Последние годы жизни Ивана Сергеевича Тургенева
Открытый Урок на тему:
«Последние годы жизни Ивана Сергеевича Тургенева»
Провела в 10 классе
«… только любовью держится и движется жизнь».
(по произведениям И. С. Тургенева «Стихотворения в прозе»).
Цели урока:
1. Расширить сведения о стихотворениях в прозе.
2. Познакомить с идейно - художественными особенностями «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева.
3. Воспитать уважение к ценностям родного языка, воспитать современного образованного человека.
4. Развивать творческие способности учащихся; прививать интерес к русской литературе и глубокое понимание ее. Развивать эмоциональную сферу, образное мышление.
Оборудование: портрет И. С. Тургенева, тексты, таблицы, компьютерная презентация.
Форма проведения: литературное кафе.
Любовь сильнее смерти и страха смерти. (И. С. Тургенев)
Ход урока.
(Под вальс учащиеся рассаживаются за столиками).
1. Вступительное слово учителя:
Уважаемые гости, дорогие участники литературного кафе. Я рада всех вас приветствовать и надеюсь, что мы с пользой проведем время в литературном кафе. Поговорим сегодня о самом прекрасном чувстве - чувстве любви к жизни, к русскому языку. И это прекрасное мы увидим в «Стихотворениях в прозе» И. С. Тургенева, разовьем эмоциональную сферу, образное мышление
Сегодня на дворе ноябрь 21 века. 21 век! Новое поколение людей. Другие условия жизни. Но, несмотря на это, актуальными являются и сегодня вопросы: «Быть или не быть?», «Что делать»? Не только сегодня, но и в 20, 19, 18 веке, т. е. во все времена задумывались люди над тем, что такое любовь, что такое милосердие, для чего рождается человек. Именно эти вечные вопросы поднимали классики литературы в своих шедеврах.
Представьте, что мы с вами в 19 веке. Представьте, что в литературном кафе у И. С. Тургенева. Он читает нам свои произведения. В его руках «Стихотворения в прозе»... Но, увы! Я верю, что вы знаете немало о жизни и творчестве писателя. Давайте дадим слово участнику нашего вечера в литературном кафе... Внимание на экран.
2. (Демонстрируется презентация «Коротко о писателе»)
3. Слово учителя:
И. С. Тургенев писал и стихи, в которых он большое внимание уделяет человеческим чувствам, отражает свои личные переживания. На стихотворение «В дороге» написан романс. У нас есть возможность послушать его.
4. Прослушивание романса (видеоролик).
5. Сообщение об истории создания произведения.
Одна из главных тем творчества Тургенева – невозможность жить без любви, любви в разных ее проявлениях. В 1878 году И. С. Тургенев работает над «Стихотворениями в прозе». Это произведение справедливо считают заключительным аккордом литературной деятельности писателя. В них нашли отражение почти все темы и мотивы его творчества, как бы вновь перечувствованные Тургеневым на склоне лет. Не зря он пишет: «... вспомнишь и время былое, вспомнишь и лица, давно позабытые». Писатель назвал свои лирические миниатюры «seienia» («Старческое»), но редактор «Вестника Европы» Стасюлевич заменил его другим, оставшимся навсегда, - «Стихотворениями в прозе».
- Что такое вообще стихи в прозе?
Казалось бы, это совершенно несовместимые жанры. И. С. Тургенев создал совершенно новый литературный жанр, естественно сочетающий в себе раскованное движение прозы с ритмической дисциплиной стихотворения.
- Какие же черты имеет стихотворение в прозе?
(Демонстрируется на проекторе)
Лиризм, передающий настроение автора.
Повышенная выразительность голоса, передающая то радость, то восторг, то смятение.
Характер исповеди.
Философские раздумья над основными вопросами бытия.
Острая наблюдательность.
Музыкальность.
- Все вместе взятые и объединенные в сборнике стихотворения звучат как своеобразная музыкальная сюита. Попробуем проникнуть в некоторые из мелодичных миниатюр.
Класс делится на 4 творческие группы. Каждая группа получает стихотворение в прозе: «Порог», «Памяти Вревской», «Два богача», «Русский язык».
Таблица №1.
План работы в творческих группах.
1. Распределить роли чтеца, комментатора.
2. Прочитать выразительно стихотворение.
3. Проанализировать стихотворение по плану.
4. Обобщение.
Таблица №2
План анализа стихотворения в прозе
1. Название.
2. Тема, основная мысль.
3. Авторские отношения (авторская позиция)
4. Художественные средства.
6. Коллективная работа по анализу лирической миниатюры «Два богача».
И. С. Тургенев. Стихотворение «Два богача».
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых – я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту - племянницу в свой разоренный домишко.
- Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить...
- А мы ее... и не соленую, - ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
Июль, 1878
- О чем говорится в стихотворении?
(Восхваляется богач Ротшильд, который из своих «громадных» доходов выделяет целые тысячи на милосердные дела. Но богатому Ротшильду далеко до бедного мужика, который отдает свои последние гроши).
- Какова тема произведения? Как вы думаете, соответствует ли название произведения его теме?
( В произведении отражена тема социального неравенства. Мир богачей противопоставляется миру бедных. В стихотворении показаны действительно два богача. Один имеет деньги, а другой имеет свое богатство – доброту, бескорыстие).
- Каково авторское отношение к изображаемому? Какому из героев автор симпатизирует больше? Какие нравственные качества крестьянина раскрывает Тургенев в стихотворении?
( Автору больше по душе «бедный богач». В обездоленном нищем мужике Тургенев показывает благородство и красоту души).
- какие художественные средства употребляет автор в стихотворении?
(Ответы учащихся)
Выводы: В данном стихотворении в прозе раскрывается любовь – милосердие, любовь к обездоленным, нравственная красота народного характера и чувства.
6. Самостоятельная работа учащихся по группам и их выступление.
И. С. Тургенев «Порог».
Я вижу громадное здание.
В передней стенке узкая дверь раскрыта настежь; за дверью – угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка... Русская девушка.
Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный, глухой голос.
- О ты, что желаешь переступить этот порог, знаешь ли ты, что тебя ожидает?
- Знаю, - отвечает девушка.
- Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть?
- Знаю.
- Отчуждение полное, одиночество?
- Знаю... я готова. Я перенесу все страдания, все удары.
- Не только от врагов – но и от родных, от друзей?
- Да... и от них.
- Хорошо. Ты готова на жертву?
- Да.
- На безымянную жертву? Ты погибнешь – и никто... никто не будет даже знать, чью память почтить!..
- Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.
- Готова ли ты на преступление?
Девушка потупила голову...
- И на преступление готова.
Голос не тотчас возобновил свои вопросы.
- Знаешь ли ты, - заговорил он наконец, - что можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?
- Знаю и это. И все - таки я хочу войти.
- Войди!
Девушка перешагнула порог – и тяжелая завеса упала за нею.
- Дура! – проскрежетал кто - то сзади.
- Святая! – пронеслась откуда - то
И. С. Тургенев «Памяти Ю. П. Вревской».
На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный гошпиталь, в разоренной болгарской деревушке – с лишком две недели умирала она от тифа.
Он была в беспамятстве – и ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.
Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы завидовали ей, мужчины за ней не волочились... два - три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.
Нежное кроткое сердце... и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи... она не ведала другого счастья... не ведала – и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась – и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.
Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда – а теперь, конечно, не узнает.
Да и к чему? Жертва принесена... дело сделано.
Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу – хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.
Пусть же не оскорбится ее милая тень поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!
Сентябрь, 1878
(Справка. Вревская Юлия Петровна (1841 - 1878)
Юлия была дочерью генерала, шестнадцати лет ее выдали замуж за генерала Вревского, друга М.Ю. Лермонтова. Он погиб через два года после свадьбы на Кавказе.
Юлия Петровна была сестрой милосердия во время русско - турецкой войны 1877 - 1878 годов в Болгарии. Она умерла от тифа, ухаживая за ранеными солдатами в необычайно трудных условиях.
В 1873 году Тургенев познакомился с Юлей в Петербурге. Сохранилось сорок восемь писем Тургенева к Вревской. Ей посвящено стихотворение в прозе «Памяти Ю. П. Вревской»).
7. Итоги урока.
Итак, дорогие гости, приближается время нашего пребывания в литературном кафе. Познакомившись со стихотворениями в прозе, мы с вами убедились в том, что в них автор показывает любовь в разных проявлениях. Любовь – это жертва, милосердие, нравственная красота, самоотверженность, взаимопонимание и взаимовыручка, это и любовь к нашему русскому языку, любовь к родине. В Год русского языка мне особенно отрадно отметить, что И. С. Тургенев оставил нам замечательное творение «Русский язык».
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (чтение учеником).
Тургенев писал: «Добрый мой читатель
«Последние годы жизни Ивана Сергеевича Тургенева»
Провела в 10 классе
«… только любовью держится и движется жизнь».
(по произведениям И. С. Тургенева «Стихотворения в прозе»).
Цели урока:
1. Расширить сведения о стихотворениях в прозе.
2. Познакомить с идейно - художественными особенностями «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева.
3. Воспитать уважение к ценностям родного языка, воспитать современного образованного человека.
4. Развивать творческие способности учащихся; прививать интерес к русской литературе и глубокое понимание ее. Развивать эмоциональную сферу, образное мышление.
Оборудование: портрет И. С. Тургенева, тексты, таблицы, компьютерная презентация.
Форма проведения: литературное кафе.
Любовь сильнее смерти и страха смерти. (И. С. Тургенев)
Ход урока.
(Под вальс учащиеся рассаживаются за столиками).
1. Вступительное слово учителя:
Уважаемые гости, дорогие участники литературного кафе. Я рада всех вас приветствовать и надеюсь, что мы с пользой проведем время в литературном кафе. Поговорим сегодня о самом прекрасном чувстве - чувстве любви к жизни, к русскому языку. И это прекрасное мы увидим в «Стихотворениях в прозе» И. С. Тургенева, разовьем эмоциональную сферу, образное мышление
Сегодня на дворе ноябрь 21 века. 21 век! Новое поколение людей. Другие условия жизни. Но, несмотря на это, актуальными являются и сегодня вопросы: «Быть или не быть?», «Что делать»? Не только сегодня, но и в 20, 19, 18 веке, т. е. во все времена задумывались люди над тем, что такое любовь, что такое милосердие, для чего рождается человек. Именно эти вечные вопросы поднимали классики литературы в своих шедеврах.
Представьте, что мы с вами в 19 веке. Представьте, что в литературном кафе у И. С. Тургенева. Он читает нам свои произведения. В его руках «Стихотворения в прозе»... Но, увы! Я верю, что вы знаете немало о жизни и творчестве писателя. Давайте дадим слово участнику нашего вечера в литературном кафе... Внимание на экран.
2. (Демонстрируется презентация «Коротко о писателе»)
3. Слово учителя:
И. С. Тургенев писал и стихи, в которых он большое внимание уделяет человеческим чувствам, отражает свои личные переживания. На стихотворение «В дороге» написан романс. У нас есть возможность послушать его.
4. Прослушивание романса (видеоролик).
5. Сообщение об истории создания произведения.
Одна из главных тем творчества Тургенева – невозможность жить без любви, любви в разных ее проявлениях. В 1878 году И. С. Тургенев работает над «Стихотворениями в прозе». Это произведение справедливо считают заключительным аккордом литературной деятельности писателя. В них нашли отражение почти все темы и мотивы его творчества, как бы вновь перечувствованные Тургеневым на склоне лет. Не зря он пишет: «... вспомнишь и время былое, вспомнишь и лица, давно позабытые». Писатель назвал свои лирические миниатюры «seienia» («Старческое»), но редактор «Вестника Европы» Стасюлевич заменил его другим, оставшимся навсегда, - «Стихотворениями в прозе».
- Что такое вообще стихи в прозе?
Казалось бы, это совершенно несовместимые жанры. И. С. Тургенев создал совершенно новый литературный жанр, естественно сочетающий в себе раскованное движение прозы с ритмической дисциплиной стихотворения.
- Какие же черты имеет стихотворение в прозе?
(Демонстрируется на проекторе)
Лиризм, передающий настроение автора.
Повышенная выразительность голоса, передающая то радость, то восторг, то смятение.
Характер исповеди.
Философские раздумья над основными вопросами бытия.
Острая наблюдательность.
Музыкальность.
- Все вместе взятые и объединенные в сборнике стихотворения звучат как своеобразная музыкальная сюита. Попробуем проникнуть в некоторые из мелодичных миниатюр.
Класс делится на 4 творческие группы. Каждая группа получает стихотворение в прозе: «Порог», «Памяти Вревской», «Два богача», «Русский язык».
Таблица №1.
План работы в творческих группах.
1. Распределить роли чтеца, комментатора.
2. Прочитать выразительно стихотворение.
3. Проанализировать стихотворение по плану.
4. Обобщение.
Таблица №2
План анализа стихотворения в прозе
1. Название.
2. Тема, основная мысль.
3. Авторские отношения (авторская позиция)
4. Художественные средства.
6. Коллективная работа по анализу лирической миниатюры «Два богача».
И. С. Тургенев. Стихотворение «Два богача».
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых – я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту - племянницу в свой разоренный домишко.
- Возьмем мы Катьку, - говорила баба, - последние наши гроши на нее пойдут, - не на что будет соли добыть, похлебку посолить...
- А мы ее... и не соленую, - ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
Июль, 1878
- О чем говорится в стихотворении?
(Восхваляется богач Ротшильд, который из своих «громадных» доходов выделяет целые тысячи на милосердные дела. Но богатому Ротшильду далеко до бедного мужика, который отдает свои последние гроши).
- Какова тема произведения? Как вы думаете, соответствует ли название произведения его теме?
( В произведении отражена тема социального неравенства. Мир богачей противопоставляется миру бедных. В стихотворении показаны действительно два богача. Один имеет деньги, а другой имеет свое богатство – доброту, бескорыстие).
- Каково авторское отношение к изображаемому? Какому из героев автор симпатизирует больше? Какие нравственные качества крестьянина раскрывает Тургенев в стихотворении?
( Автору больше по душе «бедный богач». В обездоленном нищем мужике Тургенев показывает благородство и красоту души).
- какие художественные средства употребляет автор в стихотворении?
(Ответы учащихся)
Выводы: В данном стихотворении в прозе раскрывается любовь – милосердие, любовь к обездоленным, нравственная красота народного характера и чувства.
6. Самостоятельная работа учащихся по группам и их выступление.
И. С. Тургенев «Порог».
Я вижу громадное здание.
В передней стенке узкая дверь раскрыта настежь; за дверью – угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка... Русская девушка.
Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный, глухой голос.
- О ты, что желаешь переступить этот порог, знаешь ли ты, что тебя ожидает?
- Знаю, - отвечает девушка.
- Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть?
- Знаю.
- Отчуждение полное, одиночество?
- Знаю... я готова. Я перенесу все страдания, все удары.
- Не только от врагов – но и от родных, от друзей?
- Да... и от них.
- Хорошо. Ты готова на жертву?
- Да.
- На безымянную жертву? Ты погибнешь – и никто... никто не будет даже знать, чью память почтить!..
- Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.
- Готова ли ты на преступление?
Девушка потупила голову...
- И на преступление готова.
Голос не тотчас возобновил свои вопросы.
- Знаешь ли ты, - заговорил он наконец, - что можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?
- Знаю и это. И все - таки я хочу войти.
- Войди!
Девушка перешагнула порог – и тяжелая завеса упала за нею.
- Дура! – проскрежетал кто - то сзади.
- Святая! – пронеслась откуда - то
И. С. Тургенев «Памяти Ю. П. Вревской».
На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный гошпиталь, в разоренной болгарской деревушке – с лишком две недели умирала она от тифа.
Он была в беспамятстве – и ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.
Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы завидовали ей, мужчины за ней не волочились... два - три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.
Нежное кроткое сердце... и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи... она не ведала другого счастья... не ведала – и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась – и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.
Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда – а теперь, конечно, не узнает.
Да и к чему? Жертва принесена... дело сделано.
Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу – хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.
Пусть же не оскорбится ее милая тень поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!
Сентябрь, 1878
(Справка. Вревская Юлия Петровна (1841 - 1878)
Юлия была дочерью генерала, шестнадцати лет ее выдали замуж за генерала Вревского, друга М.Ю. Лермонтова. Он погиб через два года после свадьбы на Кавказе.
Юлия Петровна была сестрой милосердия во время русско - турецкой войны 1877 - 1878 годов в Болгарии. Она умерла от тифа, ухаживая за ранеными солдатами в необычайно трудных условиях.
В 1873 году Тургенев познакомился с Юлей в Петербурге. Сохранилось сорок восемь писем Тургенева к Вревской. Ей посвящено стихотворение в прозе «Памяти Ю. П. Вревской»).
7. Итоги урока.
Итак, дорогие гости, приближается время нашего пребывания в литературном кафе. Познакомившись со стихотворениями в прозе, мы с вами убедились в том, что в них автор показывает любовь в разных проявлениях. Любовь – это жертва, милосердие, нравственная красота, самоотверженность, взаимопонимание и взаимовыручка, это и любовь к нашему русскому языку, любовь к родине. В Год русского языка мне особенно отрадно отметить, что И. С. Тургенев оставил нам замечательное творение «Русский язык».
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (чтение учеником).
Тургенев писал: «Добрый мой читатель
Жаңалықтар
Композиционное своеобразие романа И. С. Тургенева. Первое знакомство с Евгением Базаровым
На прошлом уроке мы познакомились с основными событиями в жизни и творчестве И. С. Тургенева. Сегодня урок мы начнём с того, что проверим, как хорошо вы знаете основные даты из жизни Тургенева и соответствующие им события.
Урок русской литературы "Рассказ И.С.Тургенева "Муму""
Тема урока: Рассказ И.С.Тургенева «Муму»
Тургенев Иван Сергеевич "Восточная легенда"
Тема: И.С.Тургенев "Восточная легенда" Урок построен по технологии "Критическое Мышление"
Любовь в жизни и творчестве И. С. Тургенева
Уразалиева Гулзинет Учитель русского языка и литературы школы – гимназии № 9, г. Кызылорда "Үздік ашық сабақ" номинациясы бойынша
Урок по творчеству Ивана Андреевича Крылова
Актюбинская область, Уилский район, Уилская казахская средняя школа учитель русского языка и литературы Атагалиева Лариса Амановна
Глагол
Арипова Гульзат Орынбековна Учитель русского языка и литературы Актюбинская область, Айтекебиский район, с. Жабасак
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.