Однозначные и многозначные слова
Қызылорда облысы, Қармақшы ауданы, Ақжар ауылы,
№ 28 орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі
Жақпанова Асемкүл Өмірбекқызы
Урок русского языка 10 класс
Тема урока: «Однозначные и многозначные слова»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Познавательная: систематизировать и обобщить знания учеников о многозначных и однозначных словах, уметь составлять словосочетания, предложения
Практическая: учить определять в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; приобретение навыков работы со словарём.
Работа по развитию речи: пополнение словарного запаса учащихся.
Воспитательная: воспитывать ценностное отношение к слову, уважение к родному языку, вызвать интерес к урокам русского языка.
Развивающая: развивать внимание, образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать.
Метод обучения: проблемный (исследовательный).
Используемые методы оценивания: словесная оценка ( устная обратная связь), взаимооценивание, формативный опрос
Форма работы: групповая (работа в малых группах, работа в парах)
Ресурсы: интерактивная доска, компьютер, презентация «Однозначные и многозначные слова», тексты
Ход урока:
І. Организационный момент
Приветствие учителя. Знакомство с целью урока.
ІІ. Разминка
IIІ. Психологическая подготовка к работе на уроке.
Метод – слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами на уроке продолжим изучение лексики - одного из самых интересных разделов науки о языке.
Эпиграфом к нашему уроку стали слова французского ученого Рене Декарта: «Определяйте значения слов - и вы избавите мир от половины его заблуждений». Вот так и мы с вами, употребляя слова на письме и в речи, должны хорошо знать их лексическое значение, чтобы достичь взаимопонимания.
Сегодня мы с вами на уроке как раз и поговорим подробнее об однозначных и многозначных словах. У вас, наверное, возникает вопрос, для чего в языке существуют многозначные слова? Казалось бы, люди только усложняют себе жизнь, называя одинаковыми словами разные предметы, явления и признаки. Но наша речь всегда должна быть точной, емкой и выразительной. Если бы на каждое значение многозначного слова мы бы отводили отдельное слово, у нас бы не хватило памяти, чтобы все это заучить. Так что, многозначные слова придуманы для удобства общения между людьми.
ІҮ. Работа с иллюстрацией.
Посмотрите на экран.
Что изображено на экране?
С какой темой из раздела «Лексикология» познакомимся на уроке?
(Запись темы в тетради).
Что изображено на иллюстрации к теме «Однозначные и многозначные слова»?
Какое слово вы повторили несколько раз? (Ручка).
Как вы думаете, почему?
Наводящие вопросы:
Как называется письменная принадлежность, лежащая поверх листа бумаги? (Ручка)
Как называется эта часть кресла? (Ручка)
Как называется приспособление на двери? (Ручка)
Как называется часть кувшина, предназначенная для удобства пользования им? (Ручка)
В каких сочетаниях вы употребили слово ручка в своих ответах? Запишите.
Ручка – 1. Часть предмета, за которую его держат или берутся рукой. Дверная ручка. 2. Часть мебели, служащая опорой для рук, подлокотник. Ручка кресла.
3. Письменная принадлежность – удлиненный держатель для пера, стержня. Шариковая ручка.
Значит, данное слово имеет ни одно, а несколько лексических значений, которые даются в одной словарной статье.
Как будет называться такое слово? (Многозначное).
А с одним лексическим значением? (Однозначное).
Ү. Деление учеников на группы. KСELL, ACTIV, BEELINE
Ү. Выполнение устной работы. Работа по тексту: чтение текста, обсуждение в группе и защита постера. Но для начала я хотела бы озвучить критерии, по которым будет проверяться данная работа.
Учитель озвучивает критерии оценивания.
1. Раскрытие темы «Многозначность слова»
2. Умение графически изобразить на постере.
Текст для учеников І группы.
Слова, составляющие словарный состав языка, бывают однозначными, т. е. имеющими одно лексическое значение, и многозначными, имеющими два и более значений. Однозначных слов, таких как кувшин, завидовать, скворец, суффикс, в русском языке не очень много. В качестве примера слов, которые по своей роли в языке должны быть однозначными, можно привести термины. Гораздо больше в языке многозначных слов. Все их значения фиксируются и объясняются (толкуются) в толковых словарях.
№ 28 орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі
Жақпанова Асемкүл Өмірбекқызы
Урок русского языка 10 класс
Тема урока: «Однозначные и многозначные слова»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Познавательная: систематизировать и обобщить знания учеников о многозначных и однозначных словах, уметь составлять словосочетания, предложения
Практическая: учить определять в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; приобретение навыков работы со словарём.
Работа по развитию речи: пополнение словарного запаса учащихся.
Воспитательная: воспитывать ценностное отношение к слову, уважение к родному языку, вызвать интерес к урокам русского языка.
Развивающая: развивать внимание, образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать.
Метод обучения: проблемный (исследовательный).
Используемые методы оценивания: словесная оценка ( устная обратная связь), взаимооценивание, формативный опрос
Форма работы: групповая (работа в малых группах, работа в парах)
Ресурсы: интерактивная доска, компьютер, презентация «Однозначные и многозначные слова», тексты
Ход урока:
І. Организационный момент
Приветствие учителя. Знакомство с целью урока.
ІІ. Разминка
IIІ. Психологическая подготовка к работе на уроке.
Метод – слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами на уроке продолжим изучение лексики - одного из самых интересных разделов науки о языке.
Эпиграфом к нашему уроку стали слова французского ученого Рене Декарта: «Определяйте значения слов - и вы избавите мир от половины его заблуждений». Вот так и мы с вами, употребляя слова на письме и в речи, должны хорошо знать их лексическое значение, чтобы достичь взаимопонимания.
Сегодня мы с вами на уроке как раз и поговорим подробнее об однозначных и многозначных словах. У вас, наверное, возникает вопрос, для чего в языке существуют многозначные слова? Казалось бы, люди только усложняют себе жизнь, называя одинаковыми словами разные предметы, явления и признаки. Но наша речь всегда должна быть точной, емкой и выразительной. Если бы на каждое значение многозначного слова мы бы отводили отдельное слово, у нас бы не хватило памяти, чтобы все это заучить. Так что, многозначные слова придуманы для удобства общения между людьми.
ІҮ. Работа с иллюстрацией.
Посмотрите на экран.
Что изображено на экране?
С какой темой из раздела «Лексикология» познакомимся на уроке?
(Запись темы в тетради).
Что изображено на иллюстрации к теме «Однозначные и многозначные слова»?
Какое слово вы повторили несколько раз? (Ручка).
Как вы думаете, почему?
Наводящие вопросы:
Как называется письменная принадлежность, лежащая поверх листа бумаги? (Ручка)
Как называется эта часть кресла? (Ручка)
Как называется приспособление на двери? (Ручка)
Как называется часть кувшина, предназначенная для удобства пользования им? (Ручка)
В каких сочетаниях вы употребили слово ручка в своих ответах? Запишите.
Ручка – 1. Часть предмета, за которую его держат или берутся рукой. Дверная ручка. 2. Часть мебели, служащая опорой для рук, подлокотник. Ручка кресла.
3. Письменная принадлежность – удлиненный держатель для пера, стержня. Шариковая ручка.
Значит, данное слово имеет ни одно, а несколько лексических значений, которые даются в одной словарной статье.
Как будет называться такое слово? (Многозначное).
А с одним лексическим значением? (Однозначное).
Ү. Деление учеников на группы. KСELL, ACTIV, BEELINE
Ү. Выполнение устной работы. Работа по тексту: чтение текста, обсуждение в группе и защита постера. Но для начала я хотела бы озвучить критерии, по которым будет проверяться данная работа.
Учитель озвучивает критерии оценивания.
1. Раскрытие темы «Многозначность слова»
2. Умение графически изобразить на постере.
Текст для учеников І группы.
Слова, составляющие словарный состав языка, бывают однозначными, т. е. имеющими одно лексическое значение, и многозначными, имеющими два и более значений. Однозначных слов, таких как кувшин, завидовать, скворец, суффикс, в русском языке не очень много. В качестве примера слов, которые по своей роли в языке должны быть однозначными, можно привести термины. Гораздо больше в языке многозначных слов. Все их значения фиксируются и объясняются (толкуются) в толковых словарях.
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
Жаңалықтар
План развития одаренных детей
Учитель русского языка и литературы: Шаукебаева Айнур Сапаргалиевна
Имя прилагательное
У.А.Измуханова, учитель русского языка и литературы Чиликской СОШ им. Л. Клышева Чингирлауского района Западно - Казахстанской область
Прямое и переносное значение слов
Актюбинская область, Алгинский район, №1 Алгинская школа - сад учительница русского языка и литературы Кудьярова Зина Таубаевна
Превосходная степень прилагательных
школ - лицей №249 учительницы русского языка и литературы Жарасовой Шамширак Зинадиновна
Однозначные и многозначные слова
Преподаватель: Хайрулина В. Д Колледж транспорта и коммуникаций
Служебные части речи
Обобщить и закрепить знания учащихся о служебных частях речи, их значении и знаках препинания при них; Совершенствовать следующие умения и навыки: определять значения предлогов, союзов и частиц, находить служебные части речи, уметь применять их в
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.