«Безумству храбрых…» А.М. Горький.
Цели: а) формировать понятие учащихся о «Песне…»; об антитезе образов;
б) воспитывать в учащихся нравственные качества;
в) развивать навыки анализа текста;
наглядность: иллюстрации к тексту
методические приемы: словесный (Объяснение учителя),
выполнение заданий к тексту; частично - поисковый оборудование: интерактивная доска.
Тип урока: изучение новой темы.
Ход урока:
I Организационный момент.
II Актуализация прежних знаний
1 Слово учителя: Сегодня, ребята, у нас открытый урок, урок проявления творческой активности и самостоятельности, пожелаем друг другу удачи и успехов. Давайте, вспомним, что такое романтизм?
(Творческий метод). Что лежит в основе романтизма?
Творческий метод, в основе которого - стремление личности к свободе, духовному совершенству, в романтическом произведении герой осознает несовершенство мира и людей, страдает. Ребята, в своих ранних романтических произведениях Горький изображает людей сильных и смелых, противопоставляет их скучному, серому существованию, славит безумство храбрых. Горький в «Песне о Соколе» показывает под образом Сокола сильного, независимого человека Сокол - это образ - символ, образ - аллегория:
III Изучение новой темы: «Песня о…»- произведение символо - аллегорического характера.
1 Познакомимся с понятиями образ - символ, образ - аллегория. Чтение понятий с интерактивной доски.
2 Песня построена на антитезе образов, характеров,
обстоятельств, композиционных элементов, создающих эффект резкого контраста.
- А теперь, прочитаем еще раз «Песню о …»
3 Чтение текста.
4 Работа в группах (У нас в классе 4 группы, на картах лежат листки оценивания ответов) Выбираем задание для своей группы.
5 На интерактивной доске появляется таблица
I уровень II уровень III уровень IV уровень
Ассоциации описание исследование Свяжи свою мысль с основной идеей произведения.
Сокол
Уж
Подвиг
Эгоизм 1 место обитания
2 две формы жизни: гниение и горение
3смысл жизни 1 одинаковая структура предложения.
2 взаимное презрение и жалость (найти диалог) Кто прав?
3 риторические вопросы и восклицания Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе и свету
Ученики составляют ассоциативную карту со словами первой графы. Сокол - гордая, вольная птица, высоко парит в небе, имя Сокол употребляется для обозначения отваги (сокол ясный), обозначает воинственную доблесть и качества богатыря. Уж - змея, пресмыкающееся, ползающееся, извивающееся.
Подвиг - борьба, любовь во имя светлого, самопожертвование;
Эгоизм - самолюбие, бессердечие, безразличие; Лидеры групп, обсудив задания в группах, выполняют задания на интерактивной доске. - А теперь, ребята, кто сможет составить пятистишия со словами Сокол и Уж? На доске ученики пишут свои пятистишия.
Сокол --------------------------------------------------------------------- Уж
Гордый, сильный ----------------------------------------------------- Самодовольный,
Словно пожил, храбро бился, видел небо ------------------- равнодушный вполз,
Всегда ты будешь живым примером -------------------------- свернулся, прошипел
Символ беззаветного подвига ----------------------------------- Рожденный ползать -
------------------------------------------------------------------------------ летать не может символ слабости.
- А теперь, давайте опишем места обитания образов символов Сокола и Ужа
Описание:
1 Свободное небо - Сокол
2 Теплое, сырое ущелье - Уж
3 Горение: Сокол видит смысл жизни в борьбе с врагами, в стремлении к свету и свободе. Пусть его жизнь была короткой, но как она ярка, красива, значительна!
Гниение: Уж любит покой и сытость.
На этапе исследования учащиеся работают самостоятельно, работают с текстом. Исследование
1 Повторяющие слова и союзы (высоко, союз и), безумство храбрых
создает в песне стилистический эффект нового смысла готовности погибнуть за свободу.
2 Взаимное презрение и жалость: Диалог (Сокола и Ужа)
- О, если б в небо, хоть раз подняться
- Там только пусто
То, что устраивает ужа (спокойствие, сытость), вызывает у Сокола сочувствие, жалость, отвращение.
«Я славно пожил!…»
Но по - своему жалеет Сокола и Уж.
«Смешные птицы!»
Взаимное презрение и жалость… Кто прав? Многие люди на стороне гордой птицы. Таких большинство, за ними - правда.
«Рожденный ползать - летать не может!...» - это ставшее крылатым изречение Горького является символом слабости, ограниченности.
Риторические вопросы и восклицания
Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к полетам в небо? Что им там ясно? Зачем им гордость? Зачем укоры?
IV Уровень.
Основная идея «Песни о…» Высокая устремленность души человека к познанию мудрости жизни, вызов автора всем, кто бездействует, всем, кто пассивен в жизни.
Гибель сокола в конце «Песни о…» носит не трагический, а возвышенный характер, потому что он не мирится со своей участью раненой и умирающей птицы. Он в своей гибели как бы переходит из одного состояния в другое, он - дитя природы, сливается с природой. Смерть сокола - призыв к борьбе начало бессмертия.
Вывод.
При помощи аллегорических образов - символов М. Горький отвечает на основные вопросы жизни: « Для чего человек родился, как надо жить и в чем смысл его жизни?»
А вы, как думаете, как надо жить? Каких народных героев вы знаете, которые жили, как Сокол, и стали примером для последующих поколений?
IV Оценки.
б) воспитывать в учащихся нравственные качества;
в) развивать навыки анализа текста;
наглядность: иллюстрации к тексту
методические приемы: словесный (Объяснение учителя),
выполнение заданий к тексту; частично - поисковый оборудование: интерактивная доска.
Тип урока: изучение новой темы.
Ход урока:
I Организационный момент.
II Актуализация прежних знаний
1 Слово учителя: Сегодня, ребята, у нас открытый урок, урок проявления творческой активности и самостоятельности, пожелаем друг другу удачи и успехов. Давайте, вспомним, что такое романтизм?
(Творческий метод). Что лежит в основе романтизма?
Творческий метод, в основе которого - стремление личности к свободе, духовному совершенству, в романтическом произведении герой осознает несовершенство мира и людей, страдает. Ребята, в своих ранних романтических произведениях Горький изображает людей сильных и смелых, противопоставляет их скучному, серому существованию, славит безумство храбрых. Горький в «Песне о Соколе» показывает под образом Сокола сильного, независимого человека Сокол - это образ - символ, образ - аллегория:
III Изучение новой темы: «Песня о…»- произведение символо - аллегорического характера.
1 Познакомимся с понятиями образ - символ, образ - аллегория. Чтение понятий с интерактивной доски.
2 Песня построена на антитезе образов, характеров,
обстоятельств, композиционных элементов, создающих эффект резкого контраста.
- А теперь, прочитаем еще раз «Песню о …»
3 Чтение текста.
4 Работа в группах (У нас в классе 4 группы, на картах лежат листки оценивания ответов) Выбираем задание для своей группы.
5 На интерактивной доске появляется таблица
I уровень II уровень III уровень IV уровень
Ассоциации описание исследование Свяжи свою мысль с основной идеей произведения.
Сокол
Уж
Подвиг
Эгоизм 1 место обитания
2 две формы жизни: гниение и горение
3смысл жизни 1 одинаковая структура предложения.
2 взаимное презрение и жалость (найти диалог) Кто прав?
3 риторические вопросы и восклицания Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе и свету
Ученики составляют ассоциативную карту со словами первой графы. Сокол - гордая, вольная птица, высоко парит в небе, имя Сокол употребляется для обозначения отваги (сокол ясный), обозначает воинственную доблесть и качества богатыря. Уж - змея, пресмыкающееся, ползающееся, извивающееся.
Подвиг - борьба, любовь во имя светлого, самопожертвование;
Эгоизм - самолюбие, бессердечие, безразличие; Лидеры групп, обсудив задания в группах, выполняют задания на интерактивной доске. - А теперь, ребята, кто сможет составить пятистишия со словами Сокол и Уж? На доске ученики пишут свои пятистишия.
Сокол --------------------------------------------------------------------- Уж
Гордый, сильный ----------------------------------------------------- Самодовольный,
Словно пожил, храбро бился, видел небо ------------------- равнодушный вполз,
Всегда ты будешь живым примером -------------------------- свернулся, прошипел
Символ беззаветного подвига ----------------------------------- Рожденный ползать -
------------------------------------------------------------------------------ летать не может символ слабости.
- А теперь, давайте опишем места обитания образов символов Сокола и Ужа
Описание:
1 Свободное небо - Сокол
2 Теплое, сырое ущелье - Уж
3 Горение: Сокол видит смысл жизни в борьбе с врагами, в стремлении к свету и свободе. Пусть его жизнь была короткой, но как она ярка, красива, значительна!
Гниение: Уж любит покой и сытость.
На этапе исследования учащиеся работают самостоятельно, работают с текстом. Исследование
1 Повторяющие слова и союзы (высоко, союз и), безумство храбрых
создает в песне стилистический эффект нового смысла готовности погибнуть за свободу.
2 Взаимное презрение и жалость: Диалог (Сокола и Ужа)
- О, если б в небо, хоть раз подняться
- Там только пусто
То, что устраивает ужа (спокойствие, сытость), вызывает у Сокола сочувствие, жалость, отвращение.
«Я славно пожил!…»
Но по - своему жалеет Сокола и Уж.
«Смешные птицы!»
Взаимное презрение и жалость… Кто прав? Многие люди на стороне гордой птицы. Таких большинство, за ними - правда.
«Рожденный ползать - летать не может!...» - это ставшее крылатым изречение Горького является символом слабости, ограниченности.
Риторические вопросы и восклицания
Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к полетам в небо? Что им там ясно? Зачем им гордость? Зачем укоры?
IV Уровень.
Основная идея «Песни о…» Высокая устремленность души человека к познанию мудрости жизни, вызов автора всем, кто бездействует, всем, кто пассивен в жизни.
Гибель сокола в конце «Песни о…» носит не трагический, а возвышенный характер, потому что он не мирится со своей участью раненой и умирающей птицы. Он в своей гибели как бы переходит из одного состояния в другое, он - дитя природы, сливается с природой. Смерть сокола - призыв к борьбе начало бессмертия.
Вывод.
При помощи аллегорических образов - символов М. Горький отвечает на основные вопросы жизни: « Для чего человек родился, как надо жить и в чем смысл его жизни?»
А вы, как думаете, как надо жить? Каких народных героев вы знаете, которые жили, как Сокол, и стали примером для последующих поколений?
IV Оценки.
Жаңалықтар
Имя прилагательное
Мангистауская область, с. Бейнеу, средняя школа имени Ы. Алтынсарина учительница русского языка и литературы Ережепова Алмагуль Есетмергеновна
Имя существительное как часть речи
СҚО, Шал ақын ауданы, Жаңажол орта мектебінің орыс тілі пәні мұғалімі Сулейменова Сауле Алибековна
Превосходная степень прилагательных
школ - лицей №249 учительницы русского языка и литературы Жарасовой Шамширак Зинадиновна
Второстепенные члены предложения. Дополнение
Хромтауская школа - гимназия №5 Учитель начальных классов: Есенжолова Нуржамал
Мороз - Красный нос
Уразалиева Гулзинет Қызылорда қаласындағы №9 Н. Ілиясов атындағы мектеп гимназиясының орыс тілі мен әдебиет пәні мұғалімі
Глагол
Арипова Гульзат Орынбековна Учитель русского языка и литературы Актюбинская область, Айтекебиский район, с. Жабасак
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.