Образование слов при помощи суффиксов
Тема урока: Образование слов при помощи суффиксов
Цели:
Образовательные: дать понятие о суффиксах, как части слова, научить образовывать слова при помощи суффиксов, обогатить словарный запас новыми словами;
Развивающие: развивать навыки грамотного письма, умения отвечать на вопросы;
Воспитательные: прививать интерес к предмету, воспитывать доброту, уважение к труду, людям труда.
Тип урока: Урок с элементами игры.
Метод: Комбинированный
Наглядность: Таблица «Суффиксы», схемы, картинки, игрушки.
Ход урока:
І. Организационный момент.
ІІ. Опрос домашнего задания:
1. Проверка упр. 4, 6
2. Работа по карточкам
№1 Найдите приставки и предлоги
№2 Образуйте новые слова, составьте с ними словосочетания
№3 Составьте предложения по картинке
3. Мозговой штурм:
1. Какая главная часть в слове? Корень
2. Что такое основа? Часть слова без окончания
3. Какие части могут входить в основу слова? Корень, приставка, суффикс.
4. Что такое приставка?
5. Где стоит приставка?
6. Для чего служит приставка?
7. Как пишутся приставки?
ІІІ. Новый урок.
1. Составление ассоциативной карты к слову добрый
2. Лингвистическая сказка о суффиксах:
Жили – были барабан, колокол, огурец. Они были грубые и шумные. Однажды к ним в гости приехал мальчик - чик. Он был вежливый и стеснительный. Дети подружились и стали играть вместе. И произошло чудо... (Продолжи сказку по схеме).
Барабан Барабанчик
Колокол + ( - чик ) Колокольчик
Огурец Огурчик
Ребята, какое произошло чудо?(образовались новые слова)
Как вы думаете, кто был этот мальчик? ( суффикс)
Где стоит суффикс?
3. Работа по таблице:
Суффикс – это часть основы, которая стоит после корня.
Суффикс служит для образования новых слов
- тель: учитель
- ист: футболист
- щик: бетонщик
- Какие слова с этими суффиксами вы знаете?
IV. Выполнение упражнений.
Упр. 1 Прочитать текст выписать слова, обозначающие профессии, выделить суффиксы.
Планировщик, экскаваторщик, каменщик, бетонщик и др.
Упр. 3 От данных слов при помощи суффиксов образуйте название лиц.
- чик: доклад, рассказ
- щик: камень, бетон
Упр. 8 Какие из них можно заменить словам он, какие – она?
- Учитель – учительница
Воспитатель – воспитательница
Физкультминутка.
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладошки три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире,
Пять - руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сесть.
Игра « Мяч по кругу»
Учащиеся передают мяч друг другу, называя слова с суффиксами – ист, - тель, - чик, - щик.
Игра « Кто быстрее? Кто больше?»
Подобрать слова по схеме: корень, суффикс, окончание; приставка, корень, суффикс, окончание; корень, окончание.
Упр. 13 Прочитать стихотворение. Найти слова с суффиксами.
V. Закрепление: Составление диаграммы Венны
Приставка Суффикс
VI. Домашнее задание:
VII. Выставление оценок
Цели:
Образовательные: дать понятие о суффиксах, как части слова, научить образовывать слова при помощи суффиксов, обогатить словарный запас новыми словами;
Развивающие: развивать навыки грамотного письма, умения отвечать на вопросы;
Воспитательные: прививать интерес к предмету, воспитывать доброту, уважение к труду, людям труда.
Тип урока: Урок с элементами игры.
Метод: Комбинированный
Наглядность: Таблица «Суффиксы», схемы, картинки, игрушки.
Ход урока:
І. Организационный момент.
ІІ. Опрос домашнего задания:
1. Проверка упр. 4, 6
2. Работа по карточкам
№1 Найдите приставки и предлоги
№2 Образуйте новые слова, составьте с ними словосочетания
№3 Составьте предложения по картинке
3. Мозговой штурм:
1. Какая главная часть в слове? Корень
2. Что такое основа? Часть слова без окончания
3. Какие части могут входить в основу слова? Корень, приставка, суффикс.
4. Что такое приставка?
5. Где стоит приставка?
6. Для чего служит приставка?
7. Как пишутся приставки?
ІІІ. Новый урок.
1. Составление ассоциативной карты к слову добрый
2. Лингвистическая сказка о суффиксах:
Жили – были барабан, колокол, огурец. Они были грубые и шумные. Однажды к ним в гости приехал мальчик - чик. Он был вежливый и стеснительный. Дети подружились и стали играть вместе. И произошло чудо... (Продолжи сказку по схеме).
Барабан Барабанчик
Колокол + ( - чик ) Колокольчик
Огурец Огурчик
Ребята, какое произошло чудо?(образовались новые слова)
Как вы думаете, кто был этот мальчик? ( суффикс)
Где стоит суффикс?
3. Работа по таблице:
Суффикс – это часть основы, которая стоит после корня.
Суффикс служит для образования новых слов
- тель: учитель
- ист: футболист
- щик: бетонщик
- Какие слова с этими суффиксами вы знаете?
IV. Выполнение упражнений.
Упр. 1 Прочитать текст выписать слова, обозначающие профессии, выделить суффиксы.
Планировщик, экскаваторщик, каменщик, бетонщик и др.
Упр. 3 От данных слов при помощи суффиксов образуйте название лиц.
- чик: доклад, рассказ
- щик: камень, бетон
Упр. 8 Какие из них можно заменить словам он, какие – она?
- Учитель – учительница
Воспитатель – воспитательница
Физкультминутка.
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладошки три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире,
Пять - руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сесть.
Игра « Мяч по кругу»
Учащиеся передают мяч друг другу, называя слова с суффиксами – ист, - тель, - чик, - щик.
Игра « Кто быстрее? Кто больше?»
Подобрать слова по схеме: корень, суффикс, окончание; приставка, корень, суффикс, окончание; корень, окончание.
Упр. 13 Прочитать стихотворение. Найти слова с суффиксами.
V. Закрепление: Составление диаграммы Венны
Приставка Суффикс
VI. Домашнее задание:
VII. Выставление оценок
Жаңалықтар
Суффиксальный способ образования слов
Опрос домашнего задания Фронтальный опрос Скажите, из чего состоят слова? Какие части слова вы уже знаете? Вспомните, о какой части слова идёт речь: общая часть родственных слов?
Состав слова
Повторение сведений по словообразованию, развивать умение образовывать новые слова при помощи морфем, воспитывать любовь к Родине, радоваться окружающим миром, чувство доброты.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов
Маңғыстау облысы, Бейнеу ауданы, Боранқұл селосы, «Опорный орта мектебі» мемлекеттік мекемесінің орыс тілі және әдебиеті пәнінің мұғалімі Акоразова Жанат Темирбаевна
Имя существительное как часть речи
СҚО, Шал ақын ауданы, Жаңажол орта мектебінің орыс тілі пәні мұғалімі Сулейменова Сауле Алибековна
Образование сложных слов
Қызыорда облысы, Қазалы ауданы, Бекарыстан би ауылы, № 24 орта мектептің орыс тілі пәні мұғалімі Қаниева Зәуре Сағадинқызы
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.