Тире в бессоюзном сложном предложении
Предмет: русская речь
Класс: 9а
Тема: Тире в бессоюзном сложном предложении
Цели:1. Образовательные: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении, совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме;
2. Воспитательные: формировать личностную позицию учащихся, воспитывать эстетический вкус, вызвать у учащихся интерес к теме урока,
расширить знания о Послании Президента, воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине и уважение к языку ( с помощью использованного материала на уроке);
3. Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык, развитие умения аргументировать, доказывать, развитие умения слушать, применять полученные знания
на практике, развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование урока: интерактивная доска, слайды, компьютер, листы с отрывками из Послания Президента Республики Казахстан.
Лексическая тема: Послание Президента Республики Казахстан
Ход урока: I. Организационный момент. Пробуждение интереса (подготовка учащихся к уроку).
Психологический настрой учеников к уроку.
Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Давайте мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем уроке , пожелаем друг другу что-нибудь хорошее. И я хочу пожелать вам хорошего настроения, продуктивной работы, отличных оценок. Спасибо. И с хорошим настроением принимаемся за работу.
Урок начинается со слов Президента. На интерактивной доске изображен портрет Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева. Цитируется обращение Президента ученикам: «Я верю в нашу молодежь, уверен, что ваши знания, ваша энергия и ваш труд будут работать на построение сильного и процветающего Казахстана». На сегодняшнем уроке мы с вами будем продолжать изучение бессоюзных сложных предложении, обобщим и углубим знания о бессоюзных сложных предложении, отработаем навыки правильной постановки тире в бессоюзных сложных предложениях. А лексическая тема нашего урока будет « Послание Президента Республики Казахстан».
II. Актуализация теоретических знаний
Фронтальный опрос.
1. Какие сложные предложения называются бессоюзными?
2. Какие смысловые отношения бывают между простыми предложениями в составе бсп.?
3. Какие знаки препинания ставятся между частями бсп?
Расшифровка схем
[ ],[ ]. (одновременность) и
[ ],[ ]. (последовательность) и
[ ]:[ ]. (причина, условие) так как, если
[ ]:[ ]. (пояснение) а именно
[ ]:[ ]. (дополнение смысла) и увидел
III. Изучение нового материала
1. Мир строит- война разрушает.
Содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого. Такие предложения можно заменить сложносочиненными
с противительными союзами а, но.
2. Совесть потеряешь- другой не купишь.
Первое предложение указывает на условие или время того, о чем говорится во втором предложении. Такие предложения можно заменить сложноподчиненными предложениями с придаточными условными или времени (если, когда)
3. Распахнулись окна- запах сосен вступил на веранду.
Второе предложение заключает в себе вывод, следствие того, о чем говорится в первом предложении. Такие предложения можно заменить сложноподчиненными предложениями с придаточными следствия
(так что, поэтому)
4. Грянул выстрел – птица взвилась в небо.
Предложения рисуют быструю смену событий.
5. Молвит слово- соловей поет.
Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго предложения. Такие предложения можно заменить сложноподчиненными предложениями с придаточными сравнительными (точно, словно, как, как будто)
Какую роль играют в нашей речи бессоюзные сложные предложения?
-Дают возможность передать различные смысловые отношения более лаконично;
-Помогают избежать излишней загруженности текста союзами;
-В художественных произведениях смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от темы текста;
IY. Закрепление
1. Объяснить постановку тире в предложениях
Стадо гонят- коровы ревут. (время)
Дуб держится- к земле тростиночка припала. ( противопоставление)
Глинистая дорога разбухла- приходилось жаться к мокрым кустам, сворачивать в сторону. (следствие)
Игнат спустил курок- ружье дало осечку. (неожиданный результат)
Желаешь себе добра- не делай другому зла. (условие)
Поговоришь с добрым человеком- солнечный луч озарит твою душу. (сравнение)
2. Слово учителя
27 января 2012 года Президент нашей страны выступил с Посланием «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана». Нынешнее обращение Лидера нации к народу Казахстана является важнейшим событием в общественно- политической жизни нашего государства. Послание поражает своей грандиозностью и масштабностью задач, выдвинутых на ближайшие десятилетия. В этом Послании наш Президент указал, чтобы Казахстан нашел оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ, необходимо реализовать комплекс задач по десяти направлениям. Глава страны особое внимание уделил образованию. Это отмечено в седьмом направлений.
3. Работа с текстом Послания Президента Казахстана
Показывается видео с выступлением Н.А.Назарбаева
на телеканале.
Седьмое. Качественный рост человеческого капитала в Казахстане. Это, прежде всего, образование и здравоохранение. В ходе модернизации системы образования нам важно осуществить следующие меры. … Внедрять в процесс обучения современные методики и технологии. Сегодня на основе международных стандартов успешно работают Назарбаев Университет и Интеллектуальные школы. Развивается сеть передовых учреждений профессионально- технического образования. Надо распространять их опыт на всю систему казахстанского образования, подтягивать к их уровню все образовательные учреждения… ... Следует расширять доступность образования для молодежи через механизмы государственно - частного партнерства, субсидирование проезда и проживания молодёжи из сельской местности и малообеспеченных семей, развития сети общежитий. Важный вопрос – обеспечение возможности для работающей молодежи получать специальное образование без отрыва от работы. Множество людей сегодня мигрируют из села в город. Им тяжело устроиться на работу. Каждый молодой человек должен иметь возможность, не отрываясь от работы, получить профессию и образование.
… Образование должно давать молодежи не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации. …Важно усилить воспитательный компонент процесса обучения. Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности. Одной из этих ценностей и главным преимуществом нашей страны является многонациональность и многоязычие. Государственным языком, согласно нашей Конституции, является казахский. Наравне с ним в государственных органах официально употребляется русский. Это нормы нашей Конституции, которые никому не позволено нарушать. Планомерное развитие казахского языка не будет происходить в ущерб русскому….
Y. Словарная работа
Модернизация-жаңалау, жаңғырту (қайсыбір нәрсені қазіргі тілекке жағдайға сәйкес өзгерту) усовершенствование, обновление
Субсидирование- демеу қаржы беру; көмекқаржы беру; қаражаттандыру (субсидия, көмекқаржы беру) помощь, дотация
Толерантность- толеранттылық; төзімділік; шыдамдылық (жеке адамдардың, топтардың, әлеуметтік жұртшылықтың арасындағы мәдени, діни, нәсілдік және басқа айырмашылықтардың заңдылығын мойындау, басқа адамдардың түр-түсіндегі, бет-әлпетіндегі, мінез-құлқындағы, жан-дүниесіндегі ұқсассыздыққа төзімділікпен қарау), терпимость, снисходительность
YI. Беседа по содержанию текста
1. Какие меры нужно предпринять Правительству в ходе модернизации образования?
2. Чей опыт нужно распространять в системе образования?
3. Какой вопрос сейчас является важным в системе образования?
4. Какие ценности должны быть у молодых людей?
5. Почему важно знать русский язык?
6 Возможен ли прогресс для государства при одноязычии его граждан?
7. Хотели бы вы учиться в лучших мировых университетах?
8. Что для этого вы должны делать?
YII. Составление схемы
образование
Для справок: чтение научной литературы, получение качественного знания, чтение художественной литературы, расширение кругозора, заниматься самообразованием;
YIII. Опережающее задание.
Написание эссе «Какие изменения происходят в нашей Республике?
В какую сторону мы меняемся: в лучшую или в худшую?»
Демонстрируется видео о достижениях нашей республики.
IX. Конструирование предложений
Соедините половинки предложений. Укажите соответствующие номера предложений.
1.Любишь кататься
2.Добрый человек оставляет добрую память
3. Слой облаков был очень тонок
4.Служить бы рад
5. Пробовал бежать
А. сквозь него просвечивало солнце.
Б. люби и саночки возить
В. прислуживаться тошно
Г. ноги от страха не двигались.
Д. злой человек будет быстро забыт
Ключ: 1 Б, 2Д, 3А, 4В, 5Г.
X. Подведение итогов. Тестирование. Бессоюзное сложное предложение.
Определите характер связи между частями в следующих бессоюзных сложных предложениях.
1. Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела.
А. Пояснение.
Б. Последовательность.
В. Условие.
2. Задумаю – реки большие надолго упрячу под гнет.
А. Пояснение.
Б. Последовательность.
В. Условие.
3. Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы.
А. Пояснение.
Б. Последовательность.
В. Условие.
4. Ты богат – я очень беден. Ты прозаик – я поэт.
А. Последовательность.
Б. Сопоставление.
В. Условие.
5. Молвит слово – соловей поет.
А. Сравнение
Б. Условие
В. Последовательность.
6. Давно наступили сумерки – она все еще сидела в гостиной.
А. Условие
Б. Последовательность.
В. Сопоставление.
7. Мы в трауре, так балу дать нельзя.
А. Условие.
Б. Сравнение
В. Следствие.
8. Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме опустилась на дно.
А. Следствие.
Б. Причина.
В. Условие.
9. Я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами.
А. Следствие.
Б. Причина.
В. Условие.
10. Я чувствовал: вся кровь моя в лицо мне кинулась.
А. Пояснение.
Б. Последовательность.
В. Условие.
XI. Домашнее задание
Упражнение 257 Перепишите в тетрадь, определите смысловые отношения частей в составе бессоюзных сложных предложений.
Упражнение 260 Прочитать текст и подготовить пересказ.
Класс: 9а
Тема: Тире в бессоюзном сложном предложении
Цели:1. Образовательные: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении, совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме;
2. Воспитательные: формировать личностную позицию учащихся, воспитывать эстетический вкус, вызвать у учащихся интерес к теме урока,
расширить знания о Послании Президента, воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине и уважение к языку ( с помощью использованного материала на уроке);
3. Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык, развитие умения аргументировать, доказывать, развитие умения слушать, применять полученные знания
на практике, развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование урока: интерактивная доска, слайды, компьютер, листы с отрывками из Послания Президента Республики Казахстан.
Лексическая тема: Послание Президента Республики Казахстан
Ход урока: I. Организационный момент. Пробуждение интереса (подготовка учащихся к уроку).
Психологический настрой учеников к уроку.
Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Давайте мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем уроке , пожелаем друг другу что-нибудь хорошее. И я хочу пожелать вам хорошего настроения, продуктивной работы, отличных оценок. Спасибо. И с хорошим настроением принимаемся за работу.
Урок начинается со слов Президента. На интерактивной доске изображен портрет Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева. Цитируется обращение Президента ученикам: «Я верю в нашу молодежь, уверен, что ваши знания, ваша энергия и ваш труд будут работать на построение сильного и процветающего Казахстана». На сегодняшнем уроке мы с вами будем продолжать изучение бессоюзных сложных предложении, обобщим и углубим знания о бессоюзных сложных предложении, отработаем навыки правильной постановки тире в бессоюзных сложных предложениях. А лексическая тема нашего урока будет « Послание Президента Республики Казахстан».
II. Актуализация теоретических знаний
Фронтальный опрос.
1. Какие сложные предложения называются бессоюзными?
2. Какие смысловые отношения бывают между простыми предложениями в составе бсп.?
3. Какие знаки препинания ставятся между частями бсп?
Расшифровка схем
[ ],[ ]. (одновременность) и
[ ],[ ]. (последовательность) и
[ ]:[ ]. (причина, условие) так как, если
[ ]:[ ]. (пояснение) а именно
[ ]:[ ]. (дополнение смысла) и увидел
III. Изучение нового материала
1. Мир строит- война разрушает.
Содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого. Такие предложения можно заменить сложносочиненными
с противительными союзами а, но.
2. Совесть потеряешь- другой не купишь.
Первое предложение указывает на условие или время того, о чем говорится во втором предложении. Такие предложения можно заменить сложноподчиненными предложениями с придаточными условными или времени (если, когда)
3. Распахнулись окна- запах сосен вступил на веранду.
Второе предложение заключает в себе вывод, следствие того, о чем говорится в первом предложении. Такие предложения можно заменить сложноподчиненными предложениями с придаточными следствия
(так что, поэтому)
4. Грянул выстрел – птица взвилась в небо.
Предложения рисуют быструю смену событий.
5. Молвит слово- соловей поет.
Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго предложения. Такие предложения можно заменить сложноподчиненными предложениями с придаточными сравнительными (точно, словно, как, как будто)
Какую роль играют в нашей речи бессоюзные сложные предложения?
-Дают возможность передать различные смысловые отношения более лаконично;
-Помогают избежать излишней загруженности текста союзами;
-В художественных произведениях смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от темы текста;
IY. Закрепление
1. Объяснить постановку тире в предложениях
Стадо гонят- коровы ревут. (время)
Дуб держится- к земле тростиночка припала. ( противопоставление)
Глинистая дорога разбухла- приходилось жаться к мокрым кустам, сворачивать в сторону. (следствие)
Игнат спустил курок- ружье дало осечку. (неожиданный результат)
Желаешь себе добра- не делай другому зла. (условие)
Поговоришь с добрым человеком- солнечный луч озарит твою душу. (сравнение)
2. Слово учителя
27 января 2012 года Президент нашей страны выступил с Посланием «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана». Нынешнее обращение Лидера нации к народу Казахстана является важнейшим событием в общественно- политической жизни нашего государства. Послание поражает своей грандиозностью и масштабностью задач, выдвинутых на ближайшие десятилетия. В этом Послании наш Президент указал, чтобы Казахстан нашел оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ, необходимо реализовать комплекс задач по десяти направлениям. Глава страны особое внимание уделил образованию. Это отмечено в седьмом направлений.
3. Работа с текстом Послания Президента Казахстана
Показывается видео с выступлением Н.А.Назарбаева
на телеканале.
Седьмое. Качественный рост человеческого капитала в Казахстане. Это, прежде всего, образование и здравоохранение. В ходе модернизации системы образования нам важно осуществить следующие меры. … Внедрять в процесс обучения современные методики и технологии. Сегодня на основе международных стандартов успешно работают Назарбаев Университет и Интеллектуальные школы. Развивается сеть передовых учреждений профессионально- технического образования. Надо распространять их опыт на всю систему казахстанского образования, подтягивать к их уровню все образовательные учреждения… ... Следует расширять доступность образования для молодежи через механизмы государственно - частного партнерства, субсидирование проезда и проживания молодёжи из сельской местности и малообеспеченных семей, развития сети общежитий. Важный вопрос – обеспечение возможности для работающей молодежи получать специальное образование без отрыва от работы. Множество людей сегодня мигрируют из села в город. Им тяжело устроиться на работу. Каждый молодой человек должен иметь возможность, не отрываясь от работы, получить профессию и образование.
… Образование должно давать молодежи не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации. …Важно усилить воспитательный компонент процесса обучения. Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности. Одной из этих ценностей и главным преимуществом нашей страны является многонациональность и многоязычие. Государственным языком, согласно нашей Конституции, является казахский. Наравне с ним в государственных органах официально употребляется русский. Это нормы нашей Конституции, которые никому не позволено нарушать. Планомерное развитие казахского языка не будет происходить в ущерб русскому….
Y. Словарная работа
Модернизация-жаңалау, жаңғырту (қайсыбір нәрсені қазіргі тілекке жағдайға сәйкес өзгерту) усовершенствование, обновление
Субсидирование- демеу қаржы беру; көмекқаржы беру; қаражаттандыру (субсидия, көмекқаржы беру) помощь, дотация
Толерантность- толеранттылық; төзімділік; шыдамдылық (жеке адамдардың, топтардың, әлеуметтік жұртшылықтың арасындағы мәдени, діни, нәсілдік және басқа айырмашылықтардың заңдылығын мойындау, басқа адамдардың түр-түсіндегі, бет-әлпетіндегі, мінез-құлқындағы, жан-дүниесіндегі ұқсассыздыққа төзімділікпен қарау), терпимость, снисходительность
YI. Беседа по содержанию текста
1. Какие меры нужно предпринять Правительству в ходе модернизации образования?
2. Чей опыт нужно распространять в системе образования?
3. Какой вопрос сейчас является важным в системе образования?
4. Какие ценности должны быть у молодых людей?
5. Почему важно знать русский язык?
6 Возможен ли прогресс для государства при одноязычии его граждан?
7. Хотели бы вы учиться в лучших мировых университетах?
8. Что для этого вы должны делать?
YII. Составление схемы
образование
Для справок: чтение научной литературы, получение качественного знания, чтение художественной литературы, расширение кругозора, заниматься самообразованием;
YIII. Опережающее задание.
Написание эссе «Какие изменения происходят в нашей Республике?
В какую сторону мы меняемся: в лучшую или в худшую?»
Демонстрируется видео о достижениях нашей республики.
IX. Конструирование предложений
Соедините половинки предложений. Укажите соответствующие номера предложений.
1.Любишь кататься
2.Добрый человек оставляет добрую память
3. Слой облаков был очень тонок
4.Служить бы рад
5. Пробовал бежать
А. сквозь него просвечивало солнце.
Б. люби и саночки возить
В. прислуживаться тошно
Г. ноги от страха не двигались.
Д. злой человек будет быстро забыт
Ключ: 1 Б, 2Д, 3А, 4В, 5Г.
X. Подведение итогов. Тестирование. Бессоюзное сложное предложение.
Определите характер связи между частями в следующих бессоюзных сложных предложениях.
1. Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела.
А. Пояснение.
Б. Последовательность.
В. Условие.
2. Задумаю – реки большие надолго упрячу под гнет.
А. Пояснение.
Б. Последовательность.
В. Условие.
3. Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы.
А. Пояснение.
Б. Последовательность.
В. Условие.
4. Ты богат – я очень беден. Ты прозаик – я поэт.
А. Последовательность.
Б. Сопоставление.
В. Условие.
5. Молвит слово – соловей поет.
А. Сравнение
Б. Условие
В. Последовательность.
6. Давно наступили сумерки – она все еще сидела в гостиной.
А. Условие
Б. Последовательность.
В. Сопоставление.
7. Мы в трауре, так балу дать нельзя.
А. Условие.
Б. Сравнение
В. Следствие.
8. Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме опустилась на дно.
А. Следствие.
Б. Причина.
В. Условие.
9. Я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами.
А. Следствие.
Б. Причина.
В. Условие.
10. Я чувствовал: вся кровь моя в лицо мне кинулась.
А. Пояснение.
Б. Последовательность.
В. Условие.
XI. Домашнее задание
Упражнение 257 Перепишите в тетрадь, определите смысловые отношения частей в составе бессоюзных сложных предложений.
Упражнение 260 Прочитать текст и подготовить пересказ.
Жаңалықтар
Поднятие целины
Продолжить работу по формированию у учащихся критического, логического и ассоциативного мышления, ИКТ. Продолжить работу над формированием умения учащихся определять цели урока;
Инверсия
Дать понятие о «прямом и обратном порядке слов в предложении», законах инверсии; формирование умения использовать инверсию в речи; Задачи урока: совершенствовать умения и навыки учащихся. развить навык логического чтения; развить умения связно
Алдар - Косе и Хвастливый бай
Шығыс Қазақстан облысы, Тарбағатай ауданы, Қарасу ауылының В. П. Чкалов атындағы орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Тулеубаева Нагимаш Сайлаухановна
Тире в бессоюзном сложном предложении
Актөбе облысы, Байғанин ауданы, Жаңатаң орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Айнур Тулеуова Жумабаевна
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Виды бессоюзных сложных предложении
Утегенова Сания Хайсагалиевна - учитель русского языка и литературы средней школы имени Б. Бегалиева, Курмангазинского района Атырауской области
Бессоюзные сложные предложения
Жангушикова Рашида Байдильдаевна - учитель русского языка и литературы Кызылординская область, г. Аральск, Областная санаторная школа - интернат №2
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.