Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Приемы активизации на уроках русского языка и литературы

28 мам 2013, Сейсенбі
Доклад
Тема Приемы активизации на уроках русского языка и литературы
Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно - урочный системы приводит к формализму в оценке деятельности учащихся и учителей, в невозможности решения многих жизненно важных задач обучение – призвано обеспечить органическое единство образования, воспитания и развития учащихся.
В связи с этим в школе возникла проблема выхода из создавшегося положения.
Такой выход вижу в использовании активных форм и методов в обучении.
Качественно новое содержание обучение школьников предполагает качественно новые формы усвоения.

Приведу пример использования самостоятельной работы учащихся для объяснения нового материала. Перед изучением темы «Правописание н и нн в прилагательных, образованных от существительных» была предложена такая самостоятельная работа: от данных слов образовать прилагательные при помощи суффиксов, записанных в скобках:
туман (- н -), авиация (- онн -), хозяйство(- енн -),
камень(- енн), станция(- онн -), болезнь(- енн -).
Выполняя самостоятельную роботу, учащееся, в сущности, уже проделали и осмыслили все действия, необходимые для определения правила о правописании нн в прилагательных. После самостоятельной роботы проводится беседа в процессе которой выясняется способ образования прилагательных, выделяются суффиксы и формулируется правило. Затем учащиеся читают и закрепляют соответствующий материал по учебнику.

Еще пример создания проблемной ситуации при подготовке учащихся к изучению темы о чередовании гласных в корне слова (- лож – лаг -).
После закрепления правописания безударных гласных (проверяемых ударением и непроверяемых) и обобщения по этим двум темам я объясняю, что на сегодняшнем уроке будет изучаться новая тема, тоже о правописании безударных гласных в корнях слов.
- Прежде чем приступить к изучению нового материала,- говорю я,- давайте попытаемся объяснить правописание гласных в корнях следующих слов заря, умирать
Естественно, что большинство учащихся пытается проверить их ударением (зорька, смерть).
Однако такая проверка, как выясняется, приводит к ошибкам (в корнях этих слов надо писать буквы о и е вместо а и и.

Учащиеся убеждаются6что это какой - то новый случай. Создается проблемная ситуация появляется интерес к новому языковому явлению.
Далее объясняю:
- Как видите6эти одинаковые слова пишутся по - разному: то с буквой о - а, то с и - е. Что же происходит в корнях этих слов?
Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что это чередование.
Приводится еще ряд примеров на чередования о - а, я - им, е - и.
- А как же быть с такими случаями, как их писать?
Внимание учащихся привлечено к новой теме, поставлена познавательная задача, для объяснение подготовлена почва.
В этот момент учитель сообщать, что на данном уроке учащиеся узнают о правописании корней с чередованием о - а.
Записывается тема «Чередования гласных в корнях - лож - лаг».
Какими же средствами в данном случае достигалась активизация познавательной деятельности учащихся при их подготовке к усвоению нового материала?
Прежде всего учитель обобщил уже изученный материал о правописании безударных гласных (проверяемых и непроверяемых) и указал на связь между усвоенными правилами и темами, которые предстоит изучить.

Затем учащимся была предложена познавательная задача (попытаться объяснить правописания безударных гласных в корнях слов). Внешне сходный случай (безударные гласные в корнях) имел существенные отличительные признаки (способы проверки этих безударных), для обоснования которых у учащихся еще нет конкретных знаний. Пытаясь объяснить предложенные слова, они затрудняются, создается проблемная ситуация, возникает живой интерес и естественное желание решить поставленную задачу. Все это значительно усилило интенсивность протекания мыслительных процессов, привлекло внимания учащихся к уяснению существенных признаков изучаемой темы, позволило им вычленить и осознать разные случаи определения безударных гласных в корнях слов.

Следует отметить эффективность использования компьютерных средств обучения в процессе контрольно - оценочной деятельности школьника.
После изучения раздела Сложноподчиненные предложения, провожу уроки - презентация. Материалы готовят сами учащиеся.
Уроки презентации можно проводить и на уроках литературы. Учащиеся по творчеству поэтов и писателей составляют хронологические карты, схемы для характеристики героев. Все это сопровождается при помощи компьютерных средств. Например, при изучении творчества М. Цветаевой учащиеся составили план - схему и свои рассказы о писателе сопровождали с помощью мультимедийного проектора. Такие уроки носят творческий характер как для учащихся, так и для учителя. Они очень эффективные.

Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
2 250
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
Мангистауская область, город Актау, преподаватель русского языка Мангистауского гуманитарного колледжа Симбирцева Надежда Виньяминовна
Среднесрочное планирование серии последовательных уроков
Среднесрочное планирование серии последовательных уроков
Среднесрочное планирование серии последовательных уроков по литературе учителем русского языка и литературы средней школы имени Т. Г. Шевченко Мендибаевой Б. Ж.
Эффективность использования мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы
Эффективность использования мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы
Джолымбетова Айман Сериковна Учитель русского языка и литературы средней школы № 47 г. Тараз
Научно – исследовательская работа с одаренными учащимися на уроках русского языка и литературы
Научно – исследовательская работа с одаренными учащимися на уроках русского языка и литературы
Научно – исследовательская работа с одаренными учащимися на уроках русского языка и литературы
Мини-проект "Игра как вид деятельности на уроке русского языка"
Мини-проект "Игра как вид деятельности на уроке русского языка"
Выявить педагогические условия эффективной организации нетрадиционных форм закрепления изученного материла на уроках русского языка. Показать степень эффективности нетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках русского языка в
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×