Об учебниках по русскому языку для определённой ступени общеобразовательной школы
Авторская работа
Казанбай Галия Тлектескызы – учитель русского языка и литературы
школы №24 Казалинского района, Кызылординской области
Об учебниках по русскому языку для определённой ступени общеобразовательной школы
Качество обучения русскому языку в казахской школе в высокой степени определяется тем, насколько в нём учитываются способности учащихся одного класса и насколько оно обеспечивает оптимальное воздействие на каждого учащегося в соответствии с его индивидуальными способностями.
Вовлечь в процесс обучения всех учащихся и оптимально способствовать развитию каждого из них - это оправданно высокое требование, предъявляемое к обучению в общеобразовательной школе,
является и в то же время и требованием к качеству учебника Как известно, создавая учебник, их авторы исходят из того, что усвоение материала, всегда представляющие собой индивидуальный процесс, осуществляется в процессе коллективного обучения. Думаю, что решению этой проблемы должна соответствовать оптимальная организация соотношения между единством дифференцацией.
Обычно с требованием оптимального воздействия на развитие каждого учащегося связывается представление о более интенсивной дифференцации. Но важнейшей предпосылкой оптимального развития каждого учащегося является эффективная организация единого обучения. По - моему, процесс усвоения русского языка в общеобразовательной школе должен быть преимущественно единым для всех учащихся одного класса, независимо от их индивидуальных различий.
Применительно к учебнику первое положение может быть сформулировано следующим образом: Учебник по русскому языку для определённой ступени общеобразовательной школы должен содержать преимущественно единые упражнения, составленные с учётом общих закономерностей процесса усвоения русского языка, действующих в данных условиях.
Примат единства диктуется в общеобразовательной школе не только необходимостью методико - организационной реализацией; он оправдан и эффективен также и по другим соображениям:
Для всестороннего развития личности каждого учащегося целесообразно при выполнении одинаковых заданий объединяет всех учащихся. Как показывает практика, именно различный опыт, различные интересы, потребности ит. д. оказывают стимулирующее влияние на развитие и учёбу всего коллектива,
2. При конкретных объективных и субъективных условиях обучения русскому языку в одном классе ( например при единых целях, единых материально - организационных и временных условиях, едином родном языке, относительно одинаковом уровне развития учащихся) индивидуальные процессы усвоения языка характеризуется одинаковым(закономерным) протеканием, так что процесс обучения русскому языку может и должен быть организован на основе обычных законностей процесса усвоения русского языка.
Следующее положение касается уровневых единых заданий и упражнений:
В отношении степени трудности единых упражнений и заданий,
а также количества упражнений на запоминание и тренировку языковых средств учебник должен быть рассчитан на учащихся среднего уровня успеваемости, с тем, чтобы большинство учащихся одного класса могли успешно справляться с работой, предусмотренной учебной программой.
Анализируя действующие учебники, я пришла к выводу, что во многих из них большинство упражнений ориентированно на сильных учащихся, т. е. на таких, которые в предыдущем учебном процессе успешно усвоили всё без исключения материалы учебника. ( а по русской литературе вообще умеют и критически мыслить. К такому выводу приходишь, листая учебники литературы, для 11 - ых классов. Однако опыт показывает, что большинство учащихся, по различным причинам усваивают языковой материал не на 100%. Презентация материала и его усвоение – это, как известно, не одно и то же. Несмотря на планомерное повторение, у большинства учащихся возникает более или менее обширный «дефицит»
запоминания.
Перейдём к третьему положению: Учебник русского языка должен содержать упражнения при реализации, которых (в комплексе с другими аудиовизуальными средствами) на уроке может быть обеспечена высокая активность всех учащихся.
Анализ обучения русскому языку показывает, то имеются ещё большие резервы в достижении активности каждого учащегося. Это касается, в основном, говорения и устных форм тренировки. Объём речевой деятельности, т. е. говорения отдельного учащегося на уроке, составляет в среднем менее одной минуты. Это лишь незначительная часть того, что необходимо для целенаправленного развития речевой деятельности, а также для прочного усвоения языковых средств. Такой дефицит говорения объясняется в основном нерациональной организацией речевой деятельности и устной тренировки на уроке. Упражнения учебника, предназначенные для устной работы, часто прорабатываются фронтально. При проработке отдельного упражнения учитель, как правило, «прогоняет» отдельные примеры, предлагая учащимся одному за другим реализовать лишь один из примеров (элементов) упражнения.
При такой фронтальной проработке упражнения большинство учащихся, т. е. те из них, которых « не вызывали» не охватываются речевой деятельностью. Но и у тех, которые участвовали в работе над упражнением, эффект запоминания и автоматизации, если таковой вообще возникает, оказывается весьма незначительным, так как эти школьники, после вызова одного из одноклассников сразу же переходит к решению следующего примера, не ожидая решения предыдущего, чтобы сравнить правильный ответ с собственным решением. Они стараются «обогнать» соучеников, готовясь к тому, что следующий пример учитель предложит решить одному из них. Поскольку такие учащиеся не успевают сравнить найденное ими решение с правильным ответом, описанные «эффекты обгона» конечно нерациональны. Наконец, следует добавить, что уже ответившие учащиеся нередко также не проявляют должной мыслительной активности во время решения последующих примеров и таким образом овладевают лишь «одним из камней всей мозаики» упражнения.
Конечно, рациональная организация тренировки, несомненно, является в первую очередь задачей учителя. Опытный учитель будет всегда стремиться к тому, чтобы по возможности дополнять фронтальную работу формами индивидуальной, парной и групповой тренировки. Полагаю, что учебник может и должен помочь ему в этом. Часть тренировочных упражнений должна быть с самого начала рассчитана на условия учебной кооперации и коммуникации в классе т. е. на использование в коллективном учебном процессе. Это в частности формы упражнений, ориентирующие непосредственно на парную и групповую работу в классе. К ним относятся такие, например, виды:
- упражнения на основе пар реплик,
- упражнения в форме интервью,
- исполнение роли переводчика,
- описание в форме загадок,
- лексические и грамматические упражнения, подразумевающие соревнование.
- Тексты с вопросами, на которые нужно ответить, прочитав текст ( такие часто встречаются в учебниках для 9 - ых классов. )
Переходим к следующему положению, которое может быть сформулировано так:
Чтобы добиться оптимального воздействия на всех учащихся и стимулировать каждого из них, в учебник следует включить, помимо обязательных для всех, также и упражнения с целью индивидуально - дифференцированного применения.
При создании учебника русского языка для учащихся одной ступени обучения следует далее исходить из того, что действующие в учебном процессе индивидуальные особенности успеваемости проявляются
по - разному у разных учащихся. Практика показывает, что на начальном этапе процесс усвоения материала зависит, прежде всего, от уровня развития памяти отдельных учащихся, а также от их общеязыковых способностей. Поэтому, я думаю, совершенно необходимо учитывать
А) Количество упражнений, способствующих запоминанию, т. е. повторяемость данного материала;
Б) Меру объяснения, необходимого учащимся для ознакомления с новым материалом или для понимания существа явления;
В) Объем упражнений для успешного формирования речемыслительных операций;
Г) дополнительные импульсы; необходимые для положительного коммуникативного применения языкового материала
Благодаря комплексу индивидуально - дифференцированных упражнений учебник может способствовать учёту индивидуально - различных диспозиций учащихся при построении учебного процесса. Причем речь здесь идёт о таких заданиях и упражнениях, которые могут быть использованы
- или для удовлетворения более высоких индивидуальных запросов сильных учащихся,
- или для удовлетворения повышенной потребности в объяснении, закреплении и повторении медленно усваивающих учащихся.
Индивидуально - дифференцированные упражнения для сильных учащихся должны быть составлены таким образом, чтобы они могли заменять или дополнять общие обязательные упражнения в тех случаях, когда последние кажутся облегченными сильными учащимися. Речь, например, может идти о следующих видах упражнений:
а) упражнения на коммуникативное применение (определённых языковых средств), которые даются вместо предлагаемых единой серией пред коммуникативных упражнений на запоминание и тренировку;
б) упражнение на коммуникативное применение, которые предусмотрены в качестве расширения данных в единой серии коммуникативных упражнений и в комбинации с ними;
в) упражнения на коммуникативное применение, которые необходимо интегрировать дополнительно в единый комплекс упражнений, а не комбинировать с едиными заданиями.
В индивидуально - дифференцированных упражнениях для слабоуспевающих учащихся не может быть охвачен весь языковой материал. Здесь необходима концентрация на коммуникативно - значимые и особенно трудные языковые средства. Эти упражнения нужно давать по возможности профилактически, чтобы предотвращать отставание слабоуспевающих учеников. Эти упражнения должны составляться так, чтобы их тоже можно было интегрировать в единую серию упражнений и использовать там, где в едином учебном процессе возникают значительные перегрузки для слабых учащихся. Это могут быть такие упражнения:
А) упражнения для подготовки успешного выполнения единой серии
Б) упражнения аналитико - объясняющего характера, которыми подкрепляется осознание и понимание языковых правил
В) упражнения, которые служат дополнительному закреплению
( запоминанию и тренировке), например упражнения на заучивание. Эти упражнения менее всего пригодны для замены единых упражнений и должны даваться дополнительно к ним. Чтобы обеспечить слабым учащимся овладение учебным материалом, необходимы дополнительные занятия вне школы, объём которых значительно сокращается по мере преодолевания отставания.
Перспектива перехода общеобразовательной школы на 12 - летнее
Школьная реформа о 12 летнем образовании ставит задачу – организовать обучение таким образом, чтобы оно максимально обеспечивало развитие познавательной творческой активности учащихся в самостоятельности в приобретении знании.
В новых условиях профильного обучения словесникам необходимо совершенствовать формы, методы, средства обучения.
Проблемная ситуация, деловая игра, предметные связи, сопоставления, материалы страноведения, краеведения, мемуарная литература – всё это должно быть в арсенале учителя.
Казанбай Галия Тлектескызы – учитель русского языка и литературы
школы №24 Казалинского района, Кызылординской области
Об учебниках по русскому языку для определённой ступени общеобразовательной школы
Качество обучения русскому языку в казахской школе в высокой степени определяется тем, насколько в нём учитываются способности учащихся одного класса и насколько оно обеспечивает оптимальное воздействие на каждого учащегося в соответствии с его индивидуальными способностями.
Вовлечь в процесс обучения всех учащихся и оптимально способствовать развитию каждого из них - это оправданно высокое требование, предъявляемое к обучению в общеобразовательной школе,
является и в то же время и требованием к качеству учебника Как известно, создавая учебник, их авторы исходят из того, что усвоение материала, всегда представляющие собой индивидуальный процесс, осуществляется в процессе коллективного обучения. Думаю, что решению этой проблемы должна соответствовать оптимальная организация соотношения между единством дифференцацией.
Обычно с требованием оптимального воздействия на развитие каждого учащегося связывается представление о более интенсивной дифференцации. Но важнейшей предпосылкой оптимального развития каждого учащегося является эффективная организация единого обучения. По - моему, процесс усвоения русского языка в общеобразовательной школе должен быть преимущественно единым для всех учащихся одного класса, независимо от их индивидуальных различий.
Применительно к учебнику первое положение может быть сформулировано следующим образом: Учебник по русскому языку для определённой ступени общеобразовательной школы должен содержать преимущественно единые упражнения, составленные с учётом общих закономерностей процесса усвоения русского языка, действующих в данных условиях.
Примат единства диктуется в общеобразовательной школе не только необходимостью методико - организационной реализацией; он оправдан и эффективен также и по другим соображениям:
Для всестороннего развития личности каждого учащегося целесообразно при выполнении одинаковых заданий объединяет всех учащихся. Как показывает практика, именно различный опыт, различные интересы, потребности ит. д. оказывают стимулирующее влияние на развитие и учёбу всего коллектива,
2. При конкретных объективных и субъективных условиях обучения русскому языку в одном классе ( например при единых целях, единых материально - организационных и временных условиях, едином родном языке, относительно одинаковом уровне развития учащихся) индивидуальные процессы усвоения языка характеризуется одинаковым(закономерным) протеканием, так что процесс обучения русскому языку может и должен быть организован на основе обычных законностей процесса усвоения русского языка.
Следующее положение касается уровневых единых заданий и упражнений:
В отношении степени трудности единых упражнений и заданий,
а также количества упражнений на запоминание и тренировку языковых средств учебник должен быть рассчитан на учащихся среднего уровня успеваемости, с тем, чтобы большинство учащихся одного класса могли успешно справляться с работой, предусмотренной учебной программой.
Анализируя действующие учебники, я пришла к выводу, что во многих из них большинство упражнений ориентированно на сильных учащихся, т. е. на таких, которые в предыдущем учебном процессе успешно усвоили всё без исключения материалы учебника. ( а по русской литературе вообще умеют и критически мыслить. К такому выводу приходишь, листая учебники литературы, для 11 - ых классов. Однако опыт показывает, что большинство учащихся, по различным причинам усваивают языковой материал не на 100%. Презентация материала и его усвоение – это, как известно, не одно и то же. Несмотря на планомерное повторение, у большинства учащихся возникает более или менее обширный «дефицит»
запоминания.
Перейдём к третьему положению: Учебник русского языка должен содержать упражнения при реализации, которых (в комплексе с другими аудиовизуальными средствами) на уроке может быть обеспечена высокая активность всех учащихся.
Анализ обучения русскому языку показывает, то имеются ещё большие резервы в достижении активности каждого учащегося. Это касается, в основном, говорения и устных форм тренировки. Объём речевой деятельности, т. е. говорения отдельного учащегося на уроке, составляет в среднем менее одной минуты. Это лишь незначительная часть того, что необходимо для целенаправленного развития речевой деятельности, а также для прочного усвоения языковых средств. Такой дефицит говорения объясняется в основном нерациональной организацией речевой деятельности и устной тренировки на уроке. Упражнения учебника, предназначенные для устной работы, часто прорабатываются фронтально. При проработке отдельного упражнения учитель, как правило, «прогоняет» отдельные примеры, предлагая учащимся одному за другим реализовать лишь один из примеров (элементов) упражнения.
При такой фронтальной проработке упражнения большинство учащихся, т. е. те из них, которых « не вызывали» не охватываются речевой деятельностью. Но и у тех, которые участвовали в работе над упражнением, эффект запоминания и автоматизации, если таковой вообще возникает, оказывается весьма незначительным, так как эти школьники, после вызова одного из одноклассников сразу же переходит к решению следующего примера, не ожидая решения предыдущего, чтобы сравнить правильный ответ с собственным решением. Они стараются «обогнать» соучеников, готовясь к тому, что следующий пример учитель предложит решить одному из них. Поскольку такие учащиеся не успевают сравнить найденное ими решение с правильным ответом, описанные «эффекты обгона» конечно нерациональны. Наконец, следует добавить, что уже ответившие учащиеся нередко также не проявляют должной мыслительной активности во время решения последующих примеров и таким образом овладевают лишь «одним из камней всей мозаики» упражнения.
Конечно, рациональная организация тренировки, несомненно, является в первую очередь задачей учителя. Опытный учитель будет всегда стремиться к тому, чтобы по возможности дополнять фронтальную работу формами индивидуальной, парной и групповой тренировки. Полагаю, что учебник может и должен помочь ему в этом. Часть тренировочных упражнений должна быть с самого начала рассчитана на условия учебной кооперации и коммуникации в классе т. е. на использование в коллективном учебном процессе. Это в частности формы упражнений, ориентирующие непосредственно на парную и групповую работу в классе. К ним относятся такие, например, виды:
- упражнения на основе пар реплик,
- упражнения в форме интервью,
- исполнение роли переводчика,
- описание в форме загадок,
- лексические и грамматические упражнения, подразумевающие соревнование.
- Тексты с вопросами, на которые нужно ответить, прочитав текст ( такие часто встречаются в учебниках для 9 - ых классов. )
Переходим к следующему положению, которое может быть сформулировано так:
Чтобы добиться оптимального воздействия на всех учащихся и стимулировать каждого из них, в учебник следует включить, помимо обязательных для всех, также и упражнения с целью индивидуально - дифференцированного применения.
При создании учебника русского языка для учащихся одной ступени обучения следует далее исходить из того, что действующие в учебном процессе индивидуальные особенности успеваемости проявляются
по - разному у разных учащихся. Практика показывает, что на начальном этапе процесс усвоения материала зависит, прежде всего, от уровня развития памяти отдельных учащихся, а также от их общеязыковых способностей. Поэтому, я думаю, совершенно необходимо учитывать
А) Количество упражнений, способствующих запоминанию, т. е. повторяемость данного материала;
Б) Меру объяснения, необходимого учащимся для ознакомления с новым материалом или для понимания существа явления;
В) Объем упражнений для успешного формирования речемыслительных операций;
Г) дополнительные импульсы; необходимые для положительного коммуникативного применения языкового материала
Благодаря комплексу индивидуально - дифференцированных упражнений учебник может способствовать учёту индивидуально - различных диспозиций учащихся при построении учебного процесса. Причем речь здесь идёт о таких заданиях и упражнениях, которые могут быть использованы
- или для удовлетворения более высоких индивидуальных запросов сильных учащихся,
- или для удовлетворения повышенной потребности в объяснении, закреплении и повторении медленно усваивающих учащихся.
Индивидуально - дифференцированные упражнения для сильных учащихся должны быть составлены таким образом, чтобы они могли заменять или дополнять общие обязательные упражнения в тех случаях, когда последние кажутся облегченными сильными учащимися. Речь, например, может идти о следующих видах упражнений:
а) упражнения на коммуникативное применение (определённых языковых средств), которые даются вместо предлагаемых единой серией пред коммуникативных упражнений на запоминание и тренировку;
б) упражнение на коммуникативное применение, которые предусмотрены в качестве расширения данных в единой серии коммуникативных упражнений и в комбинации с ними;
в) упражнения на коммуникативное применение, которые необходимо интегрировать дополнительно в единый комплекс упражнений, а не комбинировать с едиными заданиями.
В индивидуально - дифференцированных упражнениях для слабоуспевающих учащихся не может быть охвачен весь языковой материал. Здесь необходима концентрация на коммуникативно - значимые и особенно трудные языковые средства. Эти упражнения нужно давать по возможности профилактически, чтобы предотвращать отставание слабоуспевающих учеников. Эти упражнения должны составляться так, чтобы их тоже можно было интегрировать в единую серию упражнений и использовать там, где в едином учебном процессе возникают значительные перегрузки для слабых учащихся. Это могут быть такие упражнения:
А) упражнения для подготовки успешного выполнения единой серии
Б) упражнения аналитико - объясняющего характера, которыми подкрепляется осознание и понимание языковых правил
В) упражнения, которые служат дополнительному закреплению
( запоминанию и тренировке), например упражнения на заучивание. Эти упражнения менее всего пригодны для замены единых упражнений и должны даваться дополнительно к ним. Чтобы обеспечить слабым учащимся овладение учебным материалом, необходимы дополнительные занятия вне школы, объём которых значительно сокращается по мере преодолевания отставания.
Перспектива перехода общеобразовательной школы на 12 - летнее
Школьная реформа о 12 летнем образовании ставит задачу – организовать обучение таким образом, чтобы оно максимально обеспечивало развитие познавательной творческой активности учащихся в самостоятельности в приобретении знании.
В новых условиях профильного обучения словесникам необходимо совершенствовать формы, методы, средства обучения.
Проблемная ситуация, деловая игра, предметные связи, сопоставления, материалы страноведения, краеведения, мемуарная литература – всё это должно быть в арсенале учителя.
Жаңалықтар
Роль внеклассных мероприятий в изучении русского языка и литературы
Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно - воспитательных мероприятий.
Среднесрочное планирование уроков по русскому языку в 9 классе
Знать о роли русского языка. Уметь высказать свое мнение перед классом. Научить различать типы предложении, употреблять их в речи.
Коучинг на тему «Как введение инклюзивного образования повлияет на процесс обучения в общеобразовательной школе?»
Учитель высшей категории Казанбай Галия Тлектесовна
Нестандартные формы обучения на уроках русского языка и литературы
Лингвистичекая школа гимназия №34, город Атырау Учитель русского языка и литературы Таженова Светлана Суинбаевна
Компетентный подход в обучении русскому языку в казахской школе
Понятие компетентности шире понятия знания, умения или навыка, оно включает их в себя и ещё это понятие несколько иного смыслового ряда.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство управления процессом повышения эффективности урока (доклад)
Джолымбетова Айман Сериковна Учитель русского языка и литературы средней школы №47 города Тараз
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.