Семинар - практикум «Воспитание начинается с самого себя
Семинар - практикум «Воспитание начинается с самого себя»
Мы можем изменить только одного человека – себя (народная мудрость)
Цель:
● осознание педагогами своей индивидуальности;
● познакомить с понятием “воспитание”;
● показать, что воспитание самого себя и воспитание детей тесно связано;
● помочь педагогам внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.
Задачи:
● создание комфортного психологического климата в группе;
● создание условий для самопознания и приобретения опыта позитивного общения.
Оборудование: мяч, фломастеры, бумага, шкатулка, зеркало, визитные карточки, булавки
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий.
Воспитание обычно строится "на трёх китах":
● наказание (кнут),
● поощрение (пряник)
● личный пример воспитателя.
Ни одно животное не затрачивает так много времени и сил на воспитание своего детёныша, сколько на это необходимо человеку для воспитания ребёнка, как личности. Исключительное значение воспитание приобретает в человеческом обществе. С его помощью формируются:
● вторая сигнальная система (речь)
● поведенческая активность, направленная на изменение внешней среды
● деятельность, опосредованная через измененные элементы внешней среды (орудия производства).
По словарю профориентации и психологической поддержки, воспитание - формирование человека как личности; осуществляется непрерывно по всем направлениям жизнедеятельности.
Что же такое самовоспитание? Это процесс намеренного изменения своих качеств, возведение человеком себя на более высокую ступень физического, духовно - нравственного, социального и творческого развития.
У нас разные предпочтения, разные вкусы, привязанности. В нас много несходного, самобытного, неповторимого. И вместе с тем, мы все очень похожи. Каждый хочет любви, понимания, интересных событий в своей жизни, материального достатка. Мы радуемся успехам, огорчаемся неудачам. Размышляем, переживаем, теряем, находим. Мы все – живые люди и мечтаем жить хорошо и счастливо. Вот как раз для того, чтобы воплотить эти мечты, и пригодятся знания о самом себе.
Человек узнает себя несколькими путями, наиболее важны из них такие:
● наблюдение за самим собой в различных жизненных ситуациях, осмысливание собственного поведения;
● наблюдение за окружающими, сравнение себя с ними;
● получение информации о себе от других людей.
Таким образом, воспитание и самовоспитание является важной составляющей психологической культуры любого человека.
Школьный психолог может внести свой вклад в развитие психологической культуры педагога в целом. Решение этой задачи возможно при взаимодействии психолога с педагогическим коллективом в целом и с конкретными педагогами.
Психические перегрузки, которые испытывает учитель ежедневно в своей работе, способствуют разрушению его личности.
От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и т. д. Приходя в класс, переутомлённый учитель утрачивает состояние стабильности, необходимое для успешной педагогической деятельности. Он становится перевозбуждённым, раздражается, переходит к давлению на ученика, проявляет нетерпение и гнев. По причине хронического переутомления учитель становится не готовым к позитивному принятию нововведений в школе, повышению собственной профессиональной компетентности.
Залогом успешной работы школьного психолога с педагогами является многообразие используемых форм и методов.
Одной из интересных и эффективных форм работы школьного психолога с педагогами, с точки зрения самих педагогов, являются тренинговые занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Никто не может любить другого,
если до этого не полюбил себя…
Эразм Роттердамский
1. Упражнение “Смысл имени”.
Всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим именем на занятиях. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он захочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя - образ.
Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: назвать качество, характерное для вас, которое начинается с первой буквы вашего имени. (Например, Лариса – ласковая). Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя.
Главная идея этого упражнения — дать возможность подчеркнуть свою индивидуальность.
2. Упражнение “Аплодисменты”.
Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю упражнение “Аплодисменты”. Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим тихим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя – аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, я почувствовала вашу энергию, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни»
3. “Мои положительные черты”.
- Напишите свои положительные черты.
Вопросы после выполнения упражнения.
- Трудно ли было Вам написать эти черты? Почему?
- Теперь ещё раз прочтите то, что написано на Вашем листке. Все ли эти положительные качества видят в Вас другие? Главная задача каждого – подтверждать своим поведением и делами всё то положительное, что Вы у себя отметили.
- Что Вы чувствовали когда выполняли это упражнение?
4. “Отражение в воде”.
Работа в парах.
«Один человек будет тот, кто стоит на берегу, а другой - тот, кто живёт в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:
человек скорчил страшную рожицу;
человек замахнулся палкой;
человек приветливо улыбнулся тому, кто живёт в речке»
Вопросы после выполнения упражнения.
1. Что Вы чувствовали, когда Ваш партнёр скорчил Вам рожу (замахнулся на Вас, улыбнулся Вам);
2. Что Вам было приятнее делать: корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться?
3. Как Вы думаете, все ли из Вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке всё отражается так же, как в зеркале?
Злая рожица может испугать не только другого человека, но и нас самих;
Замахиваясь на другого человека палкой, мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому, мы улыбаемся сами себе.
5. “Волшебное озеро”.
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.
Инструкция: «Сейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему».
- Как вы понимаете значение слова “уникальный”?
Вопросы после выполнения упражнения.
1. Изменилась ли Ваша точка зрения о том, кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
2. Как в ходе выполнения этого упражнения ответил Вам этот человек на Вашу улыбку?
3. Какого отношения Вы ждёте к себе как уникальной и неповторимой личности?
6. Знакомство с понятием “воспитание” и “самовоспитание”.
«Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна - единственная в своём роде. Поэтому очень полезно бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.
Участникам предложить нарисовать образ, возникающий при слове «Воспитание». Затем за «круглым столом» рассуждение «Воспитание, в чем оно должно заключаться».
7. “Я люблю тебя…”
Сейчас каждый из Вас попробует признаться в любви… самому себе. Это нелёгкая задача.
Вы должны сказать: “Я люблю тебя...”, назвать своё имя и объяснить, почему Вы себя любите.
(Например, Я люблю тебя, Лариса, за то, что ты много внимания уделяешь своим детям). Эти слова нужно произнести так, чтобы Вашему признанию в любви к самому себе все поверили.
Помните, что задание это достаточно сложное и требует большого уважения к себе и другим».
Вопросы после выполнения упражнения.
1. Легко ли Вам было признаться в любви к самому себе?
2. Что Вы при этом чувствовали?
8. “Похвали себя и других”
Участники делятся на пары.
Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы ничего положительного не увидим и в другом человеке.
Поэтому сейчас каждый должен сказать своему партнёру, что вам в нём нравится. Партнёр, выслушав вас, должен сказать: “А кроме того, я…” - и продолжить говорить комплименты в свой адрес.
Например “Вера, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты всегда помогаешь другим в беде”. Вера продолжает: “А кроме того, я настойчивая”. Затем Вера должна похвалить меня.
- Что вы чувствовали, когда говорили комплименты другим участникам?
Легко ли было хвалить себя?
9. “Я заслуживаю…”
Завершая наше занятие, хочу предложить Вам последнее упражнение, вернее, игру: “Я заслуживаю...”.
«Счастье редко дается человеку “большим куском”. В течение дня бывает много таких кусочков, но мы их не замечаем. А вот научиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в учениках, которые Вас часто огорчают. Сейчас подумайте и продолжите фразу “Я заслуживаю...”, вспомните всё то хорошее, что у Вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: “Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса”, “Я заслуживаю того, чтобы Алексей выполнил домашнее задание” и т. п.
Дома каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой: “Я заслуживаю...” Поверьте – это изменит Ваше отношение к себе и окружающим»
10. “Я желаю себе и другим…”
Мяч передаётся по кругу. Участник, который держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу.
Мы можем изменить только одного человека – себя (народная мудрость)
Цель:
● осознание педагогами своей индивидуальности;
● познакомить с понятием “воспитание”;
● показать, что воспитание самого себя и воспитание детей тесно связано;
● помочь педагогам внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.
Задачи:
● создание комфортного психологического климата в группе;
● создание условий для самопознания и приобретения опыта позитивного общения.
Оборудование: мяч, фломастеры, бумага, шкатулка, зеркало, визитные карточки, булавки
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий.
Воспитание обычно строится "на трёх китах":
● наказание (кнут),
● поощрение (пряник)
● личный пример воспитателя.
Ни одно животное не затрачивает так много времени и сил на воспитание своего детёныша, сколько на это необходимо человеку для воспитания ребёнка, как личности. Исключительное значение воспитание приобретает в человеческом обществе. С его помощью формируются:
● вторая сигнальная система (речь)
● поведенческая активность, направленная на изменение внешней среды
● деятельность, опосредованная через измененные элементы внешней среды (орудия производства).
По словарю профориентации и психологической поддержки, воспитание - формирование человека как личности; осуществляется непрерывно по всем направлениям жизнедеятельности.
Что же такое самовоспитание? Это процесс намеренного изменения своих качеств, возведение человеком себя на более высокую ступень физического, духовно - нравственного, социального и творческого развития.
У нас разные предпочтения, разные вкусы, привязанности. В нас много несходного, самобытного, неповторимого. И вместе с тем, мы все очень похожи. Каждый хочет любви, понимания, интересных событий в своей жизни, материального достатка. Мы радуемся успехам, огорчаемся неудачам. Размышляем, переживаем, теряем, находим. Мы все – живые люди и мечтаем жить хорошо и счастливо. Вот как раз для того, чтобы воплотить эти мечты, и пригодятся знания о самом себе.
Человек узнает себя несколькими путями, наиболее важны из них такие:
● наблюдение за самим собой в различных жизненных ситуациях, осмысливание собственного поведения;
● наблюдение за окружающими, сравнение себя с ними;
● получение информации о себе от других людей.
Таким образом, воспитание и самовоспитание является важной составляющей психологической культуры любого человека.
Школьный психолог может внести свой вклад в развитие психологической культуры педагога в целом. Решение этой задачи возможно при взаимодействии психолога с педагогическим коллективом в целом и с конкретными педагогами.
Психические перегрузки, которые испытывает учитель ежедневно в своей работе, способствуют разрушению его личности.
От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и т. д. Приходя в класс, переутомлённый учитель утрачивает состояние стабильности, необходимое для успешной педагогической деятельности. Он становится перевозбуждённым, раздражается, переходит к давлению на ученика, проявляет нетерпение и гнев. По причине хронического переутомления учитель становится не готовым к позитивному принятию нововведений в школе, повышению собственной профессиональной компетентности.
Залогом успешной работы школьного психолога с педагогами является многообразие используемых форм и методов.
Одной из интересных и эффективных форм работы школьного психолога с педагогами, с точки зрения самих педагогов, являются тренинговые занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Никто не может любить другого,
если до этого не полюбил себя…
Эразм Роттердамский
1. Упражнение “Смысл имени”.
Всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим именем на занятиях. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он захочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя - образ.
Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: назвать качество, характерное для вас, которое начинается с первой буквы вашего имени. (Например, Лариса – ласковая). Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя.
Главная идея этого упражнения — дать возможность подчеркнуть свою индивидуальность.
2. Упражнение “Аплодисменты”.
Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю упражнение “Аплодисменты”. Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим тихим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя – аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, я почувствовала вашу энергию, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни»
3. “Мои положительные черты”.
- Напишите свои положительные черты.
Вопросы после выполнения упражнения.
- Трудно ли было Вам написать эти черты? Почему?
- Теперь ещё раз прочтите то, что написано на Вашем листке. Все ли эти положительные качества видят в Вас другие? Главная задача каждого – подтверждать своим поведением и делами всё то положительное, что Вы у себя отметили.
- Что Вы чувствовали когда выполняли это упражнение?
4. “Отражение в воде”.
Работа в парах.
«Один человек будет тот, кто стоит на берегу, а другой - тот, кто живёт в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:
человек скорчил страшную рожицу;
человек замахнулся палкой;
человек приветливо улыбнулся тому, кто живёт в речке»
Вопросы после выполнения упражнения.
1. Что Вы чувствовали, когда Ваш партнёр скорчил Вам рожу (замахнулся на Вас, улыбнулся Вам);
2. Что Вам было приятнее делать: корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться?
3. Как Вы думаете, все ли из Вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке всё отражается так же, как в зеркале?
Злая рожица может испугать не только другого человека, но и нас самих;
Замахиваясь на другого человека палкой, мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому, мы улыбаемся сами себе.
5. “Волшебное озеро”.
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.
Инструкция: «Сейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему».
- Как вы понимаете значение слова “уникальный”?
Вопросы после выполнения упражнения.
1. Изменилась ли Ваша точка зрения о том, кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
2. Как в ходе выполнения этого упражнения ответил Вам этот человек на Вашу улыбку?
3. Какого отношения Вы ждёте к себе как уникальной и неповторимой личности?
6. Знакомство с понятием “воспитание” и “самовоспитание”.
«Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна - единственная в своём роде. Поэтому очень полезно бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.
Участникам предложить нарисовать образ, возникающий при слове «Воспитание». Затем за «круглым столом» рассуждение «Воспитание, в чем оно должно заключаться».
7. “Я люблю тебя…”
Сейчас каждый из Вас попробует признаться в любви… самому себе. Это нелёгкая задача.
Вы должны сказать: “Я люблю тебя...”, назвать своё имя и объяснить, почему Вы себя любите.
(Например, Я люблю тебя, Лариса, за то, что ты много внимания уделяешь своим детям). Эти слова нужно произнести так, чтобы Вашему признанию в любви к самому себе все поверили.
Помните, что задание это достаточно сложное и требует большого уважения к себе и другим».
Вопросы после выполнения упражнения.
1. Легко ли Вам было признаться в любви к самому себе?
2. Что Вы при этом чувствовали?
8. “Похвали себя и других”
Участники делятся на пары.
Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы ничего положительного не увидим и в другом человеке.
Поэтому сейчас каждый должен сказать своему партнёру, что вам в нём нравится. Партнёр, выслушав вас, должен сказать: “А кроме того, я…” - и продолжить говорить комплименты в свой адрес.
Например “Вера, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты всегда помогаешь другим в беде”. Вера продолжает: “А кроме того, я настойчивая”. Затем Вера должна похвалить меня.
- Что вы чувствовали, когда говорили комплименты другим участникам?
Легко ли было хвалить себя?
9. “Я заслуживаю…”
Завершая наше занятие, хочу предложить Вам последнее упражнение, вернее, игру: “Я заслуживаю...”.
«Счастье редко дается человеку “большим куском”. В течение дня бывает много таких кусочков, но мы их не замечаем. А вот научиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в учениках, которые Вас часто огорчают. Сейчас подумайте и продолжите фразу “Я заслуживаю...”, вспомните всё то хорошее, что у Вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: “Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса”, “Я заслуживаю того, чтобы Алексей выполнил домашнее задание” и т. п.
Дома каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой: “Я заслуживаю...” Поверьте – это изменит Ваше отношение к себе и окружающим»
10. “Я желаю себе и другим…”
Мяч передаётся по кругу. Участник, который держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу.
Жаңалықтар
Духовно – нравственное развитие личности студента
Мангистауская область, город Актау, педагог – психолог Мангистауского гуманитарного колледжа Мусрепова Хадича Культасовна
Укрепление взаимодействия школы и семьи в воспитании детей
Жамбылская область, Шуйский район, с. Конаева, СШ имени Толе - би Абидова Ляля Мустафаевна
Семинар – практикум: «Понять. Осознать. Принять»
Шығыс Қазақстан облысы, Семей қаласы, №2 мектеп Жакееева Жанат Алимжанқызы
Воспитание ребенка
«Павлодар қаласының туберкулезге қарсы балалар санаторийі» Тәрбиеші: Қасимова Б. Т.
Духовно - нравственное воспитание учащихся начальных классов
Ақтөбе облысы, Шалқар қаласы, № 5 орта мектебінің оқу ісі орынбасары Қали Раушан Досымқызы
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.