Причастный оборот
Тема: Причастный оборот
Цели: ознакомление с понятиями «причастный оборот ” и „ определяемое слово ”, работа над интонацией предложений с причастным оборотом, знакомство с ролью причастий в предложении.
Тип урока: изучение новой темы.
Методы: словесный, наглядный.
Оборудование: схемы, тесты, рисунки.
Стратегия: мозговая атака, кластер, синквейн.
Эпиграф: Они (причастия) служат сокращением человеческого слова, заключая в себе имени и глаголу силу.
М. В. Ломоносов
Ход урока.
I. Орг. момент.
( Психологический настрой учащихся к уроку)
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
Ребята, сегодня у нас гости. Мы им очень рады. Постарайтесь порадовать наших гостей хорошими знаниями.
Давайте мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем уроке, пожелаем друг другу только приятное. И я хочу пожелать вам хорошего настроения, продуктивной работы, отличных оценок. О чем пойдёт речь на уроке мы сможете догадаться, прочитав эпиграф к уроку.
(чтение эпиграфа)
Они - (причастия )
II. 1 Мозговая атака.
Ответы на вопросы учителя.
1. Что такое причастие?
(Причастие - это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)
2. Какие морфологические признаки имеет причастие?
(Причастие бывает сов. и несов. вида, наст. и прош. времени. Причастие обычно изменяется по падежам, числам и родам).
3. Какова синтаксическая роль причастий в предложении?
(Причастие в предложении обычно является определением, может быть подлежащим, а краткое причастие — сказуемым)
2. Кластер. (учащиеся самостоятельно составляют) 2 - 3мин.
3. Какими же признаками прилагательного и глагола обладает причастие? (Учащимися составляется таблица). 2 - 3мин.
Причастие имеет грамматические признаки.
Свойства прил - го ------------------------------------Свойства гл - ла
1. изм - ся по падежам, числам, родам. -------1. имеет сов. и несов. вид.
2. отвечает на в - сы какой?... ---------------------2. наст. и прош. вр.
3. возвратность.
4. требует от. сущ. го опр - го падежа.
III. Объяснение новой темы.
а) Слово учителя о целях урока.
б) Чтением учителем грам - кой сказки о причастии. «Уж очень необычно это причастие». (Тексты имеются у всех учащихся).
1) «Выделяйте меня запятыми, если главное определяемое слово стоит передо мной»
1) × прич. об - т
сущ, |________|,...
2) «Не выделяйте запятыми», если главное слово стоит после причастного оборота.
прич. об - т ×
2) |________| сущ.
причастие + зависимое = причастный
слово оборот
(Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом)
Работа у доски. (Ученик записывает предложение под диктовку учителя).
× прич. об - т
Ученик, не уважающий учителя, сам не заслуживает уважения.
IV. Закрепление.
1. Разбор по членам предложения.
а) Неожиданно солнце спряталось за наплывшую тучу.
б) Дети следили за летящим шариком.
в) Ошибка в сочинении исправлена.
2. Упражнение 3 (пись).(по учебнику)
3. Игра «Эстафета».
(учащиеся приводят примеры словосочетаний с причастиями). Краснеющая рябина, победивший отряд, бегущая лестница, настоящий друг...
4. Составление синквейна.
(І группа -«Зима», ІІ группа - «Друг», ІІІ группа - «Собака»).
Примеры учащихся:
1. Зима.
2. Холодная, снежная.
3. Дует, метет, замораживает.
4. Я люблю холодную зиму.
5. Лето.
V. Тестовые задания (мини - тест по теме «Причастие»)
VI. Дом. задание.
упр. 5(пись), стр. 103. в - сы.
VII. Рефлексия.
Подводятся итоги.
Цели: ознакомление с понятиями «причастный оборот ” и „ определяемое слово ”, работа над интонацией предложений с причастным оборотом, знакомство с ролью причастий в предложении.
Тип урока: изучение новой темы.
Методы: словесный, наглядный.
Оборудование: схемы, тесты, рисунки.
Стратегия: мозговая атака, кластер, синквейн.
Эпиграф: Они (причастия) служат сокращением человеческого слова, заключая в себе имени и глаголу силу.
М. В. Ломоносов
Ход урока.
I. Орг. момент.
( Психологический настрой учащихся к уроку)
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
Ребята, сегодня у нас гости. Мы им очень рады. Постарайтесь порадовать наших гостей хорошими знаниями.
Давайте мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем уроке, пожелаем друг другу только приятное. И я хочу пожелать вам хорошего настроения, продуктивной работы, отличных оценок. О чем пойдёт речь на уроке мы сможете догадаться, прочитав эпиграф к уроку.
(чтение эпиграфа)
Они - (причастия )
II. 1 Мозговая атака.
Ответы на вопросы учителя.
1. Что такое причастие?
(Причастие - это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)
2. Какие морфологические признаки имеет причастие?
(Причастие бывает сов. и несов. вида, наст. и прош. времени. Причастие обычно изменяется по падежам, числам и родам).
3. Какова синтаксическая роль причастий в предложении?
(Причастие в предложении обычно является определением, может быть подлежащим, а краткое причастие — сказуемым)
2. Кластер. (учащиеся самостоятельно составляют) 2 - 3мин.
3. Какими же признаками прилагательного и глагола обладает причастие? (Учащимися составляется таблица). 2 - 3мин.
Причастие имеет грамматические признаки.
Свойства прил - го ------------------------------------Свойства гл - ла
1. изм - ся по падежам, числам, родам. -------1. имеет сов. и несов. вид.
2. отвечает на в - сы какой?... ---------------------2. наст. и прош. вр.
3. возвратность.
4. требует от. сущ. го опр - го падежа.
III. Объяснение новой темы.
а) Слово учителя о целях урока.
б) Чтением учителем грам - кой сказки о причастии. «Уж очень необычно это причастие». (Тексты имеются у всех учащихся).
1) «Выделяйте меня запятыми, если главное определяемое слово стоит передо мной»
1) × прич. об - т
сущ, |________|,...
2) «Не выделяйте запятыми», если главное слово стоит после причастного оборота.
прич. об - т ×
2) |________| сущ.
причастие + зависимое = причастный
слово оборот
(Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом)
Работа у доски. (Ученик записывает предложение под диктовку учителя).
× прич. об - т
Ученик, не уважающий учителя, сам не заслуживает уважения.
IV. Закрепление.
1. Разбор по членам предложения.
а) Неожиданно солнце спряталось за наплывшую тучу.
б) Дети следили за летящим шариком.
в) Ошибка в сочинении исправлена.
2. Упражнение 3 (пись).(по учебнику)
3. Игра «Эстафета».
(учащиеся приводят примеры словосочетаний с причастиями). Краснеющая рябина, победивший отряд, бегущая лестница, настоящий друг...
4. Составление синквейна.
(І группа -«Зима», ІІ группа - «Друг», ІІІ группа - «Собака»).
Примеры учащихся:
1. Зима.
2. Холодная, снежная.
3. Дует, метет, замораживает.
4. Я люблю холодную зиму.
5. Лето.
V. Тестовые задания (мини - тест по теме «Причастие»)
VI. Дом. задание.
упр. 5(пись), стр. 103. в - сы.
VII. Рефлексия.
Подводятся итоги.
Жаңалықтар
Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте
Орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Жоланова З. Ж.
Мамина работа
Батыс Қазақстан облысы, Ақжайық ауданы, Жаңабұлақ ОЖББМ - нің орыс тілі және әдебиет пәнінің мұғалімі Кунурова Гүлдария Саменқызы
Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте
Измуханова Улмеке Ашхатовна, учитель русского языка и литературы Чиликской средней школы им. Л. Клышева Чингирлауского района Западно - Казахстанской области
Чудесные вещи
Уркунева Рената Турсынхановна, учитель русского языка и литературы. Теректинская средняя школа №1 Курчумского района Восточно - Казахстанской области
Тире в бессоюзном сложном предложении
Актөбе облысы, Байғанин ауданы, Жаңатаң орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Айнур Тулеуова Жумабаевна
Понятие о бессоюзном сложном предложении
Мангистауская область, Каракиянский район, Средняя школа №3 Жанжигитова Гульнар
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.