Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия. Тире в БСП
Предмет: русский язык 9 класс
Тема: «Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия. Тире в БСП».
Цели урока:
Образовательные: усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Повторить изученные правила употребления тире в простом предложении.
Развивающие: развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.
Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: беседа, тестирование, упражнение.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, индивидуальные карточки с заданием, распечатки таблиц, тестов.
Ход урока
1. Актуализация знаний учащихся.
- Ребята, какую группу сложных предложений мы изучаем? (БСП)
- Прочитайте слова известного лингвиста Александра Матвеевича Пешковского, который посвятил всю свою жизнь изучению русского языка: Приложение 1
Презентация (Cлайд)
“Бессоюзие… по всей вероятности, древнее и сочинения и подчинения. В древней народной и обиходной речи мы на каждом шагу находим бессоюзные предложения там, где современная чисто литературная речь повелительно требует союзов”.
- Какие предложения, по мнению А. М. Пешковского, гораздо чаще употребляются в народной речи? (БСП)
* Союзные предложения – признак литературного языка.
- Чем же отличаются БСП от союзных предложений? (Cоюзы, интонация)
- С постановкой какого знака препинания в БСП мы познакомились на прошлом уроке? (:)
Вспомнят эти правила, выполнив упражнение по карточкам, 2 ученика.
2. Повторение изученного материала.
Игра “Третье лишнее” (различные случаи постановки тире) (Слайд)
Найдите лишнее предложение, докажите, что оно лишнее.
1. Помни про школу:
только с ней
станешь строителем радостных дней. (В. Маяковский)
2. Таким друзьям на свете
Не страшно ничего:
Один за всех в ответе
И все за одного. (С. Михалков)
3. Как отчий дом, как старый горец горы,
Люблю я землю: тень её лесов,
И моря рокоты, и звёзд узоры,
Ии странные строенья облаков. (В. Брюсов)
- Постройте схему этого предложения. (1 – у доски, остальные – в тетрадях)
- Что объединяет 1 и 2 предложения? (БСП,:)
- Сколько случаев постановки двоеточия мы знаем? (3)
- Какие случаи представлены в первых двух предложениях? (1 – поясняет сказуемое: помни - что?; 2 – указывает причину, можно подставить - потому что)
- Какой случай не представлен? (2 часть раскрывает содержание первой, можно подставить союз а именно)
3. Проверка домашнего задания.
Выборочно проверим домашнее задание. Прочитайте те предложения из домашнего упражнения 197, в которых 2 - я часть раскрывает содержание 1 - ой части (и можно вставить союз а именно). (Предложения 3, 4, 6)
Заканчиваем работу по карточкам.
- Итак, о постановке каких знаков препинания в БСП мы уже знаем? (,;:)
Остался интересный знак препинания – тире, о котором Пешковский сказал: “Тире – знак отчаяния. Тире отличается многозначностью, поэтому его любят поэты и писатели, превращая его в средство авторской пунктуации”. С тире мы часто встречались и ранее.
4. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним: в каких случаях ставится тире в простых предложениях?
Работа в парах (отпечатанные листочки + слайд). Приложение 2
- Найдите соответствия между предложениями и схемами простых предложений. (1 – у доски)
Тема: «Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия. Тире в БСП».
Цели урока:
Образовательные: усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Повторить изученные правила употребления тире в простом предложении.
Развивающие: развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.
Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: беседа, тестирование, упражнение.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, индивидуальные карточки с заданием, распечатки таблиц, тестов.
Ход урока
1. Актуализация знаний учащихся.
- Ребята, какую группу сложных предложений мы изучаем? (БСП)
- Прочитайте слова известного лингвиста Александра Матвеевича Пешковского, который посвятил всю свою жизнь изучению русского языка: Приложение 1
Презентация (Cлайд)
“Бессоюзие… по всей вероятности, древнее и сочинения и подчинения. В древней народной и обиходной речи мы на каждом шагу находим бессоюзные предложения там, где современная чисто литературная речь повелительно требует союзов”.
- Какие предложения, по мнению А. М. Пешковского, гораздо чаще употребляются в народной речи? (БСП)
* Союзные предложения – признак литературного языка.
- Чем же отличаются БСП от союзных предложений? (Cоюзы, интонация)
- С постановкой какого знака препинания в БСП мы познакомились на прошлом уроке? (:)
Вспомнят эти правила, выполнив упражнение по карточкам, 2 ученика.
2. Повторение изученного материала.
Игра “Третье лишнее” (различные случаи постановки тире) (Слайд)
Найдите лишнее предложение, докажите, что оно лишнее.
1. Помни про школу:
только с ней
станешь строителем радостных дней. (В. Маяковский)
2. Таким друзьям на свете
Не страшно ничего:
Один за всех в ответе
И все за одного. (С. Михалков)
3. Как отчий дом, как старый горец горы,
Люблю я землю: тень её лесов,
И моря рокоты, и звёзд узоры,
Ии странные строенья облаков. (В. Брюсов)
- Постройте схему этого предложения. (1 – у доски, остальные – в тетрадях)
- Что объединяет 1 и 2 предложения? (БСП,:)
- Сколько случаев постановки двоеточия мы знаем? (3)
- Какие случаи представлены в первых двух предложениях? (1 – поясняет сказуемое: помни - что?; 2 – указывает причину, можно подставить - потому что)
- Какой случай не представлен? (2 часть раскрывает содержание первой, можно подставить союз а именно)
3. Проверка домашнего задания.
Выборочно проверим домашнее задание. Прочитайте те предложения из домашнего упражнения 197, в которых 2 - я часть раскрывает содержание 1 - ой части (и можно вставить союз а именно). (Предложения 3, 4, 6)
Заканчиваем работу по карточкам.
- Итак, о постановке каких знаков препинания в БСП мы уже знаем? (,;:)
Остался интересный знак препинания – тире, о котором Пешковский сказал: “Тире – знак отчаяния. Тире отличается многозначностью, поэтому его любят поэты и писатели, превращая его в средство авторской пунктуации”. С тире мы часто встречались и ранее.
4. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним: в каких случаях ставится тире в простых предложениях?
Работа в парах (отпечатанные листочки + слайд). Приложение 2
- Найдите соответствия между предложениями и схемами простых предложений. (1 – у доски)
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления времени условия следствия тире в БСП русский язык 9 класс
Жаңалықтар
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Текст «Театр»
развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление
На сколько мы готовы к ЕНТ?
Казалинский район, Средняя школа №78 Учитель русского языка и литературы З. А. Кургашева
Тире в бессоюзном сложном предложении
Актөбе облысы, Байғанин ауданы, Жаңатаң орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Айнур Тулеуова Жумабаевна
Бессоюзные сложные предложения
Жангушикова Рашида Байдильдаевна - учитель русского языка и литературы Кызылординская область, г. Аральск, Областная санаторная школа - интернат №2
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в БСП
Тема урока: Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в БСП. Цели и задачи: 1. Формирование умений устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях.
Бессоюзные сложные предложения (повторение)
Сейткерей Гульшат Жасболатовна Учитель русского языка и литературы школы № 24 Казалинского района, Бекарыстан би
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.