«Легенда о Коркыте»
Цели и задачи урока:
1. Образовательные: познакомить со знаменитым акыном, великим мыслителем и героем многих легенд – Коркыт - ата; систематизировать и закрепить знания учащихся по теме «Главные члены предложения»;
2. Развивающие: развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей учащихся; формирование умения установить контакт с собеседником, умения отобрать нужный материал из прочитанного, развитие памяти и логического мышления;
3. Воспитательные: привитие любви к искусству и чувства уважения к его создателям, воспитание жизнелюбия, стойкости, оптимизма; создание обстановки сотрудничества ученика и учителя, выработка мотивации к обучению.
Вид урока: урок - исследование
Технология: развивающее обучение.
Приемы: ИНСЕРТ, синквейн, беседа, кластер, опережающие задания.
Оборудование урока: учебник «Русская речь» для 7 - классаобщеобразовательной школы с казахским языком обучения под редакцией К. У. Кунаковой и др., Алматы, «Атамұра» 2007; портрет Коркыта, иллюстрации, «дерево познания», видеоматериалы, аудиозапись кюев
Эпиграфы к уроку:
Вершина искусства – красноречие. Ключ к бессмертию в искусстве.
Ход урока
І. Организационный момент. (приветствие, проверка посещаемости и готовности к уроку)
ІІ. Мотивация учебной деятельности
1. Слово учителя.
- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об искусстве, познакомимся с необычной личностью в истории казахского фольклора – Коркыт – ата.
- Обратите внимание на это высказывание: «Вершина искусства – красноречие», так говорит казахский народ, который высоко ценит меткое слово, умное стихотворение и красивую песню. Все русские и зарубежные путешественники, побывавшие в казахских степях, отмечали одну интересную особенность нашего народа – это трепетное отношение к поэзии, чувство уважения к ее создателям. Об этом писал немецкий ученый А. Брем: «Казах отлично умеет владеть своим языком. Свойство это присуще одинаково всем: бедным и богатым, знатным и незнатным, образованным или необразованным».
В казахской степи всегда любили петь, устраивать песенные состязания, красиво и доказательно защищать свои мысли словом. В ХІХ веке русский ученый Г. Н. Потанин записал вот такую красивую легенду: «В древние времена, когда люди не знали, что такое стих, песня, ритм, рифма, жизнь их была мрачной и тоскливой, не было праздников, веселых сборищ. Только изредка слышался вой бури, так как песней владело тогда только небо. Наконец, песня решилась оставить свое жилище и осмотреть все четыре угла вселенной. В зависимости от настроения песня летала то низко над землей, то уходила вверх. Когда песня пролетала низко, то люди ясно слышали ее мелодии, напевы и запоминали их. Там, где песня летала выше, люди могли услышать только часть ее сокровищ».
Говорят, что песня пролетела низко над казахской степью – и в этом секрет щедрости и богатства казахского народного творчества. Ясно, что там, где люди были влюблены в стихи, песни, пословицы и поговорки, поэзия развивалась успешно. Она сопровождала человека всю жизнь, поддерживала его в трудную минуту, помогала выразить радость, восхищение, ненависть, она пробуждала любовь и волю к жизни.
2. Беседа
- Кто же создавал это неоценимое богатство, передавал ее от поколения к поколению? (В старину песни, жыры, легенды создавались народом, а исполняли их народные сказители. Они были хранителями древней музыки, исторических событий и обычаев народа).
- Ребята, какие произведения относятся к устному народному творчеству?
- Каким одним словом можем сказать «устное народное творчество»? (Фольклор в переводе со староанглийского языка означает «народная мудрость»).
- В чем отличие легенд от сказок? ( В сказках все сочиняется, придумывается, а в легендах описываются реальные события)
- Хорошо, ребята! Вот и настал момент, когда мы познакомимся с одной из таких легенд – «Легендой о Коркыте». Но перед этим давайте вспомним, что вы знаете о нем из истории, литературы – кто он, чем прославился?
(Раздаю учащимся листы, где даны 3 графы (знаю, хочу знать, узнал), по ходу урока учащиеся их заполняют. Метод ИНСЕРТ)
- А что вы хотели бы узнать дополнительно? ( учащиеся записывают вопросы на листочках и вешают на дереве познания)
ІІІ. Изучение новой темы.
1. Пересказ легенды о Коркыте (сообщение ученика)
- Давным - давно жил на свете мудрец, умеющий предсказывать людям будущее. Звали его Коркыт. ( включается видеозапись). Люди о нем говорили только хорошее. Умен он был и приветлив, и много доброго сделал для окружающих.
Академик Василий Бартольд в 20 - е годы описал Коркыта как существо исключительно мифическое. Из его записей следует, что Коркыт был рожден феей. Его рождение сопровождалось громом и молнией, люди были напуганы и дали существу прозвище Коркыт (в переводе означает “пугало”).
Он много путешествовал, много видел и знал. Видел плохое и хорошее, старался во всем разобраться, особенно его занимала мысль о смерти. Он не раз задавал себе вопрос, почему умирают люди: одни - стариками, другие - молодыми; одни - счастливыми, другие - в несчастье; одни - только что родившись, другие – дожив до глубокой старости. Он обошел все стороны света и везде ему встречались люди, которые копали для него могилу.
Убедившись, что ему все равно не спастись от смерти, Коркыт решил вернуться на родину. Боясь, что на земле его настигнет смерть, он расстелил на воде чудесный ковер и стал плыть на нем по Сырдарье, неустанно наигрывая на кобызе, который смастерил сам.
- А что было дальше мы узнаем, прочитав текст в учебнике (стр. 140)
2. Работа с учебником: чтение текста учащимися про себя и заполнение графы «Узнал» в таблице (чтение ответов вслух, взаимопроверка)
3. Творческая работа в группах:
1 - группа: составление кластера на тему «Коркыт - ата – кто он?»;
2 - группа – «Что он сделал?»
(на этих примерах повторяем и закрепляем знания учащихся о главных членах предложения, о способах их выражения)
1. Образовательные: познакомить со знаменитым акыном, великим мыслителем и героем многих легенд – Коркыт - ата; систематизировать и закрепить знания учащихся по теме «Главные члены предложения»;
2. Развивающие: развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей учащихся; формирование умения установить контакт с собеседником, умения отобрать нужный материал из прочитанного, развитие памяти и логического мышления;
3. Воспитательные: привитие любви к искусству и чувства уважения к его создателям, воспитание жизнелюбия, стойкости, оптимизма; создание обстановки сотрудничества ученика и учителя, выработка мотивации к обучению.
Вид урока: урок - исследование
Технология: развивающее обучение.
Приемы: ИНСЕРТ, синквейн, беседа, кластер, опережающие задания.
Оборудование урока: учебник «Русская речь» для 7 - классаобщеобразовательной школы с казахским языком обучения под редакцией К. У. Кунаковой и др., Алматы, «Атамұра» 2007; портрет Коркыта, иллюстрации, «дерево познания», видеоматериалы, аудиозапись кюев
Эпиграфы к уроку:
Вершина искусства – красноречие. Ключ к бессмертию в искусстве.
Ход урока
І. Организационный момент. (приветствие, проверка посещаемости и готовности к уроку)
ІІ. Мотивация учебной деятельности
1. Слово учителя.
- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об искусстве, познакомимся с необычной личностью в истории казахского фольклора – Коркыт – ата.
- Обратите внимание на это высказывание: «Вершина искусства – красноречие», так говорит казахский народ, который высоко ценит меткое слово, умное стихотворение и красивую песню. Все русские и зарубежные путешественники, побывавшие в казахских степях, отмечали одну интересную особенность нашего народа – это трепетное отношение к поэзии, чувство уважения к ее создателям. Об этом писал немецкий ученый А. Брем: «Казах отлично умеет владеть своим языком. Свойство это присуще одинаково всем: бедным и богатым, знатным и незнатным, образованным или необразованным».
В казахской степи всегда любили петь, устраивать песенные состязания, красиво и доказательно защищать свои мысли словом. В ХІХ веке русский ученый Г. Н. Потанин записал вот такую красивую легенду: «В древние времена, когда люди не знали, что такое стих, песня, ритм, рифма, жизнь их была мрачной и тоскливой, не было праздников, веселых сборищ. Только изредка слышался вой бури, так как песней владело тогда только небо. Наконец, песня решилась оставить свое жилище и осмотреть все четыре угла вселенной. В зависимости от настроения песня летала то низко над землей, то уходила вверх. Когда песня пролетала низко, то люди ясно слышали ее мелодии, напевы и запоминали их. Там, где песня летала выше, люди могли услышать только часть ее сокровищ».
Говорят, что песня пролетела низко над казахской степью – и в этом секрет щедрости и богатства казахского народного творчества. Ясно, что там, где люди были влюблены в стихи, песни, пословицы и поговорки, поэзия развивалась успешно. Она сопровождала человека всю жизнь, поддерживала его в трудную минуту, помогала выразить радость, восхищение, ненависть, она пробуждала любовь и волю к жизни.
2. Беседа
- Кто же создавал это неоценимое богатство, передавал ее от поколения к поколению? (В старину песни, жыры, легенды создавались народом, а исполняли их народные сказители. Они были хранителями древней музыки, исторических событий и обычаев народа).
- Ребята, какие произведения относятся к устному народному творчеству?
- Каким одним словом можем сказать «устное народное творчество»? (Фольклор в переводе со староанглийского языка означает «народная мудрость»).
- В чем отличие легенд от сказок? ( В сказках все сочиняется, придумывается, а в легендах описываются реальные события)
- Хорошо, ребята! Вот и настал момент, когда мы познакомимся с одной из таких легенд – «Легендой о Коркыте». Но перед этим давайте вспомним, что вы знаете о нем из истории, литературы – кто он, чем прославился?
(Раздаю учащимся листы, где даны 3 графы (знаю, хочу знать, узнал), по ходу урока учащиеся их заполняют. Метод ИНСЕРТ)
- А что вы хотели бы узнать дополнительно? ( учащиеся записывают вопросы на листочках и вешают на дереве познания)
ІІІ. Изучение новой темы.
1. Пересказ легенды о Коркыте (сообщение ученика)
- Давным - давно жил на свете мудрец, умеющий предсказывать людям будущее. Звали его Коркыт. ( включается видеозапись). Люди о нем говорили только хорошее. Умен он был и приветлив, и много доброго сделал для окружающих.
Академик Василий Бартольд в 20 - е годы описал Коркыта как существо исключительно мифическое. Из его записей следует, что Коркыт был рожден феей. Его рождение сопровождалось громом и молнией, люди были напуганы и дали существу прозвище Коркыт (в переводе означает “пугало”).
Он много путешествовал, много видел и знал. Видел плохое и хорошее, старался во всем разобраться, особенно его занимала мысль о смерти. Он не раз задавал себе вопрос, почему умирают люди: одни - стариками, другие - молодыми; одни - счастливыми, другие - в несчастье; одни - только что родившись, другие – дожив до глубокой старости. Он обошел все стороны света и везде ему встречались люди, которые копали для него могилу.
Убедившись, что ему все равно не спастись от смерти, Коркыт решил вернуться на родину. Боясь, что на земле его настигнет смерть, он расстелил на воде чудесный ковер и стал плыть на нем по Сырдарье, неустанно наигрывая на кобызе, который смастерил сам.
- А что было дальше мы узнаем, прочитав текст в учебнике (стр. 140)
2. Работа с учебником: чтение текста учащимися про себя и заполнение графы «Узнал» в таблице (чтение ответов вслух, взаимопроверка)
3. Творческая работа в группах:
1 - группа: составление кластера на тему «Коркыт - ата – кто он?»;
2 - группа – «Что он сделал?»
(на этих примерах повторяем и закрепляем знания учащихся о главных членах предложения, о способах их выражения)
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
Жаңалықтар
Освоение космоса
- продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы; продолжить работу над формированием умения учащихся определять цели урока; делать устное сообщение по теме; вычленять причинно - следственные связи; анализировать
Поднятие целины
Продолжить работу по формированию у учащихся критического, логического и ассоциативного мышления, ИКТ. Продолжить работу над формированием умения учащихся определять цели урока;
Главные члены предложения. Подлежащее
Познакомить учащихся с новой темой; дать полное объяснение о главных членах предложения; научить учащихся правильно находить в предложениях главные члены.
Бессоюзные сложные предложения
Жангушикова Рашида Байдильдаевна - учитель русского языка и литературы Кызылординская область, г. Аральск, Областная санаторная школа - интернат №2
Одиннадцатый подвиг Геракла.
Учитель русского языка и литературы Исаева Наргиз Сафаровна Средняя школа №10, Г. Жезказган, Карагандинская область
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.