Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Речевой этикет. Культура речевого обучения

20 ақпан 2015, Жұма
Тема урока: Речевой этикет. Культура речевого обучения.
Цель: 1. Повысить уровень знаний по этикету, опираясь на уже известные детям сведения и воспитание постоянной потребности культурного поведения.
2. Учиться применять этикетные формулы в различных речевых ситуациях.
3. Воспитывать потребность быть вежливым в общении с людьми.
Оборудование: 1. компьютерные задачи по речевому этикету.
2. Презентаций к уроку
3. плакаты
Ход урока: 1. Вступительное слово учителя.
“Здравствуйте, ребята!”- легко и привычно написала я первую фразу. А вы так же легко и привычно, не задерживаясь, прочитали ее.
Но представляю ваше удивление, если бы начало было таким:”Ели вы сегодня?”, или таким: Здоров ли ваш скот?”А ведь это тоже приветствия. Именно такими фразами обменивались встретившиеся друг с другом жители Древнего Китая, Монголии, Египта. На первый взгляд кажется немного смешно. В самом деле, что составляло основу жизни монгола кочевника в старые времена? Его стадо. Здорово животное, хватает еды - все благополучно в семье. Пал скот от хвори или бескормицы - и у любей голод, смерть.
Запись на доске слов: Здравствуйте, Здравие желаем здоровье.

Учитель: Вряд ли кто - нибудь из нас задумывался об исконном и исходном смысле слова здравствуй. Сейчас оно для нас простой знак вежливости. А между тем первоначальное значение этого слова было глубоко благожелательным.
Ведь здравствуй буквально значит «будь здоров», возводить ли его непосредственно к форме повелительного наклонения глагола здраствовать”быть здоровым; жить”(здравствуй> здравствуй после отпадения конечного безударного и, ср. будь здравствуй после отпадения конечного безударного у”).

Заметим, что првильнее второе. А это значит - наше Здравствуй! аналогично по первоначальному строению современному: Приветствую! Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому - нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили оплошность. И во всех этих случаях нельзя обойтись без специальных слов, употребление которых обязательно для всех членов общества. Дело, конечно не в количестве сказанных слов, а в том, чтобы никогда не забывать о добром слове для другого, создавать, как теперь принято говорить,”душевный комфорт”. Для этого необходимо обогащать свой словарный запас словами и фразами речевого этикета.

Помните строки из “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”? Вмиг по речи распознали, Что царевну принимали... А. С. Пушкин очень точно заметил, что о человеке можно рассказать по его речи. Об этом же говорил один из героев античной трагедии Еврипида: Из уст безвластных и вельможных уст Одна и та же речь звучит различно. Действительно, можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, ее индивидуальные особенности остаются с нами всегда. Именно речь “выдает” нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте. Очень важным аспектом речи является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, то есть, соблюдая правила речевого этикета.

Сообщение подготовленного ученика» Русский речевой этикет»
Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи.
Чтобы понять правила речевого этикета, сначала задумаемся над тем, что обозначает слово этикет.
Оно пришло к нам из французского языка, где имеет значение “ярлык”,”этикетка”. А в свое время это слово появилось на основе греческого ethos - “обычай”,”характер”. Этикет - установленный порядок поведения, форм обхождения. Следовательно, речевой этикет - правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную тональность разговора.

- Скажите, с чего начинается каждый новый день для любого из нас?( с приветствия)
- А для чего люди изобрели приветствия?
Сообщение подготовленного ученика “Для чего люди изобрели приветствия?”
Зачем люди приветствую друг друга? Ведь этими словами они друг другу практически ничего не говорят. Вы сказали встречному: “Здравствуйте!” Много это или мало? С одной стороны, как будто немного: ведь новых сведений предано не было. Но, с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие приветствия.
Да, никакий информации не несут наши “здравствуйте”, “доброе утро”, “добрый день”. Но они существуют. Почему? Потому что язык сохраняет огромное количество пластов доброжелательности, которые мы уничтожили во взаимоотношениях.
Посмотрим, какие в XIX веке были приветствия, зафиксированные в словаре Даля.
Идет человек и видит: жнут хлеб. Он говорит: “С двумя полямисжатыми и с тремя - засеянными”. Видит - молотьба идет. Он говорит: “По сто на день, по тысяче на неделю”. Видит – воду женщина несет. Говорит: “Свеженького тебе”.

Посмотрите - абсолютно всюду или пожелания богатства, пожелания добра. Человеку работающему всегда говорим: “Бог в помощь!” Человеку, сидящему за столом, всегда говорим: “Хлеб да соль. Приятного аппетита!” И даже говорим: “Чай да сахар!”
Язык впитал в себя и несет формы доброжелательного отношения к другому человеку. И начинается это с приветствия.
Мы сейчас с вами формально относимся к этому. Ну, кивнул, сказал “привет”, “салют”, “чао” и пошел дальше. Мы стали относиться к этому как к формуле: я тебя вижу - и я тебя вижу, я тебя знаю - и я тебя знаю. Мы утратили элемент пожелательности в приветствии. Приветствие - это пожелание.

Наше “здравствуйте” означает “будьте здоровы”.
Вежливый человек должен не просто ответить на приветствие, но использовать в ответе специально для каждого случая этикетную форму. Когда женщине, занятой дойкой, говорили: “Море под коровой!”, у нее наготове был уже ответ: “Река молока!” Рыболова приветствовали “Улов на рыбу”-“Наварка на ушицу!”- отвечал он.
До сих пор в отдельных русских деревнях на “Здравствуйте” отвечают “Спасибо”.
Сообщение подготовленного ученика “Приветствие”.
Доброе и сердечное отношение ко всем людям, с которыми приходится сталкиваться в жизни,- вот что важнее всего. Вежливым, тактичным, деликатным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Этому выводу можно придать вид формулы, как это делается в книгах по математике и физике: ДxУ+ЗПП=КП
Т. е. Доброжелательность, помноженная на Уважение, плюс Знание Правил Поведения составляют Культуру Поведения.

Ведь волшебные слова знают все. Когда они говорятся искренне, от всего сердца, тихим голосом и с добрыми намерениями - всегда происходит чудо. Помните, как поется в известной песенке об улыбке: ”От улыбки хмурый день светлей, от улыбки в небе радуга проснется, поделись улыбкаю своей, и она к тебе не раз еще вернется”. Нам ничего не стоит сказать эти слова доброжелательно, и они могут пустить ростки счастья. Если вы ежедневно сделаете счастливым хоть одного человека, в течение 40 лет будут счастливы 14 600человек.

Сообщение подготовленного ученика» Приветствие на казахском языке»
В казахском языке существуют разнообразные формулы приветствия.
Для казахской общности характерно уважительное, почтительное отношение к старшим. Детей с раннего возраста приучают не перечить, уступать место, быть услужливыми по отношению к родителям и посторонним людям преклонного возраста. Такое отношение не могло не найти отражение в языке: так, формула приветствия “Сәлеметсiң бе” (“Здравствуй!”), употребляемая по отношению к младшим либо родственникам, имеет следующие варианты: “Сәлеметсiңдер ме!” (по отношению к нескольким представителям той же возрастной группы), “Сәлеметсiз бе!” (по отношению к людям старшего возраста) и “Сәлеметсiздер ме!” (по отношению к нескольким представителям старшего возраста). Анализируя данные формулы речевого этикета, можно заметить, что языковым элементом вежливости в них является суффикс “сiз”, присутствующий во всех вежливых обращениях ко второму лицу, соответствующих русскому “Вы”.

Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
2 598
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Зимние забавы
Зимние забавы
участвовать в речевой ситуации на определенную тему, понимать, о чем говорит собеседник; соблюдать речевые нормы;
Времена глагола
Времена глагола
Цели обучения, которым посвящен урок 2. 2. 3. 1 участвовать в речевой ситуации на определенную тему, понимать, о чем говорит собеседник; соблюдать речевые нормы;
История древнего Египта
История древнего Египта
Повторить закономерность возникновения неравенства, эксплуатации, образования классов и государства. Формирование умение анализировать и осмысливать важнейшие закономерности исторических процессов.
Д. Мамин - Сибиряк «Волки»
Д. Мамин - Сибиряк «Волки»
Научить учащихся самостоятельно применять полученные знания на практике, сформировать коммуникативные способности, навыки устной и письменной речи;
Доброе слово - что ясный день
Доброе слово - что ясный день
Западно - Казахстанская область, Жангалинский район, п. Кызылоба СОШ имени Е. Ш. Оракбева Учитель русского языка и литературы Досмухамбетова Маузия Маулеткалиевна
Духовность
Духовность
Жарылкасынова Г. К. Учитель истории и права ср. школы имени Т. Г. Шевченко Актюбинской области, Айтекебииского района, с. Карабутак
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×