Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Интеллектуальное казино «В мире слов»

08 шілде 2013, Дүйсенбі
Интеллектуальное казино
«В мире слов»
(для учащихся 6 - 7 кл. русской школы)

Цель: Расширение знаний учащихся, развитие интеллектуальных способностей, воспитание познавательного интереса
Тип урока: интеллектуальная игра
Оформление: Слайды с заданиями

І. Вступительное слово учителя
Здравствуйте, дорогие гости, участники Интеллектуального казино. Наша игра приурочена к проводимой в школе Неделе русского языка и литературы. О значении русского языка в жизни человека мы говорили не раз, а сегодня у вас есть возможность доказать на деле необходимость знаний по русскому языку, показать свое умение в использовании приобретенных знаний для решения интеллектуальных задач. Совершенное знание русского языка – трудное дело. Однако, постигая эту науку, не боясь трудностей на этом пути, мы не только становимся грамотнее, а значит умнее, а прежде всего доказываем самим себе, что трудности в жизни можно преодолевать, что ты не хуже других и тоже на многое способен. Каждый из нас должен в жизни стараться руководствоваться правилом, которое очень точно сформулировал А. П. Чехов: «Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед».

Наше казино – это то место, где каждый, кто честен и смел, может заработать деньги не как-нибудь, а своим собственным умом. Причем в течение игры вы сможете как увеличить свое состояние, так и стать банкротом, потеряв все свои деньги.
Право делать ставку на каждый вопрос вы будете иметь все., т. е. у каждого из вас будет возможность дать правильный ответ, а значит заработать деньги.
А помогать мне будет крупье.
Крупье - распорядитель игры, банкомет в игорном доме.
Перед началом игры я предлагаю провести разминку.

РАЗМИНКА
1. Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами? /И. п/
2. В каком глаголе «нет» слышится сто раз? /стонет/
3. Чем кончается лето и начинается осень? /о/
4. Какого рода слово вермишель? /ж. р/
5. Какое правило зашифровано в стихотворной строчке:
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной
/Правописание безударного гласного в корне/
6. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? /суббота/
7. Какое слово лишнее? а/ красный б/ рубиновый в/ коралловый
г/кумачовый. /Лишнее: коралловый ( розовый и белый)/
8. Как превратить слова ай и но в местоимения? /прочесть наоборот/
9. Как мел превратить в мелкое место? /добавить ь/
10. Назовите слова, в которых подряд пишутся три буквы е /змееед, длинношеее/
Итак, делайте ставки, господа, на 1 вопрос. Эта головоломка называется «Почему рассердился художник?»
Один учитель рисования выехал на отдых к морю. Через несколько дней он послал домой телеграмму, в которой просил прислать пастель. Телеграфистка исправила а на о. Получив подушку и одеяло, художник развел руками, пожал плечами и сердито сказал: «Ведь я просил прислать пастель, а не постель».

Вопрос: Что просил прислать художник?
/Пастель – мягкие цветные карандаши, которые были ему нужны, чтобы рисовать море/.

2. Ставки
Когда ребята приехали в лагерь, они увидели у входа плакат с приветствием. Догадайтесь, что было написано на плакате до того, как ветер унес согласные буквы?. о.. о. о. а. о. а. ь /Добро пожаловать/
3. Палиндромы – слова, читаемые одинаково слева направо и наоборот. Ставки
Шел по дороге старик, а навстречу ему боец. «Здравствуй, отец»,- говорит боец. А старик ему отвечает: «Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – все значение одинаковое. И живу я в таком домике, что его как угодно можно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством. Задумался боец. Помогите ему отгадать эти слова.
/Дед, шалаш, Анна/

4. Ставки
После просмотра комедийного спектакля по пьесе Гоголя «Ревизор» мой сосед, которому очень понравилось представление, в отличие от других зрителей, также испытавших бурю восторга и скандировавших «Браво», стал восклицать: «Бис!». Все невольно повернули головы в его сторону и неудоуменно пожали плечами.. Почему?
Ответ: Бис – возглас, требующий повторения чего - нибудь. В данном случае повторить весь спектакль просто невозможно, а потому восклицание «Бис» неуместно. Правильно говорить «Браво», выражая таким образом восхищение и одобрение.
5. Разгадайте шараду - загадку в стихах, где зашифрованное слово разделяется на несколько составных частей, каждая из которых является самостоятельным словом. Ставки

Часть первая – на земле остается,
Когда по ней кто - то пройдет.
Вторая дается годами,
Ошибками в долгом труде.
А словом охотник зовется,
Что зверя отыщет в тайге.
/следопыт/
Начало – нота
Потом оленя украшенье,
А вместе – место
Оживленного движения.
/дорога/

6. Этимология – наука о просхождении слов. Свои первые этимологические открытия люди начинают делать уже в раннем детстве. Так осмысливая явления окружающей действительности, дети создают «свои» слова: гудильник /вместо будильник/, колоток /вместо молоток/, мазелин /вместо вазелин/. Ставки
Попробуйте догадаться, что означают детские слова копатка, журчей, красняк. /лопатка, ручей, синяк/
7. Все вы знаете басню Крылова «Квартет»
Проказница Мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет.
Вопрос: Как бы называлась эта басня, если бы музыкантов в ней было 3, 5, 6.
/Трио, квинтет, секстет/
8. Сколько фразеологизмов в тексте?
С ног до головы.
- Когда - то я был с ним на короткой ноге. Но одгажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес!.. Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
- Да, ведет он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – руку даю на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!
- Спору нет – горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом), но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что вместе мы всегда сумеем намылить ему голову.
/А. Шибаев/
Итого, 20 фразеологизмов

9. Как доказать, что правильным написанием было бы «сватьба», а не «свадьба». Ставки
Ответ: В слове свадьба отразилось на письме озвончение согласного /т/ перед звонким /б/. Это исключение из правила, поскольку в родственных словах сват и сватать сохраняется буква т.
10. Если постоять несколько минут у железнодорожной кассы, то можно услышать:
- Билет до Астаны есть?
- Есть.
- А плацкарт?
- И плацкарт есть.
Ни едущий, ни кассир не подозревают, что ими допущена грубая ошибка. Какая? Ставки
Ответ: Существительное «плацкарта» - ж. р.

11. Сделайте синтаксический разбор предложения:
Дримбул латко крипетил горселенка.
Определите, какой частью речи выражен каждый член предложения?
Определить части речи нам помогла грамматика. Слов таких в русском языке, да и ни в каком другом языке, нет, они придуманы, но благодаря хорошо знакомым нам формам существительных, прилагательных, глаголов, наречий, а также порядку слов в предложении мы смогли выполнить синтакчический разбор предложения.

12. Откуда произошли слова азбука и алфавит? Ставки
Ответ: Из названия первых букв древнерусской кириллицы «аз» и «буки» и из названия первых букв греческой азбуки «альфа» и «бета». /Дошло до нас как алфавит/
13. Дано предложение: Я часто встречался с Зегерс. О ком идет речь: О мужчине или Женщине? Ставки
Ответ: Речь идет о женщине. О мужчине говорилось бы с Зегерсом. Вспомните, что к несклоняемым существительным мы относим иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола и окончивающиеся на согласный. Например: стихи поэтессы Алигер, роман писательницы Войнич.
14. Разгадайте анаграмму.
Анаграмма – загадка, в которой при перестановке слогов и букв слово приобретает новое значение. Ставки
Географию со мной
Изучают в школе дети.
Дай порядок букв иной -
И найдешь меня в буфете.
/атлас – салат/
15. Слова колесо, калач, около были когда - то родственными. Найдите старый корень в этих словах и укажите, что он обозначал. Ставки

Ответ: Эти слова получили свое название от корня коло – «круг».
Слов с этим корнем очень много: кольцо, колобок, околица. Все эти предметы круглые – это их и объединяет. Но почему же тогда мы пишем «калач», а не «колач». Дело в том, что со временем буква а вытеснила и заменила о. Этот процесс в языке ученые называют аканьем.
2 654
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Интеллектуальное казино
Интеллектуальное казино
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Интеллектуальное казино"
Нестандартные формы обучения на уроках русского языка и литературы
Нестандартные формы обучения на уроках русского языка и литературы
Лингвистичекая школа гимназия №34, город Атырау Учитель русского языка и литературы Таженова Светлана Суинбаевна
Устойчивые словосочетания Фразеологизмы
Устойчивые словосочетания Фразеологизмы
Калымбетов Болат Батырханович учитель русского языка и литературы школы кента Айтеке би, Казалинского района, Кызылординской области
Интеллектуальная игра «Госпожа Морфемика»
Интеллектуальная игра «Госпожа Морфемика»
Интеллектуальная игра «Госпожа Морфемика». Повторение знаний по русскому языку, расширение кругозора учащихся
Образование сложных слов
Образование сложных слов
Формирование у учащихся понятия о составе слова и образовании сложных слов. Развитие умений и навыков образования сложных слов, развитие устной и письменной речи учащихся, активизация их мыслительной и творческой деятельности
Интеллектуальная игра «Великий, могучий русский язык»
Интеллектуальная игра «Великий, могучий русский язык»
Жарылкасын Гаухар Айболаткызы учитель русского языка и литературы сш№170 Кызылрдинской области, Казалинского района
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×