Грамматическая основа предложения. Подлежащее и способы его выражения
7 класс
Тема: Грамматическая основа предложения. Подлежащее и способы его выражения.
Цель урока: Формирование понятия о грамматической основе предложения, подлежащем как члене предложения, способах его выражения; развитие умения использовать толковый словарь для определения значения слов; продуцирование устного высказывания на заданную тему.
Наглядность: Музыкальный инструмент кобыз, портрет Коркыт - ата;
картина с изображением Коркыт - ата и змеи;
карточки;
магнитофон;
толковый словарь С. И. Ожегова;
интерактивная доска
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя:
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новой темой: «грамматическая основа предложения. Подлежащее и способы его выражения.
III. Объяснение новой темы.
На доске записано число, тема урока.
Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? Или что?
Музыка заиграла.
Она звучит повсюду.
1. Именительный падеж существительного:
И. п.
Музыка заиграла.
2. Именительный падеж местоимения:
И. п.
Она звучит повсюду.
3. Именительный падеж прилагательного или причастия в значении существительного:
Больной выздоровел.
Присутствующие аплодировали артистам.
4. Сочетанием слов:
Мама с сыном слушали музыку.
5. Сочетанием числительного с существительным:
Звучали две домбры.
III. Работа с текстом «Легенда о Коркыте» (читают ученики)
2 Словарная работа:
Ядовитая – улы
Обращаться лицом – здесь: повернуться лицевой стороной - беттебет келу
Дуновение ветерка – самал желдің есуі
Щель – саңылау
3. Беседа по содержанию:
- Как вы понимаете слово «легенда»?
- Что вы знаеете о Коркыт - ата?
- Что нового узнали о нем?
4. Слово учителя:
Многие тюркские народы связывают свою историю с именем этого легендарного шамана (колдуна - знахаря). Для нас, казахов, Коркыт - ата не просто старец, а жырау, с именем которого ассоциируется рождение музыки. Существует мнение, что сотворение мира и колбыза происходит одновременно, в одном месте – в водах Сырдарьи. Не случайным является тот факт (приведенный в легенде), что убегая от смерти, Коркыт обошел всю землю и стал бессмертным, создав кобыз и музыку. Именно здесь, в Сырдарье – центре мира, произошло рождение музыки, рождение Кобыза. Из этого следует, что эта легенда не только о Коркыте, но и о рождении одного из самых древних музыкальных инструментов казахов – кобыза, о рождении музыки, о вечном. (показ кобыза)
5 Далее учащиеся прослушивают запись мелодии Коркыт - ата.
6. Как вы понимаете выражение «волшебство музыки»? (написано на А - 3)
(Ученики рассуждают)
7. Работа по учебнику.
- Закрепим наши знания по теме «Подлежащее» (учитель)
а) Упр. 2 с. 146 выполняют по вариантам, с объяснением.
1 - вариант 2 предложения
В далёкие времена в бескрайних казахских степях жил
Имя существительное
философ - мудрец Коркыт - ата.
Местоимение
Он познал многие тайны природы, научился языку птиц и овладел волшебством музыки.
2 – вариант 2 предложения
Имя существительное
Когда Коркыт - ата играл на своём кобызе, то зачарованно умолкали все звери и птицы.
Имя существительное
Великий мудрец мечтал о бессмертии.
Б) Упр. 4, стр. 146, на доске. 2 ученика читают, объясняют.
Числительное - существительное
Четыре кобыза обращаются лицом на четыре стороны света.
Местоимение
Они ловят малейшее дуновение ветерка.
Струи воздуха, вливаясь в узкую щель, связывающую воедино все четыре кобыза, рождают волшебные звуки
8. Работа с толковым словарем (С. И. Ожегов)
«Мудрец» - мудрецом можно назвать любого умного, мыслящего человека.
«Философ» - человек способный объяснить отношение к миру в целом.
Тема: Грамматическая основа предложения. Подлежащее и способы его выражения.
Цель урока: Формирование понятия о грамматической основе предложения, подлежащем как члене предложения, способах его выражения; развитие умения использовать толковый словарь для определения значения слов; продуцирование устного высказывания на заданную тему.
Наглядность: Музыкальный инструмент кобыз, портрет Коркыт - ата;
картина с изображением Коркыт - ата и змеи;
карточки;
магнитофон;
толковый словарь С. И. Ожегова;
интерактивная доска
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя:
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новой темой: «грамматическая основа предложения. Подлежащее и способы его выражения.
III. Объяснение новой темы.
На доске записано число, тема урока.
Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? Или что?
Музыка заиграла.
Она звучит повсюду.
1. Именительный падеж существительного:
И. п.
Музыка заиграла.
2. Именительный падеж местоимения:
И. п.
Она звучит повсюду.
3. Именительный падеж прилагательного или причастия в значении существительного:
Больной выздоровел.
Присутствующие аплодировали артистам.
4. Сочетанием слов:
Мама с сыном слушали музыку.
5. Сочетанием числительного с существительным:
Звучали две домбры.
III. Работа с текстом «Легенда о Коркыте» (читают ученики)
2 Словарная работа:
Ядовитая – улы
Обращаться лицом – здесь: повернуться лицевой стороной - беттебет келу
Дуновение ветерка – самал желдің есуі
Щель – саңылау
3. Беседа по содержанию:
- Как вы понимаете слово «легенда»?
- Что вы знаеете о Коркыт - ата?
- Что нового узнали о нем?
4. Слово учителя:
Многие тюркские народы связывают свою историю с именем этого легендарного шамана (колдуна - знахаря). Для нас, казахов, Коркыт - ата не просто старец, а жырау, с именем которого ассоциируется рождение музыки. Существует мнение, что сотворение мира и колбыза происходит одновременно, в одном месте – в водах Сырдарьи. Не случайным является тот факт (приведенный в легенде), что убегая от смерти, Коркыт обошел всю землю и стал бессмертным, создав кобыз и музыку. Именно здесь, в Сырдарье – центре мира, произошло рождение музыки, рождение Кобыза. Из этого следует, что эта легенда не только о Коркыте, но и о рождении одного из самых древних музыкальных инструментов казахов – кобыза, о рождении музыки, о вечном. (показ кобыза)
5 Далее учащиеся прослушивают запись мелодии Коркыт - ата.
6. Как вы понимаете выражение «волшебство музыки»? (написано на А - 3)
(Ученики рассуждают)
7. Работа по учебнику.
- Закрепим наши знания по теме «Подлежащее» (учитель)
а) Упр. 2 с. 146 выполняют по вариантам, с объяснением.
1 - вариант 2 предложения
В далёкие времена в бескрайних казахских степях жил
Имя существительное
философ - мудрец Коркыт - ата.
Местоимение
Он познал многие тайны природы, научился языку птиц и овладел волшебством музыки.
2 – вариант 2 предложения
Имя существительное
Когда Коркыт - ата играл на своём кобызе, то зачарованно умолкали все звери и птицы.
Имя существительное
Великий мудрец мечтал о бессмертии.
Б) Упр. 4, стр. 146, на доске. 2 ученика читают, объясняют.
Числительное - существительное
Четыре кобыза обращаются лицом на четыре стороны света.
Местоимение
Они ловят малейшее дуновение ветерка.
Струи воздуха, вливаясь в узкую щель, связывающую воедино все четыре кобыза, рождают волшебные звуки
8. Работа с толковым словарем (С. И. Ожегов)
«Мудрец» - мудрецом можно назвать любого умного, мыслящего человека.
«Философ» - человек способный объяснить отношение к миру в целом.
Жаңалықтар
Способы выражения подлежащего
обучения, которым посвящен урок Углубление знаний о способах выражения подлежащего;
Главные члены предложения. Подлежащее
Познакомить учащихся с новой темой; дать полное объяснение о главных членах предложения; научить учащихся правильно находить в предложениях главные члены.
Грамматическая основа предложения
Учитель высшей категории Казанбай Галия Тлектесовна
Главные члены предложения. 5 класс
Жамбылская область, Байзакский район, средняя школа 40 лет Казахстана, учитель русского языка и литературы Нурманова Лаззат Джамбуловна
Подлежащее и способы его выражения
Енсепова Айман Максатқызы учитель русского языка и литературы СШ№30 г. Актобе
Подлежащее и способы его выражения
Кызылординская область, Казалинский район, кент Айтеке би учитель русского языка Жарылкасын Гаухар Айболаткызы
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.