Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Любовь в жизни и творчестве И. С. Тургенева

14 мам 2013, Сейсенбі
Категориясы: Бәйге
Урок внеклассного чтения на тему: «Любовь в жизни и творчестве И. С. Тургенева» (презентация)
10 класс (общественно - гуманитарное направление)

Цель урока: представить творчество писателя в многообразии жанров, вспомнить наиболее значительные моменты в творческой биографии И. С. Тургенева.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с лирическими произведениями писателя, раскрытие мировоззрения писателя, обращение к его размышлениям о «трагическом значении любви в человеческой жизни» и противоречивых отношениях природы и человека; учить приемам исследовательского характера, аналитической работе с текстом;
Развивающие: развитие исследовательской компетенций и умений учащихся посредством овладения ими методов научного познания, развитие умения анализировать лирическое произведение, обобщать и аргументировать свою мысль; развитие творческих способностей учащихся, выработка навыка выразительного чтения;
Воспитательные: через творческую активность учащихся воспитывать любовь к жизни и духовность, понимание прекрасного, эстетические вкусы; прививать любовь и внимание через анализ стихотворений И. С. Тургенева.
Методы: словесный, наглядный, частично - поисковый
Оборудование: портрет И. С. Тургенева, интерактивная доска, видеоматериалы, аудиозапись (Соната №6 Баха, Соната №14 Бетховена, «Весенняя серенада» Шуберта), презентация PowerPoint
Эпиграф к уроку: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». И. С. Тургенев

Ход урока
І. Организационный момент. (приветствие, проверка посещаемости и готовности к уроку)

II. Мотивация учебной деятельности.
1. Слово учителя.
- Сегодня мы с вами завершаем изучение творчества великого русского писателя И. С. Тургенева уроком о поэзии писателя. И это не случайно, потому что именно поэзия сделала его известным в юности, а стихи последних лет жизни принесли ему славу на века. Многие его стихи положены на музыку, некоторые из них мы сегодня послушаем на уроке. Мы поговорим с вами о теме любви в жизни и творчестве писателя и попытаемся разобраться в теме его лирических произведений и к каким философским выводам приходит писатель. (Учащимся было дано опережающее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений И. С. Тургенева)

III. Изучение новой темы.
1 – часть. Ранняя лирика
Слово учителя. Тема любви в литературе всегда была актуальна. Любовь одинаково волновала воображение человечества всегда, будь это любовь юношеская или более зрелая. Любовь – это такое чувство, которое заслуживает воспевания, и поэтому поэты и писатели всегда старались показать ее истинное место в человеческой жизни, отношениях между людьми и выражали в своих произведениях личные взгляды на это явление человеческого бытия. Любовь может дарить радость и причинять боль. Она может быть романтичной и нежной, робкой и страстной, преданной и безмолвной…По мнению А. И. Куприна, «любовь – это чувство, которое до сих пор не нашло себе истолкователя». Ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, поэты и писатели, журналисты и критики. Каждый из художников слова видит проблему любви по – своему. Сегодня мы будем рассматривать философию любви с позиции великого классика русской литературы И. С. Тургенева. Любовь занимала исключительное место в творчестве писателя. Любовь у Тургенева – это всегда сильная страсть, могучая сила. Во всех своих произведениях он представляет любовь, как большое жизненное испытание, как проверку человеческих сил.
- После окончания Петербургского университета в мае 1838 года, Тургенев едет в Берлин для продолжения образования. Здесь он занялся наукой, слушал латинские древности, историю греческой литературы и написал свои первые стихи. Послушаем стихотворения и подумаем: о чем первые стихи Тургенева?

1. Выразительное чтение учащимися ранних стихотворений ( на фоне музыки И. Баха «Соната №6 в соль мажоре»)
1 – ученик.
Все тихо: звука нет! Все тихо: нет движенья!
Везде глубокий сон – на небе, на земле;
Лишь по реке порой минутное волненье:
То ветра вздох; листа неслышное паденье;
Везде покой, - но не в моей душе.
Да, понял я, что в этот час священный
Природа нам дает таинственный урок -
И голос я внимал в душе моей смущенной,
Тот голос внутренний, святой и неизменный,
Грядущего таинственный порок.
В моей душе тревожное волненье:
Напрасно вопрошал природу взором я;
Она молчит в глубоком усыпленье –
И грустно стало мне, что ни одно творенье
Не в силах знать о тайнах бытия.

2 – ученик.
Брожу над озером… туманны
Вершины круглые холмов,
Темнеет лес, и звучно – странны
Ночные клики рыбаков.
Полна прозрачной, ровной тенью
Небес немая глубина…
И дышит холодом и тенью
Настала ночь; за ярким, знойным,
О сердце! За тревожным днем, -
Когда же ты заснешь спокойным,
Пожалуй, хоть последним сном.

3 – ученик. Весенний вечер
Гуляют тучи золотые Молчит и млеет лес высокий,
Над отдыхающей землей; Зеленый, темный лес молчит.
Поля просторные, немые Лишь иногда в тени глубокой
Блестят, облитые росой; Бессонный лист прошелестит.
Ручей журчит во мгле долины, Звезда дрожит в огнях заката,
Вдали гремит весенний гром, Любви прекрасная звезда,
Ленивый ветер в листах осины А на душе легко и свято,
Трепещет пойманным крылом. Легко, как в детские года.

3. Беседа по содержанию прочитанных стихотворений
- О чем первые стихи Тургенева? ( Описание природы, об одиночестве, разочарованности, погибшей любви, таинственности бытия)
- Каков лирический герой стихотворений? (Он тревожен, ищет в природе ответа на волнующие вопросы)
- Природа дает ответ герою? (Природа молчит)
Учитель. Личная жизнь писателя всегда вызывает интерес. Вот и мы сейчас заглянем в личную жизнь И. С. Тургенева.

4. Сообщение «Личная жизнь И. С. Тургенева»
ЛИЧНАЯ жизнь Тургенева с самого начала складывалась как - то негладко. Первая любовь юного писателя оставила горький осадок. Юная Катенька, дочь жившей по соседству княгини Шаховской, пленила 18 - летнего Тургенева девичьей свежестью, наивом и непосредственностью. Но, как выяснилось позже, девушка была вовсе не так чиста и непорочна, как рисовало воображение влюбленного юноши. Однажды Тургеневу пришлось узнать, что у Екатерины уже давно есть постоянный любовник, причем «сердечным другом» молоденькой Кати оказался не кто иной, как Сергей Николаевич — известный в округе донжуан и… отец Тургенева. В голове юноши царила полная сумятица, молодой человек никак не мог понять, почему Катенька предпочла ему отца, ведь Сергей Николаевич относился к женщинам без всякого трепета, часто был груб со своими любовницами, никогда не объяснял своих поступков, мог обидеть девушку нечаянным словом и едким замечанием, в то время как его сын любил Катю с какой - то особенной ласковой нежностью. Все это казалось молодому Тургеневу огромной несправедливостью, теперь, глядя на Катю, он чувствовал себя так, будто неожиданно наткнулся на что - то мерзкое, похожее на раздавленную телегой лягушку.

5. Сообщение ученика об истории создания стихотворения «В дороге»
Оправившись после удара, Иван разочаровывается в «благородных девицах» и отправляется искать любви у простых и доверчивых крепостных крестьянок. Они, не избалованные добрым отношением своих замотанных работой и бедностью мужей, с радостью принимали знаки внимания от ласкового барина, им легко было доставить радость, зажечь в их глазах теплый огонек, и с ними Тургенев чувствовал, что его нежность наконец - то оказалась оцененной.

Это произошло в Спасском – Лутовинове. В один из приездов в имение матери Тургенев познакомился с Авдотьей Ермолаевной Ивановой. Она была приглашена в дом для работ по вольному найму. С ясными и кроткими глазами, тонкими чертами лица, умница и скромница, она с первого взгляда приглянулась Ивану Сергеевичу. Он полюбил ее, ее тихий голосок, тихую улыбку; с каждым днем она казалась ему милей. В помещичьем доме никакая тайна долго не держится – скоро все узнали об этой любви, дошла весть и до Варвары Петровны. Поднялся крик, гам. Авдотью заперли в чулан; Ивана Сергеевича потребовали к матери. Она набросилась на сына, упрекала его в безответственности, безбожии. Тогда Иван Сергеевич спокойно ответил, что готов искупить свою вину: готов жениться на девушке. Авдотья тут же была отправлена в Москву; там она сняла комнату на Пречистинке и стала работать швеей на дому., Весной 1842 года у нее родилась дочь Пелагея, которая вскоре после рождения была взята у матери и отправлена в Спасское. Здесь она росла – на положении дворовой, помыкаемая всеми и никем не любимая. Таскала воду для прачек, исполняла грязную работу. А когда приезжали гости в Спасское, Варвара Петровна любила позабавиться: одевала ее в господское платье и выставляла напоказ с вопросом: «Скажите, пожалуйста, на кого эта девочка похожа?»

Ивана Сергеевича мать клятвенно заверила, что в случае неповиновения пустит его по миру. Шутки с матерью были плохи: знал Тургенев, что свое слово она может сдержать. С грустными, тяжелыми думами покидал Тургенев Спасское. В дороге пришли на память студенческие сходки, серенады под окнами профессора Вердена, милая Шушу, прекрасная незнакомка в Неаполе. Жгучей болью ложились на сердце последние события. Дорога была прикрыта первой снежной порошей: в этот год стояла засуха, скудные нивы с редкой высохшей травой на первом снегу, тянулись вплоть до самого небосклона, сами собой складывались стихи:
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые.
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые….

5. Звучит романс на стихи Тургенева «Утро туманное….»
Учитель. В октябре1850 года дочь Тургенева была увезена в Париж, в семью Полины Виардо, о которой мы будем говорить чуть позже. В Россию девочка больше не приезжала. Стихотворение «Цветок», написанное Тургеневым в 1842 году навеяно воспоминаниями об Авдотье Ермолаевне.

Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.

Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
7 448
0
  • 100
5 дауыс


Жаңалықтар
Многообразие пресмыкающиеся
Многообразие пресмыкающиеся
углубить и расширить понятие о классе; на различных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; совершенствовать умения работать с текстом, продолжать развивать умения анализировать, выделять главное, обобщать
Traditional foods
Traditional foods
Ағылшын тілі пәні мұғалімі Қалыбаева Тұрдыхан Рамазановна
К. И. Чуковский «Федорино горе»
К. И. Чуковский «Федорино горе»
[right]город Атырау, средняя школа № 23 учитель русского языка и литературы Бозжигитова Ляззат Конакбаевна
Мороз - Красный нос
Мороз - Красный нос
Уразалиева Гулзинет Қызылорда қаласындағы №9 Н. Ілиясов атындағы мектеп гимназиясының орыс тілі мен әдебиет пәні мұғалімі
Образование сложных слов
Образование сложных слов
Формирование у учащихся понятия о составе слова и образовании сложных слов. Развитие умений и навыков образования сложных слов, развитие устной и письменной речи учащихся, активизация их мыслительной и творческой деятельности
Реальное и мифологическое в повести
Реальное и мифологическое в повести
Учитель русского языка и литературы, Исаева Наргиз Сафаровна Средняя школа №10. Г. Жезказган, Карагандинская область
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×