Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Суффикс

10 қыркүйек 2013, Сейсенбі
Русская речь. 5 класс

Тема урока: Суффикс
Тип урока: урок усвоения и закрепления новых знаний
Цель: 1. Образовательная: углубить представления о суффиксе, полученные в начальной школе, совершенствовать умение толковать значение слов;
2. Развивающая: развивать орфографическую зоркость учащихся, развивать творческие способности детей;
3. Воспитывать уважение к слову.

Ход урока
I. Орг. момент.
II. Вступительное слово учителя.
Начать наш сегодняшний урок я хотела бы со стихотворения С. Острового "Первородство".
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
- Извини меня! -
Это значит:
- Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
Свое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
- Береги меня!
Это значит:
- Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
- Защити меня! -
Это значит:
- Спрячь меня под своим щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро.
- Ребята, а что значит проникнуть в суть слова?
- Какие разделы науки о языке изучают слово?
- Что о слове мы узнаем в морфемике?
Сегодня мы продолжаем путешествие по удивительной стране под названием “Морфемика”. Мы побывали в гостях у корня, приставки и окончания. Куда же мы отправимся сегодня? Давайте получим разрешение на дальнейшее путешествие по этой стране. А для этого надо потренировать свою орфографическую зоркость.

III. Актуализация знаний учащихся
а) Развитие орфографической зоркости.
Задание: исправить слова, указать в каких морфемах допущены ошибки, устно объяснить их написание.
Через поляны, через душистый сасновый бор и виселыебирезовыепирелески вьётся леснаятрапинка.
Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой трапинки.
Сосновый – ошибка в корне слова, проверочное сосна; веселые – ошибка в корне слова, проверочное – весело; березовые – ошибка в корне слова, это слово надо запомнить; перелески – ошибка в приставке, приставки пире - не бывает; тропинка – ошибка в корне слова, проверочное – тропы; тропинке – ошибка в окончании, пишу Е, потому что это 1 скл, д. п.
б) Заполните маршрутный лист.
Задание: реши кроссворд, в вертикальном столбике найди тему урока.
- Итак, сегодня мы посещаем последнюю область морфемики – суффикс.

IV. Запись темы урока.
Сегодня на уроке мы будем говорить о суффиксе. Наша задача - углубить знания, полученные в начальной школе об этой морфеме, запомнить написание суффиксов имен существительных; продолжить работу по обогащению словарного запаса через образование с помощью суффиксов новых слов.

V. Объяснение нового материала.
- Формулирование определения суффикса в результате анализа однокоренных слов.
Задание: Устно объясните лексическое значение слов.
Лес, лесной, лесничий, лесничество.
- С помощью какой морфемы мы получаем новые слова?
- Где стоит суффикс по отношению к корню?
- Для чего служит суффикс?
- Сформулируйте определение суффикса.
- Проверьте себя по учебнику.

VI. Практикум
а) Работа с учебником:
1) упр. 392; 2) упр. 393;
б) Обогащение словарного запаса учащихся, развитие орфографических навыков.
Диктант - молчанка (на экране появляются картинки, ученики должны записать слова, выделить суффиксы и определить их значения).
1 группа: назвать людей по роду деятельности.
- Какие суффиксы участвуют в образовании этих слов?
(Баянист, барабанщик, скрипач, переписчик, учитель, охотник).
2 группа: Назвать людей по месту проживания.
(Волгоградец, москвич, туляк).
Продолжите запись:
- Как называют нас, жителей России?
- А как называем себя мы, жители Нижнего Новгорода?
- С помощью каких суффиксов мы образовали новые слова?
3 группа: Назови ласково.
(Кошечка, собачка, бельчонок, бабушка, листочек, листик, водичка, крылышки, стульчик)
- Перечислите уменьшительно - ласкательные суффиксы.
- Назовите еще раз суффиксы имен существительных
в) Развитие творческих способностей учащихся.
Допиши сказку
Жили да были друзья - суффиксы – ЩИК, - ИСТ, - НИК и – ТЕЛЬ. К кому ни придут в гости, всех трудиться научат. Сначала познакомился суффикс – ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Теперь целый ансамбль заиграл: гитарист, пианист и баянист.
А суффиксы – ТЕЛЬ, - НИК, и – ЩИК пошли к глаголам строить, учить, охранять, грузить…
(Обрати внимание на выделенные слова, подбери к ним выделенные суффиксы и допиши сказку.)
Прослушивание сказок.

VII. Обобщение и подведение итогов урока.
- Для чего служит суффикс?
- Назовите суффиксы имен существительных.
- Что они обозначают?
- Что такое суффикс?

VIII. Домашнее задание
Написать сочинение - рассуждение «Суффикс – значимая часть слова».
IX. Комментирование оценок.
2 840
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Приветствие
Приветствие
Использовать в речи знакомые слова, словосочетания для знакомства, описания предметов и сообщении о себе.
Однородные члены предложения
Однородные члены предложения
Средняя школа им. Б. Аманшина Кызылкугинского района Атырауской области. Учительница русского языка и литературы Жолдасова Шынар Сериккалиевна
Имя существительное как часть речи
Имя существительное как часть речи
школа - лицей № 53, г. Астаны Рахимгазина Гульнара Мырзагалиевна
А. С. Пушкин "Зимнее утро"
А. С. Пушкин "Зимнее утро"
город Атырау Учитель русского языка и литературы Имашева Айболхан Гимрановна
Корень слова. Однокоренные слова
Корень слова. Однокоренные слова
Города Атырау, Школа - гимназия №35 Есенаманова Баян Молдагалиевна
Образование сложных слов
Образование сложных слов
Қызыорда облысы, Қазалы ауданы, Бекарыстан би ауылы, № 24 орта мектептің орыс тілі пәні мұғалімі Қаниева Зәуре Сағадинқызы
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×