Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Спеши творить добро, спеши! ( О неисчерпаемости таланта МукагалиМакатаева)

04 мам 2015, Дүйсенбі
Категориясы: Оқушыларға
Мангистауская область, город Жанаозен, средняя школа № 15
Научный руководитель: Дарбаева Гульсум Нурмуханбетовна,
учитель русского языка и литературы сш.№ 15
Автор научной работы: Тойлыбаев Акжол, ученик 11 класса

Тема: «Спеши творить добро, спеши!»( О неисчерпаемости таланта МукагалиМакатаева )
Секция: Литература
План

І. О неисчерпаемости таланта Мукагали Макатаева
ІІ. 1. Вдохновенный певец родной земли.
2. Любовь, воспетая в стихах, воспламеняющая воображение.
3. О назначении поэта и поэзии.
4. Философская лирика.
ІІІ. Макатаев - поэт, пришедший воспеть жизнь.

Поэзия МукагалиМакатаева особенно
актуальной становится именно сейчас,
когда народ суверенного Казахстана
начинает осознавать себя, свою
культуру и историю. И не только наши
руда и пшеница понадобятся на
экспорт, но и музыка, живопись,
литература. Народы Земли захотят
больше узнать о нас, о казахском
народе. Нам есть что предложить.
Рядом с именами Махамбета
Утемисова, Абая Кунанбаева,
МухтараАуэзова, Олжаса Сулейменова
по праву стоит имя Мукагали
Макатаева.

(О. Жанайдаров)

МукагалиМакатаев – яркая страница казахской поэзии 60 - 70 - х годов ХХ века.
Он ворвался в литературу подобно огненной молнии, всех ослепив. Он любил бурю, грозу, потрясения. Они постоянно в его стихах. Переломные состояния души близки ему. Он как бы проверял свой характер, свои чувства на излом, на прочность. Он спешил, словно предвидел, что жить ему мало,- он умер в 45 лет. «Я сам себя опережал!»- признавался поэт, и каждое его стихотворение - как последнее.
Вот что писала одна из переводчиков поэта В. Никулина: «Есть такой фокус: незначительный стихотворец может иногда блистать при жизни, но едва уйдет из жизни – блеск его погаснет. А значение истинного поэта увеличивается, чем больше проходит времени после его смерти. И он вырастает наконец в недосягаемую вершину, какой родился на свет. Такой величиной стал для меня МукагалиМакатаев».
Поэт родился 9 февраля 1931 года в селе Карасаз в живописном горном районе Казахстана, на границе с Китаем и Киргизией, вблизи вечного стража казахской земли – одной из величайших горных вершин Хан Тенгри, что в переводе с древнетюркского означает «Властелин духов». Воздух там чист, весенние пастбища зелены, речушки быстры и прозрачны.
В предвечерние часы коричневые и красные холмы предгорий приобретают мягкие очертания, спадает жара, и горячее солнце высокогорья уплывает в далекую степь, на запад. Это надо увидеть, почувствовать, чтобы уже никогда не забыть.
Заповедная красота Карасаза стала источником поэтическогодараМукагали. Как он воспевал «счастливый край» своего детства: «Мой Карасаз! Моё невысказанное чувство, Ты счастье, которое я искал!»
Карасаз - малая родина Макатаева, помогавшая ему в самые трудные минуты жизни. Она дала ему крылья и предначертала судьбу поэта: «Пой обо мне», - словно просила тёмная вода, «Пой обо мне»,- словно просил густой камыш.
Полное имя поэта – Мухаметкали, но его с детства ласково называли Мукагали, считая, что бремя ответственности (нелегко носить имя Пророка) может осложнить жизнь маленького ребёнка. У молодых родителей Макатаевых, Сулеймена и Нагиман, он был первым из троих детей.
Отец поэта, скромный и работящий человек, за год до войны стал председателем колхоза. Первоначально детство Макатаева было безоблачным. В стихотворении «Родная земля», обращаясь к Карасазу, он так вспоминает о нём: «Коня, сделанного из прутика, я оседлал, я рыбу ловил, В реке и лесах твоих резвился». Только шалости и проказы, связанные с ощущениями детства, могли оставить счастливый след в душе человека, уже ставшего взрослым: «Мы были босоногими детьми, когда гоняли коз, Когда кидали в окна камни». Макатаев любил мир детства и искренне тосковал по нему: «О детские годы мои, соскучился я по вас!» И именно воспоминания о детстве породили многие образы его поэзии:

Смотри, плача и рыдая, детство стоит
На обрыве, с которого мы прыгали в воду.

Война всё изменила в жизни Мукагали. Ему было 10 лет, когда отец ушёл на фронт, и все тяготы жизни легли на плечи подростка.
Тяготы войны полностью испытал Макатаев, в автобиографии он писал так: «У меня и моих сверстников не было детства, потому что шла война... Нас были миллионы. Миллионы детей без детства.»
В поэме «Бала шақтан - болашаққа» он повторяет несколько раз, что он не был участником войны, но они – дети военных лет, ничем не хуже солдат.

«Жо, жоқ, жолдас!
Біз соғысты көргембіз!
Аты солдат болмағанмен, солдаттардан кем бе біз?
Қызыл аяқ партизандар - қырдан масақ тергенбіз,
Қалтамызды қағып тұрып, қан майданға бергенбіз...»
(«Бала шақтан - болашаққа»)

Біле жатар білгендер,
(Білмегендер, білмеңдер...)
Нардың жүгін көтердік,-
Боталар мен інгендер.

Отец Мукагали погиб в первый же год войны, где - то в зимних лесах Подмосковья. И с тех пор Мукагали не забывал, что он – «солдатом зажжённый огонь»,- не имеет права просто так погаснуть и исчезнуть. Может быть, именно в этот момент к нему пришло неосознанное понимание бессмертия, воплотившееся позже в творчестве.
По воспоминаниям матери поэта, в 14 - летнем возрасте он серьёзно увлёкся поэзией. Вдохновение он черпал из окружающего мира и из книг. Мукагали очень любил читать Абая Кунанбаева, М. О Ауэзова, С. Сейфуллина, Г. Мусрепова. Прекрасно зная русский язык, запоем читал русскую литературу, особенно поэзию Пушкина, Есенина, Блока. Из зарубежной литературы интересовался творчеством Гёте, Дюма, Гейне, Байрона, но предпочтение отдавал Бальзаку, Лондону и Шекспиру. В одном из писем Макатаев признаётся: «Да, я люблю литературу. Превыше неё для меня ничего нет».
В 1948 году он закончил в Нарынколе школу - интернат. Он несколько раз успешно поступал в институты: на филологический факультет КазГУ, затем в институт иностранных языков и вновь КазГУ, но уже на юридический факультет. В 1973 году он стал студентом Литературного института имени М. Горького в Москве, но по семейным обстоятельствам оставил учёбу. Лёгкость, с которой Макатаев поступал в высшие учебные заведения, свидетельствует о его огромных способностях, а желание получить образование о стремлении к знаниям. Возможно, это связано и с отцовским наказом, который навсегда остался в сердце Мукагали: быть не только опорой бабушке Тиын, матери, младшим братьям, но и обязательно учиться (стихотворение «Наказ отца»).
Шли годы. Он становится корреспондентом районной газеты «Советская граница», в которой и были опубликованы его первые стихи.
Мукагали рано женился. Это событие произошло весной 1949 года. Со своей будущей женой ЛашынАлимжановой он познакомился в ауле Шибут, где он в то время работал. Появились дети: Ляззат, Майгуль, Жулдыз, Айбар, Алмагуль, Шолпан.
Уже в юности Алма - Ата стала городом поэта. Природный дар - дикторский голос привел Мукагали на Казахское радио. Работал два года журналистом в редакции газеты «Социалистік Қазақстан».
Время застоя... 70 - е годы. Макатаев не может издать свои книги. Но пишет, потому что не может не писать:

Я сердце ношей отягчил
И превратился в призрак бледный.
Не знаю, где возьму я сил
Для этой страсти безответной!..

Ноша, которой поэт отягчил свое сердце, - быть поэтом.
А что значит быть поэтом?
Об этом Мукагали Макатаев написал так:

Талант. Талант с образованием и эрудицией.
1. Совесть, чтобы стыдиться перед собой, перечитывая свои слабые вещи.
2. Простота. Пусть не гениальная, как у Пушкина и Абая, но просто человеческая, чтоб быть понятым другими. Не умничать, не рассуждать, а воспевать.
3. Интуиция. Чего не видят другие, увидеть и познать.
4. Труд, чтоб постоянно совершенствоваться.
5. Дух. Всегда держать себя духовно богатым.

Только духовно богатый человек мог написать такое стихотворение, как «Спеши!». Оно написано незадолго до смерти поэта, в нем строки, обращенные ко всем людям:

Считают годы лишь невежды.
Считай дела! Считай надежды!
Спеши творить добро,
Спеши!

Мне очень близки и понятны стихи Мукагали Макатаева.
Ведь они так актуальны в наше тревожное время. Особенно сейчас, когда волна терроризма захлестнула наш общий дом – нашу планету.
Мы не можем без боли читать такие стихи, как «Реквием Моцарта». Это обращение от имени детей - сирот, это протест против насилия:

Нас мороз обжигает лютый,
Отогрейте нас добрым словом.
Этот мир, что холодом скован,
Оживите, добрые люди!
Никого не обидим зря.
Никому не желаем зла.
Мы – сироты, сироты!
Жаждем
Справедливости и добра.
Над холодной печалью гроба
Нам чужды обида и злоба,
Ибо людям любых широт
Нынче время стоять бок о бок
Ради всех на земле сирот!

Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
12 656
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Ф. И. Тютчев - певец природы
Ф. И. Тютчев - певец природы
Формирование интереса к творчеству Ф. И. Тютчева; развитие аналитического мышления; развитие речи учащихся, развитие познавательных умений; воспитание доброты, любви к родной природе
Моё призвание – воспитывать молодёжь
Моё призвание – воспитывать молодёжь
Мангистауская область, Мунайлинский район, Средняя школа №6 Учитель русского языка и литературы Копбосынова Райхан Ондасыновна
Русские поэты о родной природе
Русские поэты о родной природе
Дарбаева Гульсум Нурмуханбетовна - учительница сш №15, г. Жанаозен
Нестандартные формы обучения на уроках русского языка и литературы
Нестандартные формы обучения на уроках русского языка и литературы
Лингвистичекая школа гимназия №34, город Атырау Учитель русского языка и литературы Таженова Светлана Суинбаевна
Поэт березовой Руси (С. Есенин)
Поэт березовой Руси (С. Есенин)
Актюбинская область, Уилский район, Уилская казахская средняя школа учитель русского языка и литературы Атагалиева Лариса Амановна
Диалектная речь переселенцев – кержаков района Алматинской области
Диалектная речь переселенцев – кержаков района Алматинской области
Алматинская область, Райымбекский район, село Жаланаш, школа имени Ж.Ермегияева Бейсенбай Балжан, ученица 11-го класса Научный руководитель: Жакашева Р.Ш., учитель русского языка и литературы. Секция: этнокультура и литература
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×