Открой свой мир
Тренинг - занятие «Открой свой мир»!
Тренинг - занятие по повышению уровня психологической комфортности обучающихся, находящихся в условиях санаторного режима.
Цель:
обеспечение психологической комфортности в период адаптации к новым условиям санатория.
Задачи:
1. Провести диагностическое исследование с целью уточнения особенностей уровня учебного и межличностного взаимодействия на этапе перехода в санаторий.
2. Провести тренинг - занятие с учётом выявленных проблем.
3. Пролонгировать психолого - педагогическую деятельность с учётом анализа полученных результатов работы.
4. Повысить уровень психологической компетентности педагогов и родителей по проблемам адаптационного периода.
Ожидаемый результат:
1 Повышение адаптивных возможностей и уровня психологической комфортности школьников.
2 Снижение уровня школьной тревожности.
3 Повышение уровня их коммуникативных навыков.
4 Повышение уровня учебной мотивации и познавательной активности обучающихся.
5 Повышение уровня психологической компетентности педагогов и родителей по проблемам адаптационного периода.
План тренинг - занятия.
Шаги Содержание/упражнения Время на проведение
1. Приветствие 5 мин
2. Правила работы в тренинговой группе 5 мин
3. Знакомство 10 мин
4. Нить Ариадны 15 мин
5. Я могу 10 мин
6. Войди в круг – выйди из круга 15 мин
7. Иголка и нитка 10 мин
8. Прогулка по… 10 мин
9. Я тебе открою тайну 5 мин
10. Спасибо за приятное занятие 5 мин
Шаг 1. «Приветствие»
Цель: формирование позитивного настроя группы для работы.
Участники встают в круг, кладут руки друг другу на плечи. Приветливо смотрят друг на друга и здороваются, при этом каждый сам выбирает форму, как он/она будет здороваться «Всем, привет», «Здравствуйте», «Салем» и т. д.
Обсуждение: попросите детей высказать свои эмоции, свой настрой от проведенного занятия.
Шаг 2. «Правила работы в тренинговой группе»
Цель: выработать свои правила работы в тренинговой группе, опираясь на универсальные нормы.
• здесь и теперь;
• искренность и открытость;
• принцип «Я»;
• активность;
• конфиденциальность;
• отказ от использования ярлыков;
• контроль поведения;
• ответственность;
• правило «СТОП» или поднятой руки;
• толерантность.
Обсуждение: попросите детей встать в общий круг и высказать свое мнение, все ли правила группы принимаются и почему?
Шаг 3. «Знакомство»
Цель: запоминание полученной информации, проявляя внимание не только к внешности индивида, но к смыслу его слов, настроить участников на серьезное отношение к делу и к партнерам.
Оборудование: карточки для оформления визиток, булавки, ручки, карандаши.
Оформление визитки с тренинговым именем. Дети вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя друга или знакомого, литературного героя.
Предоставляется полная свобода выбора. Тренинговое имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Эти визитки крепятся булавкой на груди так, чтобы все могли прочесть. В дальнейшем на всем протяжении занятий все будут обращаться друг к другу по этим именам.
За пять минут выбрать имя, оформить визитку и подготовиться к взаимному представлению. Основная задача – подчеркнуть свою индивидуальность. Следует сказать о себе так, чтобы все участники сразу запомнили. Для этого все садятся рядом, образуя большой круг. По очереди, называя себя, объяснить, почему взяли именно данное имя на время тренинга. При этом необходимо подчеркнуть свои особенности (привычки, качества, умения, привязанности, и т. п.), которые действительно отличают Вас от окружающих, являются стержнем вашей индивидуальности.
После окончания представлений вспомнить своеобразие друг друга. Для этого каждый участник по очереди называет индивидуальность сидящего, например, слева от него и т. д., пока каждый не сделает попытку вспомнить то, о чем говорил при знакомстве сидящий слева. Если кто - то затрудняется сделать это, пусть ему поможет любой желающий.
Обсуждение: проговорить с детьми, что понравилось на этом упражнении, чье представление было оригинальным.
Шаг 4. «Нить Ариадны»
Цель: актуализация личной значимости, развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей.
Посадите детей в один большой круг. Одному из них предлагается взять в руки клубок ниток и начать рассказывать о себе все то, что ему/ей придет на ум. Например, как его зовут, чем больше всего любит заниматься, кого любит, что у него лучше всего получается. Время на рассказ – 1 минута. Когда этот участник расскажет о себе, он зажимает конец нити в руке и бросает клубок тому, кто сидит напротив него. Если кто - то не хочет ничего рассказывать, он просто берет нить в руку, а клубок перебрасывает следующему. Так клубок передается от одного к другому, и все ребята становятся запутанными. Следующая задача – распутать паутину. Для этого нужно возвратить клубок предыдущему участнику, называя его по имени и пересказывая его рассказ о себе. Игра заканчивается, когда клубок вернется к тому, кто начинал.
Обсуждение: производится обмен впечатлениями.
Шаг 5. «Я могу»
Цель: расширение представления о себе, укрепление уверенности в своих возможностях; учить осознавать и выражать свои мысли и желания; получить дополнительную информацию о потребностях и значимых переживаниях детей.
Тренер предлагает детям сесть в круг и, поочередно продолжая фразу «Я могу...», говорить что - то хорошее о себе. Если ребенок затрудняется с ответом, остальные дети должны прийти на помощь и подсказать продолжение фразы.
Обсуждение: посадите детей в круг и спросите, чья фраза им понравилась больше всего, почему?
Шаг 6. «Войди в круг – выйди из круга»
Цель: развитие эмпатии, отработка способов поведения в одиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации.
Дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остается за кругом. Он всеми силами пытается пробраться в круг — уговаривает, толкается, старается разорвать цепь. Если водящему удается пробиться в центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим.
Взрослый следит, чтобы дети не проявляли агрессию, помогает водящему, если ему приходится совсем туго. В такой игре ребенок получает бесценный опыт общения с разными людьми, когда нужно в одной ситуации проявить уступчивость, попытаться уговорить человека, а в другой, наоборот, проявить твердость и настоять на своем.
Обсуждение: дети садятся в круг. Каждый говорит, трудно ли было разорвать цепь, в чем была сложность?
Шаг 7. «Иголка и нитка»
Цель: развитие произвольности, коммуникативных и организаторских способностей.
Дети выбирают водящего — он будет «иголкой», а остальные дети получают роль «нитки». «Иголка» бегает по комнате, «петляет», а «нитка» (группа детей друг за другом) — за ней. Хорошо, если роль иголки исполняет застенчивый, зажатый, замкнутый ребенок.
Обсуждение: посадите детей в круг. Каждый ребенок по хлопку говорит, как он себя чувствовал, когда был иголкой и что было лучше - быть иголкой или нитью?
Шаг 8. «Прогулка по…»
Цель: развитие таких базовых приобретений как автономность и инициатива, а также навыков социального взаимодействия.
Это может быть, например, прогулка по пространству книжного листа. Участникам предлагается прогулка по пространству листа, не нарушая поля и границы. По сигналу арт - терапевта все должны замереть. Затем обсуждается, кто в какой части листа находится.
Заметим, что некоторые люди плохо чувствуют пространство и ошибаются при ответе на вопрос, где расположена их «буква»: в начале страницы, в конце, на полях. Сказанное особенно характерно для детей с дисграфией.
При повторе можно посоветовать участникам -«буквам» объединиться в слова, имена и т. п.
«Прогулка» может быть свободной, когда человеку предлагается просто почувствовать свое тело при выполнении разнообразных (плавных и резких, медленных и быстрых) движений в определенном пространстве комнаты. Постепенно упражнение усложняется.
К примеру, продолжая прогуливаться, участники должны имитировать встречу. В следующем задании — после каждой встречи резко менять направление движения. В частности, по команде арт - терапевта поворачиваться на 90 или 180 градусов, приседать, отпрыгивать и т. п.
Обсуждение: посадите детей в круг, каждый ребенок, по желанию, должен высказать свое настроение, причем внимание на себя надо обратить хлопком.
Шаг 9. «Я тебе открою тайну»
Цель: развитие умения правильно выражать свои чувства, правильно оценивать отношение к себе других людей.
Все рассаживаются в один общий круг. На этом занятии, все участники должны угадать: кто чьим другом был? Сколько приятных минут подарил? Сколько баллов набрал? И таким образом выявляется имя победителя. Победителю вручается переходящий вымпел «Лучшего тайного друга». Далее ведущий, обходя круг, снова предлагает всем вытянуть жребий – листочек, на котором написано имя одного из участников. В течение времени до следующего занятия участникам нужно быть «тайным» другом того, чье имя досталось.
Обсуждение: посадите детей в круг. Каждый ребенок высказывается: кто чьим другом был, приятно было ли ему/ей быть другом того или иного человека.
Шаг 10. «Спасибо за приятное занятие»
Цель: отреагирование эмоций, настроений и развитие критического восприятия происходящего в группе.
Попросите детей встать в общий круг. Предложите поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из детей становится в центр, другой подходит к нему/ней, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по - прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний участник, круг замыкается и завершается церемония безмолвным крепким троекратным пожатием рук.
Тренинг - занятие по повышению уровня психологической комфортности обучающихся, находящихся в условиях санаторного режима.
Цель:
обеспечение психологической комфортности в период адаптации к новым условиям санатория.
Задачи:
1. Провести диагностическое исследование с целью уточнения особенностей уровня учебного и межличностного взаимодействия на этапе перехода в санаторий.
2. Провести тренинг - занятие с учётом выявленных проблем.
3. Пролонгировать психолого - педагогическую деятельность с учётом анализа полученных результатов работы.
4. Повысить уровень психологической компетентности педагогов и родителей по проблемам адаптационного периода.
Ожидаемый результат:
1 Повышение адаптивных возможностей и уровня психологической комфортности школьников.
2 Снижение уровня школьной тревожности.
3 Повышение уровня их коммуникативных навыков.
4 Повышение уровня учебной мотивации и познавательной активности обучающихся.
5 Повышение уровня психологической компетентности педагогов и родителей по проблемам адаптационного периода.
План тренинг - занятия.
Шаги Содержание/упражнения Время на проведение
1. Приветствие 5 мин
2. Правила работы в тренинговой группе 5 мин
3. Знакомство 10 мин
4. Нить Ариадны 15 мин
5. Я могу 10 мин
6. Войди в круг – выйди из круга 15 мин
7. Иголка и нитка 10 мин
8. Прогулка по… 10 мин
9. Я тебе открою тайну 5 мин
10. Спасибо за приятное занятие 5 мин
Шаг 1. «Приветствие»
Цель: формирование позитивного настроя группы для работы.
Участники встают в круг, кладут руки друг другу на плечи. Приветливо смотрят друг на друга и здороваются, при этом каждый сам выбирает форму, как он/она будет здороваться «Всем, привет», «Здравствуйте», «Салем» и т. д.
Обсуждение: попросите детей высказать свои эмоции, свой настрой от проведенного занятия.
Шаг 2. «Правила работы в тренинговой группе»
Цель: выработать свои правила работы в тренинговой группе, опираясь на универсальные нормы.
• здесь и теперь;
• искренность и открытость;
• принцип «Я»;
• активность;
• конфиденциальность;
• отказ от использования ярлыков;
• контроль поведения;
• ответственность;
• правило «СТОП» или поднятой руки;
• толерантность.
Обсуждение: попросите детей встать в общий круг и высказать свое мнение, все ли правила группы принимаются и почему?
Шаг 3. «Знакомство»
Цель: запоминание полученной информации, проявляя внимание не только к внешности индивида, но к смыслу его слов, настроить участников на серьезное отношение к делу и к партнерам.
Оборудование: карточки для оформления визиток, булавки, ручки, карандаши.
Оформление визитки с тренинговым именем. Дети вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя друга или знакомого, литературного героя.
Предоставляется полная свобода выбора. Тренинговое имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Эти визитки крепятся булавкой на груди так, чтобы все могли прочесть. В дальнейшем на всем протяжении занятий все будут обращаться друг к другу по этим именам.
За пять минут выбрать имя, оформить визитку и подготовиться к взаимному представлению. Основная задача – подчеркнуть свою индивидуальность. Следует сказать о себе так, чтобы все участники сразу запомнили. Для этого все садятся рядом, образуя большой круг. По очереди, называя себя, объяснить, почему взяли именно данное имя на время тренинга. При этом необходимо подчеркнуть свои особенности (привычки, качества, умения, привязанности, и т. п.), которые действительно отличают Вас от окружающих, являются стержнем вашей индивидуальности.
После окончания представлений вспомнить своеобразие друг друга. Для этого каждый участник по очереди называет индивидуальность сидящего, например, слева от него и т. д., пока каждый не сделает попытку вспомнить то, о чем говорил при знакомстве сидящий слева. Если кто - то затрудняется сделать это, пусть ему поможет любой желающий.
Обсуждение: проговорить с детьми, что понравилось на этом упражнении, чье представление было оригинальным.
Шаг 4. «Нить Ариадны»
Цель: актуализация личной значимости, развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей.
Посадите детей в один большой круг. Одному из них предлагается взять в руки клубок ниток и начать рассказывать о себе все то, что ему/ей придет на ум. Например, как его зовут, чем больше всего любит заниматься, кого любит, что у него лучше всего получается. Время на рассказ – 1 минута. Когда этот участник расскажет о себе, он зажимает конец нити в руке и бросает клубок тому, кто сидит напротив него. Если кто - то не хочет ничего рассказывать, он просто берет нить в руку, а клубок перебрасывает следующему. Так клубок передается от одного к другому, и все ребята становятся запутанными. Следующая задача – распутать паутину. Для этого нужно возвратить клубок предыдущему участнику, называя его по имени и пересказывая его рассказ о себе. Игра заканчивается, когда клубок вернется к тому, кто начинал.
Обсуждение: производится обмен впечатлениями.
Шаг 5. «Я могу»
Цель: расширение представления о себе, укрепление уверенности в своих возможностях; учить осознавать и выражать свои мысли и желания; получить дополнительную информацию о потребностях и значимых переживаниях детей.
Тренер предлагает детям сесть в круг и, поочередно продолжая фразу «Я могу...», говорить что - то хорошее о себе. Если ребенок затрудняется с ответом, остальные дети должны прийти на помощь и подсказать продолжение фразы.
Обсуждение: посадите детей в круг и спросите, чья фраза им понравилась больше всего, почему?
Шаг 6. «Войди в круг – выйди из круга»
Цель: развитие эмпатии, отработка способов поведения в одиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации.
Дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остается за кругом. Он всеми силами пытается пробраться в круг — уговаривает, толкается, старается разорвать цепь. Если водящему удается пробиться в центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим.
Взрослый следит, чтобы дети не проявляли агрессию, помогает водящему, если ему приходится совсем туго. В такой игре ребенок получает бесценный опыт общения с разными людьми, когда нужно в одной ситуации проявить уступчивость, попытаться уговорить человека, а в другой, наоборот, проявить твердость и настоять на своем.
Обсуждение: дети садятся в круг. Каждый говорит, трудно ли было разорвать цепь, в чем была сложность?
Шаг 7. «Иголка и нитка»
Цель: развитие произвольности, коммуникативных и организаторских способностей.
Дети выбирают водящего — он будет «иголкой», а остальные дети получают роль «нитки». «Иголка» бегает по комнате, «петляет», а «нитка» (группа детей друг за другом) — за ней. Хорошо, если роль иголки исполняет застенчивый, зажатый, замкнутый ребенок.
Обсуждение: посадите детей в круг. Каждый ребенок по хлопку говорит, как он себя чувствовал, когда был иголкой и что было лучше - быть иголкой или нитью?
Шаг 8. «Прогулка по…»
Цель: развитие таких базовых приобретений как автономность и инициатива, а также навыков социального взаимодействия.
Это может быть, например, прогулка по пространству книжного листа. Участникам предлагается прогулка по пространству листа, не нарушая поля и границы. По сигналу арт - терапевта все должны замереть. Затем обсуждается, кто в какой части листа находится.
Заметим, что некоторые люди плохо чувствуют пространство и ошибаются при ответе на вопрос, где расположена их «буква»: в начале страницы, в конце, на полях. Сказанное особенно характерно для детей с дисграфией.
При повторе можно посоветовать участникам -«буквам» объединиться в слова, имена и т. п.
«Прогулка» может быть свободной, когда человеку предлагается просто почувствовать свое тело при выполнении разнообразных (плавных и резких, медленных и быстрых) движений в определенном пространстве комнаты. Постепенно упражнение усложняется.
К примеру, продолжая прогуливаться, участники должны имитировать встречу. В следующем задании — после каждой встречи резко менять направление движения. В частности, по команде арт - терапевта поворачиваться на 90 или 180 градусов, приседать, отпрыгивать и т. п.
Обсуждение: посадите детей в круг, каждый ребенок, по желанию, должен высказать свое настроение, причем внимание на себя надо обратить хлопком.
Шаг 9. «Я тебе открою тайну»
Цель: развитие умения правильно выражать свои чувства, правильно оценивать отношение к себе других людей.
Все рассаживаются в один общий круг. На этом занятии, все участники должны угадать: кто чьим другом был? Сколько приятных минут подарил? Сколько баллов набрал? И таким образом выявляется имя победителя. Победителю вручается переходящий вымпел «Лучшего тайного друга». Далее ведущий, обходя круг, снова предлагает всем вытянуть жребий – листочек, на котором написано имя одного из участников. В течение времени до следующего занятия участникам нужно быть «тайным» другом того, чье имя досталось.
Обсуждение: посадите детей в круг. Каждый ребенок высказывается: кто чьим другом был, приятно было ли ему/ей быть другом того или иного человека.
Шаг 10. «Спасибо за приятное занятие»
Цель: отреагирование эмоций, настроений и развитие критического восприятия происходящего в группе.
Попросите детей встать в общий круг. Предложите поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из детей становится в центр, другой подходит к нему/ней, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по - прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний участник, круг замыкается и завершается церемония безмолвным крепким троекратным пожатием рук.
Жаңалықтар
План работы методического объединения учителей начальной школы 2020-2021 учебный год
План работы методического объединения учителей начальной школы 2020-2021 учебный год Анализ работы МО за 2020-2021 учебный год и ознакомление с планом работы школьного методического объединения учителей начальной школы на 2020-2021 учебный год Новые
Доклад Новый взгляд на оценивание обучения
Не секрет, что проблемы оценивания, является одной из ключевых проблем современного образования. Современные мировые тенденции в оценке образовательных достижений направлены не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку
Применение технологии разноуровневого обучения на уроках русского языка
Измуханова Улмекен Ашхатовна, учитель русского языка и литературы Чиликской СОШ им. Л. Клышева Чингирлауского района Западно - Казахстанской области
Дифференцированное обучение как современная ориентация в педагогической деятельности
Алия Айтжумановна Тургумбаева - учитель черчения Школы - лицея №53, г. Астаны
Cтепени сравнения прилагательных
г. Астана школа - лицей №53 Учитель русского языка и литература Кенжегулова Лаззат Тынышбаевна
Рекомендации для учителей работающие с детьми ЗПР
Қостанай облысы, Меңдіқара ауданы, Теңіз ауылы, Теңіз негізгі мектебінің әлеуметтік педагогы Мусина Балдырған Әлиқызы
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.