Состав слова
1. Обобщить знания учащихся по разделу «Состав слова»
2. Развивать способность к логическому мышлению, умение высказывать свою точку
зрения и аргументировано ее доказывать,
3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, терпимость к мнению других
учеников.
Цель:
Создание условий для формирования ключевых компетентностей учащихся
(коммуникативной, учебно - познавательной, информационной, социальной) на уроке
русского языка по теме «Состав слова»
Задачи:
1. Обобщить знания учащихся по разделу «Состав слова»
2. Развивать способность к логическому мышлению, умение высказывать свою точку
зрения и аргументировано ее доказывать,
3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, терпимость к мнению других
учеников.
Форма работы: групповая.
Оборудование:
1. Карточки с заданиями
2. Опорные схемы - «домики» состава слова
3. Сигнальные карточки для проведения рефлексии
Ход урока:
I. Оргмомент
На доске записан эпиграф:
Если знаешь части слова,
То напишешь их толково.
Сообщение цели и задач урока.
Сегодня итогом изучения раздела «Состав слова» будет то, сумеете ли вы собрать из частей слово, имеющее непосредственное отношение к теме урока, но эти части спрятаны под замком, ключ от которого зашифрован в заданиях урока.
II. Психологический аспект
Учитель просит учащихся взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза, сказать: «Мы сможем всё»
III. Практикум.
1 - й этап.
Проверка домашнего задания.
Учащиеся дома готовили рассказ «Зима».
2 - й этап.
Проверка теоретических знаний.
Решите кроссворд «Части слова».
Под какой цифрой зашифрована часть слова, не входящая в основу?
Вопросы
1. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение
всех однокоренных слов.
2. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
3. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
4. Часть изменяемого слова без окончания.
5. Изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова. В ней заключено
грамматическое значение слова.
3 - й этап.
Нахождение однокоренных слов. Обозначение корня.
Выпишите однокоренные слова из стихотворения. Сколько их?
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
Дополнительный вопрос: - Чем являются слова снегам – снег, снежные – снежной? (формы слова)
4 - й этап.
Сравните два текста. Чем они отличаются?
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он стоял на краю льдинки и грелся в ласковых лучиках солнышка.
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвина. У него ещё только
вырос пух на голове и короткий хвост. Он стоял на краю льдины и грелся в лучах солнца.
Какая часть слова «помогла» автору передать свое отношение к пингвинёнку?
(суффикс)
5 - й этап.
«Третье лишнее».
В какой группе слов нет «третьего лишнего»
1. вода, водитель, наводнение
2. горец, горе, гористый
3. рисунок, рисовый, зарисовка
4. печник, печать, печка
5. поднос, носатый, носилки
6. желток, жёлтый, пожелтел
7. колос, колосится, колоссальный
IV. Физкультминутка. (насосы – шарики; задуваем свечи; рисуем «8» на потолке)
6 - й этап.
Разбор слова по составу.
Распределите слова по «домикам» в соответствии с их составом. (Опорные схемы – «домики» на доске)
Холодец, гигантский, рассмотреть, настенный, издавна, розоватый, снова, хоккеист.
В каком «домике» нет жильцов?
Учитель: Если мы верно выполнили задания, то замок должен открыться.
(Открыть замок. Передать учащимся конверты с морфемами)
Теперь мы можем приступить к выполнению 8 задания.
7 - й этап
Из данных частей составь слово, имеющее непосредственное отношение к теме нашего урока. Запиши его.
(Проверка задания) ответ: морфемика
Дополнительный вопрос: - Что такое морфемика?
Молодцы. Вы всё сделали верно. Попробуйте самостоятельно собрать слово из частей.
V. Индивидуальное задание
«Собери слово»
Корень мой находится в «цене»,
в «очерке» найди приставку мне,
суффикс мой в «тетрадке» я встречала,
окончанье было из «начала».
Запишите получившееся слово.
(оценка )
VII. Рефлексия.
Каждый ученик цветным значком отмечает на доске свое отношение к уроку:
- урок очень понравился
- урок понравился
- урок не понравился
VIII. Домашнее задание: составьте задание по теме «Морфемика»
- «третье лишнее»
- «собери слово» (по выбору)
2. Развивать способность к логическому мышлению, умение высказывать свою точку
зрения и аргументировано ее доказывать,
3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, терпимость к мнению других
учеников.
Цель:
Создание условий для формирования ключевых компетентностей учащихся
(коммуникативной, учебно - познавательной, информационной, социальной) на уроке
русского языка по теме «Состав слова»
Задачи:
1. Обобщить знания учащихся по разделу «Состав слова»
2. Развивать способность к логическому мышлению, умение высказывать свою точку
зрения и аргументировано ее доказывать,
3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, терпимость к мнению других
учеников.
Форма работы: групповая.
Оборудование:
1. Карточки с заданиями
2. Опорные схемы - «домики» состава слова
3. Сигнальные карточки для проведения рефлексии
Ход урока:
I. Оргмомент
На доске записан эпиграф:
Если знаешь части слова,
То напишешь их толково.
Сообщение цели и задач урока.
Сегодня итогом изучения раздела «Состав слова» будет то, сумеете ли вы собрать из частей слово, имеющее непосредственное отношение к теме урока, но эти части спрятаны под замком, ключ от которого зашифрован в заданиях урока.
II. Психологический аспект
Учитель просит учащихся взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза, сказать: «Мы сможем всё»
III. Практикум.
1 - й этап.
Проверка домашнего задания.
Учащиеся дома готовили рассказ «Зима».
2 - й этап.
Проверка теоретических знаний.
Решите кроссворд «Части слова».
Под какой цифрой зашифрована часть слова, не входящая в основу?
Вопросы
1. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение
всех однокоренных слов.
2. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
3. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
4. Часть изменяемого слова без окончания.
5. Изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова. В ней заключено
грамматическое значение слова.
3 - й этап.
Нахождение однокоренных слов. Обозначение корня.
Выпишите однокоренные слова из стихотворения. Сколько их?
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
Дополнительный вопрос: - Чем являются слова снегам – снег, снежные – снежной? (формы слова)
4 - й этап.
Сравните два текста. Чем они отличаются?
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он стоял на краю льдинки и грелся в ласковых лучиках солнышка.
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвина. У него ещё только
вырос пух на голове и короткий хвост. Он стоял на краю льдины и грелся в лучах солнца.
Какая часть слова «помогла» автору передать свое отношение к пингвинёнку?
(суффикс)
5 - й этап.
«Третье лишнее».
В какой группе слов нет «третьего лишнего»
1. вода, водитель, наводнение
2. горец, горе, гористый
3. рисунок, рисовый, зарисовка
4. печник, печать, печка
5. поднос, носатый, носилки
6. желток, жёлтый, пожелтел
7. колос, колосится, колоссальный
IV. Физкультминутка. (насосы – шарики; задуваем свечи; рисуем «8» на потолке)
6 - й этап.
Разбор слова по составу.
Распределите слова по «домикам» в соответствии с их составом. (Опорные схемы – «домики» на доске)
Холодец, гигантский, рассмотреть, настенный, издавна, розоватый, снова, хоккеист.
В каком «домике» нет жильцов?
Учитель: Если мы верно выполнили задания, то замок должен открыться.
(Открыть замок. Передать учащимся конверты с морфемами)
Теперь мы можем приступить к выполнению 8 задания.
7 - й этап
Из данных частей составь слово, имеющее непосредственное отношение к теме нашего урока. Запиши его.
(Проверка задания) ответ: морфемика
Дополнительный вопрос: - Что такое морфемика?
Молодцы. Вы всё сделали верно. Попробуйте самостоятельно собрать слово из частей.
V. Индивидуальное задание
«Собери слово»
Корень мой находится в «цене»,
в «очерке» найди приставку мне,
суффикс мой в «тетрадке» я встречала,
окончанье было из «начала».
Запишите получившееся слово.
(оценка )
VII. Рефлексия.
Каждый ученик цветным значком отмечает на доске свое отношение к уроку:
- урок очень понравился
- урок понравился
- урок не понравился
VIII. Домашнее задание: составьте задание по теме «Морфемика»
- «третье лишнее»
- «собери слово» (по выбору)
Жаңалықтар
Повторение изученного по теме «Фонетика»
Западно - Казахстанская область, Чингирлауский район, СОШ имени А. Тихоненко учитель русского языка и литературы Назарова Амина Есенгельдиевна
Однородные члены предложения
Досмамбетова Лиза Ермекбаевна- Учитель русского языка и литературы сш. №62 г. Аральск, Кызылординская область
Имя существительное как часть речи
СҚО, Шал ақын ауданы, Жаңажол орта мектебінің орыс тілі пәні мұғалімі Сулейменова Сауле Алибековна
Состав слова
Актюбинская область, Уилский район, Уилская казахская средняя школа учитель русского языка и литературы Атагалиева Лариса Амановна
Состав слова. Словообразование (тест сұрақтары)
Изтелеуова Б. К. Средняя школа № 100, аула Казалы, Казалинского района Кызылординской области Состав слова. Словообразование (тест сұрақтары)
Повторение по разделу «Лексика»
Г. К. Матниязова преподаватель русского языка и литературы профессионального лицея №2 г. Аральска, Кызылординской области
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.