И. С. Тургенев
И. С. Тургенев
(28. 10. 1818г – 22. 08. 1883г)
Родился 28 октября 1818 г. в Орле. Судьбу писателя можно назвать непростой и даже трагической. С детства он видел отсутствие любви между родителями и часто подвергался физическим «методам воспитания».
Но всё же родители дали Тургеневу блестящее образование! С детских лет он свободно читал и говорил на трёх языках – французском, английском и немецком, и приобщался к библиотечным сокровищам. Позднее – воспитывался в пансионах Москвы, закончил Петербургский университет. Получил степень кандидата, а позднее и магистра философии. Посещал лекции в Берлинском университете.
Усадьба Тургенева в Спасское - Лутовиново.
Детство его прошло в Спасском - Лутовинове близ города Мценска Орловской губернии, в родовом имении его матери Варвары Петровны. В усадьбе была великолепная библиотека из сочинений русских, немецких и французских классиков XVIII века, которые с упоением читал мальчик. В усадьбе постоянно устраивали спектакли, в которых участвовали хозяева и их гости. Эти годы оставили неизгладимый след в душе писателя. В Спасском он научился любить и чувствовать природу, познакомился с простыми крестьянами, людьми с доброй и вольной душой. Тургенев всегда считал себя многим обязанным Орловщине, ее природе и жителям.
Сергей Николаевич Тургенев - отец писателя.
Отец его - Сергей Николаевич, отставной полковник - кирасир, был человек замечательно красивый, ничтожный по своим качествам нравственным и умственным. Сын не любил вспоминать о нем, а в те редкие минуты, когда говорил друзьям об отце, характеризовал его, как "великого ловца пред Господом". Женитьба этого разорившегося жуира на немолодой, некрасивой, но весьма богатой Варваре Петровне Лутовиновой была исключительно делом расчета. Брак был не из счастливых и не сдерживал Сергея Николаевича (одна из его многочисленных "шалостей" описана Тургеневым в повести "Первая любовь"). Он умер в 1834 г., оставив трех сыновей - Николая, Ивана и скоро умершего от эпилепсии Сергея.
Варвара Петровна – мать писателя.
Иван Сергеевич Тургенев происходил из дворянской среды. Его мать. Варвара Петровна, она была фактически главой дома, — происходила из богатой провинциальной помещичьей семьи Лутовиновых. Судьба как будто нарочно позаботилась о том, чтобы эта женщина с детских лет и до самого замужества испытала на себе все превратности и все обиды, какие только могли быть изобретены в обстановке помещичьего всевластия и безответственности. Унаследовав от Лутовиновых их жестокость и деспотизм, Варвара Петровна была озлоблена и личной судьбой своей. Рано лишившись отца, она страдала и от матери, изображенной внуком в очерке "Смерть" (старуха), и от буйного, пьяного отчима, который, когда она была маленькой, варварски бил и истязал ее. Пешком ушла она к дяде своему, И. И. Лутовинову, жившему в селе Спасском - тому самому насильнику, о котором рассказывается в "Однодворце Овсяникове". Почти в полном одиночестве, оскорбляемая и унижаемая, прожила Варвара Петровна до 30 лет в доме дяди, пока смерть его не сделала ее владетельницей великолепного имения и 5000 душ. Все сведения, сохранившиеся о Варваре Петровне, рисуют ее в самом непривлекательном виде. Сквозь созданную ею среду "побоев и истязаний" Тургенев пронес невредимо свою мягкую душу, в которой именно зрелище неистовств помещичьей власти, задолго еще до теоретических воздействий, подготовило протест против крепостного права.
В 1827 г. Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве; на Самотеке был куплен ими дом. Тургенев учился сначала в пансионе Вейденгаммера; затем его отдали пансионером к директору Лазаревского института Краузе. Из учителей своих Тургенев с благодарностью вспоминал о довольно известном в свое время филологе, исследователе "Слова о Полку Игореве", Д. Н. Дубенском, учителе математики П. Н. Погорельском и молодом студенте И. П. Клюшникове, позднее видном члене кружка Станкевича и Белинского, писавшем вдумчивые стихотворения под псевдонимом - Ф -.
В 1833 г. 15 - летний Тургенев (такой возраст студентов, при тогдашних невысоких требованиях, был явлением обычным) поступил на словесный факультет Московского университета. Год спустя, из - за поступившего в гвардейскую артиллерию старшего брата, семья переехала в Санкт - Петербург, и Тургенев тогда же перешел в Петербургский университет
Первое его произведение - драматическая поэма «Стено», написанная в 1834 году, - не было опубликовано при жизни писателя. Первым литературным критиком его был профессор русской словесности
П. А. Плетнев, который помог ему опубликовать ранние стихотворения.
В 1836 г. Тургенев окончил курс со степенью действительного студента. Мечтая о научной деятельности, он в следующем году снова держал выпускной экзамен, получил степень кандидата, а в 1838 г. отправился в Германию. Поселившись в Берлине, Тургенев усердно взялся за занятия.
В 1838 году, после успешного, со степенью кандидата, окончания Петербургского университета, Тургенев уехал за границу, в Германию, чтобы продолжить свое образование в Берлинском университете, т. к. образование, полученное на родине, считал недостаточным. Спустя 30 лет он признался, что уехал за границу из - за жестокостей крепостничества.
В 1842 году будущий писатель возвратился в Россию. Он сдал экзамен по философии, но затем не захотел делать ученую карьеру. Тургенев поступил на службу в Министерство внутренних дел, в котором начали заниматься по поручению Николая I проектом освобождения крестьян от крепостного права, что отвечало сути «аннибаловской» клятвы. Но вскоре Тургенев понял, что канцелярски - бюрократические круги очень далеки от конкретного, практического решения крестьянского вопроса, и в 1845 году он вышел в отставку, чтобы заняться вплотную литературой.
В 1844 - 1845 - х годах Тургенев пишет первые повести, пробует свои силы в драматургии. В пьесах «Нахлебник», «Провинциалка», «Месяц в деревне» Тургенев касается тем, к которым он обратится позднее: причудливость человеческих судеб, мимолётность человеческого счастья. Эти пьесы с успехом шли на сцене, о них благосклонно отзывалась критика. «Тургенев делал попытку возвысить драму до той вершины, где она соприкасается с областью трагедии повседневности», - писал спустя годы историк русского театра Н. Н. Долгов
В начале 1847 года в журнале «Современник» вышел небольшой очерк Тургенева «Хорь и Калиныч», который издатель напечатал под заголовком «Из записок охотника». Успех очерка был велик и неожидан для автора. Белинский объяснял его тем, что в этом произведении Тургенев «... зашел к народу с той стороны, с какой до него к нему никто не заходил». Хозяйственный Хорь со «складом лица» древнегреческого философа Сократа, с практическим смыслом и практической натурой, с крепким и ясным умом, и поэтически одаренный «идеалист» Калиныч - два полюса крестьянского мира. Они явились не просто представителями своей среды, но яркими и своеобразными характерами. В них писатель показал коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы ее дальнейшего роста и становления.
Тургенев решил написать еще рассказы, объединенные в общем цикле «Записки охотника», большая часть из которых была написана за границей. Они были изданы отдельной книгой в 1852 году и стали не только литературным событием. Они сыграли заметную роль в подготовке общественного мнения к будущим реформам в России. Читатели увидели в книге Тургенева резкую критику помещичьего быта России. «Записки охотника» убеждали их в необходимости уничтожения крепостничества как основы всего общественного строя России.
Изображение простого русского мужика личностью, «человеком».
Тургенев не был первым из русских писателей, кто писал о народе. Но подлинно художественным открытием стало изображение простого русского мужика личностью, «человеком». Крестьянские герои Тургенева - люди отнюдь не идеализированные, неотделимые от своего жизненного уклада со своими заботами и нуждами, и вместе с тем всегда неповторимые, а нередко и яркие индивидуальности. Писатель с огромной симпатией изобразил простых крестьян, показал, что в условиях нищеты и угнетения крестьяне умели сохранить ум, чувство собственного достоинства, поэтическую и музыкальную одаренность, веру в лучшую жизнь. Вместе с тем Тургенев открыл в русской литературе тему противоречия и контрастов в сознании и морали русского крестьянства. Бунтарство и лакейство, мечты о воле и преклонение перед господской властью, протест и покорность, душевная одаренность и равнодушие к собственной судьбе, житейская сметливость и полная безынициативность - все эти свойства существовали бок о бок, часто переходя одно в другое.
Антикрепостнический пафос «Записок охотника» заключается в том, что к гоголевской галерее мертвых душ писатель добавил галерею душ живых. Крестьяне в «Записках охотника» - крепостные, зависимые люди, но крепостное право не превратило их в рабов: духовно они свободнее и богаче своих жалких хозяев. Существование сильных, мужественных, ярких народных характеров превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несопоставимое с нравственным достоинством русского человека. Дико и страшно выглядит тот официальный порядок, при котором сильными и одаренными людьми владеют жестокие, бесчеловечные и ограниченные самодуры - помещики. Вместе с тем в последующих повестях («Муму», «Постоялый двор») Тургенев отмечает, что века крепостной неволи отучили народ чувствовать себя хозяином родной земли, гражданином, что русский крестьянин готов смириться перед злом. И это еще одна из причин обличения крепостничества
В «Записках охотника» противопоставлены две России: официальная, крепостническая, мертвящая жизнь, с одной стороны, и народно - крестьянская, живая и поэтическая - с другой стороны. Но образ «России живой» в социальном отношении не однороден. Есть целая группа дворян, наделенных национально - русскими чертами характера. В книге неоднократно подчеркивается, что крепостное право враждебно как человеческому достоинству мужика, так и нравственной природе дворянина, что это общенациональное зло, пагубно влияющее на жизнь того и другого сословия.
(28. 10. 1818г – 22. 08. 1883г)
Родился 28 октября 1818 г. в Орле. Судьбу писателя можно назвать непростой и даже трагической. С детства он видел отсутствие любви между родителями и часто подвергался физическим «методам воспитания».
Но всё же родители дали Тургеневу блестящее образование! С детских лет он свободно читал и говорил на трёх языках – французском, английском и немецком, и приобщался к библиотечным сокровищам. Позднее – воспитывался в пансионах Москвы, закончил Петербургский университет. Получил степень кандидата, а позднее и магистра философии. Посещал лекции в Берлинском университете.
Усадьба Тургенева в Спасское - Лутовиново.
Детство его прошло в Спасском - Лутовинове близ города Мценска Орловской губернии, в родовом имении его матери Варвары Петровны. В усадьбе была великолепная библиотека из сочинений русских, немецких и французских классиков XVIII века, которые с упоением читал мальчик. В усадьбе постоянно устраивали спектакли, в которых участвовали хозяева и их гости. Эти годы оставили неизгладимый след в душе писателя. В Спасском он научился любить и чувствовать природу, познакомился с простыми крестьянами, людьми с доброй и вольной душой. Тургенев всегда считал себя многим обязанным Орловщине, ее природе и жителям.
Сергей Николаевич Тургенев - отец писателя.
Отец его - Сергей Николаевич, отставной полковник - кирасир, был человек замечательно красивый, ничтожный по своим качествам нравственным и умственным. Сын не любил вспоминать о нем, а в те редкие минуты, когда говорил друзьям об отце, характеризовал его, как "великого ловца пред Господом". Женитьба этого разорившегося жуира на немолодой, некрасивой, но весьма богатой Варваре Петровне Лутовиновой была исключительно делом расчета. Брак был не из счастливых и не сдерживал Сергея Николаевича (одна из его многочисленных "шалостей" описана Тургеневым в повести "Первая любовь"). Он умер в 1834 г., оставив трех сыновей - Николая, Ивана и скоро умершего от эпилепсии Сергея.
Варвара Петровна – мать писателя.
Иван Сергеевич Тургенев происходил из дворянской среды. Его мать. Варвара Петровна, она была фактически главой дома, — происходила из богатой провинциальной помещичьей семьи Лутовиновых. Судьба как будто нарочно позаботилась о том, чтобы эта женщина с детских лет и до самого замужества испытала на себе все превратности и все обиды, какие только могли быть изобретены в обстановке помещичьего всевластия и безответственности. Унаследовав от Лутовиновых их жестокость и деспотизм, Варвара Петровна была озлоблена и личной судьбой своей. Рано лишившись отца, она страдала и от матери, изображенной внуком в очерке "Смерть" (старуха), и от буйного, пьяного отчима, который, когда она была маленькой, варварски бил и истязал ее. Пешком ушла она к дяде своему, И. И. Лутовинову, жившему в селе Спасском - тому самому насильнику, о котором рассказывается в "Однодворце Овсяникове". Почти в полном одиночестве, оскорбляемая и унижаемая, прожила Варвара Петровна до 30 лет в доме дяди, пока смерть его не сделала ее владетельницей великолепного имения и 5000 душ. Все сведения, сохранившиеся о Варваре Петровне, рисуют ее в самом непривлекательном виде. Сквозь созданную ею среду "побоев и истязаний" Тургенев пронес невредимо свою мягкую душу, в которой именно зрелище неистовств помещичьей власти, задолго еще до теоретических воздействий, подготовило протест против крепостного права.
В 1827 г. Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве; на Самотеке был куплен ими дом. Тургенев учился сначала в пансионе Вейденгаммера; затем его отдали пансионером к директору Лазаревского института Краузе. Из учителей своих Тургенев с благодарностью вспоминал о довольно известном в свое время филологе, исследователе "Слова о Полку Игореве", Д. Н. Дубенском, учителе математики П. Н. Погорельском и молодом студенте И. П. Клюшникове, позднее видном члене кружка Станкевича и Белинского, писавшем вдумчивые стихотворения под псевдонимом - Ф -.
В 1833 г. 15 - летний Тургенев (такой возраст студентов, при тогдашних невысоких требованиях, был явлением обычным) поступил на словесный факультет Московского университета. Год спустя, из - за поступившего в гвардейскую артиллерию старшего брата, семья переехала в Санкт - Петербург, и Тургенев тогда же перешел в Петербургский университет
Первое его произведение - драматическая поэма «Стено», написанная в 1834 году, - не было опубликовано при жизни писателя. Первым литературным критиком его был профессор русской словесности
П. А. Плетнев, который помог ему опубликовать ранние стихотворения.
В 1836 г. Тургенев окончил курс со степенью действительного студента. Мечтая о научной деятельности, он в следующем году снова держал выпускной экзамен, получил степень кандидата, а в 1838 г. отправился в Германию. Поселившись в Берлине, Тургенев усердно взялся за занятия.
В 1838 году, после успешного, со степенью кандидата, окончания Петербургского университета, Тургенев уехал за границу, в Германию, чтобы продолжить свое образование в Берлинском университете, т. к. образование, полученное на родине, считал недостаточным. Спустя 30 лет он признался, что уехал за границу из - за жестокостей крепостничества.
В 1842 году будущий писатель возвратился в Россию. Он сдал экзамен по философии, но затем не захотел делать ученую карьеру. Тургенев поступил на службу в Министерство внутренних дел, в котором начали заниматься по поручению Николая I проектом освобождения крестьян от крепостного права, что отвечало сути «аннибаловской» клятвы. Но вскоре Тургенев понял, что канцелярски - бюрократические круги очень далеки от конкретного, практического решения крестьянского вопроса, и в 1845 году он вышел в отставку, чтобы заняться вплотную литературой.
В 1844 - 1845 - х годах Тургенев пишет первые повести, пробует свои силы в драматургии. В пьесах «Нахлебник», «Провинциалка», «Месяц в деревне» Тургенев касается тем, к которым он обратится позднее: причудливость человеческих судеб, мимолётность человеческого счастья. Эти пьесы с успехом шли на сцене, о них благосклонно отзывалась критика. «Тургенев делал попытку возвысить драму до той вершины, где она соприкасается с областью трагедии повседневности», - писал спустя годы историк русского театра Н. Н. Долгов
В начале 1847 года в журнале «Современник» вышел небольшой очерк Тургенева «Хорь и Калиныч», который издатель напечатал под заголовком «Из записок охотника». Успех очерка был велик и неожидан для автора. Белинский объяснял его тем, что в этом произведении Тургенев «... зашел к народу с той стороны, с какой до него к нему никто не заходил». Хозяйственный Хорь со «складом лица» древнегреческого философа Сократа, с практическим смыслом и практической натурой, с крепким и ясным умом, и поэтически одаренный «идеалист» Калиныч - два полюса крестьянского мира. Они явились не просто представителями своей среды, но яркими и своеобразными характерами. В них писатель показал коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы ее дальнейшего роста и становления.
Тургенев решил написать еще рассказы, объединенные в общем цикле «Записки охотника», большая часть из которых была написана за границей. Они были изданы отдельной книгой в 1852 году и стали не только литературным событием. Они сыграли заметную роль в подготовке общественного мнения к будущим реформам в России. Читатели увидели в книге Тургенева резкую критику помещичьего быта России. «Записки охотника» убеждали их в необходимости уничтожения крепостничества как основы всего общественного строя России.
Изображение простого русского мужика личностью, «человеком».
Тургенев не был первым из русских писателей, кто писал о народе. Но подлинно художественным открытием стало изображение простого русского мужика личностью, «человеком». Крестьянские герои Тургенева - люди отнюдь не идеализированные, неотделимые от своего жизненного уклада со своими заботами и нуждами, и вместе с тем всегда неповторимые, а нередко и яркие индивидуальности. Писатель с огромной симпатией изобразил простых крестьян, показал, что в условиях нищеты и угнетения крестьяне умели сохранить ум, чувство собственного достоинства, поэтическую и музыкальную одаренность, веру в лучшую жизнь. Вместе с тем Тургенев открыл в русской литературе тему противоречия и контрастов в сознании и морали русского крестьянства. Бунтарство и лакейство, мечты о воле и преклонение перед господской властью, протест и покорность, душевная одаренность и равнодушие к собственной судьбе, житейская сметливость и полная безынициативность - все эти свойства существовали бок о бок, часто переходя одно в другое.
Антикрепостнический пафос «Записок охотника» заключается в том, что к гоголевской галерее мертвых душ писатель добавил галерею душ живых. Крестьяне в «Записках охотника» - крепостные, зависимые люди, но крепостное право не превратило их в рабов: духовно они свободнее и богаче своих жалких хозяев. Существование сильных, мужественных, ярких народных характеров превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несопоставимое с нравственным достоинством русского человека. Дико и страшно выглядит тот официальный порядок, при котором сильными и одаренными людьми владеют жестокие, бесчеловечные и ограниченные самодуры - помещики. Вместе с тем в последующих повестях («Муму», «Постоялый двор») Тургенев отмечает, что века крепостной неволи отучили народ чувствовать себя хозяином родной земли, гражданином, что русский крестьянин готов смириться перед злом. И это еще одна из причин обличения крепостничества
В «Записках охотника» противопоставлены две России: официальная, крепостническая, мертвящая жизнь, с одной стороны, и народно - крестьянская, живая и поэтическая - с другой стороны. Но образ «России живой» в социальном отношении не однороден. Есть целая группа дворян, наделенных национально - русскими чертами характера. В книге неоднократно подчеркивается, что крепостное право враждебно как человеческому достоинству мужика, так и нравственной природе дворянина, что это общенациональное зло, пагубно влияющее на жизнь того и другого сословия.
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
Жаңалықтар
Ф. И. Тютчев - певец природы
Формирование интереса к творчеству Ф. И. Тютчева; развитие аналитического мышления; развитие речи учащихся, развитие познавательных умений; воспитание доброты, любви к родной природе
Композиционное своеобразие романа И. С. Тургенева. Первое знакомство с Евгением Базаровым
На прошлом уроке мы познакомились с основными событиями в жизни и творчестве И. С. Тургенева. Сегодня урок мы начнём с того, что проверим, как хорошо вы знаете основные даты из жизни Тургенева и соответствующие им события.
И.В.Гете «Ночная песнь странника», М.Ю.Лермонтов «Из Гете», Абай Кунанбаев «Қаранғы түнде тау қалғып»
Орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Мукажанова Шынар Оралбаевна
Урок русской литературы "Рассказ И.С.Тургенева "Муму""
Тема урока: Рассказ И.С.Тургенева «Муму»
Тургенев Иван Сергеевич "Восточная легенда"
Тема: И.С.Тургенев "Восточная легенда" Урок построен по технологии "Критическое Мышление"
Любовь в жизни и творчестве И. С. Тургенева
Уразалиева Гулзинет Учитель русского языка и литературы школы – гимназии № 9, г. Кызылорда "Үздік ашық сабақ" номинациясы бойынша
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.