Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Состав слова

17 сәуір 2013, Сәрсенбі
Состав слова
Цель урока: обобщить знания учащихся о частях слова, их словообразующей и формообразующей роли, закрепить навыки морфемного анализа.
Тип урока: комбинированный с элементами дифференцирования
Наглядность: таблицы, карточки, опорные схемы, интерактивная доска
Девиз урока: Если знаешь части слова,
то напишешь их толково.

Ход урока:
І. Организационный момент: подготовить учеников к уроку

ІІ. Опрос пройденного материала.
Ответь на вопросы:
1. Из каких частей состоят слова?
2. Какая часть слова называется основой?
3. Какая часть слова называется окончанием?
4. Что такое нулевое окончание?
5. Какие буквы пишутся после твердой основы?
6. Какие буквы пишутся после мягкой основы?
7. Как графически обозначаются части слова?

Приставка ------ сделала, загород, пригород
Корень ------------- помощник, помощ, помощница
Суффикс -------------- огородник, строитель, каменщик
Окончание -------------- холодный, холодная, холодное

ІІІ. Сценка.
«Королевство слов»
Страна, куда мы отправимся путешествовать, называется «Королевством слов», жителями этой страны являются морфемы.
Мы – морфемы, наш девиз,
Если знаешь части слова,
То напишешь их толково.
А) часть слова, которая изменяется, окончанием называется.
Б) остальную же часть слова
Называем мы основой
В) корень слова – главная значимая часть
Родственные связи дарят корню власть
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова
Г) за корнем суффикс
Обогрел местечко
Не словом угодил
А лишь словечком
Река большая
Превратится в речку
Лес – в лесника
А печь – всего лишь в печку.
Д) у корня в недругах представьте - ка,
Есть дама гордая – приставка,
А злит она его одним.
Стоит лишь только перед ним
Хором: Школьник, при разборе слова
Окончание и основу
Первым делом находи
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.
Работа по таблице (закрепление)

IV. Выделите в словах основу и окончание:
Волшебная зима, белый снег, холодный ветер, снежное время, чудесная картина, Новый год, новогодние костюмы.

Выделите корень в однокоренных словах:
Труд – трудиться, трудный, трудолюбивый.
Сад – садовый, садовник, посадить.
Лес – лесник, лесной, лесоруб.

Допишите нужные приставки:
... звенели,... бежал,... советовал,
... помнили,... видел,... смотрел.
за по у за у по

V. Ответьте на вопросы:
Кто играет в футбол?
Человек, который играет в шахматы?
Кто работает в шахте?
Как большой город превратить в маленький?
Как из рыбы сделать рыбака?

VІ. Игра «Четвертый - лишний»
Вода ------ гореть ------ пахать ------- столик
Водитель ------ сгореть ------- пахучий -------- столетие
Водный ------- горевать -------- пахнет ------- столовая
Водянка ------- обогреть -------- запах ------- застольная

Закончи пословицы:
1. Ученье – свет, а неученье -...
2. Повторенье -... ученья.
3. Чистота – залог...
4. Солнце, воздух и вода – наши лучшие...

VІІ. Снежная сказка
Проплясали по снегам снежные метели.
Снегири снеговикам песню просвистели.
У заснеженной реки в снежном переулке
Звонко носятся снежки, режут лед снегурки.

Сколько однокоренных слов в этом стихе?

VІІІ. Обобщение: ученики задают друг другу вопросы по теме и предлагают составить слова из выделенных частей других слов.

ІХ. Домашнее задание: выучить наизусть правила, выписать из словаря учебника 5 существительных с твердой основой и 5 существительных с мягкой основой.
Х. Комментирование оценок.
2 526
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Суффиксальный способ образования слов
Суффиксальный способ образования слов
Опрос домашнего задания Фронтальный опрос Скажите, из чего состоят слова? Какие части слова вы уже знаете? Вспомните, о какой части слова идёт речь: общая часть родственных слов?
Состав слова
Состав слова
Повторение сведений по словообразованию, развивать умение образовывать новые слова при помощи морфем, воспитывать любовь к Родине, радоваться окружающим миром, чувство доброты.
Образование слов при помощи суффиксов
Образование слов при помощи суффиксов
Досмамбетова Лиза Ермекбаевна Учитель русского языка и литературы сш. №62 г. Аральск, Кызылординская область
Окончание (Жалғау)
Окончание (Жалғау)
Маңғыстау облысы, Бейнеу ауданы, Боранқұл селосы, «Опорный орта мектебі» орыс тілі және әдебиеті пәні мұғалімі Акоразова Жанат Темирбаевна
Имя существительное как часть речи
Имя существительное как часть речи
СҚО, Шал ақын ауданы, Жаңажол орта мектебінің орыс тілі пәні мұғалімі Сулейменова Сауле Алибековна
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
город Атырау, средняя школа № 24 учитель русского языка и литературы Курбанова Нуржамал
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×