Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Поэт березовой Руси (С. Есенин)

17 сәуір 2013, Сәрсенбі
Урок по литературному чтению в 7 классе «А»

Тема: «Поэт березовой Руси» (С. Есенин)
Стихотворение «Берёза».
Цель: показать, как Есенин выразил свою любовь к Родине, к природе; привить любовь к родной земле.
Тип: нестандартный
Метод: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.
Оборудование: портрет С. Есенина, картина, магнитофон.

Ход урока:
І. Организационный момент урока: проведение психологического момента с целью настроя учеников на урок.

ІІ. И так, ребята, сегодня мы завершаем раздел по литературе под названием «Художественный образ в лирике» русских поэтов.
Чтобы убедиться, насколько вы хорошо усвоили данный материал, хочу провести игру Угадай – ка, из каких произведений эти строчки:
1) Улыбкой ясною природа; сквозь сон встречает утро года.
2) Уж тает снег, бегут ручьи.
3) Облака делить не стали.
4) Серебрится река, серебрится ручей.
5) В голубых небесах; ярко пышет заря.
6) Лишь в бору поникли ели.

ІІІ. Переход к новой теме: Каждый человек, рожденный на земле, делает себя ежеминутно, ежечасно, ежедневно массу открытий: солнце греет, трава зеленая, весна сменяет зиму, добро побеждает зло. Наверняка и вам приходилось открывать для себя что - то необычайно интересное и удивительное. Вот и сегодня я хочу пригласить вас в мир открытий. Вы познакомитесь с творчеством замечательного русского поэта С. Есенина.

Выходят девочки с ветками берез на руках, рассказывают биографию С. Есенина.
- Итак, ребята, мы только что послушали биографию С. Есенина.

ІV. Тема нашего урока: Поэт березовой Руси».
С. Есенин. Стихотворение «Береза».
Цель нашего урока – открыть творчество талантливого поэта, познакомить вас со стихотворением «Береза».
- Ребята, что вы знаете об Есенине? (поэт, певец русской природы, художник слова, добрый, природа любитель, патриот)
Учитель: читаю стихотворение «Береза».
1. О чем это стихотворение?
2. Какие строчки говорят об этом?
3. Какие слова и выражения помогли автору показать березу, как живую? Как они называются? (олицетворение)
4. Какая береза?
Составить кластер к слову береза:
БЕРЕЗА

живая
белая
сонная
сверкающая
снежная
пушистая

- Почему она живая? С кем сравнивает поэт березу?
Как называется такой художественный прием?

V. – А теперь, ребята, я приглашаю вас в зимний парк. Закройте глаза. Что мы увидим в парке?
- Березу, ель, снежные шапки на деревьях?
Остановим свой взор на березе. Что делает береза в зимнем парке?
Она грустит, печалится, качается, стоит, волнуется, шепчется?
- Какая береза?
Одинокая, красивая, молодая, нежная, чистая, яркая.

VI. Составление синквейнов к слову береза.
1. Береза.
2. Белая, снежная.
3. Стоит, качается, улыбается.
4. Береза – это чудо природы.
5. Краса.

1. Береза.
2. Нежная, зеленая.
3. Грустит, печалится, стоит.
4. Я люблю Есенинскую березу.
5. Чудо – природу.

VIІ. – Вот мы познакомились со стихотворением С. Есенина «Берёза», еще какие стихи Есенина вы знаете?
Поэтическая композиция:
- ученик «Поет зима - аукает»...
1. В этом стихотворении какие художественные средства использует Есенин?
- ученик «Эта улица мне знакома».
2. А в этом стихотворении как он описывает природу?
- ученик «Низкий дом с голубыми ставням».
1. Какие слова употребляет Есенин для раскрытия природы?
- ученик «Несказанное, синее, нежное».
«Шаганэ».
«Спит ковыль»
«Синий туман. Снеговое раздолье».
«Не жалею, не зову, не плачу».
«Метелица»
«Ночь»

- Учитель: Что же хотел выразить С. Есенин, показывая образ природы? (образ Родины)
- Учитель: Что такое Родина?
- Учитель: Подберем синонимы отечество, отчизна, родная страна, Отан.

- А какая же наша Родина?
- Наша Родина богата озерами, необъятными степями.
- Учитель: А кто из русских писателей так ярко описывал природу?
- Учитель: Правильно дети.
А кто из казахских писателей так ярко описывал природу? (Абай)
- Какое из стихотворений Абая так ярко напоминает стихотворение Есенина «Ночь».

Ученик хором поют песню «Желсіз түнде жарық ай».

VIІІ. Обобщение урока: Таким образом С. Есенин в своих стихах показал очень красивую природу Руси.
Белая береза! Какое красивое, какое милое дерево береза.
Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, образов, сравнений. Береза это воистину крестьянское дерево: в ней есть все: и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и холщовая рубаха и даже молоко, которое пьют на всей земле. Вот какова Есенинская береза, Есенинская природа!
Кстати, а какое значение имеют деревья, да та же Есенинская береза, в частности? Свяжем с экологией (выделяют кислород, очищают воздух).

- Учитель: Как мы должны относиться к деревьям, к природе?
Сейчас посмотрите сценку и ответите на этот вопрос.

ІХ. Ученики разыграют сценку; беседа по данному сюжету.
Учитель: Какова основная мысль данного сюжета?
Почему мы должны бережно относиться к природу?
Какой бы конец вы придумали для этого рассказа?
Это будет вашим домашним заданием.

Х. Заключение новой темы:
- Учитель: Каждый из нас должен беречь природу, не ломать зеленые насаждения, не истреблять животных. Каждое поколение людей должно оставить следующему поколению большое наследство. А мы, наше поколение, открывает для себя в Есенине нечто близкое и дорогое, потому что его поэзия рождена любовью к человеку. Вот какое богатое наследство оставил Есенин после себя!
Стихи Есенина напевны, читаются легко. В его стихах столько смысла. Почти во всех его стихах образно, ярко он показывает природу, образ Русы.
«Отговорила роща золотая...»
ХІ. Комментарий оценок.
ХІІ. Домашнее задание: выучить «Березу» наизусть.
2 000
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Стихотворение С. А. Есенина Письмо матери
Стихотворение С. А. Есенина Письмо матери
Как известно, в мировой литературе существует несколько устойчивых тем, которые повторяются из века в век в творчестве самых разных писателей и поэтов. Среди них – тема Родины, любви, природы, женщины в целом и женщины - матери в частности.
Стихотворение С. Есенина «Береза»
Стихотворение С. Есенина «Береза»
Познакомить с творчеством С. Есенина, сформировать умения и навыки находить изобразительно - выразительные средства языка.
Русские поэты о родной природе
Русские поэты о родной природе
Дарбаева Гульсум Нурмуханбетовна - учительница сш №15, г. Жанаозен
Стихотворение Сергей Есенина «Берёза»
Стихотворение Сергей Есенина «Берёза»
Актөбе облысы, Байғанин ауданы, Жаңатаң орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Айнур Тулеуова Жумабаевна
Есенин – чудо поэзии
Есенин – чудо поэзии
Маңғыстау облысы, Бейнеу ауданы, Сарға ауылында "Жанкелдин орта мектебі" ММ-де орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Халиманова Қамажай Шаңдықызы
А.С.Пушкин «Зимнее утро»
А.С.Пушкин «Зимнее утро»
Атырау қаласы, Амангелді селосы, Амангелді орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Кошкельдеева Гульфайрус Мұратқызы
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×