Изменение причастий
Цель: усовершенствовать знаний учащихся о причастий, ознакомить учащихся с особенностями склонения причастий, повторение и закрепление пройденного о морфологии. Отработать навыки правописания окончаний причастий, повторить признаки прилагательных и глаголов у причастий, развить навыки устной и письменной речи учащихся.
Привить глубокую любовь к детскому писателю А. П. Гайдару и интерес к русскому языку.
Наглядность: таблица, раздаточный материал, интерактивная доска.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
І. Организационный момент.
ІІ. Проверка домашнего задания.
- Ребята, в школе продолжается Неделя русского языка. И сегодня в нашем классе представители 7 класса – знатоки русского языка.
Сегодня мы узнаем, кто из вас самый лучший, находчивый, остроумный любитель русского языка. Итак дерзайте, думайте, размышляйте.
Карточка 1
1. Чо такое спряжение?
2. Изменить глагол по лицам: читать, учить.
Карточка 2
1. Назовите время глагола.
2. Определите спряжение следующих глаголов: читать, писать, играть, ехать, лететь.
- А теперь, ребята, ответим на вопросы:
1. Что означает глагол?
2. Назовите времена глагола. Приведите примеры.
3. Сколько наклонений имеется в русском языке? Назовите их.
4. На какой вопрос отвечает глагол совершенного вида?
5. На какой вопрос отвечает глагол несовершенного вида?
6. Как изменяются, глагол прошедшего времени?
7. Что такое причастие?
8. Является ли причастие самостоятельной частью речи?
9. Каким членом предложения является причастие и прилагательное?
ІІІ. Обобщение и переход к новой теме:
Женя встала, откинула волосы, одернула помятый сарафанчик, взяла со стола ключ, неотправленную письму и хотела бежать.
Ребята, вы знаете, кто такой А. П. Гайдар?
А. П. Гайдар детский писатель. Он любил детей и написал для них рассказы. Все дети любили его, все мальчики были от него без ума.
Первая публикация относятся в 1925 году. В журнале «Звезда» была напечатана его повесть «В дни поражений и побед». Успеха она не принесла.
Псевдонимом «Гайдар»(тюркское слово –«всадник, скачущий впереди»), Голиков впервые подписал новеллу «Угловой дом», созданную в 1925 г. В Перми.
В середине 1938 году Гайдар поселяется в Клину в доме Чернышовых. Гайдар женится на дочери Чернышова – Доре Матвеевне, и удочеряет ребенка супруги – девочку Женю, имя которой вместе с именем своего сына дает главным героям знаменитой повести «Тимур и его команда». Вскоре на экране страны по киносценарию Гайдара выходит кинофильм «Тимур и его команда» (реж. А.Е.Разумного), рассказывающий о смелом и отзывчивом мальчике - пионере Тимуре Гараеве и его друзьях, помогавших семьян фронтовиков.
Словарная работа:
Псевдоним - вымышленное имя, которое иногда принимают писатели и
артисты.
Всадник – тот, кто едеть верхом.
Работа над текстом:
1. Найдите из текста причастие, определите род, число и падеж причастии.
Скачущий всадник, созданную новеллу, рассказывающий кинофильм, о помогавших друзьях.
Причастия образуются от глаголов с помощью суффиксов – ущ - (- ющ -), – ащ (- ящ -), – вш -,- ш, - ем -, - им -, - енн -, - нн -,- т.
Например: играть – играющий(наст. в) – игравший(пр. в), читать – читающий – читавший(пр. в)
освещать – освещаемый(наст. в)- освещенный(пр. в), определить – определяемый(наст. в) – определенный(пр. в).
- Ребята, обратите внимание на таблицу:
И. п. читающий ученик, хороший ученик
Р. п. читающего ученика, хорошего ученика
Д. п. читающему ученику, хорошему ученику
В. п. читающего ученика, хорошего ученика
Т. п. читающим учеником, хорошим учеником
П. п. о читающем ученике, о хорошем ученике
- Как изменяется причастие?(ответы учеников). Назовите признаки прилагательного у причастий?
Задание № 2
Найдите причастие и укажите падеж.
Перед рассветом выпала мертвая пороша. Так называют охотники выпавший ночью густой снег. Сорванные трава мы сушим в книгах. Шум отворяемой двери отвлек ее внимание.
Задание № 3
От данных глаголов образуйте причастие и согласуйте с существительным. Запишите словосочетание в тетрадь.
Сказать, создать, сыграть, получить, услышать, отвлечь, построить, разбить.
Творческое задание: Представьте, что вы фокусники. Ваша волшебная палочка – причастие. С его помощью вы можете сделать так, чтобы вместе одного слова получилось два или более слов.
Писать, любить, играть, уважать, лечить, падать, одевать, сорвать, напоминать, отправить.
Выполнение теста:
Определите действительные причастие с буквой – д, страдательные причастие с буквой - с.
Заходящего солнца, отнятая игрушка, выученый урок, услышанную мелодию, разбитое стекло, опавщими листьями, летящий шарик, лающая собака, зависимое слово, наступающий праздник.
Запишите словосочетания в форме родительного, дательного, творительного, предложного падежей.
Зеленеющее поле, пойманная рыба, сидящий старик, лающая собака.
- Подберите прилагательные и причастия к данным существительным.
Рыба, собака, яблоко.
Игра: Кто быстрее?
Что такое причастие?
Назовите основные признаки глагола у причастий?
Как отличить причастие от прилагательного?
Что такое действительное причастие?
Назовите суффиксы действительного причастия?
Как склоняется причастие?
Назовите общие признаки прилагательного и причастия.
На дом. Выучить правило. Составить маленькую сказку об истории причастий.
Итог урока. Оценки
Привить глубокую любовь к детскому писателю А. П. Гайдару и интерес к русскому языку.
Наглядность: таблица, раздаточный материал, интерактивная доска.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
І. Организационный момент.
ІІ. Проверка домашнего задания.
- Ребята, в школе продолжается Неделя русского языка. И сегодня в нашем классе представители 7 класса – знатоки русского языка.
Сегодня мы узнаем, кто из вас самый лучший, находчивый, остроумный любитель русского языка. Итак дерзайте, думайте, размышляйте.
Карточка 1
1. Чо такое спряжение?
2. Изменить глагол по лицам: читать, учить.
Карточка 2
1. Назовите время глагола.
2. Определите спряжение следующих глаголов: читать, писать, играть, ехать, лететь.
- А теперь, ребята, ответим на вопросы:
1. Что означает глагол?
2. Назовите времена глагола. Приведите примеры.
3. Сколько наклонений имеется в русском языке? Назовите их.
4. На какой вопрос отвечает глагол совершенного вида?
5. На какой вопрос отвечает глагол несовершенного вида?
6. Как изменяются, глагол прошедшего времени?
7. Что такое причастие?
8. Является ли причастие самостоятельной частью речи?
9. Каким членом предложения является причастие и прилагательное?
ІІІ. Обобщение и переход к новой теме:
Женя встала, откинула волосы, одернула помятый сарафанчик, взяла со стола ключ, неотправленную письму и хотела бежать.
Ребята, вы знаете, кто такой А. П. Гайдар?
А. П. Гайдар детский писатель. Он любил детей и написал для них рассказы. Все дети любили его, все мальчики были от него без ума.
Первая публикация относятся в 1925 году. В журнале «Звезда» была напечатана его повесть «В дни поражений и побед». Успеха она не принесла.
Псевдонимом «Гайдар»(тюркское слово –«всадник, скачущий впереди»), Голиков впервые подписал новеллу «Угловой дом», созданную в 1925 г. В Перми.
В середине 1938 году Гайдар поселяется в Клину в доме Чернышовых. Гайдар женится на дочери Чернышова – Доре Матвеевне, и удочеряет ребенка супруги – девочку Женю, имя которой вместе с именем своего сына дает главным героям знаменитой повести «Тимур и его команда». Вскоре на экране страны по киносценарию Гайдара выходит кинофильм «Тимур и его команда» (реж. А.Е.Разумного), рассказывающий о смелом и отзывчивом мальчике - пионере Тимуре Гараеве и его друзьях, помогавших семьян фронтовиков.
Словарная работа:
Псевдоним - вымышленное имя, которое иногда принимают писатели и
артисты.
Всадник – тот, кто едеть верхом.
Работа над текстом:
1. Найдите из текста причастие, определите род, число и падеж причастии.
Скачущий всадник, созданную новеллу, рассказывающий кинофильм, о помогавших друзьях.
Причастия образуются от глаголов с помощью суффиксов – ущ - (- ющ -), – ащ (- ящ -), – вш -,- ш, - ем -, - им -, - енн -, - нн -,- т.
Например: играть – играющий(наст. в) – игравший(пр. в), читать – читающий – читавший(пр. в)
освещать – освещаемый(наст. в)- освещенный(пр. в), определить – определяемый(наст. в) – определенный(пр. в).
- Ребята, обратите внимание на таблицу:
И. п. читающий ученик, хороший ученик
Р. п. читающего ученика, хорошего ученика
Д. п. читающему ученику, хорошему ученику
В. п. читающего ученика, хорошего ученика
Т. п. читающим учеником, хорошим учеником
П. п. о читающем ученике, о хорошем ученике
- Как изменяется причастие?(ответы учеников). Назовите признаки прилагательного у причастий?
Задание № 2
Найдите причастие и укажите падеж.
Перед рассветом выпала мертвая пороша. Так называют охотники выпавший ночью густой снег. Сорванные трава мы сушим в книгах. Шум отворяемой двери отвлек ее внимание.
Задание № 3
От данных глаголов образуйте причастие и согласуйте с существительным. Запишите словосочетание в тетрадь.
Сказать, создать, сыграть, получить, услышать, отвлечь, построить, разбить.
Творческое задание: Представьте, что вы фокусники. Ваша волшебная палочка – причастие. С его помощью вы можете сделать так, чтобы вместе одного слова получилось два или более слов.
Писать, любить, играть, уважать, лечить, падать, одевать, сорвать, напоминать, отправить.
Выполнение теста:
Определите действительные причастие с буквой – д, страдательные причастие с буквой - с.
Заходящего солнца, отнятая игрушка, выученый урок, услышанную мелодию, разбитое стекло, опавщими листьями, летящий шарик, лающая собака, зависимое слово, наступающий праздник.
Запишите словосочетания в форме родительного, дательного, творительного, предложного падежей.
Зеленеющее поле, пойманная рыба, сидящий старик, лающая собака.
- Подберите прилагательные и причастия к данным существительным.
Рыба, собака, яблоко.
Игра: Кто быстрее?
Что такое причастие?
Назовите основные признаки глагола у причастий?
Как отличить причастие от прилагательного?
Что такое действительное причастие?
Назовите суффиксы действительного причастия?
Как склоняется причастие?
Назовите общие признаки прилагательного и причастия.
На дом. Выучить правило. Составить маленькую сказку об истории причастий.
Итог урока. Оценки
Жаңалықтар
Изменение глагола будущего времени
сформировать понятие будущее простое и сложное время глагола; развивать умение отличать одну временную форму глагола от другой; развивать грамотность учащихся. контролировать действия партнера; развивать мышление через умение сравнивать;
Превосходная степень прилагательных
школ - лицей №249 учительницы русского языка и литературы Жарасовой Шамширак Зинадиновна
Действительные и страдательные причастия
Қызылорда қаласы Ж. Махамбетов ауылы №143 орта мектебінің орыс тілі және әдебиеті пән мұғалімі Сагинбаева Зина Пернебаевна
Образование причастий
Кызылординская область, Шиелийский район, село Байгакум, средняя школа №251 имени Мухтар Ауэзова учительница русского языка Сыздыкова Мадина Кенжебековна
Глагол
Арипова Гульзат Орынбековна Учитель русского языка и литературы Актюбинская область, Айтекебиский район, с. Жабасак
Служебные части речи
Обобщить и закрепить знания учащихся о служебных частях речи, их значении и знаках препинания при них; Совершенствовать следующие умения и навыки: определять значения предлогов, союзов и частиц, находить служебные части речи, уметь применять их в
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.