Интеллектуальное казино «В мире слов»
Интеллектуальное казино
«В мире слов»
(для учащихся 6 - 7 кл. русской школы)
Цель: Расширение знаний учащихся, развитие интеллектуальных способностей, воспитание познавательного интереса
Тип урока: интеллектуальная игра
Оформление: Слайды с заданиями
І. Вступительное слово учителя
Здравствуйте, дорогие гости, участники Интеллектуального казино. Наша игра приурочена к проводимой в школе Неделе русского языка и литературы. О значении русского языка в жизни человека мы говорили не раз, а сегодня у вас есть возможность доказать на деле необходимость знаний по русскому языку, показать свое умение в использовании приобретенных знаний для решения интеллектуальных задач. Совершенное знание русского языка – трудное дело. Однако, постигая эту науку, не боясь трудностей на этом пути, мы не только становимся грамотнее, а значит умнее, а прежде всего доказываем самим себе, что трудности в жизни можно преодолевать, что ты не хуже других и тоже на многое способен. Каждый из нас должен в жизни стараться руководствоваться правилом, которое очень точно сформулировал А. П. Чехов: «Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед».
Наше казино – это то место, где каждый, кто честен и смел, может заработать деньги не как-нибудь, а своим собственным умом. Причем в течение игры вы сможете как увеличить свое состояние, так и стать банкротом, потеряв все свои деньги.
Право делать ставку на каждый вопрос вы будете иметь все., т. е. у каждого из вас будет возможность дать правильный ответ, а значит заработать деньги.
А помогать мне будет крупье.
Крупье - распорядитель игры, банкомет в игорном доме.
Перед началом игры я предлагаю провести разминку.
РАЗМИНКА
1. Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами? /И. п/
2. В каком глаголе «нет» слышится сто раз? /стонет/
3. Чем кончается лето и начинается осень? /о/
4. Какого рода слово вермишель? /ж. р/
5. Какое правило зашифровано в стихотворной строчке:
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной
/Правописание безударного гласного в корне/
6. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? /суббота/
7. Какое слово лишнее? а/ красный б/ рубиновый в/ коралловый
г/кумачовый. /Лишнее: коралловый ( розовый и белый)/
8. Как превратить слова ай и но в местоимения? /прочесть наоборот/
9. Как мел превратить в мелкое место? /добавить ь/
10. Назовите слова, в которых подряд пишутся три буквы е /змееед, длинношеее/
Итак, делайте ставки, господа, на 1 вопрос. Эта головоломка называется «Почему рассердился художник?»
Один учитель рисования выехал на отдых к морю. Через несколько дней он послал домой телеграмму, в которой просил прислать пастель. Телеграфистка исправила а на о. Получив подушку и одеяло, художник развел руками, пожал плечами и сердито сказал: «Ведь я просил прислать пастель, а не постель».
Вопрос: Что просил прислать художник?
/Пастель – мягкие цветные карандаши, которые были ему нужны, чтобы рисовать море/.
2. Ставки
Когда ребята приехали в лагерь, они увидели у входа плакат с приветствием. Догадайтесь, что было написано на плакате до того, как ветер унес согласные буквы?. о.. о. о. а. о. а. ь /Добро пожаловать/
3. Палиндромы – слова, читаемые одинаково слева направо и наоборот. Ставки
Шел по дороге старик, а навстречу ему боец. «Здравствуй, отец»,- говорит боец. А старик ему отвечает: «Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – все значение одинаковое. И живу я в таком домике, что его как угодно можно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством. Задумался боец. Помогите ему отгадать эти слова.
/Дед, шалаш, Анна/
4. Ставки
После просмотра комедийного спектакля по пьесе Гоголя «Ревизор» мой сосед, которому очень понравилось представление, в отличие от других зрителей, также испытавших бурю восторга и скандировавших «Браво», стал восклицать: «Бис!». Все невольно повернули головы в его сторону и неудоуменно пожали плечами.. Почему?
Ответ: Бис – возглас, требующий повторения чего - нибудь. В данном случае повторить весь спектакль просто невозможно, а потому восклицание «Бис» неуместно. Правильно говорить «Браво», выражая таким образом восхищение и одобрение.
5. Разгадайте шараду - загадку в стихах, где зашифрованное слово разделяется на несколько составных частей, каждая из которых является самостоятельным словом. Ставки
Часть первая – на земле остается,
Когда по ней кто - то пройдет.
Вторая дается годами,
Ошибками в долгом труде.
А словом охотник зовется,
Что зверя отыщет в тайге.
/следопыт/
Начало – нота
Потом оленя украшенье,
А вместе – место
Оживленного движения.
/дорога/
6. Этимология – наука о просхождении слов. Свои первые этимологические открытия люди начинают делать уже в раннем детстве. Так осмысливая явления окружающей действительности, дети создают «свои» слова: гудильник /вместо будильник/, колоток /вместо молоток/, мазелин /вместо вазелин/. Ставки
Попробуйте догадаться, что означают детские слова копатка, журчей, красняк. /лопатка, ручей, синяк/
7. Все вы знаете басню Крылова «Квартет»
Проказница Мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет.
Вопрос: Как бы называлась эта басня, если бы музыкантов в ней было 3, 5, 6.
/Трио, квинтет, секстет/
8. Сколько фразеологизмов в тексте?
С ног до головы.
- Когда - то я был с ним на короткой ноге. Но одгажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес!.. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
- Да, ведет он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – руку даю на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!
- Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что вместе мы всегда сумеем намылить ему голову.
/А. Шибаев/
Итого, 20 фразеологизмов
9. Как доказать, что правильным написанием было бы «сватьба», а не «свадьба». Ставки
Ответ: В слове свадьба отразилось на письме озвончение согласного /т/ перед звонким /б/. Это исключение из правила, поскольку в родственных словах сват и сватать сохраняется буква т.
10. Если постоять несколько минут у железнодорожной кассы, то можно услышать:
- Билет до Астаны есть?
- Есть.
- А плацкарт?
- И плацкарт есть.
Ни едущий, ни кассир не подозревают, что ими допущена грубая ошибка. Какая? Ставки
Ответ: Существительное «плацкарта» - ж. р.
11. Сделайте синтаксический разбор предложения:
Дримбул латко крипетил горселенка.
Определите, какой частью речи выражен каждый член предложения?
Определить части речи нам помогла грамматика. Слов таких в русском языке, да и ни в каком другом языке, нет, они придуманы, но благодаря хорошо знакомым нам формам существительных, прилагательных, глаголов, наречий, а также порядку слов в предложении мы смогли выполнить синтакчический разбор предложения.
12. Откуда произошли слова азбука и алфавит? Ставки
Ответ: Из названия первых букв древнерусской кириллицы «аз» и «буки» и из названия первых букв греческой азбуки «альфа» и «бета». /Дошло до нас как алфавит/
13. Дано предложение: Я часто встречался с Зегерс. О ком идет речь: О мужчине или Женщине? Ставки
Ответ: Речь идет о женщине. О мужчине говорилось бы с Зегерсом. Вспомните, что к несклоняемым существительным мы относим иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола и окончивающиеся на согласный. Например: стихи поэтессы Алигер, роман писательницы Войнич.
14. Разгадайте анаграмму.
Анаграмма – загадка, в которой при перестановке слогов и букв слово приобретает новое значение. Ставки
Географию со мной
Изучают в школе дети.
Дай порядок букв иной -
И найдешь меня в буфете.
/атлас – салат/
15. Слова колесо, калач, около были когда - то родственными. Найдите старый корень в этих словах и укажите, что он обозначал. Ставки
Ответ: Эти слова получили свое название от корня коло – «круг».
Слов с этим корнем очень много: кольцо, колобок, околица. Все эти предметы круглые – это их и объединяет. Но почему же тогда мы пишем «калач», а не «колач». Дело в том, что со временем буква а вытеснила и заменила о. Этот процесс в языке ученые называют аканьем.
«В мире слов»
(для учащихся 6 - 7 кл. русской школы)
Цель: Расширение знаний учащихся, развитие интеллектуальных способностей, воспитание познавательного интереса
Тип урока: интеллектуальная игра
Оформление: Слайды с заданиями
І. Вступительное слово учителя
Здравствуйте, дорогие гости, участники Интеллектуального казино. Наша игра приурочена к проводимой в школе Неделе русского языка и литературы. О значении русского языка в жизни человека мы говорили не раз, а сегодня у вас есть возможность доказать на деле необходимость знаний по русскому языку, показать свое умение в использовании приобретенных знаний для решения интеллектуальных задач. Совершенное знание русского языка – трудное дело. Однако, постигая эту науку, не боясь трудностей на этом пути, мы не только становимся грамотнее, а значит умнее, а прежде всего доказываем самим себе, что трудности в жизни можно преодолевать, что ты не хуже других и тоже на многое способен. Каждый из нас должен в жизни стараться руководствоваться правилом, которое очень точно сформулировал А. П. Чехов: «Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед».
Наше казино – это то место, где каждый, кто честен и смел, может заработать деньги не как-нибудь, а своим собственным умом. Причем в течение игры вы сможете как увеличить свое состояние, так и стать банкротом, потеряв все свои деньги.
Право делать ставку на каждый вопрос вы будете иметь все., т. е. у каждого из вас будет возможность дать правильный ответ, а значит заработать деньги.
А помогать мне будет крупье.
Крупье - распорядитель игры, банкомет в игорном доме.
Перед началом игры я предлагаю провести разминку.
РАЗМИНКА
1. Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами? /И. п/
2. В каком глаголе «нет» слышится сто раз? /стонет/
3. Чем кончается лето и начинается осень? /о/
4. Какого рода слово вермишель? /ж. р/
5. Какое правило зашифровано в стихотворной строчке:
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной
/Правописание безударного гласного в корне/
6. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? /суббота/
7. Какое слово лишнее? а/ красный б/ рубиновый в/ коралловый
г/кумачовый. /Лишнее: коралловый ( розовый и белый)/
8. Как превратить слова ай и но в местоимения? /прочесть наоборот/
9. Как мел превратить в мелкое место? /добавить ь/
10. Назовите слова, в которых подряд пишутся три буквы е /змееед, длинношеее/
Итак, делайте ставки, господа, на 1 вопрос. Эта головоломка называется «Почему рассердился художник?»
Один учитель рисования выехал на отдых к морю. Через несколько дней он послал домой телеграмму, в которой просил прислать пастель. Телеграфистка исправила а на о. Получив подушку и одеяло, художник развел руками, пожал плечами и сердито сказал: «Ведь я просил прислать пастель, а не постель».
Вопрос: Что просил прислать художник?
/Пастель – мягкие цветные карандаши, которые были ему нужны, чтобы рисовать море/.
2. Ставки
Когда ребята приехали в лагерь, они увидели у входа плакат с приветствием. Догадайтесь, что было написано на плакате до того, как ветер унес согласные буквы?. о.. о. о. а. о. а. ь /Добро пожаловать/
3. Палиндромы – слова, читаемые одинаково слева направо и наоборот. Ставки
Шел по дороге старик, а навстречу ему боец. «Здравствуй, отец»,- говорит боец. А старик ему отвечает: «Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – все значение одинаковое. И живу я в таком домике, что его как угодно можно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством. Задумался боец. Помогите ему отгадать эти слова.
/Дед, шалаш, Анна/
4. Ставки
После просмотра комедийного спектакля по пьесе Гоголя «Ревизор» мой сосед, которому очень понравилось представление, в отличие от других зрителей, также испытавших бурю восторга и скандировавших «Браво», стал восклицать: «Бис!». Все невольно повернули головы в его сторону и неудоуменно пожали плечами.. Почему?
Ответ: Бис – возглас, требующий повторения чего - нибудь. В данном случае повторить весь спектакль просто невозможно, а потому восклицание «Бис» неуместно. Правильно говорить «Браво», выражая таким образом восхищение и одобрение.
5. Разгадайте шараду - загадку в стихах, где зашифрованное слово разделяется на несколько составных частей, каждая из которых является самостоятельным словом. Ставки
Часть первая – на земле остается,
Когда по ней кто - то пройдет.
Вторая дается годами,
Ошибками в долгом труде.
А словом охотник зовется,
Что зверя отыщет в тайге.
/следопыт/
Начало – нота
Потом оленя украшенье,
А вместе – место
Оживленного движения.
/дорога/
6. Этимология – наука о просхождении слов. Свои первые этимологические открытия люди начинают делать уже в раннем детстве. Так осмысливая явления окружающей действительности, дети создают «свои» слова: гудильник /вместо будильник/, колоток /вместо молоток/, мазелин /вместо вазелин/. Ставки
Попробуйте догадаться, что означают детские слова копатка, журчей, красняк. /лопатка, ручей, синяк/
7. Все вы знаете басню Крылова «Квартет»
Проказница Мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет.
Вопрос: Как бы называлась эта басня, если бы музыкантов в ней было 3, 5, 6.
/Трио, квинтет, секстет/
8. Сколько фразеологизмов в тексте?
С ног до головы.
- Когда - то я был с ним на короткой ноге. Но одгажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес!.. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
- Да, ведет он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – руку даю на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!
- Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что вместе мы всегда сумеем намылить ему голову.
/А. Шибаев/
Итого, 20 фразеологизмов
9. Как доказать, что правильным написанием было бы «сватьба», а не «свадьба». Ставки
Ответ: В слове свадьба отразилось на письме озвончение согласного /т/ перед звонким /б/. Это исключение из правила, поскольку в родственных словах сват и сватать сохраняется буква т.
10. Если постоять несколько минут у железнодорожной кассы, то можно услышать:
- Билет до Астаны есть?
- Есть.
- А плацкарт?
- И плацкарт есть.
Ни едущий, ни кассир не подозревают, что ими допущена грубая ошибка. Какая? Ставки
Ответ: Существительное «плацкарта» - ж. р.
11. Сделайте синтаксический разбор предложения:
Дримбул латко крипетил горселенка.
Определите, какой частью речи выражен каждый член предложения?
Определить части речи нам помогла грамматика. Слов таких в русском языке, да и ни в каком другом языке, нет, они придуманы, но благодаря хорошо знакомым нам формам существительных, прилагательных, глаголов, наречий, а также порядку слов в предложении мы смогли выполнить синтакчический разбор предложения.
12. Откуда произошли слова азбука и алфавит? Ставки
Ответ: Из названия первых букв древнерусской кириллицы «аз» и «буки» и из названия первых букв греческой азбуки «альфа» и «бета». /Дошло до нас как алфавит/
13. Дано предложение: Я часто встречался с Зегерс. О ком идет речь: О мужчине или Женщине? Ставки
Ответ: Речь идет о женщине. О мужчине говорилось бы с Зегерсом. Вспомните, что к несклоняемым существительным мы относим иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола и окончивающиеся на согласный. Например: стихи поэтессы Алигер, роман писательницы Войнич.
14. Разгадайте анаграмму.
Анаграмма – загадка, в которой при перестановке слогов и букв слово приобретает новое значение. Ставки
Географию со мной
Изучают в школе дети.
Дай порядок букв иной -
И найдешь меня в буфете.
/атлас – салат/
15. Слова колесо, калач, около были когда - то родственными. Найдите старый корень в этих словах и укажите, что он обозначал. Ставки
Ответ: Эти слова получили свое название от корня коло – «круг».
Слов с этим корнем очень много: кольцо, колобок, околица. Все эти предметы круглые – это их и объединяет. Но почему же тогда мы пишем «калач», а не «колач». Дело в том, что со временем буква а вытеснила и заменила о. Этот процесс в языке ученые называют аканьем.
Орыс тілі мен әдебиеті интеллектуалдық ойын факультатив сабақ факультатив по русскому языку интеллектуальная игра
Жаңалықтар
Интеллектуальное казино
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Интеллектуальное казино"
Нестандартные формы обучения на уроках русского языка и литературы
Лингвистичекая школа гимназия №34, город Атырау Учитель русского языка и литературы Таженова Светлана Суинбаевна
Устойчивые словосочетания Фразеологизмы
Калымбетов Болат Батырханович учитель русского языка и литературы школы кента Айтеке би, Казалинского района, Кызылординской области
Интеллектуальная игра «Госпожа Морфемика»
Интеллектуальная игра «Госпожа Морфемика». Повторение знаний по русскому языку, расширение кругозора учащихся
Образование сложных слов
Формирование у учащихся понятия о составе слова и образовании сложных слов. Развитие умений и навыков образования сложных слов, развитие устной и письменной речи учащихся, активизация их мыслительной и творческой деятельности
Интеллектуальная игра «Великий, могучий русский язык»
Жарылкасын Гаухар Айболаткызы учитель русского языка и литературы сш№170 Кызылрдинской области, Казалинского района
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.