Функции союза « и» в простом и сложном предложении
Урок русского языка в 11 классе
ТЕМА: Функции союза « и» в простом и сложном предложении
Подготовка к ЕНТ
Триединая цель урока:
- образовательная: систематизация сведений о сочинительном союзе и;
- развивающая: развитие умения наблюдать, анализировать предложения с точки
зрения смысловых отношений, формировать умение применять
полученные теоретические знания при работе с текстом;
обобщать, умение работать в парах;
- воспитательная: воспитание эстетического отношение к слову.
ТИП УРОКА: урок - исследование с элементами технологии развитие критического
мышления через чтение и письмо Работа с информационным
текстом.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран, слайдовая презентация,
раздаточный материал.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Психологический настрой на урок. Приветствие.
Сообщение темы и цели урока.
Эпиграф:
«Много знаков, но каждый
Имеет свое значение и место».
(А.П.ЧЕХОВ)
2. СТАДИЯ ВЫЗОВА
- Хочу познакомить вас с одной необычной историей. (Текст распечатан и лежит на столе у каждого ученика).
Задание к тексту:
1) Закончите последнее предложение (Берегите знаки препинания).
2) Какова основная мысль текста? (Знаки препинания имеют определенные значения, они помогают человеку правильно оформить свои мысли на письме. Последний призыв – это предостережение, предупреждение о необходимости внимательного, бережного отношения к знакам препинания и к языку в целом, так как он является хранителем человеческой мысли и человеческих эмоций.)
Вспомните и объясните смысл фразеологизмов:
Поставить точки над и; от точки до точки;
Точка зрения; точка в точку;
Ставить точку, находиться на мертвой точке,
Дойти до точки, попасть в самую точку.
- Какой раздел грамматики в русском языке изучает знаки препинания? (Пунктуация, обслуживающая синтаксис).
Мозговой штурм.
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
- Найдите в тексте примеры употребления союза и подчеркните предложения, в которых он встречается.
- В таблицах (они лежат перед каждым учащимся) есть графы: «Знаю», « «Хочу узнать», «Узнал(а)». Все, что вы знаете об этом союзе кратко изложите в графе «Знаю», можно привести графическую схему предложений.
Слайд № 12. Графический диктант. (Ученики прослушивают предложения и записывают схемы этих предложений в рабочих тетрадях).
Проверь себя.
- Почему союз и называют «опасным»? Как мы уже знаем и видели, этот сочинительный союз может соединять однородные члены предложения и части сложного предложения. Не вызывает особых трудностей случаи, когда мы встречаем союз при однородных членах предложения и между простыми предложениями в составе сложного.
Трудности возникают только при постановке запятой перед одиночным союзом и, соединяющим части, в которых уже есть союзы ( И, ДА).
«ЧЕТВЕРТОЕ ЛИШНЕЕ»
- Прежде, чем продолжить разговор об одиночных «опасных союзах, запишем все то, что мы вспомнили сейчас в виде «Самоинструкции№1».
Работа в парах
Составление алгоритма (Однородные члены предложеня).
Работа с текстом № 2.
- составляем и анализируем «Самоинструкцию № 2» (Запись в графу «Узнал(а)»
«Самоинструкция № 2».
Задание: Составить предложения (Работа в парах).
«Ловушки союза и».
- Между частями сложных предложений соединенных одиночными «опасными» союзами, в одних случаях ставится запятая. В других – не ставится. Почему?
Чтобы не поставить пунктуационный знак между частями сложного предложения, нужны серьезные причины. И они, конечно, есть. Дело в том, что иногда у частей сложного предложения есть общие синтаксические единицы, так называемый, «общий элемент». Он относится не к какой - либо одной части, а сразу к обеим. Если мы поставим запятую между частями, мы «поселим» общий синтаксический элемент только в одну из частей сложного предложения. Тогда исказиться смысл всего высказывания.
- Выполним задание.
«Самоинструкция» (весь вариант).
(Комментарий). Запись в тетради.
Слайд № 23. Лингвистическая пауза.
-« Слова – это самый сильный наркотик, которым пользуется человечество.
Слова либо наши господа, либо наши слуги. Либо они управляют нами, либо мы управляем ими», - сказал Р. Киплинг.
- Немаловажной частью имиджа является речевое поведение человека. По тому, как мы употребляем слова, люди судят о нас.
- Как вы понимаете значение этих слов? (Запишите слова в тетрадь).
«Имидж – ничто, жажда – все.
Не дай себе засохнуть!»
- Что рекламирует данный слоган?
- Как вы понимаете смысл данного высказывания?
- Какие синтаксические конструкции использованы в данном рекламном слогане?
(БСП и односоставные предложения).
- К какому стилю речи относится реклама?
РЕФЛЕКСИЯ
Анкета ( Лежит перед каждым учащимся).
- Обратимся вновь к эпиграфу нашего урока: «Много знаков, но каждый имеет свое значение и место» (А. П. Чехов). Мне показалось, что эти слова стали замечательным эпиграфом к нашему уроку. А как бы вы прокомментировали эти слова?
Задание на дом (на выбор).
Психологическое завершение урока.
ТЕМА: Функции союза « и» в простом и сложном предложении
Подготовка к ЕНТ
Триединая цель урока:
- образовательная: систематизация сведений о сочинительном союзе и;
- развивающая: развитие умения наблюдать, анализировать предложения с точки
зрения смысловых отношений, формировать умение применять
полученные теоретические знания при работе с текстом;
обобщать, умение работать в парах;
- воспитательная: воспитание эстетического отношение к слову.
ТИП УРОКА: урок - исследование с элементами технологии развитие критического
мышления через чтение и письмо Работа с информационным
текстом.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран, слайдовая презентация,
раздаточный материал.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Психологический настрой на урок. Приветствие.
Сообщение темы и цели урока.
Эпиграф:
«Много знаков, но каждый
Имеет свое значение и место».
(А.П.ЧЕХОВ)
2. СТАДИЯ ВЫЗОВА
- Хочу познакомить вас с одной необычной историей. (Текст распечатан и лежит на столе у каждого ученика).
Задание к тексту:
1) Закончите последнее предложение (Берегите знаки препинания).
2) Какова основная мысль текста? (Знаки препинания имеют определенные значения, они помогают человеку правильно оформить свои мысли на письме. Последний призыв – это предостережение, предупреждение о необходимости внимательного, бережного отношения к знакам препинания и к языку в целом, так как он является хранителем человеческой мысли и человеческих эмоций.)
Вспомните и объясните смысл фразеологизмов:
Поставить точки над и; от точки до точки;
Точка зрения; точка в точку;
Ставить точку, находиться на мертвой точке,
Дойти до точки, попасть в самую точку.
- Какой раздел грамматики в русском языке изучает знаки препинания? (Пунктуация, обслуживающая синтаксис).
Мозговой штурм.
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
- Найдите в тексте примеры употребления союза и подчеркните предложения, в которых он встречается.
- В таблицах (они лежат перед каждым учащимся) есть графы: «Знаю», « «Хочу узнать», «Узнал(а)». Все, что вы знаете об этом союзе кратко изложите в графе «Знаю», можно привести графическую схему предложений.
Слайд № 12. Графический диктант. (Ученики прослушивают предложения и записывают схемы этих предложений в рабочих тетрадях).
Проверь себя.
- Почему союз и называют «опасным»? Как мы уже знаем и видели, этот сочинительный союз может соединять однородные члены предложения и части сложного предложения. Не вызывает особых трудностей случаи, когда мы встречаем союз при однородных членах предложения и между простыми предложениями в составе сложного.
Трудности возникают только при постановке запятой перед одиночным союзом и, соединяющим части, в которых уже есть союзы ( И, ДА).
«ЧЕТВЕРТОЕ ЛИШНЕЕ»
- Прежде, чем продолжить разговор об одиночных «опасных союзах, запишем все то, что мы вспомнили сейчас в виде «Самоинструкции№1».
Работа в парах
Составление алгоритма (Однородные члены предложеня).
Работа с текстом № 2.
- составляем и анализируем «Самоинструкцию № 2» (Запись в графу «Узнал(а)»
«Самоинструкция № 2».
Задание: Составить предложения (Работа в парах).
«Ловушки союза и».
- Между частями сложных предложений соединенных одиночными «опасными» союзами, в одних случаях ставится запятая. В других – не ставится. Почему?
Чтобы не поставить пунктуационный знак между частями сложного предложения, нужны серьезные причины. И они, конечно, есть. Дело в том, что иногда у частей сложного предложения есть общие синтаксические единицы, так называемый, «общий элемент». Он относится не к какой - либо одной части, а сразу к обеим. Если мы поставим запятую между частями, мы «поселим» общий синтаксический элемент только в одну из частей сложного предложения. Тогда исказиться смысл всего высказывания.
- Выполним задание.
«Самоинструкция» (весь вариант).
(Комментарий). Запись в тетради.
Слайд № 23. Лингвистическая пауза.
-« Слова – это самый сильный наркотик, которым пользуется человечество.
Слова либо наши господа, либо наши слуги. Либо они управляют нами, либо мы управляем ими», - сказал Р. Киплинг.
- Немаловажной частью имиджа является речевое поведение человека. По тому, как мы употребляем слова, люди судят о нас.
- Как вы понимаете значение этих слов? (Запишите слова в тетрадь).
«Имидж – ничто, жажда – все.
Не дай себе засохнуть!»
- Что рекламирует данный слоган?
- Как вы понимаете смысл данного высказывания?
- Какие синтаксические конструкции использованы в данном рекламном слогане?
(БСП и односоставные предложения).
- К какому стилю речи относится реклама?
РЕФЛЕКСИЯ
Анкета ( Лежит перед каждым учащимся).
- Обратимся вновь к эпиграфу нашего урока: «Много знаков, но каждый имеет свое значение и место» (А. П. Чехов). Мне показалось, что эти слова стали замечательным эпиграфом к нашему уроку. А как бы вы прокомментировали эти слова?
Задание на дом (на выбор).
Психологическое завершение урока.
Жаңалықтар
Освоение космоса
- продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы; продолжить работу над формированием умения учащихся определять цели урока; делать устное сообщение по теме; вычленять причинно - следственные связи; анализировать
Имя существительное
Способствовать развитию умений давать ответы на вопросы, анализировать, выделять, формировать навыки групповой работы, взаимооценивания
Бессоюзные сложные предложения
Жангушикова Рашида Байдильдаевна - учитель русского языка и литературы Кызылординская область, г. Аральск, Областная санаторная школа - интернат №2
Тригонометрические функции
КГУ «Серебрянский технологический колледж» УО ВКО, г. Серебрянск Преподаватель математики Сепбаева А. А.
Реальное и мифологическое в повести
Учитель русского языка и литературы, Исаева Наргиз Сафаровна Средняя школа №10. Г. Жезказган, Карагандинская область
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.