Сложносочиненные предложения
Тема: Сложносочиненные предложения
Цели урока:
• выработка умения определять синтаксическую структуру предложения;
• развитие умения осознанно соединять простые предложения в сложные, составлять схемы предложений;
• умение правильно употреблять союзы и правильно расставлять знаки препинания;
• развитие устной и письменной речи;
• воспитание нравственности, любви к природе.
Методы: проблемный, словесный, поисковый.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал (карточки), слайды.
Ход урока:
I. Организованный момент
Сообщение темы и цели урока учащимся.
Психологический настрой: Сильные люди ищут возможности, а слабые – оправдание.
II. Проверка изученного
1) Словарный диктант
Наступивший, прилетевший, вспаханный, синеющий, слепящий, зеленевший, поливаемый, проснувшийся, посаженный, сверкающий, поющий, набухший.
К какой части речи данные слова относятся? Составьте с ними словосочетания.
2) Моментальный тест (да - нет)
1. В русском алфавите 33 буквы.
2. На конце слова глухие озвончаются.
3. Слово молодость образовано суффиксальным способом.
4. Существительные имя, знамя, пламя женского рода.
5. В русском языке 10 частей речи.
6. Качественные прилагательные имеют краткую форму.
7. Читать, любить – переходные глаголы.
8. Порядковые числительные изменяются как прилагательные.
9. Изменение слов по падежам называется спряжением.
10. Тбилиси, пальто, Айжан – несклоняемые существительные.
11. Причастие – самостоятельная часть речи.
12. Повествовательные предложения содержат сообщение.
13. Наречие – изменяемая часть речи.
14. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.
15. Однородные члены предложения соединяются подчинительными союзами.
Взаимопроверка (Слайд 5)
ІІІ. Основная часть
Лингвистический рассказ
Какие предложения называются сложносочиненными? (Слайд 6)
Распределительный диктант:
Учащиеся выписывают только сочинительные союзы, распределяя их на группы 1) соединительные 2) противительные 3) разделительные
Каковы разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения? (Соединить стрелками соответствующие пары)
Уточнение смысловых отношений между простыми предложениями. (Слайды 9, 10, 11)
Какие знаки препинания ставятся между частями ССП? (Слайд 12)
В каких случаях между частями ССП запятая не ставится? (Слайды 13, 14)
IV. Рефлексия
1. Задание
Укажите ССП, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания.(Слайд 15)
2. Графический диктант (Слайд 16)
Птицы сидят на ветке и поют свою утреннюю песню.
Наступила весна, и природа ожила.
Ребёнок то плакал, то смеялся.
То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
Волчата ничего не поняли, но замахали хвостами.
Степь покрылась цветами и травами, но это буйное цветение длится недолго.
(Самопроверка)
3. Работа с текстом
Учащиеся читают предложения и характеризуют их.
Тропинка
День был жарким, и голубое небо, налитое зноем, казалось мутным. Аул, людный и голосистый поутру, сейчас затих. Серые домики вжались в землю под жёсткими лучами дневного солнца.
Только низина по берегам реки оставалась недосягаемой для жгучих лучей. Свежо и весело зеленела она, а между светлых луговых трав вилась узенькая тропка, похожая издали на нечаянно оброненный шелковый поясок. Река весной разливалась, выходила из берегов, и в разгаре лета тугими зелеными волнами здесь перекатывались высокие заросли уральской солодки.
Тропка спускалась от аула к реке. Ее ни водой не заливало, ни снегом не засыпало. Даже в весеннюю пору не зарастала она. Время стерло с лица земли большие караванные дороги, а капризной этой тропинке, ничто не грозило.
Босые пятки детей и легкие женские ступни день за днем утаптывали, трамбовали ее, превращая в твердый такыр. Лишь у самой воды тропка темнела, пропитывалась влагой и ласково холодила ноги.
Словарная работа:
Вжаться, недосягаемый, оброненный, пропитываться
4. Разноуровневые задания
І. Уровень: Из данных предложений составьте ССП. (Слайд 17)
ІІ. Уровень: Из простого распространённого предложения образуйте ССП. (Слайд 18)
ІІІ. Уровень: Переведите на русский язык следующие ССП.(Слайд 19)
5. Угадай конец пословицы:
Дерево крепко корнями, а …
Родина - мать, а …
Весна красна цветами, а …
Март с водой, а …
6. Вывод (Слайд 20)
V. Задание на дом
1. Выучить правило
2. Написать сочинение на тему:
«Весна - утро года», используя ССП.
Цели урока:
• выработка умения определять синтаксическую структуру предложения;
• развитие умения осознанно соединять простые предложения в сложные, составлять схемы предложений;
• умение правильно употреблять союзы и правильно расставлять знаки препинания;
• развитие устной и письменной речи;
• воспитание нравственности, любви к природе.
Методы: проблемный, словесный, поисковый.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал (карточки), слайды.
Ход урока:
I. Организованный момент
Сообщение темы и цели урока учащимся.
Психологический настрой: Сильные люди ищут возможности, а слабые – оправдание.
II. Проверка изученного
1) Словарный диктант
Наступивший, прилетевший, вспаханный, синеющий, слепящий, зеленевший, поливаемый, проснувшийся, посаженный, сверкающий, поющий, набухший.
К какой части речи данные слова относятся? Составьте с ними словосочетания.
2) Моментальный тест (да - нет)
1. В русском алфавите 33 буквы.
2. На конце слова глухие озвончаются.
3. Слово молодость образовано суффиксальным способом.
4. Существительные имя, знамя, пламя женского рода.
5. В русском языке 10 частей речи.
6. Качественные прилагательные имеют краткую форму.
7. Читать, любить – переходные глаголы.
8. Порядковые числительные изменяются как прилагательные.
9. Изменение слов по падежам называется спряжением.
10. Тбилиси, пальто, Айжан – несклоняемые существительные.
11. Причастие – самостоятельная часть речи.
12. Повествовательные предложения содержат сообщение.
13. Наречие – изменяемая часть речи.
14. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.
15. Однородные члены предложения соединяются подчинительными союзами.
Взаимопроверка (Слайд 5)
ІІІ. Основная часть
Лингвистический рассказ
Какие предложения называются сложносочиненными? (Слайд 6)
Распределительный диктант:
Учащиеся выписывают только сочинительные союзы, распределяя их на группы 1) соединительные 2) противительные 3) разделительные
Каковы разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения? (Соединить стрелками соответствующие пары)
Уточнение смысловых отношений между простыми предложениями. (Слайды 9, 10, 11)
Какие знаки препинания ставятся между частями ССП? (Слайд 12)
В каких случаях между частями ССП запятая не ставится? (Слайды 13, 14)
IV. Рефлексия
1. Задание
Укажите ССП, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания.(Слайд 15)
2. Графический диктант (Слайд 16)
Птицы сидят на ветке и поют свою утреннюю песню.
Наступила весна, и природа ожила.
Ребёнок то плакал, то смеялся.
То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.
Волчата ничего не поняли, но замахали хвостами.
Степь покрылась цветами и травами, но это буйное цветение длится недолго.
(Самопроверка)
3. Работа с текстом
Учащиеся читают предложения и характеризуют их.
Тропинка
День был жарким, и голубое небо, налитое зноем, казалось мутным. Аул, людный и голосистый поутру, сейчас затих. Серые домики вжались в землю под жёсткими лучами дневного солнца.
Только низина по берегам реки оставалась недосягаемой для жгучих лучей. Свежо и весело зеленела она, а между светлых луговых трав вилась узенькая тропка, похожая издали на нечаянно оброненный шелковый поясок. Река весной разливалась, выходила из берегов, и в разгаре лета тугими зелеными волнами здесь перекатывались высокие заросли уральской солодки.
Тропка спускалась от аула к реке. Ее ни водой не заливало, ни снегом не засыпало. Даже в весеннюю пору не зарастала она. Время стерло с лица земли большие караванные дороги, а капризной этой тропинке, ничто не грозило.
Босые пятки детей и легкие женские ступни день за днем утаптывали, трамбовали ее, превращая в твердый такыр. Лишь у самой воды тропка темнела, пропитывалась влагой и ласково холодила ноги.
Словарная работа:
Вжаться, недосягаемый, оброненный, пропитываться
4. Разноуровневые задания
І. Уровень: Из данных предложений составьте ССП. (Слайд 17)
ІІ. Уровень: Из простого распространённого предложения образуйте ССП. (Слайд 18)
ІІІ. Уровень: Переведите на русский язык следующие ССП.(Слайд 19)
5. Угадай конец пословицы:
Дерево крепко корнями, а …
Родина - мать, а …
Весна красна цветами, а …
Март с водой, а …
6. Вывод (Слайд 20)
V. Задание на дом
1. Выучить правило
2. Написать сочинение на тему:
«Весна - утро года», используя ССП.
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
Жаңалықтар
Однородные члены предложения
Досмамбетова Лиза Ермекбаевна- Учитель русского языка и литературы сш. №62 г. Аральск, Кызылординская область
Бессоюзные сложные предложения
Жангушикова Рашида Байдильдаевна - учитель русского языка и литературы Кызылординская область, г. Аральск, Областная санаторная школа - интернат №2
Второстепенные члены предложения. Дополнение
Хромтауская школа - гимназия №5 Учитель начальных классов: Есенжолова Нуржамал
Однородные члены предложения
Актюбинская область, Байганинский район, Караулкельдинская средняя школа учитель русского языка и литературы Сисенова Клара Туралиевна
Образование сложных слов
Формирование у учащихся понятия о составе слова и образовании сложных слов. Развитие умений и навыков образования сложных слов, развитие устной и письменной речи учащихся, активизация их мыслительной и творческой деятельности
Служебные части речи
Обобщить и закрепить знания учащихся о служебных частях речи, их значении и знаках препинания при них; Совершенствовать следующие умения и навыки: определять значения предлогов, союзов и частиц, находить служебные части речи, уметь применять их в
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.