Любовь в жизни и творчестве И. С. Тургенева
Урок внеклассного чтения на тему: «Любовь в жизни и творчестве И. С. Тургенева» (презентация)
10 класс (общественно - гуманитарное направление)
Цель урока: представить творчество писателя в многообразии жанров, вспомнить наиболее значительные моменты в творческой биографии И. С. Тургенева.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с лирическими произведениями писателя, раскрытие мировоззрения писателя, обращение к его размышлениям о «трагическом значении любви в человеческой жизни» и противоречивых отношениях природы и человека; учить приемам исследовательского характера, аналитической работе с текстом;
Развивающие: развитие исследовательской компетенций и умений учащихся посредством овладения ими методов научного познания, развитие умения анализировать лирическое произведение, обобщать и аргументировать свою мысль; развитие творческих способностей учащихся, выработка навыка выразительного чтения;
Воспитательные: через творческую активность учащихся воспитывать любовь к жизни и духовность, понимание прекрасного, эстетические вкусы; прививать любовь и внимание через анализ стихотворений И. С. Тургенева.
Методы: словесный, наглядный, частично - поисковый
Оборудование: портрет И. С. Тургенева, интерактивная доска, видеоматериалы, аудиозапись (Соната №6 Баха, Соната №14 Бетховена, «Весенняя серенада» Шуберта), презентация PowerPoint
Эпиграф к уроку: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». И. С. Тургенев
Ход урока
І. Организационный момент. (приветствие, проверка посещаемости и готовности к уроку)
II. Мотивация учебной деятельности.
1. Слово учителя.
- Сегодня мы с вами завершаем изучение творчества великого русского писателя И. С. Тургенева уроком о поэзии писателя. И это не случайно, потому что именно поэзия сделала его известным в юности, а стихи последних лет жизни принесли ему славу на века. Многие его стихи положены на музыку, некоторые из них мы сегодня послушаем на уроке. Мы поговорим с вами о теме любви в жизни и творчестве писателя и попытаемся разобраться в теме его лирических произведений и к каким философским выводам приходит писатель. (Учащимся было дано опережающее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений И. С. Тургенева)
III. Изучение новой темы.
1 – часть. Ранняя лирика
Слово учителя. Тема любви в литературе всегда была актуальна. Любовь одинаково волновала воображение человечества всегда, будь это любовь юношеская или более зрелая. Любовь – это такое чувство, которое заслуживает воспевания, и поэтому поэты и писатели всегда старались показать ее истинное место в человеческой жизни, отношениях между людьми и выражали в своих произведениях личные взгляды на это явление человеческого бытия. Любовь может дарить радость и причинять боль. Она может быть романтичной и нежной, робкой и страстной, преданной и безмолвной…По мнению А. И. Куприна, «любовь – это чувство, которое до сих пор не нашло себе истолкователя». Ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, поэты и писатели, журналисты и критики. Каждый из художников слова видит проблему любви по – своему. Сегодня мы будем рассматривать философию любви с позиции великого классика русской литературы И. С. Тургенева. Любовь занимала исключительное место в творчестве писателя. Любовь у Тургенева – это всегда сильная страсть, могучая сила. Во всех своих произведениях он представляет любовь, как большое жизненное испытание, как проверку человеческих сил.
- После окончания Петербургского университета в мае 1838 года, Тургенев едет в Берлин для продолжения образования. Здесь он занялся наукой, слушал латинские древности, историю греческой литературы и написал свои первые стихи. Послушаем стихотворения и подумаем: о чем первые стихи Тургенева?
1. Выразительное чтение учащимися ранних стихотворений ( на фоне музыки И. Баха «Соната №6 в соль мажоре»)
1 – ученик.
Все тихо: звука нет! Все тихо: нет движенья!
Везде глубокий сон – на небе, на земле;
Лишь по реке порой минутное волненье:
То ветра вздох; листа неслышное паденье;
Везде покой, - но не в моей душе.
Да, понял я, что в этот час священный
Природа нам дает таинственный урок -
И голос я внимал в душе моей смущенной,
Тот голос внутренний, святой и неизменный,
Грядущего таинственный порок.
В моей душе тревожное волненье:
Напрасно вопрошал природу взором я;
Она молчит в глубоком усыпленье –
И грустно стало мне, что ни одно творенье
Не в силах знать о тайнах бытия.
2 – ученик.
Брожу над озером… туманны
Вершины круглые холмов,
Темнеет лес, и звучно – странны
Ночные клики рыбаков.
Полна прозрачной, ровной тенью
Небес немая глубина…
И дышит холодом и тенью
Настала ночь; за ярким, знойным,
О сердце! За тревожным днем, -
Когда же ты заснешь спокойным,
Пожалуй, хоть последним сном.
3 – ученик. Весенний вечер
Гуляют тучи золотые Молчит и млеет лес высокий,
Над отдыхающей землей; Зеленый, темный лес молчит.
Поля просторные, немые Лишь иногда в тени глубокой
Блестят, облитые росой; Бессонный лист прошелестит.
Ручей журчит во мгле долины, Звезда дрожит в огнях заката,
Вдали гремит весенний гром, Любви прекрасная звезда,
Ленивый ветер в листах осины А на душе легко и свято,
Трепещет пойманным крылом. Легко, как в детские года.
3. Беседа по содержанию прочитанных стихотворений
- О чем первые стихи Тургенева? ( Описание природы, об одиночестве, разочарованности, погибшей любви, таинственности бытия)
- Каков лирический герой стихотворений? (Он тревожен, ищет в природе ответа на волнующие вопросы)
- Природа дает ответ герою? (Природа молчит)
Учитель. Личная жизнь писателя всегда вызывает интерес. Вот и мы сейчас заглянем в личную жизнь И. С. Тургенева.
4. Сообщение «Личная жизнь И. С. Тургенева»
ЛИЧНАЯ жизнь Тургенева с самого начала складывалась как - то негладко. Первая любовь юного писателя оставила горький осадок. Юная Катенька, дочь жившей по соседству княгини Шаховской, пленила 18 - летнего Тургенева девичьей свежестью, наивом и непосредственностью. Но, как выяснилось позже, девушка была вовсе не так чиста и непорочна, как рисовало воображение влюбленного юноши. Однажды Тургеневу пришлось узнать, что у Екатерины уже давно есть постоянный любовник, причем «сердечным другом» молоденькой Кати оказался не кто иной, как Сергей Николаевич — известный в округе донжуан и… отец Тургенева. В голове юноши царила полная сумятица, молодой человек никак не мог понять, почему Катенька предпочла ему отца, ведь Сергей Николаевич относился к женщинам без всякого трепета, часто был груб со своими любовницами, никогда не объяснял своих поступков, мог обидеть девушку нечаянным словом и едким замечанием, в то время как его сын любил Катю с какой - то особенной ласковой нежностью. Все это казалось молодому Тургеневу огромной несправедливостью, теперь, глядя на Катю, он чувствовал себя так, будто неожиданно наткнулся на что - то мерзкое, похожее на раздавленную телегой лягушку.
5. Сообщение ученика об истории создания стихотворения «В дороге»
Оправившись после удара, Иван разочаровывается в «благородных девицах» и отправляется искать любви у простых и доверчивых крепостных крестьянок. Они, не избалованные добрым отношением своих замотанных работой и бедностью мужей, с радостью принимали знаки внимания от ласкового барина, им легко было доставить радость, зажечь в их глазах теплый огонек, и с ними Тургенев чувствовал, что его нежность наконец - то оказалась оцененной.
Это произошло в Спасском – Лутовинове. В один из приездов в имение матери Тургенев познакомился с Авдотьей Ермолаевной Ивановой. Она была приглашена в дом для работ по вольному найму. С ясными и кроткими глазами, тонкими чертами лица, умница и скромница, она с первого взгляда приглянулась Ивану Сергеевичу. Он полюбил ее, ее тихий голосок, тихую улыбку; с каждым днем она казалась ему милей. В помещичьем доме никакая тайна долго не держится – скоро все узнали об этой любви, дошла весть и до Варвары Петровны. Поднялся крик, гам. Авдотью заперли в чулан; Ивана Сергеевича потребовали к матери. Она набросилась на сына, упрекала его в безответственности, безбожии. Тогда Иван Сергеевич спокойно ответил, что готов искупить свою вину: готов жениться на девушке. Авдотья тут же была отправлена в Москву; там она сняла комнату на Пречистинке и стала работать швеей на дому., Весной 1842 года у нее родилась дочь Пелагея, которая вскоре после рождения была взята у матери и отправлена в Спасское. Здесь она росла – на положении дворовой, помыкаемая всеми и никем не любимая. Таскала воду для прачек, исполняла грязную работу. А когда приезжали гости в Спасское, Варвара Петровна любила позабавиться: одевала ее в господское платье и выставляла напоказ с вопросом: «Скажите, пожалуйста, на кого эта девочка похожа?»
Ивана Сергеевича мать клятвенно заверила, что в случае неповиновения пустит его по миру. Шутки с матерью были плохи: знал Тургенев, что свое слово она может сдержать. С грустными, тяжелыми думами покидал Тургенев Спасское. В дороге пришли на память студенческие сходки, серенады под окнами профессора Вердена, милая Шушу, прекрасная незнакомка в Неаполе. Жгучей болью ложились на сердце последние события. Дорога была прикрыта первой снежной порошей: в этот год стояла засуха, скудные нивы с редкой высохшей травой на первом снегу, тянулись вплоть до самого небосклона, сами собой складывались стихи:
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые.
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые….
5. Звучит романс на стихи Тургенева «Утро туманное….»
Учитель. В октябре1850 года дочь Тургенева была увезена в Париж, в семью Полины Виардо, о которой мы будем говорить чуть позже. В Россию девочка больше не приезжала. Стихотворение «Цветок», написанное Тургеневым в 1842 году навеяно воспоминаниями об Авдотье Ермолаевне.
10 класс (общественно - гуманитарное направление)
Цель урока: представить творчество писателя в многообразии жанров, вспомнить наиболее значительные моменты в творческой биографии И. С. Тургенева.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с лирическими произведениями писателя, раскрытие мировоззрения писателя, обращение к его размышлениям о «трагическом значении любви в человеческой жизни» и противоречивых отношениях природы и человека; учить приемам исследовательского характера, аналитической работе с текстом;
Развивающие: развитие исследовательской компетенций и умений учащихся посредством овладения ими методов научного познания, развитие умения анализировать лирическое произведение, обобщать и аргументировать свою мысль; развитие творческих способностей учащихся, выработка навыка выразительного чтения;
Воспитательные: через творческую активность учащихся воспитывать любовь к жизни и духовность, понимание прекрасного, эстетические вкусы; прививать любовь и внимание через анализ стихотворений И. С. Тургенева.
Методы: словесный, наглядный, частично - поисковый
Оборудование: портрет И. С. Тургенева, интерактивная доска, видеоматериалы, аудиозапись (Соната №6 Баха, Соната №14 Бетховена, «Весенняя серенада» Шуберта), презентация PowerPoint
Эпиграф к уроку: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». И. С. Тургенев
Ход урока
І. Организационный момент. (приветствие, проверка посещаемости и готовности к уроку)
II. Мотивация учебной деятельности.
1. Слово учителя.
- Сегодня мы с вами завершаем изучение творчества великого русского писателя И. С. Тургенева уроком о поэзии писателя. И это не случайно, потому что именно поэзия сделала его известным в юности, а стихи последних лет жизни принесли ему славу на века. Многие его стихи положены на музыку, некоторые из них мы сегодня послушаем на уроке. Мы поговорим с вами о теме любви в жизни и творчестве писателя и попытаемся разобраться в теме его лирических произведений и к каким философским выводам приходит писатель. (Учащимся было дано опережающее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений И. С. Тургенева)
III. Изучение новой темы.
1 – часть. Ранняя лирика
Слово учителя. Тема любви в литературе всегда была актуальна. Любовь одинаково волновала воображение человечества всегда, будь это любовь юношеская или более зрелая. Любовь – это такое чувство, которое заслуживает воспевания, и поэтому поэты и писатели всегда старались показать ее истинное место в человеческой жизни, отношениях между людьми и выражали в своих произведениях личные взгляды на это явление человеческого бытия. Любовь может дарить радость и причинять боль. Она может быть романтичной и нежной, робкой и страстной, преданной и безмолвной…По мнению А. И. Куприна, «любовь – это чувство, которое до сих пор не нашло себе истолкователя». Ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, поэты и писатели, журналисты и критики. Каждый из художников слова видит проблему любви по – своему. Сегодня мы будем рассматривать философию любви с позиции великого классика русской литературы И. С. Тургенева. Любовь занимала исключительное место в творчестве писателя. Любовь у Тургенева – это всегда сильная страсть, могучая сила. Во всех своих произведениях он представляет любовь, как большое жизненное испытание, как проверку человеческих сил.
- После окончания Петербургского университета в мае 1838 года, Тургенев едет в Берлин для продолжения образования. Здесь он занялся наукой, слушал латинские древности, историю греческой литературы и написал свои первые стихи. Послушаем стихотворения и подумаем: о чем первые стихи Тургенева?
1. Выразительное чтение учащимися ранних стихотворений ( на фоне музыки И. Баха «Соната №6 в соль мажоре»)
1 – ученик.
Все тихо: звука нет! Все тихо: нет движенья!
Везде глубокий сон – на небе, на земле;
Лишь по реке порой минутное волненье:
То ветра вздох; листа неслышное паденье;
Везде покой, - но не в моей душе.
Да, понял я, что в этот час священный
Природа нам дает таинственный урок -
И голос я внимал в душе моей смущенной,
Тот голос внутренний, святой и неизменный,
Грядущего таинственный порок.
В моей душе тревожное волненье:
Напрасно вопрошал природу взором я;
Она молчит в глубоком усыпленье –
И грустно стало мне, что ни одно творенье
Не в силах знать о тайнах бытия.
2 – ученик.
Брожу над озером… туманны
Вершины круглые холмов,
Темнеет лес, и звучно – странны
Ночные клики рыбаков.
Полна прозрачной, ровной тенью
Небес немая глубина…
И дышит холодом и тенью
Настала ночь; за ярким, знойным,
О сердце! За тревожным днем, -
Когда же ты заснешь спокойным,
Пожалуй, хоть последним сном.
3 – ученик. Весенний вечер
Гуляют тучи золотые Молчит и млеет лес высокий,
Над отдыхающей землей; Зеленый, темный лес молчит.
Поля просторные, немые Лишь иногда в тени глубокой
Блестят, облитые росой; Бессонный лист прошелестит.
Ручей журчит во мгле долины, Звезда дрожит в огнях заката,
Вдали гремит весенний гром, Любви прекрасная звезда,
Ленивый ветер в листах осины А на душе легко и свято,
Трепещет пойманным крылом. Легко, как в детские года.
3. Беседа по содержанию прочитанных стихотворений
- О чем первые стихи Тургенева? ( Описание природы, об одиночестве, разочарованности, погибшей любви, таинственности бытия)
- Каков лирический герой стихотворений? (Он тревожен, ищет в природе ответа на волнующие вопросы)
- Природа дает ответ герою? (Природа молчит)
Учитель. Личная жизнь писателя всегда вызывает интерес. Вот и мы сейчас заглянем в личную жизнь И. С. Тургенева.
4. Сообщение «Личная жизнь И. С. Тургенева»
ЛИЧНАЯ жизнь Тургенева с самого начала складывалась как - то негладко. Первая любовь юного писателя оставила горький осадок. Юная Катенька, дочь жившей по соседству княгини Шаховской, пленила 18 - летнего Тургенева девичьей свежестью, наивом и непосредственностью. Но, как выяснилось позже, девушка была вовсе не так чиста и непорочна, как рисовало воображение влюбленного юноши. Однажды Тургеневу пришлось узнать, что у Екатерины уже давно есть постоянный любовник, причем «сердечным другом» молоденькой Кати оказался не кто иной, как Сергей Николаевич — известный в округе донжуан и… отец Тургенева. В голове юноши царила полная сумятица, молодой человек никак не мог понять, почему Катенька предпочла ему отца, ведь Сергей Николаевич относился к женщинам без всякого трепета, часто был груб со своими любовницами, никогда не объяснял своих поступков, мог обидеть девушку нечаянным словом и едким замечанием, в то время как его сын любил Катю с какой - то особенной ласковой нежностью. Все это казалось молодому Тургеневу огромной несправедливостью, теперь, глядя на Катю, он чувствовал себя так, будто неожиданно наткнулся на что - то мерзкое, похожее на раздавленную телегой лягушку.
5. Сообщение ученика об истории создания стихотворения «В дороге»
Оправившись после удара, Иван разочаровывается в «благородных девицах» и отправляется искать любви у простых и доверчивых крепостных крестьянок. Они, не избалованные добрым отношением своих замотанных работой и бедностью мужей, с радостью принимали знаки внимания от ласкового барина, им легко было доставить радость, зажечь в их глазах теплый огонек, и с ними Тургенев чувствовал, что его нежность наконец - то оказалась оцененной.
Это произошло в Спасском – Лутовинове. В один из приездов в имение матери Тургенев познакомился с Авдотьей Ермолаевной Ивановой. Она была приглашена в дом для работ по вольному найму. С ясными и кроткими глазами, тонкими чертами лица, умница и скромница, она с первого взгляда приглянулась Ивану Сергеевичу. Он полюбил ее, ее тихий голосок, тихую улыбку; с каждым днем она казалась ему милей. В помещичьем доме никакая тайна долго не держится – скоро все узнали об этой любви, дошла весть и до Варвары Петровны. Поднялся крик, гам. Авдотью заперли в чулан; Ивана Сергеевича потребовали к матери. Она набросилась на сына, упрекала его в безответственности, безбожии. Тогда Иван Сергеевич спокойно ответил, что готов искупить свою вину: готов жениться на девушке. Авдотья тут же была отправлена в Москву; там она сняла комнату на Пречистинке и стала работать швеей на дому., Весной 1842 года у нее родилась дочь Пелагея, которая вскоре после рождения была взята у матери и отправлена в Спасское. Здесь она росла – на положении дворовой, помыкаемая всеми и никем не любимая. Таскала воду для прачек, исполняла грязную работу. А когда приезжали гости в Спасское, Варвара Петровна любила позабавиться: одевала ее в господское платье и выставляла напоказ с вопросом: «Скажите, пожалуйста, на кого эта девочка похожа?»
Ивана Сергеевича мать клятвенно заверила, что в случае неповиновения пустит его по миру. Шутки с матерью были плохи: знал Тургенев, что свое слово она может сдержать. С грустными, тяжелыми думами покидал Тургенев Спасское. В дороге пришли на память студенческие сходки, серенады под окнами профессора Вердена, милая Шушу, прекрасная незнакомка в Неаполе. Жгучей болью ложились на сердце последние события. Дорога была прикрыта первой снежной порошей: в этот год стояла засуха, скудные нивы с редкой высохшей травой на первом снегу, тянулись вплоть до самого небосклона, сами собой складывались стихи:
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые.
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые….
5. Звучит романс на стихи Тургенева «Утро туманное….»
Учитель. В октябре1850 года дочь Тургенева была увезена в Париж, в семью Полины Виардо, о которой мы будем говорить чуть позже. В Россию девочка больше не приезжала. Стихотворение «Цветок», написанное Тургеневым в 1842 году навеяно воспоминаниями об Авдотье Ермолаевне.
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
Жаңалықтар
Многообразие пресмыкающиеся
углубить и расширить понятие о классе; на различных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; совершенствовать умения работать с текстом, продолжать развивать умения анализировать, выделять главное, обобщать
К. И. Чуковский «Федорино горе»
[right]город Атырау, средняя школа № 23 учитель русского языка и литературы Бозжигитова Ляззат Конакбаевна
Мороз - Красный нос
Уразалиева Гулзинет Қызылорда қаласындағы №9 Н. Ілиясов атындағы мектеп гимназиясының орыс тілі мен әдебиет пәні мұғалімі
Образование сложных слов
Формирование у учащихся понятия о составе слова и образовании сложных слов. Развитие умений и навыков образования сложных слов, развитие устной и письменной речи учащихся, активизация их мыслительной и творческой деятельности
Реальное и мифологическое в повести
Учитель русского языка и литературы, Исаева Наргиз Сафаровна Средняя школа №10. Г. Жезказган, Карагандинская область
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.