Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


«Безумству храбрых…» А.М. Горький.

30 сәуір 2013, Сейсенбі
Цели: а) формировать понятие учащихся о «Песне…»; об антитезе образов;
б) воспитывать в учащихся нравственные качества;
в) развивать навыки анализа текста;
наглядность: иллюстрации к тексту
методические приемы: словесный (Объяснение учителя),
выполнение заданий к тексту; частично - поисковый оборудование: интерактивная доска.
Тип урока: изучение новой темы.

Ход урока:
I Организационный момент.
II Актуализация прежних знаний
1 Слово учителя: Сегодня, ребята, у нас открытый урок, урок проявления творческой активности и самостоятельности, пожелаем друг другу удачи и успехов. Давайте, вспомним, что такое романтизм?
(Творческий метод). Что лежит в основе романтизма?
Творческий метод, в основе которого - стремление личности к свободе, духовному совершенству, в романтическом произведении герой осознает несовершенство мира и людей, страдает. Ребята, в своих ранних романтических произведениях Горький изображает людей сильных и смелых, противопоставляет их скучному, серому существованию, славит безумство храбрых. Горький в «Песне о Соколе» показывает под образом Сокола сильного, независимого человека Сокол - это образ - символ, образ - аллегория:

III Изучение новой темы: «Песня о…»- произведение символо - аллегорического характера.
1 Познакомимся с понятиями образ - символ, образ - аллегория. Чтение понятий с интерактивной доски.
2 Песня построена на антитезе образов, характеров,
обстоятельств, композиционных элементов, создающих эффект резкого контраста.
- А теперь, прочитаем еще раз «Песню о …»
3 Чтение текста.
4 Работа в группах (У нас в классе 4 группы, на картах лежат листки оценивания ответов) Выбираем задание для своей группы.
5 На интерактивной доске появляется таблица
I уровень II уровень III уровень IV уровень
Ассоциации описание исследование Свяжи свою мысль с основной идеей произведения.
Сокол
Уж
Подвиг
Эгоизм 1 место обитания
2 две формы жизни: гниение и горение
3смысл жизни 1 одинаковая структура предложения.
2 взаимное презрение и жалость (найти диалог) Кто прав?
3 риторические вопросы и восклицания Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе и свету
Ученики составляют ассоциативную карту со словами первой графы. Сокол - гордая, вольная птица, высоко парит в небе, имя Сокол употребляется для обозначения отваги (сокол ясный), обозначает воинственную доблесть и качества богатыря. Уж - змея, пресмыкающееся, ползающееся, извивающееся.
Подвиг - борьба, любовь во имя светлого, самопожертвование;
Эгоизм - самолюбие, бессердечие, безразличие; Лидеры групп, обсудив задания в группах, выполняют задания на интерактивной доске. - А теперь, ребята, кто сможет составить пятистишия со словами Сокол и Уж? На доске ученики пишут свои пятистишия.

Сокол --------------------------------------------------------------------- Уж
Гордый, сильный ----------------------------------------------------- Самодовольный,
Словно пожил, храбро бился, видел небо ------------------- равнодушный вполз,
Всегда ты будешь живым примером -------------------------- свернулся, прошипел
Символ беззаветного подвига ----------------------------------- Рожденный ползать -
------------------------------------------------------------------------------ летать не может символ слабости.
- А теперь, давайте опишем места обитания образов символов Сокола и Ужа
Описание:
1 Свободное небо - Сокол
2 Теплое, сырое ущелье - Уж
3 Горение: Сокол видит смысл жизни в борьбе с врагами, в стремлении к свету и свободе. Пусть его жизнь была короткой, но как она ярка, красива, значительна!
Гниение: Уж любит покой и сытость.
На этапе исследования учащиеся работают самостоятельно, работают с текстом. Исследование
1 Повторяющие слова и союзы (высоко, союз и), безумство храбрых
создает в песне стилистический эффект нового смысла готовности погибнуть за свободу.
2 Взаимное презрение и жалость: Диалог (Сокола и Ужа)
- О, если б в небо, хоть раз подняться
- Там только пусто
То, что устраивает ужа (спокойствие, сытость), вызывает у Сокола сочувствие, жалость, отвращение.
«Я славно пожил!…»
Но по - своему жалеет Сокола и Уж.
«Смешные птицы!»
Взаимное презрение и жалость… Кто прав? Многие люди на стороне гордой птицы. Таких большинство, за ними - правда.
«Рожденный ползать - летать не может!...» - это ставшее крылатым изречение Горького является символом слабости, ограниченности.
Риторические вопросы и восклицания
Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к полетам в небо? Что им там ясно? Зачем им гордость? Зачем укоры?

IV Уровень.
Основная идея «Песни о…» Высокая устремленность души человека к познанию мудрости жизни, вызов автора всем, кто бездействует, всем, кто пассивен в жизни.
Гибель сокола в конце «Песни о…» носит не трагический, а возвышенный характер, потому что он не мирится со своей участью раненой и умирающей птицы. Он в своей гибели как бы переходит из одного состояния в другое, он - дитя природы, сливается с природой. Смерть сокола - призыв к борьбе начало бессмертия.

Вывод.
При помощи аллегорических образов - символов М. Горький отвечает на основные вопросы жизни: « Для чего человек родился, как надо жить и в чем смысл его жизни?»
А вы, как думаете, как надо жить? Каких народных героев вы знаете, которые жили, как Сокол, и стали примером для последующих поколений?
IV Оценки.
1 686
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Имя прилагательное
Имя прилагательное
Мангистауская область, с. Бейнеу, средняя школа имени Ы. Алтынсарина учительница русского языка и литературы Ережепова Алмагуль Есетмергеновна
Имя существительное как часть речи
Имя существительное как часть речи
СҚО, Шал ақын ауданы, Жаңажол орта мектебінің орыс тілі пәні мұғалімі Сулейменова Сауле Алибековна
Превосходная степень прилагательных
Превосходная степень прилагательных
школ - лицей №249 учительницы русского языка и литературы Жарасовой Шамширак Зинадиновна
Второстепенные члены предложения. Дополнение
Второстепенные члены предложения. Дополнение
Хромтауская школа - гимназия №5 Учитель начальных классов: Есенжолова Нуржамал
Мороз - Красный нос
Мороз - Красный нос
Уразалиева Гулзинет Қызылорда қаласындағы №9 Н. Ілиясов атындағы мектеп гимназиясының орыс тілі мен әдебиет пәні мұғалімі
Глагол
Глагол
Арипова Гульзат Орынбековна Учитель русского языка и литературы Актюбинская область, Айтекебиский район, с. Жабасак
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×