Н. Гарин – Михайловский «Тема и Жучка»
Открытый урок литературного чтения во 2 Б классе.
Тема: Н. Гарин – Михайловский «Тема и Жучка»
Технология: КМ с использованием ИКТ
О. - развитие умений осмысливать заглавие произведения, прогнозировать по нему содержание текста; формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя, отношения рассказчика к герою; учить анализировать текст;
Р. - развитие умения работать в сотрудничестве с другими, используя преимущества диалогического общения; развитие творческих аналитических способностей; развитие коммуникативной культуры.
В. - воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова; воспитывать чувство толерантности.
Ход урока
1. Орг. момент.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Сели правильно,
Спинки выпрямили.
2. Жужжащее 5 мин. чтение
3. М - ц этап
1) Актуализация имеющихся знаний.
Для начала давайте вспомним название раздела, который мы изучаем (Мои друзья)
Постановка целей учебной деятельности.
2) (слайд №1) Тёма и Жучка
- Как ты думаешь, кто это может быть?
(Проверка предположения, нажатие на слайд)
- О чём может быть это произведение?
- Какие взаимоотношения могут быть у человека с собакой?
Использование методики «Кластер»
(слайд 2 – схема) Составление кластера «Собака». Выступления детей.
4. О – ц этап
1). Сообщение темы урока
Сегодня на уроке будем читать произведение:
(слайд 3) «Тема и Жучка» (слайд 3 )
(слайд 4) Автор это произведение Н. Гарин - Михайловский
2). Психологический настрой.
Глаза смотрят и видят,
Уши слушают и слышат,
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнение других
3) Чтение произведения
Использование методики целенаправленного чтения
1часть. Начало Тема вспомнил, что…
до слов …где Жучка? – спрашивает Тема.
Где же может быть Жучка? Предположения детей.
2часть начало – И - и, - отвечает няня.
до слов Незаметно для себя он снова засыпает.
Проснется ли Тема? Вспомнит ли о Жучке?
Использование методики «Цветограмма»
Изобразите на (половинке) сердца свои чувства
3 часть начало (слайд 5) Просыпается опять от какого - то толчка…
до слов …он все вытаскивал Жучку.
- Какие будут дальнейшие его действия?
- Пойдет ли ночью спасать Жучку?
начало (слайд 6) Одевшись, Тема
до слов Тема пришел в сарай.
- С какой целью Тема пришел в сарай? Предположения учащихся.
(слайд 7) Предположения (взял длинную веревку, фонарь)
начало - И пустился рысью.
- Куда побежал Тема?
(слайд 8) - Пустился рысью к отверстию старого, заброшенного колодца.
- Какой у него созрел план?
4часть начало - Здесь он вполголоса позвал:- Жучка!...
до слов - Терять времени было нельзя
- Почему нельзя было терять время?
- О чем думал Тема?
- Хватит ли у Темы смелости спуститься в колодец? А может он испугается и уйдет?
5часть начало - Чтобы Жучка не подумала…….
до слов - На мгновенье в душу забирается страх, как - бы не задохнуться.
- Удастся ли Теме опуститься на дно колодца?
со слов - Но тема вспоминает, что Жучка….
до слов …и он благополучно достигает дна. (слайд 9 ) Между ними происходит трогательное свидание …в этом мире
- Каковы дальнейшие действия мальчика?
со слов - Не теряя времени, Тема ……
до слов …сознание гибели охватывает его душу.
- Что произойдет дальше? Может Тема погибнет?
Испугается и бросит Жучку?
начало - Не надо бояться…
до слов - и Жучку вытащу.
- Удастся ли мальчику вытащить Жучку?
7часть начало Тема говорит громко.
до конца рассказа (слайд 9)
- Были ли уверены в том, что Тема вытащит Жучку?
Использование методики «Цветограмма»
Изобразите на (другой половинке) сердце свои чувства в конце прочитанного текста.
Обсуждение. (Сравнение с началом)
4. Релаксация. Гимнастика для глаз.
1) Закройте глаза, сильно зажмурьтесь на 15 - 20 секунд, откройте глаза, посмотрите вдаль, т. е. задумайтесь.
2) погладьте две внутренние точки бровей до 5 секунд, а затем надавите на них (20 - 30 сек.).
3) закройте глаза: вдох – носом, выдох – шумный со звуком «ах», «ух».
5. Вопросы Блума
- Почему Тёма решил спасти Жучку?
- Что было бы с Жучкой, если бы Тёма её не спас?
- Почему Тёма не попросил помощи у взрослых?
- Легко ли мальчику было исполнить задуманное? Почему?
- Что его заставило преодолевать физическую усталость?
6. Работа с иллюстрацией.
- Какой момент рассказа был для вас самым волнующим, напряженным? Кульминационным? Почему?
- Рассмотрите иллюстрацию (слайд 12)
- Какой момент рассказа на ней отражён?
7. Главная мысль произведения.
- Как бы ты поступил на месте Тёмы? Почему?
Выскажи свое отношение к поступку Темы.
- Можно ли назвать Тёму трусом?
8. Заполнение «Диаграмма Венна»
Работа по слайду № 13
1) Характеристика Темы
- Как его можно охарактеризовать?
- Какие черты характера ему свойственны? Докажи. Приведи примеры.
- Какого человека можно назвать смелым? ( это тот, кто не боится или тот, кто может побороть свой страх)
- Хотели бы вы иметь такого друга, как Тёма? Почему?
1) Характеристика Жучки
- Какие черты характера присуще Жучке?
- Что объединяет Тему и Жучку?
9. Работа над пословицами (слайд 11 )
Прочтите пословицы.
- Подбери пословицу, подходящую по смыслу к данному произведению
1). Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
2). Ученье - свет, не ученье - тьма.
3). Собака – друг человека.
4). Друг познаётся в беде.
10. Итог.
- К какому виду жанра относится прочитанное произведение? Назови признаки рассказа.
- Вам понравился рассказ? Какова идея произведения?
11. Рефлексия.
«Состояние моей души»
- Определить сердечко к вашему настроению. (радость, грусть, страх)
12. Домашнее задание. стр. 69 - 72 (перечитать рассказ)
Составить рассказ о своем четвероногом друге (собаке) связанный с подобной ситуацией?
Тема: Н. Гарин – Михайловский «Тема и Жучка»
Технология: КМ с использованием ИКТ
О. - развитие умений осмысливать заглавие произведения, прогнозировать по нему содержание текста; формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя, отношения рассказчика к герою; учить анализировать текст;
Р. - развитие умения работать в сотрудничестве с другими, используя преимущества диалогического общения; развитие творческих аналитических способностей; развитие коммуникативной культуры.
В. - воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова; воспитывать чувство толерантности.
Ход урока
1. Орг. момент.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Сели правильно,
Спинки выпрямили.
2. Жужжащее 5 мин. чтение
3. М - ц этап
1) Актуализация имеющихся знаний.
Для начала давайте вспомним название раздела, который мы изучаем (Мои друзья)
Постановка целей учебной деятельности.
2) (слайд №1) Тёма и Жучка
- Как ты думаешь, кто это может быть?
(Проверка предположения, нажатие на слайд)
- О чём может быть это произведение?
- Какие взаимоотношения могут быть у человека с собакой?
Использование методики «Кластер»
(слайд 2 – схема) Составление кластера «Собака». Выступления детей.
4. О – ц этап
1). Сообщение темы урока
Сегодня на уроке будем читать произведение:
(слайд 3) «Тема и Жучка» (слайд 3 )
(слайд 4) Автор это произведение Н. Гарин - Михайловский
2). Психологический настрой.
Глаза смотрят и видят,
Уши слушают и слышат,
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнение других
3) Чтение произведения
Использование методики целенаправленного чтения
1часть. Начало Тема вспомнил, что…
до слов …где Жучка? – спрашивает Тема.
Где же может быть Жучка? Предположения детей.
2часть начало – И - и, - отвечает няня.
до слов Незаметно для себя он снова засыпает.
Проснется ли Тема? Вспомнит ли о Жучке?
Использование методики «Цветограмма»
Изобразите на (половинке) сердца свои чувства
3 часть начало (слайд 5) Просыпается опять от какого - то толчка…
до слов …он все вытаскивал Жучку.
- Какие будут дальнейшие его действия?
- Пойдет ли ночью спасать Жучку?
начало (слайд 6) Одевшись, Тема
до слов Тема пришел в сарай.
- С какой целью Тема пришел в сарай? Предположения учащихся.
(слайд 7) Предположения (взял длинную веревку, фонарь)
начало - И пустился рысью.
- Куда побежал Тема?
(слайд 8) - Пустился рысью к отверстию старого, заброшенного колодца.
- Какой у него созрел план?
4часть начало - Здесь он вполголоса позвал:- Жучка!...
до слов - Терять времени было нельзя
- Почему нельзя было терять время?
- О чем думал Тема?
- Хватит ли у Темы смелости спуститься в колодец? А может он испугается и уйдет?
5часть начало - Чтобы Жучка не подумала…….
до слов - На мгновенье в душу забирается страх, как - бы не задохнуться.
- Удастся ли Теме опуститься на дно колодца?
со слов - Но тема вспоминает, что Жучка….
до слов …и он благополучно достигает дна. (слайд 9 ) Между ними происходит трогательное свидание …в этом мире
- Каковы дальнейшие действия мальчика?
со слов - Не теряя времени, Тема ……
до слов …сознание гибели охватывает его душу.
- Что произойдет дальше? Может Тема погибнет?
Испугается и бросит Жучку?
начало - Не надо бояться…
до слов - и Жучку вытащу.
- Удастся ли мальчику вытащить Жучку?
7часть начало Тема говорит громко.
до конца рассказа (слайд 9)
- Были ли уверены в том, что Тема вытащит Жучку?
Использование методики «Цветограмма»
Изобразите на (другой половинке) сердце свои чувства в конце прочитанного текста.
Обсуждение. (Сравнение с началом)
4. Релаксация. Гимнастика для глаз.
1) Закройте глаза, сильно зажмурьтесь на 15 - 20 секунд, откройте глаза, посмотрите вдаль, т. е. задумайтесь.
2) погладьте две внутренние точки бровей до 5 секунд, а затем надавите на них (20 - 30 сек.).
3) закройте глаза: вдох – носом, выдох – шумный со звуком «ах», «ух».
5. Вопросы Блума
- Почему Тёма решил спасти Жучку?
- Что было бы с Жучкой, если бы Тёма её не спас?
- Почему Тёма не попросил помощи у взрослых?
- Легко ли мальчику было исполнить задуманное? Почему?
- Что его заставило преодолевать физическую усталость?
6. Работа с иллюстрацией.
- Какой момент рассказа был для вас самым волнующим, напряженным? Кульминационным? Почему?
- Рассмотрите иллюстрацию (слайд 12)
- Какой момент рассказа на ней отражён?
7. Главная мысль произведения.
- Как бы ты поступил на месте Тёмы? Почему?
Выскажи свое отношение к поступку Темы.
- Можно ли назвать Тёму трусом?
8. Заполнение «Диаграмма Венна»
Работа по слайду № 13
1) Характеристика Темы
- Как его можно охарактеризовать?
- Какие черты характера ему свойственны? Докажи. Приведи примеры.
- Какого человека можно назвать смелым? ( это тот, кто не боится или тот, кто может побороть свой страх)
- Хотели бы вы иметь такого друга, как Тёма? Почему?
1) Характеристика Жучки
- Какие черты характера присуще Жучке?
- Что объединяет Тему и Жучку?
9. Работа над пословицами (слайд 11 )
Прочтите пословицы.
- Подбери пословицу, подходящую по смыслу к данному произведению
1). Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
2). Ученье - свет, не ученье - тьма.
3). Собака – друг человека.
4). Друг познаётся в беде.
10. Итог.
- К какому виду жанра относится прочитанное произведение? Назови признаки рассказа.
- Вам понравился рассказ? Какова идея произведения?
11. Рефлексия.
«Состояние моей души»
- Определить сердечко к вашему настроению. (радость, грусть, страх)
12. Домашнее задание. стр. 69 - 72 (перечитать рассказ)
Составить рассказ о своем четвероногом друге (собаке) связанный с подобной ситуацией?
Жаңалықтар
Правописание сочетаний с шипящими
Cтроить монологическое высказывание на заданную и интересующую учащихся тему, раскрывая тему и основную мысль на основе опорных слов
Имя существительное
Способствовать развитию умений давать ответы на вопросы, анализировать, выделять, формировать навыки групповой работы, взаимооценивания
Учимся понимать и анализировать урок
Средняя школа – гимназия №21. Провела: Естөре Маржан Данахметқызы
Развитие речи. "Покормите птиц зимой"
Тема урока: Развитие речи. "Покормите птиц зимой"
Звери зимой
Рзаева Асем Учитель русского языка и литературы Кызылординская область, Жанакорганский район, сш №54 им. Ж. Кыдырова
Образование сложных слов
Формирование у учащихся понятия о составе слова и образовании сложных слов. Развитие умений и навыков образования сложных слов, развитие устной и письменной речи учащихся, активизация их мыслительной и творческой деятельности
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.