Формирование орфографических навыков как основа коммуникативной компетентности личности
Формирование орфографических навыков как основа коммуникативной компетентности личности
На современном этапе одна из важнейших задач обучения русскому языку – это формирование прочных навыков орфографии, т.е. грамотного письма как условия формирования коммуникативной компетентности. Очевидно, что основы грамотности закладываются в начальной школе. Успешность этой работы во многом зависит от реализации принципа преемственности между начальными классами и средним звеном обучения. Поэтому в основу работы многих современных учителей положен принцип, обоснованный в работе Л.Г.Ларионовой “Преемственность в обучении орфографии между начальной и средней школой”.
Данный принцип “работает” на всех этапах обучения, включая этап повторения. Совершенствование орфографических навыков учащихся в период их обучения в первом полугодии 5 класса должно строиться по следующему плану: повторение группы орфограмм, затем отработка отдельных, “трудных” для младших школьников орфограмм и комплексное закрепление всех орфограмм, изученных в начальной школе. Закрепление орфографических умений и навыков, сформированных у учащихся в этот период, продолжаются и в дальнейшем.
На первых этапах работы необходимо совершенствовать и укреплять элементарные навыки грамотного письма:
1) умение читать вообще и читать орфографически (побуквенно) – это необходимо осуществлять при самодиктовке;
2) умение без ошибок списывать с доски из учебника;
3) умение побуквенно проговаривать слово.
И еще один важный принцип работы – прогнозирование и предупреждение ошибок. Для предупреждения ошибок в контрольных диктантах в различных упражнениях дети работают со словами, которые встретятся в диктанте. Отдельные предложения из диктанта выписываются и разбираются по членам предложения.
В своей практической деятельности большое внимание уделяю игровым, занимательным формам работы для повышения интереса к русскому языку как к учебному предмету. Игровая форма организации урока используется при объяснении нового материала, при обобщении и повторении, во внеклассной работе.
Для повышения навыков грамотного письма использую также и такие грамматические игры, как “Цепочка слов”, “Игра в молчанку”, “Кто больше?” и др., игры-соревнования (“Кто лучше знает правила?”, “Парный выход”, “Кто красивее напишет слова?”), лингвистические и орфографические игры (“Определи пару” - эта игра помогает развивать у учащихся аналитические способности, формировать орфографическую зоркость, умение находить сходные орфографические явления, повышает сознательность в применении правила).
При проверке сформированности навыка морфологического разбора использую такие занимательные формы работы, как разгадывание кроссвордов (в этом мне помогает “Сборник кроссвордов по русскому языку” И.В.Шустиной), “Ручеек” (вид работы в парах сменного состава). При закреплении некоторых тем в качестве занимательного материала использую рифмованные строки, грамматическое лото, грамматические игры – “Смотри в корень!”, “Пестрый котел” (из опыта работы учителей Е.Л.Шиловой, С.В.Галян, А.А.Шамарина). Интерес к предмету вырабатываю проведением нестандартных уроков (“Урок-игра”, “Урок-соревнование”, “Урок-КВН”, “Фонетический КВН” и другие). Для учащихся такой урок – это возможность развивать свои личные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, это другой стиль общения, положительные эмоции.
Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, лингвистические рассказы и сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти. Это дает возможности использования на уроках методики опережающего обучения. Начиная с 5 класса, знакомлю ребят со щербовским “треугольником гласных” - элементом программы по русскому языку для высших учебных заведений. Новые сведения излагаю в форме сказочной истории.
При знакомстве с типами орфограмм (орфограмма-буква, орфограмма-пробел, орфограмма-дефис) учащиеся узнают о правописании многих наречий (влево, вниз, издалека, отовсюду, слева и другие); предлогов (из-за, из-под); о написании -то, -либо, -нибудь. Опережающее обучение использую и в работе над синтаксисом и пунктуацией. В 5 классе даю не просто понятие о сложном предложении, но и ввожу термины: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное предложение. И дается минимум признаков, по которым можно различать эти виды предложений. О главном и придаточном учащиеся узнают в 6 классе на уроке по теме “Относительные местоимения”. А в 7 классе при изучении темы “Подчинительные союзы” вводятся основные виды придаточных.
Одним из важнейших навыков, которым должны овладеть 5-классники, является умение обосновывать правильное написание слов и постановку знаков препинания. А для этого нужно научить видеть опознавательные признаки орфограммы и условия выбора написания. От игр со словами постепенно перехожу к графическому обозначению орфограмм.
Помогают формировать этот навык различные виды работ: упражнения типа списывания, обычно осложненного грамматико-орфографическими заданиями (осложненное списывание текста без пропуска букв и осложненное списывание текста, в котором пропущены орфограммы);
диктанты различных видов, сопровождаемые орфографическим разбором - орфографический, объяснительный, предупредительный, выборочный, распределительный, творческий, обучающе-проверочный диктант “Проверяю себя”, зрительный, разные виды словарных диктантов, словарные и орфографические диктанты с непроверяемыми написаниями, где дается задание на конструирование предложений и словосочетаний с ними;
• письмо по памяти;
• использование перфокарт, сигнальных карточек;
• письмо с проговариванием (здесь работают и механическая память, и непроизвольное запоминание, это обеспечивает большой объем написанного и предупреждение ошибок);
• “орфографические пятиминутки” и “минутки чистописания”;
• контрольное списывание;
• словарно-орфографическая работа “По следам ошибок”;
• различные виды работ с взаимопроверкой и самопроверкой;
• корректурные упражнения;
• комментированное письмо;
• буквенные и цифровые диктанты;
• проведение работ над ошибками, где формируется умение классифицировать орфограммы.
Одним из путей повышения грамотности является алгоритмизация правил, сведения ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера. Использую опыт педагога-новатора В.Ф. Шаталова и его последователя Ю.С. Меженко по составлению опорных конспектов. Ознакомившись со статьями Ю.А. Поташкиной “Обобщение школьных правил различения на письме О и Е после шипящих и Ц”, К.И. Прохоренко “Таблицы по орфографическим темам 5 класса”, А.Г. Жиленко “Использование алгоритмов при изучении орфографии”, С.И. Львовой “Схема на уроке русского языка”, я пришла к выводу, что данная работа перспективна. При формулировке правила по схеме работают два вида памяти – зрительная и слуховая, кроме того, развивается умение логически мыслить. Такую работу начинаю с 5 класса. Учащиеся ведут словари-справочники. Он состоит из двух частей: словарь трудных слов и справочник. В первую часть записываются слова с непроверяемыми написаниями. Вторая часть включает в себя опорные конспекты, схемы, таблицы по различным разделам программы. Работу над новой орфограммой строю по такому плану:
1) внимательное чтение на уроке нового правила;
2) коллективное усвоение правила;
3) составление схемы нового правила;
4) подбор примеров для отработки правила.
Таким образом, систематическая продуманная работа над грамотностью учащихся в рамках опережающего обучения, безусловно, дает положительные результаты как на этапе обучения, так и в дальнейшей жизни.
На современном этапе одна из важнейших задач обучения русскому языку – это формирование прочных навыков орфографии, т.е. грамотного письма как условия формирования коммуникативной компетентности. Очевидно, что основы грамотности закладываются в начальной школе. Успешность этой работы во многом зависит от реализации принципа преемственности между начальными классами и средним звеном обучения. Поэтому в основу работы многих современных учителей положен принцип, обоснованный в работе Л.Г.Ларионовой “Преемственность в обучении орфографии между начальной и средней школой”.
Данный принцип “работает” на всех этапах обучения, включая этап повторения. Совершенствование орфографических навыков учащихся в период их обучения в первом полугодии 5 класса должно строиться по следующему плану: повторение группы орфограмм, затем отработка отдельных, “трудных” для младших школьников орфограмм и комплексное закрепление всех орфограмм, изученных в начальной школе. Закрепление орфографических умений и навыков, сформированных у учащихся в этот период, продолжаются и в дальнейшем.
На первых этапах работы необходимо совершенствовать и укреплять элементарные навыки грамотного письма:
1) умение читать вообще и читать орфографически (побуквенно) – это необходимо осуществлять при самодиктовке;
2) умение без ошибок списывать с доски из учебника;
3) умение побуквенно проговаривать слово.
И еще один важный принцип работы – прогнозирование и предупреждение ошибок. Для предупреждения ошибок в контрольных диктантах в различных упражнениях дети работают со словами, которые встретятся в диктанте. Отдельные предложения из диктанта выписываются и разбираются по членам предложения.
В своей практической деятельности большое внимание уделяю игровым, занимательным формам работы для повышения интереса к русскому языку как к учебному предмету. Игровая форма организации урока используется при объяснении нового материала, при обобщении и повторении, во внеклассной работе.
Для повышения навыков грамотного письма использую также и такие грамматические игры, как “Цепочка слов”, “Игра в молчанку”, “Кто больше?” и др., игры-соревнования (“Кто лучше знает правила?”, “Парный выход”, “Кто красивее напишет слова?”), лингвистические и орфографические игры (“Определи пару” - эта игра помогает развивать у учащихся аналитические способности, формировать орфографическую зоркость, умение находить сходные орфографические явления, повышает сознательность в применении правила).
При проверке сформированности навыка морфологического разбора использую такие занимательные формы работы, как разгадывание кроссвордов (в этом мне помогает “Сборник кроссвордов по русскому языку” И.В.Шустиной), “Ручеек” (вид работы в парах сменного состава). При закреплении некоторых тем в качестве занимательного материала использую рифмованные строки, грамматическое лото, грамматические игры – “Смотри в корень!”, “Пестрый котел” (из опыта работы учителей Е.Л.Шиловой, С.В.Галян, А.А.Шамарина). Интерес к предмету вырабатываю проведением нестандартных уроков (“Урок-игра”, “Урок-соревнование”, “Урок-КВН”, “Фонетический КВН” и другие). Для учащихся такой урок – это возможность развивать свои личные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, это другой стиль общения, положительные эмоции.
Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, лингвистические рассказы и сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти. Это дает возможности использования на уроках методики опережающего обучения. Начиная с 5 класса, знакомлю ребят со щербовским “треугольником гласных” - элементом программы по русскому языку для высших учебных заведений. Новые сведения излагаю в форме сказочной истории.
При знакомстве с типами орфограмм (орфограмма-буква, орфограмма-пробел, орфограмма-дефис) учащиеся узнают о правописании многих наречий (влево, вниз, издалека, отовсюду, слева и другие); предлогов (из-за, из-под); о написании -то, -либо, -нибудь. Опережающее обучение использую и в работе над синтаксисом и пунктуацией. В 5 классе даю не просто понятие о сложном предложении, но и ввожу термины: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное предложение. И дается минимум признаков, по которым можно различать эти виды предложений. О главном и придаточном учащиеся узнают в 6 классе на уроке по теме “Относительные местоимения”. А в 7 классе при изучении темы “Подчинительные союзы” вводятся основные виды придаточных.
Одним из важнейших навыков, которым должны овладеть 5-классники, является умение обосновывать правильное написание слов и постановку знаков препинания. А для этого нужно научить видеть опознавательные признаки орфограммы и условия выбора написания. От игр со словами постепенно перехожу к графическому обозначению орфограмм.
Помогают формировать этот навык различные виды работ: упражнения типа списывания, обычно осложненного грамматико-орфографическими заданиями (осложненное списывание текста без пропуска букв и осложненное списывание текста, в котором пропущены орфограммы);
диктанты различных видов, сопровождаемые орфографическим разбором - орфографический, объяснительный, предупредительный, выборочный, распределительный, творческий, обучающе-проверочный диктант “Проверяю себя”, зрительный, разные виды словарных диктантов, словарные и орфографические диктанты с непроверяемыми написаниями, где дается задание на конструирование предложений и словосочетаний с ними;
• письмо по памяти;
• использование перфокарт, сигнальных карточек;
• письмо с проговариванием (здесь работают и механическая память, и непроизвольное запоминание, это обеспечивает большой объем написанного и предупреждение ошибок);
• “орфографические пятиминутки” и “минутки чистописания”;
• контрольное списывание;
• словарно-орфографическая работа “По следам ошибок”;
• различные виды работ с взаимопроверкой и самопроверкой;
• корректурные упражнения;
• комментированное письмо;
• буквенные и цифровые диктанты;
• проведение работ над ошибками, где формируется умение классифицировать орфограммы.
Одним из путей повышения грамотности является алгоритмизация правил, сведения ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера. Использую опыт педагога-новатора В.Ф. Шаталова и его последователя Ю.С. Меженко по составлению опорных конспектов. Ознакомившись со статьями Ю.А. Поташкиной “Обобщение школьных правил различения на письме О и Е после шипящих и Ц”, К.И. Прохоренко “Таблицы по орфографическим темам 5 класса”, А.Г. Жиленко “Использование алгоритмов при изучении орфографии”, С.И. Львовой “Схема на уроке русского языка”, я пришла к выводу, что данная работа перспективна. При формулировке правила по схеме работают два вида памяти – зрительная и слуховая, кроме того, развивается умение логически мыслить. Такую работу начинаю с 5 класса. Учащиеся ведут словари-справочники. Он состоит из двух частей: словарь трудных слов и справочник. В первую часть записываются слова с непроверяемыми написаниями. Вторая часть включает в себя опорные конспекты, схемы, таблицы по различным разделам программы. Работу над новой орфограммой строю по такому плану:
1) внимательное чтение на уроке нового правила;
2) коллективное усвоение правила;
3) составление схемы нового правила;
4) подбор примеров для отработки правила.
Таким образом, систематическая продуманная работа над грамотностью учащихся в рамках опережающего обучения, безусловно, дает положительные результаты как на этапе обучения, так и в дальнейшей жизни.
Жаңалықтар
План работы методического объединения учителей начальной школы 2020-2021 учебный год
План работы методического объединения учителей начальной школы 2020-2021 учебный год Анализ работы МО за 2020-2021 учебный год и ознакомление с планом работы школьного методического объединения учителей начальной школы на 2020-2021 учебный год Новые
КТП 1 класс русский
Календарно – тематическое планирование 1 класс обновлённая программа 2017 - 2018 учебный год
Среднесрочное планирование серии последовательных уроков
Среднесрочное планирование серии последовательных уроков по литературе учителем русского языка и литературы средней школы имени Т. Г. Шевченко Мендибаевой Б. Ж.
Организация самостоятельной работы на уроках математики
Средняя школа им. Т. Г. Шевченко Саршина Алия Макатаевна
Компетентный подход в обучении русскому языку в казахской школе
Понятие компетентности шире понятия знания, умения или навыка, оно включает их в себя и ещё это понятие несколько иного смыслового ряда.
Развитие орфографической грамотности через систему работы на уроках
Списывание – это прием, состоящий в полном копировании учеником с книги либо с доски отдельных слов, предложений либо целых связных отрывков. Списывание – это один из эффективных видов упражнений, содействующих выработке навыков орфографического
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.