Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Деепричастие как часть речи

12 ақпан 2014, Сәрсенбі
Тема: Деепричастие как часть речи

Цели: дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; расширить речевую компетентность учеников.
Методические приемы: объяснительный диктант, объяснения учителя, повторение изученного, работа над исправлением речевых ошибок.

Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Объяснительный диктант.
Выровнять грядку, ориентироваться на местности, отразить атаку, представить в воображении, перевести с английского языка, прекратить сеанс, рассказывать шёпотом, претендовать на премию, повлечь непредсказуемые последствия, поразить зрителей, \ улыбаться окружающим, привезти на поезде, присутствовать на приеме, тренироваться на стадионе, приравнять части уравнения.

Дополнительное задание: обозначить вид глаголов (совершенный - с, несовершенный - н.)
II. Изучение темы «Деепричастие как часть речи»
1. Слово учителя.
Мы закончили большую, сложную тему - «Причастия». В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию: часть речи, которую мы начнем изучать сегодня - это деепричастие.

Часть «дее» означает близость этой части речи к действию, I то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что
и деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие. Сравним два предложения (запишем их на доске и в тетрадях): Маки осыпались и роняли на землю лепестки. Маки осыпались, роняя на землю лепестки.
- Какое из этих предложений точнее, выразительнее?

- Как выражены действия в этих предложениях? (В первом предложении — однородными сказуемыми - осыпались и роняли, во втором - сказуемым осыпались и добавочным действием роняя. Употребление однородных сказуемых не совсем точно: понятно, что одно сказуемое подразумевает другое, второе кажется излишним. Предложение с добавочным действием делает картину более образной, дополняет ее, добавляет выразительности.

Вы уже поняли, что добавочное действие выражено новой для нас частью речи - деепричастием.

Глагольные признаки деепричастия налицо: деепричастия обозначают добавочное действие, образуются от глаголов, как и глаголы, имеют вид. Определим его. Поставим вопрос от глагола.

(Осыпались что делая? - роняя - несовершенный вид.)
Мы видим, что деепричастие связано в предложении с другими словами {роняя что? - лепестки; роняя куда? - на землю).

Рассмотрим другое предложение:

Монета упала, звеня и подпрыгивая.
Определим добавочное действие. (Упала что делая? звеня и подпрыгивая - однородные деепричастия не имеют зависимых слов.)
- Какой еще вопрос можно поставить к деепричастию? (Как?)
- Для какого члена предложения характерен такой вопрос? (Для обстоятельства.)
- Какая часть речи чаще всего отвечает на вопрос «как?» (Наречие.)
Вывод: кроме глагольных признаков, деепричастие имеет и наречные признаки; оно не изменяется, в предложении служит обстоятельством.

2. Изучение теоретического материала учебника (с. 73 - 74).
III. Выполнение упражнений по учебнику
- работа над исправлением речевых ошибок.
Комментарий. Обратим внимание учеников на то, что именно в предложениях с деепричастиями очень часто допускаются речевые ошибки, призовем их быть осторожнее и внимательнее с деепричастиями.
Запомним: и основное, и добавочное действия (глагол - сказуемое и деепричастие - обстоятельство) относятся к одному и тому же действующему лицу.
В некоторых предложениях употребление деепричастий невозможно. При исправлении ошибок обычно приходится пользоваться синтаксической синонимией.

Запишем исправленные варианты:
2 - е предложение: Открываясь, дверь громко скрипнула. Или: Открывая дверь, я услышал громкий скрип. Или: Открывавшаяся, дверь громко скрипнула.
4 - е предложение: Заканчивая чертёж, я сломал карандаш. Или: Когда я заканчивал чертеж, у меня сломался карандаш.
Ошибка в том, что основное и добавочное действие относятся к разным действующим лицам. Получается, что чертеж заканчивал карандаш.
5 - е предложение: Возвращаясь домой, я попал под дождь. Или: Когда я возвращался домой, шел дождь.
8 - е предложение: Прочитав рассказ, я подумал, что он слишком грустный. Или: Прочитанный рассказ показался мне слишком грустным.
Домашнее задание
Выбрать из любых школьных учебников предложения с деепричастиями и записать их, обозначив вид деепричастий.
2 044
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Деепричастие
Деепричастие
Систематизация знаний о деепричастий и деепричастных оборотах; обособление деепричастных оборотов;
Деепричастие
Деепричастие
Уркунева Рената Турсынхановна, учитель русского языка и литературы. Теректинская средняя школа №1 Курчумского района Восточно - Казахстанской области
Среднесрочное планирование уроков по русскому языку для 10 - го класса
Среднесрочное планирование уроков по русскому языку для 10 - го класса
г. Шымкента Южно - Казахстанской области учительницы ОСШ № 19 имени У. Жанибекова Байбагысова Гульнар Дубековна
Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида
Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида
Қызылорда облысы, Жаңақорған ауданы, №125 С. Сапарбеков атындағы орта мектептің орыс тілі пәні мұғалімі Бегентаева Ғалия
Глагол
Глагол
Арипова Гульзат Орынбековна Учитель русского языка и литературы Актюбинская область, Айтекебиский район, с. Жабасак
Орыс тілінен тест сұрақтары №1
Орыс тілінен тест сұрақтары №1
Изтелеуова Б. К. Средняя школа № 100, аула Казалы, Казалинского района Кызылординской области Орыс тілінен тест сұрақтары Глагол Деепричастие Карточки наречие
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×