Стихи растут, как звёзды и как розы
Салимова Азиза Азизовна
Учитель русского языка и литературы.
Жамбылская область, Байзакский район, село Сарыкемер.
Школа - гимназия им. Гани Муратбаева
Урок литературы в 11 классе по творчеству М. И. Цветаевой
«Стихи растут, как звёзды и как розы»
Предварительная работа: - оформление классной комнаты;- подбор стихов, слайдов, песен.
Оборудование урока: портрет поэтессы, её семьи, музыка, презентация.
Цели и задачи:
- познакомить с биографией и творчеством М. Цветаевой; вызвать у учащихся интерес к поэзии серебряного века; научить учащихся сопереживать трагической судьбе поэтессы;
- рассмотреть разнообразие тематики поэзии М. Цветаевой, отметив важность темы Родины и темы творчества в стихах поэта; углубить понятия стихотворного лирического цикла и лирического героя; развивать навыки анализа поэтического текста.
Вступительное слово учителя
1. Эта известная поэтесса вдохновляет и по сей день девушек на любовь, мужчин на признания, ее имя не забывают, а стихи часто учат наизусть. Среди блистательных имен поэтов Серебряного века наряду с именем Анны Ахматовой яркой звездой горит и имя Марины Цветаевой. Эти женщины по силе своего дарования ни в чем не уступали поэтам - мужчинам.
Предельная искренность, отношение к творчеству как «к священному ремеслу», теснейшая связь с родной землей, её историей, культурой, виртуозное владение словом позволило ей встать в один ряд с крупнейшими лириками ХХ века.
Тягчайшие испытания уготовила ей судьба: стремительный взлет к вершинам поэзии, обожание, поклонение сменились жестоким, унизительным, нищенским существованием после Октября 1917 года (отсутствие собственного угла, постоянная тревога за судьбу своих близких и друзей, сплетни, травля, невозможность печататься…). Единственное, что спасало, – творчество, осознание своего избранничества. «Ни на какое другое дела своего не променяла бы», – признавалась М. И. Цветаева.
Живя в грозное время, невзирая на бытовые неурядицы и трагические события личной жизни поэтесса видела смысл своего существования в служении поэзии. Бытие, произраставшее из упорного подвижнического труда, побеждало быт. «Стихи – есть бытие», – так утверждала Марина Цветаева. И можно добавить: «Её бытие – в стихах».
Сегодня на уроке мы вместе перелистаем страницы творчества этого поэта и проследим, как в стихах отразилась судьба.
Мы сегодня поговорим о творчестве и судьбе великой поэтессы ХХ века, послушаем её стихи, наполненные бесконечной любовью к Родине, которую она несла в своём сердце до последнего дыхания.
Песня «В огромном городе моем ночь»
2. На фоне музыки слова:
Стихотворение «Солнце - одно, а шагает по всем городам»
Моим стихам, написанным так рано
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
3. Поэты расплачивались за правду не только кровью, тюрьмами, лагерями, ссылками, но долгим молчанием – им запрещали говорить правду читателям.
Поверим, что то время ушло безвозвратно… Но чтобы эти времена действительно ушли, мы должны о них знать и помнить. Как сказал А. Жигулин, «не надо бояться памяти». Но чтобы сказать о своём времени правду, нужен дар говорить её, дар Поэта.
И таким даром обладали многие поэты, чьи имена возвратились к нам. Это А. Ахматова, Н. Гумилёв, Б. Пастернак, О. Мандельштам, М. Цветаева.
4. М. Цветаева была очень образованнейшим человеком, одарённым. С 6 - ти лет писала стихи на русском, французском, немецких языках.
В 18 лет (1910 год) – авторский сборник стихов «Вечерний альбом». Стихи записывались в альбом – это было в традиции всех русских барышень 19 века, записывались вечерами под свет керосиновой лампы.
…Стихи пишу с 6 лет. Печатаю с 16. Писала и французские, и немецкие. Литературных влияний не знаю, знаю человеческие…
Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество.
Полное равнодушие к общественности, театру, зрительности. Чувство собственности ограничивается детьми и тетрадями».
5. Цветаева не только поэт. Она драматург, литературовед, эссеист. Писала не только стихи и поэмы, а также драмы, статьи, автобиографические произведения.
И всё - таки сначала поэзия. Можно выделить
три направления
↓
Любовь, творчество, родина.
Большое впечатление производят цветаевские стихи о любви.
Звучат стихотворения: «Маме»
Самое известное и проникновенное из всех стихов о любви – песня к милому. «Вчера ещё в глаза глядел». В стихотворении "Вчера еще в глаза глядел", Цветаева с необыкновенной силой выразила вековые страдания и боль женщины. Ощущением этой боли она одарила всех - мужчин и женщин, превратив боль в сознание совести и сознании вины перед человеческим страданием.
Песня «Мне нравится…»
Творчество.
Многие стихи Цветаевой сгруппированы в циклы: «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Ахматовой» и др. Кстати, с А. Блоком она не была знакома, но была возвышенно влюблена в его поэзию.
Но особую любовь, особое от ношение было у М. Цветаевой к Пушкину. Это естественно, т. к. Пушкин – национальное достояние России, он сама Россия – «солнце русской поэзии». У неё есть очерк «Мой Пушкин». А у нас национальное достояние, конечно же, Абай Кунанбаев.
6. Знакомство Марины с Сергеем Эфроном. Они встретились 5 мая 1911 года на морском берегу, семнадцатилетний Сергей и восемнадцатилетняя Марина. Она собирала камешки, он стал ей помогать – красивый юноша с поразительными в пол - лица глазами.
Заглянув в них, Марина загадала: если он подойдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых – и вложил ей его в ладонь, изнутри освещенный крупный камень, который она хранила всю жизнь.
Обвенчались Сергей и Марина в январе 1912 года, и короткий промежуток времени между встречей их и началом первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья.
Звучит песня из К/ф «Жестокий романс»
7.: Это была любовь с первого же дня – и на всю жизнь.
Вдумайтесь: Марина и Сережа родились в один день, 26 сентября, Марина была годом старше.
Если кто - то скажет, что это – случай, совпадение – ошибется. Это судьба. Горькая!
Поэтическая зарисовка:
Девушка.«Сергей – имя тонкое, но несколько хрупкое, без стержня, и Сергею требуется какая - то парность…»
Юноша. Ему было семнадцать, ей – восемнадцать. Он подарил ей на коктебельском берегу сердоликовую бусину…
Биограф. Письма, которые они писали друг другу всю жизнь, невозможно читать бесстрастно, как образцы эпистолярного жанра. Это – потрясение, это невозможный накал страстей, обжигающий и сегодня.
Юноша. Сергей – Марине: «Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать – мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы…
Берегите себя, заклинаю Вас… Храни Вас Бог. Ваш С.»
Девушка. Марина – Сергею: «Мой Сереженька!.. Не знаю, с чего начинать: то, чем и кончу: моя любовь к Вам…»
Биограф. Вот так, на «Вы», они были всю жизнь. Сквозь войны, чужие кухни, нищий быт, в лохмотьях – но на «Вы»! В этом «Вы» была не отчужденность, а гордость суверенностью ближнего, уважение к его сложности.
8. Стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо»
в 1914 году она написала стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо…», в котором рассказала о своих истинных чувствах к супругу. Кольцо с сердоликом стало для нее не просто дорогим сердцу украшением, а символом любви и душевного единства с человеком, который по воле судьбы стал ее супругом. Поэтесса признается, что является его женой не на бумаге, а в вечности, подтверждая тем самым, что этот необычный союз был благословлен небесами.
Песня «Любовь – волшебная страна»
9. Первая Мировая война, год 1914. В 1914г. Серёжа отправляется на фронт с санитарным поездом, в качестве брата милосердия. После Октября С. Эфрон был рядах белой армии. М. Цветаева голодала, к этому времени у неё было двое детей. Аридна и Ирина. Пришлось отдать детей в Кунцевский приют, где умирает Ирина.
В сборнике « Лебединый стан» прославляет белое движение не по политическим мотивам, а потому что там был её возлюбленный. С 1914г. по 1922г., вплоть до отъезда за границу, Цветаева жила в Москве. В течение 17 лет жизни в Германии, Чехословакии, Франции мысленно возвращалась к своему дому в Москве, к этому времени уже разрушенному. За границей у Цветаевой рождается сын Георгий, лишь в 1939 году Цветаевой разрешили вернуться в СССР. В это время она пишет проникновенное стихотворение о Родине, о любви к Родине, о любви к русскому слову, о любви к русской истории, о любви к мужу.
Стихотворение «Если душа родилась крылатой…»
Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, тревожное и смутное время. Как и многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем оказался неизбежным для нее. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в нем пошлости, серости, мелочности.
Песня «Благославляю»
Стихотворение Генералам 12 года, написанное через столетие после событий Отечественной войны 1812 года, призвано увековечить в па¬мяти поколений и опоэтизировать высокий образ русского офицерства. В1913 году было написано стихотворение «Генералам 12 года». Тема стихотворения – память о людях, защищавших свою родину и отдавших за нее жизнь. Через все стихотворение проходит чувство любви и восхищения поэта этими людьми, преклонение перед их мужеством. Марина Ивановна называет их «…молодыми генералами своих судеб». Они сами выбрали свой путь. Путь служения Отечеству.
Песня «Генералам 12 года»
10. 1939 г. поэтесса восстанавливает своё советское гражданство и возвращается с 14 - летним сыном Георгием (или Муром) на родину, вслед за дочерью и мужем, которые вернулись ещё в 1937 году. Возвращение состоялось в годы жестоких репрессий. Сергей Эфрон с дочерью Ариадной оказались арестованными. Цветаева так и не дождалась вестей о муже…
Мужа расстреляли в 1941 году – она не знала. Дочь провела в сталинских лагерях и ссылке 16 лет. Сын погиб на фронте в Белоруссии в 1944 году.
Во время войны Цветаева уезжает в небольшой город Татарии - Елабугу. 31 августа 1941 года покончила с собой.
Причины смерти:
1) Сестра находилась два года в тюрьме;
2) Муж расстрелян, дочь арестована;
3) В Союзе писателей и Литературный фонд не приняли на работу;
4) Делала переводы – их не печатали;
5) Заявление с просьбой в писательскую посудомойку – не приняли.
Ни родных, ни работы, ни средств к существованию…
Незадолго до смерти Марина все хотела написать свое завещание. И она написала завещание детям.
«Милые дети! Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы как мы. Но говорят, что вы особая порода, ещё не поддающаяся воздействию. Поэтому:
- Никогда не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из - за отсутствия её погибает в пустыне человек.
- Никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, поднимите и положите на ближний забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба.
- Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают, раз так охотно на них ссылаются.
- Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими.
- Увидя на дороге камень – уберите, представьте себе, что это вы бежите и расшибаете себе нос.
- Не стесняйтесь уступить место старшему в транспорте. Стыдитесь – не уступить!
- Не торжествуйте победы над врагом, Достаточно сознания, После победы – протяните руку.
- Не отзывайтесь при других иронически о близком (хотя бы даже о любимом животном), другие уйдут – свой останется.
- Книгу листайте с верхнего угла страницы. Потому что читают не снизу вверх, а сверху вниз.
- Когда вы спросите: «Что такое романтизм?» - и увидите, что никто не знает, отвечайте бессмертным словом Жуковского: «Романтизм – это душа!»
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.- Слова её были пророческими. Интерес и любовь к поэзии М. Цветаевой возрастает, а не угасает.
Рефлексия в форме синквейна
Марина.
Умная, верная.
Любит, страдает, преодолевает.
Красота её стихов восхищает.
Чудо.
Толық нұсқасын жүктеу
Учитель русского языка и литературы.
Жамбылская область, Байзакский район, село Сарыкемер.
Школа - гимназия им. Гани Муратбаева
Урок литературы в 11 классе по творчеству М. И. Цветаевой
«Стихи растут, как звёзды и как розы»
Предварительная работа: - оформление классной комнаты;- подбор стихов, слайдов, песен.
Оборудование урока: портрет поэтессы, её семьи, музыка, презентация.
Цели и задачи:
- познакомить с биографией и творчеством М. Цветаевой; вызвать у учащихся интерес к поэзии серебряного века; научить учащихся сопереживать трагической судьбе поэтессы;
- рассмотреть разнообразие тематики поэзии М. Цветаевой, отметив важность темы Родины и темы творчества в стихах поэта; углубить понятия стихотворного лирического цикла и лирического героя; развивать навыки анализа поэтического текста.
Вступительное слово учителя
1. Эта известная поэтесса вдохновляет и по сей день девушек на любовь, мужчин на признания, ее имя не забывают, а стихи часто учат наизусть. Среди блистательных имен поэтов Серебряного века наряду с именем Анны Ахматовой яркой звездой горит и имя Марины Цветаевой. Эти женщины по силе своего дарования ни в чем не уступали поэтам - мужчинам.
Предельная искренность, отношение к творчеству как «к священному ремеслу», теснейшая связь с родной землей, её историей, культурой, виртуозное владение словом позволило ей встать в один ряд с крупнейшими лириками ХХ века.
Тягчайшие испытания уготовила ей судьба: стремительный взлет к вершинам поэзии, обожание, поклонение сменились жестоким, унизительным, нищенским существованием после Октября 1917 года (отсутствие собственного угла, постоянная тревога за судьбу своих близких и друзей, сплетни, травля, невозможность печататься…). Единственное, что спасало, – творчество, осознание своего избранничества. «Ни на какое другое дела своего не променяла бы», – признавалась М. И. Цветаева.
Живя в грозное время, невзирая на бытовые неурядицы и трагические события личной жизни поэтесса видела смысл своего существования в служении поэзии. Бытие, произраставшее из упорного подвижнического труда, побеждало быт. «Стихи – есть бытие», – так утверждала Марина Цветаева. И можно добавить: «Её бытие – в стихах».
Сегодня на уроке мы вместе перелистаем страницы творчества этого поэта и проследим, как в стихах отразилась судьба.
Мы сегодня поговорим о творчестве и судьбе великой поэтессы ХХ века, послушаем её стихи, наполненные бесконечной любовью к Родине, которую она несла в своём сердце до последнего дыхания.
Песня «В огромном городе моем ночь»
2. На фоне музыки слова:
Стихотворение «Солнце - одно, а шагает по всем городам»
Моим стихам, написанным так рано
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
3. Поэты расплачивались за правду не только кровью, тюрьмами, лагерями, ссылками, но долгим молчанием – им запрещали говорить правду читателям.
Поверим, что то время ушло безвозвратно… Но чтобы эти времена действительно ушли, мы должны о них знать и помнить. Как сказал А. Жигулин, «не надо бояться памяти». Но чтобы сказать о своём времени правду, нужен дар говорить её, дар Поэта.
И таким даром обладали многие поэты, чьи имена возвратились к нам. Это А. Ахматова, Н. Гумилёв, Б. Пастернак, О. Мандельштам, М. Цветаева.
4. М. Цветаева была очень образованнейшим человеком, одарённым. С 6 - ти лет писала стихи на русском, французском, немецких языках.
В 18 лет (1910 год) – авторский сборник стихов «Вечерний альбом». Стихи записывались в альбом – это было в традиции всех русских барышень 19 века, записывались вечерами под свет керосиновой лампы.
…Стихи пишу с 6 лет. Печатаю с 16. Писала и французские, и немецкие. Литературных влияний не знаю, знаю человеческие…
Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество.
Полное равнодушие к общественности, театру, зрительности. Чувство собственности ограничивается детьми и тетрадями».
5. Цветаева не только поэт. Она драматург, литературовед, эссеист. Писала не только стихи и поэмы, а также драмы, статьи, автобиографические произведения.
И всё - таки сначала поэзия. Можно выделить
три направления
↓
Любовь, творчество, родина.
Большое впечатление производят цветаевские стихи о любви.
Звучат стихотворения: «Маме»
Самое известное и проникновенное из всех стихов о любви – песня к милому. «Вчера ещё в глаза глядел». В стихотворении "Вчера еще в глаза глядел", Цветаева с необыкновенной силой выразила вековые страдания и боль женщины. Ощущением этой боли она одарила всех - мужчин и женщин, превратив боль в сознание совести и сознании вины перед человеческим страданием.
Песня «Мне нравится…»
Творчество.
Многие стихи Цветаевой сгруппированы в циклы: «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Ахматовой» и др. Кстати, с А. Блоком она не была знакома, но была возвышенно влюблена в его поэзию.
Но особую любовь, особое от ношение было у М. Цветаевой к Пушкину. Это естественно, т. к. Пушкин – национальное достояние России, он сама Россия – «солнце русской поэзии». У неё есть очерк «Мой Пушкин». А у нас национальное достояние, конечно же, Абай Кунанбаев.
6. Знакомство Марины с Сергеем Эфроном. Они встретились 5 мая 1911 года на морском берегу, семнадцатилетний Сергей и восемнадцатилетняя Марина. Она собирала камешки, он стал ей помогать – красивый юноша с поразительными в пол - лица глазами.
Заглянув в них, Марина загадала: если он подойдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых – и вложил ей его в ладонь, изнутри освещенный крупный камень, который она хранила всю жизнь.
Обвенчались Сергей и Марина в январе 1912 года, и короткий промежуток времени между встречей их и началом первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья.
Звучит песня из К/ф «Жестокий романс»
7.: Это была любовь с первого же дня – и на всю жизнь.
Вдумайтесь: Марина и Сережа родились в один день, 26 сентября, Марина была годом старше.
Если кто - то скажет, что это – случай, совпадение – ошибется. Это судьба. Горькая!
Поэтическая зарисовка:
Девушка.«Сергей – имя тонкое, но несколько хрупкое, без стержня, и Сергею требуется какая - то парность…»
Юноша. Ему было семнадцать, ей – восемнадцать. Он подарил ей на коктебельском берегу сердоликовую бусину…
Биограф. Письма, которые они писали друг другу всю жизнь, невозможно читать бесстрастно, как образцы эпистолярного жанра. Это – потрясение, это невозможный накал страстей, обжигающий и сегодня.
Юноша. Сергей – Марине: «Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать – мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы…
Берегите себя, заклинаю Вас… Храни Вас Бог. Ваш С.»
Девушка. Марина – Сергею: «Мой Сереженька!.. Не знаю, с чего начинать: то, чем и кончу: моя любовь к Вам…»
Биограф. Вот так, на «Вы», они были всю жизнь. Сквозь войны, чужие кухни, нищий быт, в лохмотьях – но на «Вы»! В этом «Вы» была не отчужденность, а гордость суверенностью ближнего, уважение к его сложности.
8. Стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо»
в 1914 году она написала стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо…», в котором рассказала о своих истинных чувствах к супругу. Кольцо с сердоликом стало для нее не просто дорогим сердцу украшением, а символом любви и душевного единства с человеком, который по воле судьбы стал ее супругом. Поэтесса признается, что является его женой не на бумаге, а в вечности, подтверждая тем самым, что этот необычный союз был благословлен небесами.
Песня «Любовь – волшебная страна»
9. Первая Мировая война, год 1914. В 1914г. Серёжа отправляется на фронт с санитарным поездом, в качестве брата милосердия. После Октября С. Эфрон был рядах белой армии. М. Цветаева голодала, к этому времени у неё было двое детей. Аридна и Ирина. Пришлось отдать детей в Кунцевский приют, где умирает Ирина.
В сборнике « Лебединый стан» прославляет белое движение не по политическим мотивам, а потому что там был её возлюбленный. С 1914г. по 1922г., вплоть до отъезда за границу, Цветаева жила в Москве. В течение 17 лет жизни в Германии, Чехословакии, Франции мысленно возвращалась к своему дому в Москве, к этому времени уже разрушенному. За границей у Цветаевой рождается сын Георгий, лишь в 1939 году Цветаевой разрешили вернуться в СССР. В это время она пишет проникновенное стихотворение о Родине, о любви к Родине, о любви к русскому слову, о любви к русской истории, о любви к мужу.
Стихотворение «Если душа родилась крылатой…»
Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, тревожное и смутное время. Как и многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем оказался неизбежным для нее. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в нем пошлости, серости, мелочности.
Песня «Благославляю»
Стихотворение Генералам 12 года, написанное через столетие после событий Отечественной войны 1812 года, призвано увековечить в па¬мяти поколений и опоэтизировать высокий образ русского офицерства. В1913 году было написано стихотворение «Генералам 12 года». Тема стихотворения – память о людях, защищавших свою родину и отдавших за нее жизнь. Через все стихотворение проходит чувство любви и восхищения поэта этими людьми, преклонение перед их мужеством. Марина Ивановна называет их «…молодыми генералами своих судеб». Они сами выбрали свой путь. Путь служения Отечеству.
Песня «Генералам 12 года»
10. 1939 г. поэтесса восстанавливает своё советское гражданство и возвращается с 14 - летним сыном Георгием (или Муром) на родину, вслед за дочерью и мужем, которые вернулись ещё в 1937 году. Возвращение состоялось в годы жестоких репрессий. Сергей Эфрон с дочерью Ариадной оказались арестованными. Цветаева так и не дождалась вестей о муже…
Мужа расстреляли в 1941 году – она не знала. Дочь провела в сталинских лагерях и ссылке 16 лет. Сын погиб на фронте в Белоруссии в 1944 году.
Во время войны Цветаева уезжает в небольшой город Татарии - Елабугу. 31 августа 1941 года покончила с собой.
Причины смерти:
1) Сестра находилась два года в тюрьме;
2) Муж расстрелян, дочь арестована;
3) В Союзе писателей и Литературный фонд не приняли на работу;
4) Делала переводы – их не печатали;
5) Заявление с просьбой в писательскую посудомойку – не приняли.
Ни родных, ни работы, ни средств к существованию…
Незадолго до смерти Марина все хотела написать свое завещание. И она написала завещание детям.
«Милые дети! Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы как мы. Но говорят, что вы особая порода, ещё не поддающаяся воздействию. Поэтому:
- Никогда не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из - за отсутствия её погибает в пустыне человек.
- Никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, поднимите и положите на ближний забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба.
- Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают, раз так охотно на них ссылаются.
- Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими.
- Увидя на дороге камень – уберите, представьте себе, что это вы бежите и расшибаете себе нос.
- Не стесняйтесь уступить место старшему в транспорте. Стыдитесь – не уступить!
- Не торжествуйте победы над врагом, Достаточно сознания, После победы – протяните руку.
- Не отзывайтесь при других иронически о близком (хотя бы даже о любимом животном), другие уйдут – свой останется.
- Книгу листайте с верхнего угла страницы. Потому что читают не снизу вверх, а сверху вниз.
- Когда вы спросите: «Что такое романтизм?» - и увидите, что никто не знает, отвечайте бессмертным словом Жуковского: «Романтизм – это душа!»
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.- Слова её были пророческими. Интерес и любовь к поэзии М. Цветаевой возрастает, а не угасает.
Рефлексия в форме синквейна
Марина.
Умная, верная.
Любит, страдает, преодолевает.
Красота её стихов восхищает.
Чудо.
Толық нұсқасын жүктеу
Жаңалықтар
Стихотворение С. Есенина «С добрым утром!»
Задачи: 1. Образовательная: познакомить с творчеством С. Есенина, сформировать навыки и умения находить изобразительно - выразительные средства языка.
Повторение изученного по теме «Фонетика»
Западно - Казахстанская область, Чингирлауский район, СОШ имени А. Тихоненко учитель русского языка и литературы Назарова Амина Есенгельдиевна
Сказка Сергея Козлова «Как Ежик и Медвежонок звезды протирали»
Садуова Зауреш, учитель русского языка и литературы сш Сарыкемер, Байзакский район, Жамбылская область
А. С. Пушкин "Зимнее утро"
город Атырау Учитель русского языка и литературы Имашева Айболхан Гимрановна
Литературный вечер, посвященный творчеству великой русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой
Учитель русского языка и литературы ОСШИ № 5 «Сункар» Тулюсова Гульнара Сайлаубаевна
А.С.Пушкин Я помню чудное мгновенье… ( история одного шедевра)
Тема. А. С. Пушкин Я помню чудное мгновенье… ( история одного шедевра) Цель урока: Познакомить учащихся с лирикой А. С. Пушкина
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.