Абай в музыке
Абай в музыке
Воспитательные задачи
1. Расширить у учащихся круг представления о музыке Абая.
2. Дать понять и почувствовать красоту правдивость музыки Абая то, что она обогащает культуру современности, что в ней отражены мысли и чувства гражданина и патриота, стремящегося повести свой народ к культуре, просвещению, к лучшей жизни.
Методика проведения: лекция и рассказы учащихся.
Место проведения: школа.
Наглядности: книги, буклеты посвященные Абаю, интерактивная доска, слайд, песни Абая.
Всем насытиться может душа,
Только песня всегда хороша.
Если ты вдохновенно поешь,
Грудь ликует, свободно дыша.
Абай «Всем насытиться может душа»
1. Вступительное слово.
2. Первый ученик. Автобиография Абая Кунанбаева.
Творческая деятельность великого просветителя казахского народа, поэта и композитора явилась вершиной дореволюционной казахской культуры. Абай внес неоценимый вклад в сближение казахской и русской культур. Им создан ряд чудесных песен, вошедших в золотой фонд казахской культуры.
Родился Абай в Семипалатинской области, в Чингизских горах в 1845 году. Отец Абая, Кунанбай, принадлежал к феодальной знати - был правителем рода. Учился Абай в Семипалатинске. Несмотря на строгий запрет, он посещает русскую школу, изучает народную поэзию и классическую литературу Востока, позднее входит в круг интеллигенции, знакомится с русской культурой.
«Наука, знание, достаток, искусство - все у русских. Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую литературу. Русские видят мир. Если ты будешь знать их язык - на мир откроются и твои глаза. Изучай культуру и искусство русских. Это ключ к жизни, если ты получишь его, жизнь твоя станет легче» - писал Абай.
Особенно плодотворно работает Абай со второй половины 80 - х годов: появляются его стихи, поэмы, в которых он часто обращается к музыкальным, песенным образам. Песни Абая распространялись его учениками, известными народными певцами. В ауле Абая любили музыку. Она звучала и долгими зимними вечерами, и на летних пастбищах, куда с наступлением тепла перекочевывали скотоводы. Сын поэта Абдрахман играл на скрипке, а сам Абай аккомпанировал ему на домбре.
«Стихи и напевы, рожденные в Акшокы, переписанные, заученные наизусть, распространялись вокруг. Новое слово, хранившие в себе тайны сокровища, летало по степи, как тихий ветер Сары - Арки, медлительно, плавно веющий над ее просторами. Новые песни, никогда раньше не звучавшие в этих степях, летели на крыльях ветров, неся долгожданный ответ степям, вопрошавшим сквозь многовековую молчаливую дрему. Голос нового племени - они летели как вестники вешних дней. Не ушедшая зима породила их, они явились для наступающего лета с его новым цветением, с его возрождением. Эти песни звучали для тех, кто ищет новой жизни, новых просторов: для прозорливого ума, чуткого сердца, для сильных и смелых к борьбе...
Исследователи творческого наследия Абая нашли около шестидесяти его песен на различную тематику: гражданскую, сатирическую, лирическую, философскую. По своей природе, по своему духу песни Абая национальны, они опираются на традиции казахской национальной музыке. Вводя мотивы, отдельные черты и элементы русской песни и демократического, бытового романса, Абай расширил, обогатил их музыкальный словарь. И этот факт, что народ полюбил его песни, что казахская молодежь с большой любовью и уважением относится к музыкальному творчеству Абая, что его песни вошли в произведениях многих казахских композиторов, говорит о том, что начинание было прогрессивным, что опыт его удался, - писал А. Жубанов в своей книге « Соловьи столетия».
Абай познакомил казахских читателей и слушателей с русской поэзией. Он перевел на казахский язык басни И. Крылова, стихи А. Пушкина. Перевел стихотворение М. Лермонтова «Горные вершины» ( из Гете). Мелодия песни исполнена глубокой печали, развивается, не спеша, легко запоминается.
Слушание песни: «Қараңғы түнде тау қалқып» (исполняет вокальная группа) Әсемпаз болма әрнеге,
Өнерпаз болсаң, арқалан.
Сен де бір кірпіш дүниеге,
Кетігін тап та, бар қалан.
Қайрат пен ақыл жол табар,
Қашқанға да, қуғанға.
Әділет шапқат кімде бар,
Сол жарасар туғанға.
Ғылым таппай мақтанба
Адам болам десеңіз,
Тілеуің, өмірің алдында,
Оған қайғы жесеңіз,
Өсек, өтірік, мақтаншак,
Еріншек, бекер мал шашпақ -
Бес дұшпаның білсеңіз.
Талап, еңбек, терең ой,
Қанағат, рақым - ойлап қой,
Бес асыл ic, көңсеңіз.
Қараңғы түнде тау қалқып
Ұйқыға кетер балбырап.
Даланы жым - жырт, дел - сал, қып,
Түн басады салбырап.
Шаң шығармас жолдағы,
Сілкіне алмас жапырақ.
Тыншығарсың сен - дағы,
Сабыр қылсаң азырақ.
Айттым сәлем Қаламқас. ------------------ Шлю, тонкобровая, привет.
Саған құрбан мал мен бас. ---------------- Похожей не было и нет.
Сағынғаннан сені ойлап, -------------------- Когда тоскую по тебе,-
Келер көзге ыстық жас. ---------------------- Мне слезы затмевают свет.
Сенен артық жан тумас, --------------------- Ты лучше всех. За сотни лет
Туса, туар - артылмас. ------------------------ Подобной не был мир согрет
Бip өзіңнен басқаға ----------------------------Одной тебе, моя любовь,
Ынтықтығым айтылмас. ---------------------- Твой образ – он давно воспет.
(Перевод П. Шубина)
Великолепным образом вокальной лирики Абая являются песня «Айттым сәлем Қаламқас». Текст песни - восторженный лирический монолог, выражение безграничного чувства любви и восхищения своей возлюбленной.
Песня: «Айттым сәлем Қаламқас» - исполняет вокальная группа.
Стихотворения посвященные к временам года: «Весна», « Лето», «Осень», «Зима».
Қыс
Ақ киімді, денелі, ақ сақалды,
Соқыр - мылқау танымас тipi жанды.
Ycтi - басы ақ қырау, түci суық,
Басқан жері сықырлап келіп қалды
Дем алысы үскірік, аяз бен қар,
Kәpi құдаң қыс келіп, әлек салды.
В белой шубе, плечист, весь от снега седой,
Слеп и нем, с серебристой большой бородой,
Враг всему, что живет, с омраченным челом,
Он, скрипучий, шагает зимой снеговой.
Старый сват, белый дед натворил много бед.
От дыханья его - стужа, снег и буран.
Тучу шапкой надвинув на брови себе,
Он шагает, кряхтя, разукрашен, румян.
Желсіз түнде жарық ай,
Сәулесі суда дірілдеп.
Ауылдың жаны терең сай,
Тасыған өзен күрілдеп.
На воде, как челнок луна
Тишина ясна, глубока.
Лишь в овраге полночь черна.
Да шумит в тишине река.
«Желсіз түнде жарық ай»- исполнение.
Ария Абая из оперы « Абай» — слушание.
Самым крупным музыкальным произведением, повествующим о жизни и деятельности великого казахского поэта — просветителя Абая Кунанбаева, является опера « Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди на либретто М. Ауэзова.
Краткое содержание оперы.
Ученик Абая, молодой талантливый поэт Айдар любит девушку Ажар. Но феодальные законы, по которым жили казахские аулы в XIX веке, не позволяют им быть вместе. Айдар и Ажар решают на побег, но их настигают враги и хотят расправиться с ними без суда. Абай выступает в защиту влюбленных и выходит победителем. Но враги не отступают. Во время свадьбы они отравляют Айдара. Глубоко переживает Абай смерть любимого ученика.
В 4 акте происходит развязка драмы. Айдар умирает, счастье Ажар разрушена. Казалось вы враги могут торжествовать, но против них выступает народ. Абай был уверен в силе и поддержки народа. Это состояние поэта раскрывается в арии четвертого акта « О мой народ».
Музыка песен Абая получила яркое отражение в творчестве многих казахских композиторов создавших произведения о великом казахском поэте.
Мелодий Абая звучат в опере А. Жубанова И Л. Хамиди «Абай» в симфонической поэме Е. Брусиловского «Одинокая береза», в фортепьяно трио Шабельского « Памяти Абая». В симфонической поэме А. Жубанова «Абай», в музыке Л. Хамиди и кинофильму «Песни Абая». На стихи Абая прекрасные песни и романсы написали композиторы Казахстана
М. Тулебаев, С. Мухамеджанов, А. Еспаев, М. Койшебаев, Е. Рахмадиев, Н. Тлендиев, М. Мендыгалиев, Ш. Калдаяков.
Викторина.( по творчеству Абая)
Заключение. Песни Абая: «Желсіз түнде жарық ай», «Бойы бұлғаң», «Татьянаның хаты», «Сегіз аяқ», «Қаранғы түнде тау қалқып», «Өзгеге көңілім тоярсың».
Северо - Казахстанская область,
Айыртауский район, Село Агынтай батыр
Златогорская средняя школа
Учитель музыки I категории
Касымова Айгуль Оразбаевна
Воспитательные задачи
1. Расширить у учащихся круг представления о музыке Абая.
2. Дать понять и почувствовать красоту правдивость музыки Абая то, что она обогащает культуру современности, что в ней отражены мысли и чувства гражданина и патриота, стремящегося повести свой народ к культуре, просвещению, к лучшей жизни.
Методика проведения: лекция и рассказы учащихся.
Место проведения: школа.
Наглядности: книги, буклеты посвященные Абаю, интерактивная доска, слайд, песни Абая.
Всем насытиться может душа,
Только песня всегда хороша.
Если ты вдохновенно поешь,
Грудь ликует, свободно дыша.
Абай «Всем насытиться может душа»
1. Вступительное слово.
2. Первый ученик. Автобиография Абая Кунанбаева.
Творческая деятельность великого просветителя казахского народа, поэта и композитора явилась вершиной дореволюционной казахской культуры. Абай внес неоценимый вклад в сближение казахской и русской культур. Им создан ряд чудесных песен, вошедших в золотой фонд казахской культуры.
Родился Абай в Семипалатинской области, в Чингизских горах в 1845 году. Отец Абая, Кунанбай, принадлежал к феодальной знати - был правителем рода. Учился Абай в Семипалатинске. Несмотря на строгий запрет, он посещает русскую школу, изучает народную поэзию и классическую литературу Востока, позднее входит в круг интеллигенции, знакомится с русской культурой.
«Наука, знание, достаток, искусство - все у русских. Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую литературу. Русские видят мир. Если ты будешь знать их язык - на мир откроются и твои глаза. Изучай культуру и искусство русских. Это ключ к жизни, если ты получишь его, жизнь твоя станет легче» - писал Абай.
Особенно плодотворно работает Абай со второй половины 80 - х годов: появляются его стихи, поэмы, в которых он часто обращается к музыкальным, песенным образам. Песни Абая распространялись его учениками, известными народными певцами. В ауле Абая любили музыку. Она звучала и долгими зимними вечерами, и на летних пастбищах, куда с наступлением тепла перекочевывали скотоводы. Сын поэта Абдрахман играл на скрипке, а сам Абай аккомпанировал ему на домбре.
«Стихи и напевы, рожденные в Акшокы, переписанные, заученные наизусть, распространялись вокруг. Новое слово, хранившие в себе тайны сокровища, летало по степи, как тихий ветер Сары - Арки, медлительно, плавно веющий над ее просторами. Новые песни, никогда раньше не звучавшие в этих степях, летели на крыльях ветров, неся долгожданный ответ степям, вопрошавшим сквозь многовековую молчаливую дрему. Голос нового племени - они летели как вестники вешних дней. Не ушедшая зима породила их, они явились для наступающего лета с его новым цветением, с его возрождением. Эти песни звучали для тех, кто ищет новой жизни, новых просторов: для прозорливого ума, чуткого сердца, для сильных и смелых к борьбе...
Исследователи творческого наследия Абая нашли около шестидесяти его песен на различную тематику: гражданскую, сатирическую, лирическую, философскую. По своей природе, по своему духу песни Абая национальны, они опираются на традиции казахской национальной музыке. Вводя мотивы, отдельные черты и элементы русской песни и демократического, бытового романса, Абай расширил, обогатил их музыкальный словарь. И этот факт, что народ полюбил его песни, что казахская молодежь с большой любовью и уважением относится к музыкальному творчеству Абая, что его песни вошли в произведениях многих казахских композиторов, говорит о том, что начинание было прогрессивным, что опыт его удался, - писал А. Жубанов в своей книге « Соловьи столетия».
Абай познакомил казахских читателей и слушателей с русской поэзией. Он перевел на казахский язык басни И. Крылова, стихи А. Пушкина. Перевел стихотворение М. Лермонтова «Горные вершины» ( из Гете). Мелодия песни исполнена глубокой печали, развивается, не спеша, легко запоминается.
Слушание песни: «Қараңғы түнде тау қалқып» (исполняет вокальная группа) Әсемпаз болма әрнеге,
Өнерпаз болсаң, арқалан.
Сен де бір кірпіш дүниеге,
Кетігін тап та, бар қалан.
Қайрат пен ақыл жол табар,
Қашқанға да, қуғанға.
Әділет шапқат кімде бар,
Сол жарасар туғанға.
Ғылым таппай мақтанба
Адам болам десеңіз,
Тілеуің, өмірің алдында,
Оған қайғы жесеңіз,
Өсек, өтірік, мақтаншак,
Еріншек, бекер мал шашпақ -
Бес дұшпаның білсеңіз.
Талап, еңбек, терең ой,
Қанағат, рақым - ойлап қой,
Бес асыл ic, көңсеңіз.
Қараңғы түнде тау қалқып
Ұйқыға кетер балбырап.
Даланы жым - жырт, дел - сал, қып,
Түн басады салбырап.
Шаң шығармас жолдағы,
Сілкіне алмас жапырақ.
Тыншығарсың сен - дағы,
Сабыр қылсаң азырақ.
Айттым сәлем Қаламқас. ------------------ Шлю, тонкобровая, привет.
Саған құрбан мал мен бас. ---------------- Похожей не было и нет.
Сағынғаннан сені ойлап, -------------------- Когда тоскую по тебе,-
Келер көзге ыстық жас. ---------------------- Мне слезы затмевают свет.
Сенен артық жан тумас, --------------------- Ты лучше всех. За сотни лет
Туса, туар - артылмас. ------------------------ Подобной не был мир согрет
Бip өзіңнен басқаға ----------------------------Одной тебе, моя любовь,
Ынтықтығым айтылмас. ---------------------- Твой образ – он давно воспет.
(Перевод П. Шубина)
Великолепным образом вокальной лирики Абая являются песня «Айттым сәлем Қаламқас». Текст песни - восторженный лирический монолог, выражение безграничного чувства любви и восхищения своей возлюбленной.
Песня: «Айттым сәлем Қаламқас» - исполняет вокальная группа.
Стихотворения посвященные к временам года: «Весна», « Лето», «Осень», «Зима».
Қыс
Ақ киімді, денелі, ақ сақалды,
Соқыр - мылқау танымас тipi жанды.
Ycтi - басы ақ қырау, түci суық,
Басқан жері сықырлап келіп қалды
Дем алысы үскірік, аяз бен қар,
Kәpi құдаң қыс келіп, әлек салды.
В белой шубе, плечист, весь от снега седой,
Слеп и нем, с серебристой большой бородой,
Враг всему, что живет, с омраченным челом,
Он, скрипучий, шагает зимой снеговой.
Старый сват, белый дед натворил много бед.
От дыханья его - стужа, снег и буран.
Тучу шапкой надвинув на брови себе,
Он шагает, кряхтя, разукрашен, румян.
Желсіз түнде жарық ай,
Сәулесі суда дірілдеп.
Ауылдың жаны терең сай,
Тасыған өзен күрілдеп.
На воде, как челнок луна
Тишина ясна, глубока.
Лишь в овраге полночь черна.
Да шумит в тишине река.
«Желсіз түнде жарық ай»- исполнение.
Ария Абая из оперы « Абай» — слушание.
Самым крупным музыкальным произведением, повествующим о жизни и деятельности великого казахского поэта — просветителя Абая Кунанбаева, является опера « Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди на либретто М. Ауэзова.
Краткое содержание оперы.
Ученик Абая, молодой талантливый поэт Айдар любит девушку Ажар. Но феодальные законы, по которым жили казахские аулы в XIX веке, не позволяют им быть вместе. Айдар и Ажар решают на побег, но их настигают враги и хотят расправиться с ними без суда. Абай выступает в защиту влюбленных и выходит победителем. Но враги не отступают. Во время свадьбы они отравляют Айдара. Глубоко переживает Абай смерть любимого ученика.
В 4 акте происходит развязка драмы. Айдар умирает, счастье Ажар разрушена. Казалось вы враги могут торжествовать, но против них выступает народ. Абай был уверен в силе и поддержки народа. Это состояние поэта раскрывается в арии четвертого акта « О мой народ».
Музыка песен Абая получила яркое отражение в творчестве многих казахских композиторов создавших произведения о великом казахском поэте.
Мелодий Абая звучат в опере А. Жубанова И Л. Хамиди «Абай» в симфонической поэме Е. Брусиловского «Одинокая береза», в фортепьяно трио Шабельского « Памяти Абая». В симфонической поэме А. Жубанова «Абай», в музыке Л. Хамиди и кинофильму «Песни Абая». На стихи Абая прекрасные песни и романсы написали композиторы Казахстана
М. Тулебаев, С. Мухамеджанов, А. Еспаев, М. Койшебаев, Е. Рахмадиев, Н. Тлендиев, М. Мендыгалиев, Ш. Калдаяков.
Викторина.( по творчеству Абая)
Заключение. Песни Абая: «Желсіз түнде жарық ай», «Бойы бұлғаң», «Татьянаның хаты», «Сегіз аяқ», «Қаранғы түнде тау қалқып», «Өзгеге көңілім тоярсың».
Северо - Казахстанская область,
Айыртауский район, Село Агынтай батыр
Златогорская средняя школа
Учитель музыки I категории
Касымова Айгуль Оразбаевна
Жаңалықтар
Сила благодатная созвучий слов живых...
Литературно - художественная композиция, посвящённая творчеству Абая Кунанбаева
Все надо любить, просто любить
г. Актобе, Казахская средняя общеобразовательная школа №33. Учитель русского языка и литературы Жамалова Алтынай Аскербековна
Абай и Пушкин – два светила в содружестве народов и культур
Актюбинская область, г. Алга, средняя школа № 2 им. В. И. Пацаева Ермагамбетова Жумагуль Сагинбаевна, учитель русского языка и литературы в казахской школе
Абай и Пушкин - лирические голоса эпохи
ЗКО, Чингирлауского район, СОШ им. А. Тихоненко, Учитель русского языка и литературы Назарова Амина Есенгельдиевна
Абай и Пушкин - лирические голоса эпохи мастер - класс
Подготовила: учитель русского языка и литературы СОШ им. А. Тихоненко Назарова А.Е.
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.