Стихотворение А. С. Пушкина (отрывок из четвёртой главы романа «Евгений Онегин») «Уж небо осенью дышало…».
Тема урока: Стихотворение А. С. Пушкина (отрывок из четвёртой главы романа «Евгений Онегин») «Уж небо осенью дышало…».
Цель урока: Ознакомить учащихся с стихотворением А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…».
Задачи:
1. Образовательная: познакомить с произведениями искусства об осени, с творчеством А. С. Пушкина, раскрыть идейное, эмоциональное и эстетическое содержание стихотворения, сформировать умения и навыки находить изобразительно - выразительные средства языка, научить анализировать произведения,
2. Развивающая: выработать навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас, развивать эмоциональный и духовный мир учащихся.
3. Воспитательная: привить интерес к поэзии, эстетический вкус и бережное отношение к природе.
Наглядность урока: слайды по теме.
Методы урока: объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный
Межпредметные связи: Изобразительное искусство, музыка.
I. Организационный момент.
II. Опрос домашнего задания.
III.Объяснение новой темы. Слово учителя. Ребята! Осень – это грустное время года или радостное? Изображению разных времён года, особенно осени, посвящено много произведений и живописи, и музыки, и литературы. Много известных художников посвятили свои творения этому времени года. Рассмотрите репродукцию картины известного русского художника И. Левитана «Золотая осень».
1 слайд. Репродукция картины «Золотая осень».
П. И. Чайковский. Аудиозапись «Времена года» - октябрь.
Вопросы:
- Что вы чувствуете, глядя на картину?
- И. И. Левитан назвал картину «Золотая осень». Почему?
- Можно ли почувствовать, какая вода в речке?
- Какие краски показывают красоту этой картины?
Левитан любил природу и умел её показать так, что мы ощущаем её поэтическую красоту. Природа живёт в полотнах художников, но осени посвящали свои произведения не только художники, но и композиторы. Одним из композиторов, который обращался к теме осени, был великий русский композитор П. И. Чайковский. Он создал цикл “Времена года». Мы с вами прослушали фрагмент из этого цикла, посвящённый осени.
- Какие картины вы себе представили, когда слушали музыку?
- Какая она по характеру?
2 слайд. Портрет А. С. Пушкина. Художник Орест Кипренский.
Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Его произведения переведены на языки многих народов мира. Абай под впечатлением творчества Пушкина перевёл на казахский язык около пятидесяти его поэтических творений. Именно благодаря великому казахскому поэту, в степи зазвучала песня Татьяны из романа «Евгений Онегин». Почти в каждом городе есть улица или памятник великому русскому поэту. Пушкин, как и Абай, создал поэтические картины всех времён года, но не раз утверждал, что осень – его любимая пора.
3 cлайд. Прослушивание видеозаписи стихотворения «Уж небо осенью дышало…» Анализ художественного произведения.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Мы сразу себе представляем серое небо, затянутое тёмными облаками, только иногда появляется и исчезает солнце, после дня осеннего равноденствия, которое происходит 23 сентября, ночи становятся длиннее. Поэт изображает осеннее небо и солнце как живые существа, этот художественный приём в литературе называется олицетворением.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Во времена Пушкина слово сень обозначало то, что покрывает кого - то или что - нибудь, укрытие, покров. Сень означает зелёный убор леса. Он то и делает лес тёмным, хранящим тайну.
И вот деревья, как живые, обнажаются, сбрасывая листву. Исчезает красота – уходит тайна. Но мы, ребята, знаем, почему листья желтеют. С наступлением осени солнце светит не так ярко, поэтому хлорофилл, а это зелёный пигмент растений, с помощью которого они улавливают энергию солнечного света и осуществляют фотосинтез, не выделяется и листья желтеют, потом
падают на землю. Обратите внимание на повторяющиеся одинаковые созвучные согласные звуки, усиливающие выразительность речи.
Ложился на поля туман,
Почему возникает туман? Как вы знаете из курса «Дүниетану», если холодный воздух соприкасается с тёплой почвой или водой при влажности не более 85%, ранним утром или ночью в низинах и над водоёмами появляется туман.
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу:
Запомните, ребята, там, где стоит двоеточие, делайте большую паузу. Кто из вас видел летящих
в небе журавлей или гусей? Птицы в летящей стае всегда выстраиваются клином, впереди летят самые сильные гуси. Когда они летят в форме клина, создаётся такой поток воздуха, который поддерживает летящих сзади. Спереди всегда летят самые сильные птицы, им приходится во время полёта трудиться больше всего. Сзади летят самые слабые. Благодаря по -
лёту клином, эти птицы почти не прилагают усилий, лететь им помогает поток воздуха, создаваемых взмахами крыльев передних птиц. Как видите, даже у диких птиц есть взаимовыручка. Природа сама позаботилась об этом. При этом самые выносливыеные гуси, чувствуя усталость и подав сигналы криком, меняются местами. Также они кричат, потому что боятся отбиться от стаи и прощаются с родными местами. К сожалению, как утверждают учёные - ортологи, до тёплых краёв некоторые старые вожаки не долетают.
приближалась
Довольно скучная пора;
Ребята! Обратите внимание на слово скучная – орфоэпически правильно пишется сочетание «чн», но произносится как «ш»- скушная. Запомните это.
Стоял ноябрь у двора.
У двора может стоять человек, в данном случае ноябрь стоял у двора употреблено в переносном значении, по - гречески (metaphora – перенос), метафора – это употребление слов в переносном значении для изображения или характеристики предмета и явления.
IV.Работа над стихотворением А. С. Пушкина.
Вопросы:
1. О ком обычно говорят дышало?
2. Чему приписывает поэт это действие?
3. Объясните, как это небо дышало осенью?
4. Какие признаки неживой природы описываются в других строчках?
5. Объясните значение словосочетания таинственная сень.
6. Почему с печальным шумом обнажалась?
7. Почему гуси в летящей стае выстраиваются клином?
8. Найдите в тексте слова, которые указывают, о какой осени идёт речь?
V. Чтение учащимися стихотворения «Уж небо осенью дышало…»
VI. Релаксация. 4 слайд. Ф. Шопен. «Мелодия осени».
А сейчас, ребята, вы станете маленькими художниками. Нарисуйте осень, какой вы себе её запомнили. Помните! Осень – это красота: разноцветные листья, горы фруктов и овощей, прозрачный ароматный утренний воздух.
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
Да, поздняя осень вызывает у человека чувство торжественного и величавого. Природа вечно жива, а её увядание – тоже часть постоянной жизни, необходимый строгий обряд изменения, не нарушающий, а придающий природе особенную красоту.
1. На уроке я научился (сь) …
2. Самым интересным сегодня было …
3. Самым трудным для меня было …
Домашнее задание: Наизусть стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».
Оценивание.
Цель урока: Ознакомить учащихся с стихотворением А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…».
Задачи:
1. Образовательная: познакомить с произведениями искусства об осени, с творчеством А. С. Пушкина, раскрыть идейное, эмоциональное и эстетическое содержание стихотворения, сформировать умения и навыки находить изобразительно - выразительные средства языка, научить анализировать произведения,
2. Развивающая: выработать навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас, развивать эмоциональный и духовный мир учащихся.
3. Воспитательная: привить интерес к поэзии, эстетический вкус и бережное отношение к природе.
Наглядность урока: слайды по теме.
Методы урока: объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный
Межпредметные связи: Изобразительное искусство, музыка.
I. Организационный момент.
II. Опрос домашнего задания.
III.Объяснение новой темы. Слово учителя. Ребята! Осень – это грустное время года или радостное? Изображению разных времён года, особенно осени, посвящено много произведений и живописи, и музыки, и литературы. Много известных художников посвятили свои творения этому времени года. Рассмотрите репродукцию картины известного русского художника И. Левитана «Золотая осень».
1 слайд. Репродукция картины «Золотая осень».
П. И. Чайковский. Аудиозапись «Времена года» - октябрь.
Вопросы:
- Что вы чувствуете, глядя на картину?
- И. И. Левитан назвал картину «Золотая осень». Почему?
- Можно ли почувствовать, какая вода в речке?
- Какие краски показывают красоту этой картины?
Левитан любил природу и умел её показать так, что мы ощущаем её поэтическую красоту. Природа живёт в полотнах художников, но осени посвящали свои произведения не только художники, но и композиторы. Одним из композиторов, который обращался к теме осени, был великий русский композитор П. И. Чайковский. Он создал цикл “Времена года». Мы с вами прослушали фрагмент из этого цикла, посвящённый осени.
- Какие картины вы себе представили, когда слушали музыку?
- Какая она по характеру?
2 слайд. Портрет А. С. Пушкина. Художник Орест Кипренский.
Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Его произведения переведены на языки многих народов мира. Абай под впечатлением творчества Пушкина перевёл на казахский язык около пятидесяти его поэтических творений. Именно благодаря великому казахскому поэту, в степи зазвучала песня Татьяны из романа «Евгений Онегин». Почти в каждом городе есть улица или памятник великому русскому поэту. Пушкин, как и Абай, создал поэтические картины всех времён года, но не раз утверждал, что осень – его любимая пора.
3 cлайд. Прослушивание видеозаписи стихотворения «Уж небо осенью дышало…» Анализ художественного произведения.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Мы сразу себе представляем серое небо, затянутое тёмными облаками, только иногда появляется и исчезает солнце, после дня осеннего равноденствия, которое происходит 23 сентября, ночи становятся длиннее. Поэт изображает осеннее небо и солнце как живые существа, этот художественный приём в литературе называется олицетворением.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Во времена Пушкина слово сень обозначало то, что покрывает кого - то или что - нибудь, укрытие, покров. Сень означает зелёный убор леса. Он то и делает лес тёмным, хранящим тайну.
И вот деревья, как живые, обнажаются, сбрасывая листву. Исчезает красота – уходит тайна. Но мы, ребята, знаем, почему листья желтеют. С наступлением осени солнце светит не так ярко, поэтому хлорофилл, а это зелёный пигмент растений, с помощью которого они улавливают энергию солнечного света и осуществляют фотосинтез, не выделяется и листья желтеют, потом
падают на землю. Обратите внимание на повторяющиеся одинаковые созвучные согласные звуки, усиливающие выразительность речи.
Ложился на поля туман,
Почему возникает туман? Как вы знаете из курса «Дүниетану», если холодный воздух соприкасается с тёплой почвой или водой при влажности не более 85%, ранним утром или ночью в низинах и над водоёмами появляется туман.
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу:
Запомните, ребята, там, где стоит двоеточие, делайте большую паузу. Кто из вас видел летящих
в небе журавлей или гусей? Птицы в летящей стае всегда выстраиваются клином, впереди летят самые сильные гуси. Когда они летят в форме клина, создаётся такой поток воздуха, который поддерживает летящих сзади. Спереди всегда летят самые сильные птицы, им приходится во время полёта трудиться больше всего. Сзади летят самые слабые. Благодаря по -
лёту клином, эти птицы почти не прилагают усилий, лететь им помогает поток воздуха, создаваемых взмахами крыльев передних птиц. Как видите, даже у диких птиц есть взаимовыручка. Природа сама позаботилась об этом. При этом самые выносливыеные гуси, чувствуя усталость и подав сигналы криком, меняются местами. Также они кричат, потому что боятся отбиться от стаи и прощаются с родными местами. К сожалению, как утверждают учёные - ортологи, до тёплых краёв некоторые старые вожаки не долетают.
приближалась
Довольно скучная пора;
Ребята! Обратите внимание на слово скучная – орфоэпически правильно пишется сочетание «чн», но произносится как «ш»- скушная. Запомните это.
Стоял ноябрь у двора.
У двора может стоять человек, в данном случае ноябрь стоял у двора употреблено в переносном значении, по - гречески (metaphora – перенос), метафора – это употребление слов в переносном значении для изображения или характеристики предмета и явления.
IV.Работа над стихотворением А. С. Пушкина.
Вопросы:
1. О ком обычно говорят дышало?
2. Чему приписывает поэт это действие?
3. Объясните, как это небо дышало осенью?
4. Какие признаки неживой природы описываются в других строчках?
5. Объясните значение словосочетания таинственная сень.
6. Почему с печальным шумом обнажалась?
7. Почему гуси в летящей стае выстраиваются клином?
8. Найдите в тексте слова, которые указывают, о какой осени идёт речь?
V. Чтение учащимися стихотворения «Уж небо осенью дышало…»
VI. Релаксация. 4 слайд. Ф. Шопен. «Мелодия осени».
А сейчас, ребята, вы станете маленькими художниками. Нарисуйте осень, какой вы себе её запомнили. Помните! Осень – это красота: разноцветные листья, горы фруктов и овощей, прозрачный ароматный утренний воздух.
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
Да, поздняя осень вызывает у человека чувство торжественного и величавого. Природа вечно жива, а её увядание – тоже часть постоянной жизни, необходимый строгий обряд изменения, не нарушающий, а придающий природе особенную красоту.
1. На уроке я научился (сь) …
2. Самым интересным сегодня было …
3. Самым трудным для меня было …
Домашнее задание: Наизусть стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».
Оценивание.
Жаңалықтар
Осень золотая в гости к нам пришла
продолжить учить детей выразительному чтению лирических стихотворений. способствовать пониманию учащимися содержания стихотворений;
Стихотворение С. Есенина «Береза»
Познакомить с творчеством С. Есенина, сформировать умения и навыки находить изобразительно - выразительные средства языка.
Стихотворение Сергей Есенина «Берёза»
Актөбе облысы, Байғанин ауданы, Жаңатаң орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Айнур Тулеуова Жумабаевна
А. С. Пушкин "Зимнее утро"
город Атырау Учитель русского языка и литературы Имашева Айболхан Гимрановна
Второстепенные члены предложения. Дополнение
Хромтауская школа - гимназия №5 Учитель начальных классов: Есенжолова Нуржамал
Ф.И. Тютчев Есть в осени первоначальной
Акмолинская область, Г. Ерейментау, Основная школа №1 учитель русского языка и литературы Жолдаспаева Гульзия Сабировна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.