Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Формирование орфографических навыков как основа коммуникативной компетентности личности

04 қазан 2012, Бейсенбі
Формирование орфографических навыков как основа коммуникативной компетентности личности

На современном этапе одна из важнейших задач обучения русскому языку – это формирование прочных навыков орфографии, т.е. грамотного письма как условия формирования коммуникативной компетентности. Очевидно, что основы грамотности закладываются в начальной школе. Успешность этой работы во многом зависит от реализации принципа преемственности между начальными классами и средним звеном обучения. Поэтому в основу работы многих современных учителей положен принцип, обоснованный в работе Л.Г.Ларионовой “Преемственность в обучении орфографии между начальной и средней школой”.

Данный принцип “работает” на всех этапах обучения, включая этап повторения. Совершенствование орфографических навыков учащихся в период их обучения в первом полугодии 5 класса должно строиться по следующему плану: повторение группы орфограмм, затем отработка отдельных, “трудных” для младших школьников орфограмм и комплексное закрепление всех орфограмм, изученных в начальной школе. Закрепление орфографических умений и навыков, сформированных у учащихся в этот период, продолжаются и в дальнейшем.
На первых этапах работы необходимо совершенствовать и укреплять элементарные навыки грамотного письма:

1) умение читать вообще и читать орфографически (побуквенно) – это необходимо осуществлять при самодиктовке;
2) умение без ошибок списывать с доски из учебника;
3) умение побуквенно проговаривать слово.
И еще один важный принцип работы – прогнозирование и предупреждение ошибок. Для предупреждения ошибок в контрольных диктантах в различных упражнениях дети работают со словами, которые встретятся в диктанте. Отдельные предложения из диктанта выписываются и разбираются по членам предложения.

В своей практической деятельности большое внимание уделяю игровым, занимательным формам работы для повышения интереса к русскому языку как к учебному предмету. Игровая форма организации урока используется при объяснении нового материала, при обобщении и повторении, во внеклассной работе.

Для повышения навыков грамотного письма использую также и такие грамматические игры, как “Цепочка слов”, “Игра в молчанку”, “Кто больше?” и др., игры-соревнования (“Кто лучше знает правила?”, “Парный выход”, “Кто красивее напишет слова?”), лингвистические и орфографические игры (“Определи пару” - эта игра помогает развивать у учащихся аналитические способности, формировать орфографическую зоркость, умение находить сходные орфографические явления, повышает сознательность в применении правила).

При проверке сформированности навыка морфологического разбора использую такие занимательные формы работы, как разгадывание кроссвордов (в этом мне помогает “Сборник кроссвордов по русскому языку” И.В.Шустиной), “Ручеек” (вид работы в парах сменного состава). При закреплении некоторых тем в качестве занимательного материала использую рифмованные строки, грамматическое лото, грамматические игры – “Смотри в корень!”, “Пестрый котел” (из опыта работы учителей Е.Л.Шиловой, С.В.Галян, А.А.Шамарина). Интерес к предмету вырабатываю проведением нестандартных уроков (“Урок-игра”, “Урок-соревнование”, “Урок-КВН”, “Фонетический КВН” и другие). Для учащихся такой урок – это возможность развивать свои личные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, это другой стиль общения, положительные эмоции.

Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, лингвистические рассказы и сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти. Это дает возможности использования на уроках методики опережающего обучения. Начиная с 5 класса, знакомлю ребят со щербовским “треугольником гласных” - элементом программы по русскому языку для высших учебных заведений. Новые сведения излагаю в форме сказочной истории.

При знакомстве с типами орфограмм (орфограмма-буква, орфограмма-пробел, орфограмма-дефис) учащиеся узнают о правописании многих наречий (влево, вниз, издалека, отовсюду, слева и другие); предлогов (из-за, из-под); о написании -то, -либо, -нибудь. Опережающее обучение использую и в работе над синтаксисом и пунктуацией. В 5 классе даю не просто понятие о сложном предложении, но и ввожу термины: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное предложение. И дается минимум признаков, по которым можно различать эти виды предложений. О главном и придаточном учащиеся узнают в 6 классе на уроке по теме “Относительные местоимения”. А в 7 классе при изучении темы “Подчинительные союзы” вводятся основные виды придаточных.

Одним из важнейших навыков, которым должны овладеть 5-классники, является умение обосновывать правильное написание слов и постановку знаков препинания. А для этого нужно научить видеть опознавательные признаки орфограммы и условия выбора написания. От игр со словами постепенно перехожу к графическому обозначению орфограмм.

Помогают формировать этот навык различные виды работ: упражнения типа списывания, обычно осложненного грамматико-орфографическими заданиями (осложненное списывание текста без пропуска букв и осложненное списывание текста, в котором пропущены орфограммы);

диктанты различных видов, сопровождаемые орфографическим разбором - орфографический, объяснительный, предупредительный, выборочный, распределительный, творческий, обучающе-проверочный диктант “Проверяю себя”, зрительный, разные виды словарных диктантов, словарные и орфографические диктанты с непроверяемыми написаниями, где дается задание на конструирование предложений и словосочетаний с ними;

• письмо по памяти;
• использование перфокарт, сигнальных карточек;
• письмо с проговариванием (здесь работают и механическая память, и непроизвольное запоминание, это обеспечивает большой объем написанного и предупреждение ошибок);
• “орфографические пятиминутки” и “минутки чистописания”;
• контрольное списывание;
• словарно-орфографическая работа “По следам ошибок”;
• различные виды работ с взаимопроверкой и самопроверкой;
• корректурные упражнения;
• комментированное письмо;
• буквенные и цифровые диктанты;
• проведение работ над ошибками, где формируется умение классифицировать орфограммы.

Одним из путей повышения грамотности является алгоритмизация правил, сведения ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера. Использую опыт педагога-новатора В.Ф. Шаталова и его последователя Ю.С. Меженко по составлению опорных конспектов. Ознакомившись со статьями Ю.А. Поташкиной “Обобщение школьных правил различения на письме О и Е после шипящих и Ц”, К.И. Прохоренко “Таблицы по орфографическим темам 5 класса”, А.Г. Жиленко “Использование алгоритмов при изучении орфографии”, С.И. Львовой “Схема на уроке русского языка”, я пришла к выводу, что данная работа перспективна. При формулировке правила по схеме работают два вида памяти – зрительная и слуховая, кроме того, развивается умение логически мыслить. Такую работу начинаю с 5 класса. Учащиеся ведут словари-справочники. Он состоит из двух частей: словарь трудных слов и справочник. В первую часть записываются слова с непроверяемыми написаниями. Вторая часть включает в себя опорные конспекты, схемы, таблицы по различным разделам программы. Работу над новой орфограммой строю по такому плану:

1) внимательное чтение на уроке нового правила;
2) коллективное усвоение правила;
3) составление схемы нового правила;
4) подбор примеров для отработки правила.

Таким образом, систематическая продуманная работа над грамотностью учащихся в рамках опережающего обучения, безусловно, дает положительные результаты как на этапе обучения, так и в дальнейшей жизни.
2 304
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
План работы методического объединения учителей начальной школы 2020-2021 учебный год
План работы методического объединения учителей начальной школы 2020-2021 учебный год
План работы методического объединения учителей начальной школы 2020-2021 учебный год Анализ работы МО за 2020-2021 учебный год и ознакомление с планом работы школьного методического объединения учителей начальной школы на 2020-2021 учебный год Новые
КТП 1 класс русский
КТП 1 класс русский
Календарно – тематическое планирование 1 класс обновлённая программа 2017 - 2018 учебный год
Среднесрочное планирование серии последовательных уроков
Среднесрочное планирование серии последовательных уроков
Среднесрочное планирование серии последовательных уроков по литературе учителем русского языка и литературы средней школы имени Т. Г. Шевченко Мендибаевой Б. Ж.
Организация самостоятельной работы на уроках математики
Организация самостоятельной работы на уроках математики
Средняя школа им. Т. Г. Шевченко Саршина Алия Макатаевна
Компетентный подход в обучении русскому языку в казахской школе
Компетентный подход в обучении русскому языку в казахской школе
Понятие компетентности шире понятия знания, умения или навыка, оно включает их в себя и ещё это понятие несколько иного смыслового ряда.
Развитие орфографической грамотности через систему работы на уроках
Развитие орфографической грамотности через систему работы на уроках
Списывание – это прием, состоящий в полном копировании учеником с книги либо с доски отдельных слов, предложений либо целых связных отрывков. Списывание – это один из эффективных видов упражнений, содействующих выработке навыков орфографического
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×