Урок - исследование одного слова
Урок - исследование одного слова
(из опыта практической работы в 7 - ом классе)
Цель урока: дать целостное, комплексное представление о слове, пропустив его через языковую систему; развивать умение «думать о словах»; способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.
ХОД УРОКА
I. Подготовка к восприятию темы урока в ходе беседы
1. Есть ли у вас любимое слово, назовите его (возможная реакция учащихся: недоумение, удивление).
2. А любимая книга у вас есть? …вид спорта? …цвет? …певец? …песня? (Учащиеся называют то, что они любят.)
3. Оказывается, в окружающем нас мире все делится на любимое и нелюбимое. Все, кроме слов. Мы об этом не задумываемся, потому что привыкаем к словам, воспринимаем их как нечто естественное и вечное. Иногда бывает, что мы безразличны к словам. Сегодня мы познакомимся с одним из слов, которое для нас является дорогим и близким. Это слово...… ДОМ.
Как считает философ О. Шпенглер, «природа человека явно и отчетливо выражается в доме человека, в доме его культуры» [1]. Также он заявляет, что душа человека и душа его дома - это одно и то же. Форма дома выросла из глубины души человека. Дом - это самовыражение души человека.
С родным домом связаны и все наши позитивные переживания. Об этом писал известный русский философ А. Лосев: «Возьмите вашу комнату, в которой вы постоянно работаете. Только в очень абстрактном мышлении ее можно представить себе как нечто нейтральное вашему настроению и вашему самочувствию. Она то кажется милой, веселой, радушной, то мрачной, скучной и покинутой. Она есть живая вещь не физического, но социального и исторического бытия» [2].
Дом – это организующий центр мира, это перекресток всех жизненных путей человека.
Родной дом – это первая вселенная человека, объединяющая его воспоминания, мысли, мечты и тем самым организующая «связь времен». Дом – это еще и убежище, последняя опора в жизни человека.
II. Комплексный лексический анализ слова
Анализ слова мы будем проводить по следующему алгоритму:
1. Лексическое значение слова.
2. История слова (этимологическое значение)
3. Родственные слова.
4. Синонимы и антонимы.
II. 1) Работа с лексическим значением слова
1. Как вы понимаете значение этого слова? (Ученики дают свои варианты ответов). Давайте зачитаем словарную статью из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова и узнаем, как в словаре трактуется значение этого слова:
1. Жилое здание. 2. Свое жилье, семья, хозяйство. 3. Мн. ч. – место, где живут люди с общими интересами, условиями жизни. 4. Учреждение, заведение.
2. Как называются слова, имеющие несколько значений? (Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными.)
II. 2) Выяснение этимологии слова.
Дом – здание, строение для жилья, древнеславян. – «строение»
II. 3) Работа по подбору однокоренных слов
1. Подберите однокоренные слова к существительному дом (домик, домишко, домовой, домовладелец, домосед и т. д. ).
2. Объясните значение полученных слов исходя из значения главного слова (Ученики объясняют значения слов).
3. Мы видим, что значения однокоренных слов (при всех их различиях) в чем - то сходны. Как в семье: дети в чем - то повторяют своих родителей, но во многом они другие.
II. 4) Работа по подбору синонимов и антонимов
1. Слова могут избирательно «относиться» друг к другу. Наверное, они могут дружить и ненавидеть. Скажите, можно ли назвать слово - врага (антоним – противоположное по смыслу) к слову дом? Прямого антонима нет, есть контекстуальный антоним: дом в значении «родной» - гостиница в значении «чужой». А слова - друзья (синонимы) есть у него? (здание, дворец, изба, хата, хижина, землянка, палата и т. д.).
III. Выполнение творческой работы
Работа может быть как классной, так и домашней. Варианты заданий.
1. Выберите одну из тем для сочинения - миниатюры: «Биография слова», «Рассказ о слове», «Мое любимое слово», «Мир слова», «Родилось слово»… и т. д.
2. Напишите работу в жанре эссе (расскажите о своих впечатлениях от работы со словом).
3. Может быть предложена более объемная работа по слову (например, в жанре проекта).
4. Может быть дано задание, выполняемое по желанию: нарисовать свой образ, свое понимание слова дом (некоторые из рисунков наших учеников мы даем в качестве примера).
Методический комментарий
На уроках русского языка можно исследовать самые разные слова. Обычно школьники проявляют интерес к словам с морально - этической смысловой нагрузкой; к словам, социально значимым: война, мир, мама, семья, хлеб, любовь, земляк, жизнь, смерть, добро, зло родина, человек, детство, совесть, лицо, глаза, слезы, рука, сердце, голова, след, дорога, солнце и др.
В современной практике преподавания русского языка стала наиболее активной речевая направленность дисциплины, диктующая выбор эвристических заданий по генерированию информации, «работающей» на творчество; по умению видеть и выражать мир в динамике; по выявлению независимости, ассоциативности мышления.
Исследуя слова, ученики совершают удивительные находки. Узнают о том, что первоначально слово позор имело значение «зрелище», выясняют, как появилось слово смородина, находят в диалектах с десяток слов, обозначающих то же понятие. Обнаруживают, что есть слова добрые и злые, мужественные и трусливые, сильные и слабые, холодные и теплые... И не важно, что эти открытия давно уже сделаны учеными. Каждый ребенок открывал для себя их заново, впервые, начинал стремиться к новым открытиям, радоваться слову.
Комплексная работа над словом помогает воспитывать в школьниках бережное, чуткое отношение к слову, раскрывать внутренние ресурсы слова. Благодаря подобным урокам - исследованиям у школьников формируется интерес к слову, они начинают видеть его красоту и своеобразие. Как нельзя кстати вспоминается в этой связи высказывание В. Солоухина: «Эпитеты – одежда слов. Они лишают слово его первозданного звучания. Они избаловали нас. Мы уже плохо воспринимаем слово как таковое: осень, море, трава. Нам необходимы подпорки: трава зеленая, сухая, прелая, душистая; осень ранняя, ненастная, серая, теплая...… А между тем как прекрасно слово само по себе! Осень. Море. Трава»
(из опыта практической работы в 7 - ом классе)
Цель урока: дать целостное, комплексное представление о слове, пропустив его через языковую систему; развивать умение «думать о словах»; способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.
ХОД УРОКА
I. Подготовка к восприятию темы урока в ходе беседы
1. Есть ли у вас любимое слово, назовите его (возможная реакция учащихся: недоумение, удивление).
2. А любимая книга у вас есть? …вид спорта? …цвет? …певец? …песня? (Учащиеся называют то, что они любят.)
3. Оказывается, в окружающем нас мире все делится на любимое и нелюбимое. Все, кроме слов. Мы об этом не задумываемся, потому что привыкаем к словам, воспринимаем их как нечто естественное и вечное. Иногда бывает, что мы безразличны к словам. Сегодня мы познакомимся с одним из слов, которое для нас является дорогим и близким. Это слово...… ДОМ.
Как считает философ О. Шпенглер, «природа человека явно и отчетливо выражается в доме человека, в доме его культуры» [1]. Также он заявляет, что душа человека и душа его дома - это одно и то же. Форма дома выросла из глубины души человека. Дом - это самовыражение души человека.
С родным домом связаны и все наши позитивные переживания. Об этом писал известный русский философ А. Лосев: «Возьмите вашу комнату, в которой вы постоянно работаете. Только в очень абстрактном мышлении ее можно представить себе как нечто нейтральное вашему настроению и вашему самочувствию. Она то кажется милой, веселой, радушной, то мрачной, скучной и покинутой. Она есть живая вещь не физического, но социального и исторического бытия» [2].
Дом – это организующий центр мира, это перекресток всех жизненных путей человека.
Родной дом – это первая вселенная человека, объединяющая его воспоминания, мысли, мечты и тем самым организующая «связь времен». Дом – это еще и убежище, последняя опора в жизни человека.
II. Комплексный лексический анализ слова
Анализ слова мы будем проводить по следующему алгоритму:
1. Лексическое значение слова.
2. История слова (этимологическое значение)
3. Родственные слова.
4. Синонимы и антонимы.
II. 1) Работа с лексическим значением слова
1. Как вы понимаете значение этого слова? (Ученики дают свои варианты ответов). Давайте зачитаем словарную статью из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова и узнаем, как в словаре трактуется значение этого слова:
1. Жилое здание. 2. Свое жилье, семья, хозяйство. 3. Мн. ч. – место, где живут люди с общими интересами, условиями жизни. 4. Учреждение, заведение.
2. Как называются слова, имеющие несколько значений? (Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными.)
II. 2) Выяснение этимологии слова.
Дом – здание, строение для жилья, древнеславян. – «строение»
II. 3) Работа по подбору однокоренных слов
1. Подберите однокоренные слова к существительному дом (домик, домишко, домовой, домовладелец, домосед и т. д. ).
2. Объясните значение полученных слов исходя из значения главного слова (Ученики объясняют значения слов).
3. Мы видим, что значения однокоренных слов (при всех их различиях) в чем - то сходны. Как в семье: дети в чем - то повторяют своих родителей, но во многом они другие.
II. 4) Работа по подбору синонимов и антонимов
1. Слова могут избирательно «относиться» друг к другу. Наверное, они могут дружить и ненавидеть. Скажите, можно ли назвать слово - врага (антоним – противоположное по смыслу) к слову дом? Прямого антонима нет, есть контекстуальный антоним: дом в значении «родной» - гостиница в значении «чужой». А слова - друзья (синонимы) есть у него? (здание, дворец, изба, хата, хижина, землянка, палата и т. д.).
III. Выполнение творческой работы
Работа может быть как классной, так и домашней. Варианты заданий.
1. Выберите одну из тем для сочинения - миниатюры: «Биография слова», «Рассказ о слове», «Мое любимое слово», «Мир слова», «Родилось слово»… и т. д.
2. Напишите работу в жанре эссе (расскажите о своих впечатлениях от работы со словом).
3. Может быть предложена более объемная работа по слову (например, в жанре проекта).
4. Может быть дано задание, выполняемое по желанию: нарисовать свой образ, свое понимание слова дом (некоторые из рисунков наших учеников мы даем в качестве примера).
Методический комментарий
На уроках русского языка можно исследовать самые разные слова. Обычно школьники проявляют интерес к словам с морально - этической смысловой нагрузкой; к словам, социально значимым: война, мир, мама, семья, хлеб, любовь, земляк, жизнь, смерть, добро, зло родина, человек, детство, совесть, лицо, глаза, слезы, рука, сердце, голова, след, дорога, солнце и др.
В современной практике преподавания русского языка стала наиболее активной речевая направленность дисциплины, диктующая выбор эвристических заданий по генерированию информации, «работающей» на творчество; по умению видеть и выражать мир в динамике; по выявлению независимости, ассоциативности мышления.
Исследуя слова, ученики совершают удивительные находки. Узнают о том, что первоначально слово позор имело значение «зрелище», выясняют, как появилось слово смородина, находят в диалектах с десяток слов, обозначающих то же понятие. Обнаруживают, что есть слова добрые и злые, мужественные и трусливые, сильные и слабые, холодные и теплые... И не важно, что эти открытия давно уже сделаны учеными. Каждый ребенок открывал для себя их заново, впервые, начинал стремиться к новым открытиям, радоваться слову.
Комплексная работа над словом помогает воспитывать в школьниках бережное, чуткое отношение к слову, раскрывать внутренние ресурсы слова. Благодаря подобным урокам - исследованиям у школьников формируется интерес к слову, они начинают видеть его красоту и своеобразие. Как нельзя кстати вспоминается в этой связи высказывание В. Солоухина: «Эпитеты – одежда слов. Они лишают слово его первозданного звучания. Они избаловали нас. Мы уже плохо воспринимаем слово как таковое: осень, море, трава. Нам необходимы подпорки: трава зеленая, сухая, прелая, душистая; осень ранняя, ненастная, серая, теплая...… А между тем как прекрасно слово само по себе! Осень. Море. Трава»
Жаңалықтар
Окончание (Жалғау)
Маңғыстау облысы, Бейнеу ауданы, Боранқұл селосы, «Опорный орта мектебі» орыс тілі және әдебиеті пәні мұғалімі Акоразова Жанат Темирбаевна
Корень слова. Однокоренные слова
Г. А. Мукашева, учитель русского языка и литературы школы имени Б. Уахатова Лебяжинского района, Павлодарской области
Родственные слова. Корень слова
Организовывать деятельность по обогащению словарного запаса учащихся.
Суффикс
город Атырау Учитель русского языка и литературы Имашева Айболхан Гимрановна
Корень слова. Однокоренные слова
Города Атырау, Школа - гимназия №35 Есенаманова Баян Молдагалиевна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.