится просмотр видео - роликов с записью занятий, различных режимных моментов. Особенно это актуально в группах раннего возраста, так как родителям не могут посещать открытые занятия. Родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике, проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию. Бывает так, что и знания у родителей есть, но они не могут ими воспользоваться в силу различных причин: отсутствия терпения, такта, ожидания мгновенных результатов, недоучета индивидуальных особенностей детей отсутствие единства требований к детям. Важно формировать у них умения применять полученные знания, связывать теорию и практику. Под высоким уровнем педагогической подготовленности родителей мы подразумеваем совокупность педагогических знаний, умений и навыков, потребность воспитывать детей грамотно.
Жаңалықтар
Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями
Опыт работы ясли сада «Карлыгаш» с особенными детками и их родителями пока не очень велик. Но даже этот непродолжительный опыт с родителями показал, что в семьях, часто родители допускают ошибки при воспитании детей.
Взаимодействие с родительской общественностью на основе партнерства и сотрудничества
Ведущей целью взаимодействия детского образовательного учреждения (ДОУ) с семьей является создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности
Укрепление взаимодействия школы и семьи в воспитании детей
Жамбылская область, Шуйский район, с. Конаева, СШ имени Толе - би Абидова Ляля Мустафаевна
Родители и их роль в воспитании детей
ГККП«Строительно - технический колледж» Бегалинова Наталья Андреевна - преподаватель самопознания
Духовно - нравственное воспитание учащихся начальных классов
Ақтөбе облысы, Шалқар қаласы, № 5 орта мектебінің оқу ісі орынбасары Қали Раушан Досымқызы
«Правовая культура человека: Семья и общество»
Ермуханова Нуржамал Амирхановна психолог средняя школа №5 г. Шалкар, Актюбинская область
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.