Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Нравственные уроки повести Ч.Айтматова «Белый пароход»

05 маусым 2015, Жұма
Западно - Казахстанская область,
Бокейординский район, п. Хан Орда ОСШ имени Жангирхана
Гайсина Гульзада Мирамовна

Тема «Нравственные уроки повести Ч. Айтматова «Белый пароход»
Цели:
- рассмотреть нравственные проблемы повести; показать, как через отношение образа - персонажа к миру раскрывается характер человека; раскрыть положительные и отрицательные черты характеров героев; объяснить значение реального и мифологического в повести для понимания идеи произведения;
- развитие навыков анализа художественного текста; понимание связей и взаимосвязей, лежащих в основе произведения; развитие умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы; развитие коммуникативных свойств речи: умения грамотно и аргументированно выражать мысли, высказывать свою точку зрения;
- воспитание нравственных качеств учащихся: доброты, сострадания, милосердия, ответственности за свои поступки; бережного отношения к окружающему миру.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
Методы обучения:
Метод творческого чтения
Приёмы: беседа, активизирующая впечатление от текста.
Эвристический
Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданный вопрос; выборочный пересказ; анализ образа героя; привлечение смежных видов искусств (эпизоды из одноимённого фильма).
Исследовательский метод
Приёмы: проектная работа.
Репродуктивный метод: слово учителя.
Формирование ключевых компетенций:
- освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся, языковой компетенции, компетентности чтения, компетентности разрешения проблем, информационной компетентности.
Оборудование: интерактивная доска, иллюстрации слайдов

Ход урока
I. Организационный этап (слайд)
- Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем наших гостей. Садитесь.
II. Актуализация
1. Слово учителя
Сегодняшний урок я хочу начать с легенды. А звучит она так.

Афиняне спросили философа:
- Что ты ищешь, философ, днём с огнём?
- Я ищу человека, - ответил он.
- Кого? Меня? Его?
- Я ищу человека, - повторил мудрец.

Классик русской литературы 19 века Ф. М. Достоевский писал: «Человек есть тайна. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
Современные писатели, поэты, художники тоже пытаются разгадать тайну человеческой души, исследуют противоречия нашего общества, ищут пути борьбы со злом и бездуховностью.
Цели урока
Сегодня и мы поговорим о человеке, о том, что в жизни должно быть ценно, а что нет. Рассмотрим нравственные проблемы повести Ч. Айтматова «Белый пароход». Проследим, как автор изображает положительных и отрицательных героев; объясним значение реального и сказочного в повести для понимания идеи произведения; познакомимся с материалом проектной работы и, надеюсь, посмотрим на себя со стороны: добры ли мы, ответственны ли за свои поступки, бережно ли относимся к окружающему миру.
Откройте тетради, запишите тему «Нравственные уроки повести Ч. Айтматова «Белый пароход» иллюстраця
Эпиграфами сегодняшнего урока станут слова родоначальника таджикской классической поэзии, поэта IX века Абуль Хасана Рудаки и писателя 20 века, автора повести «Белый пароход».
Жизнь — это море!
Плыть желаешь?
Построй корабль из добрых дел... -
советовал Абуль Хасан Рудаки

А Ч. Айтматов, понимая, что добро приходит из детства утверждал:
Детская совесть в человеке как зародыш в зерне,
без зародыша зерно не прорастает.
Ч. Айтматов, «Белый пароход»
Человек со своим внутренним миром – главная фигура в литературе.
- А что вы вкладываете в понятие «человек»? Что нужно, чтобы быть человеком?
2. Чтение письменных ответов (домашнее задание) Назымгуль и Надежда

3. Слово учителя (слайд)
Приятно было слышать ваши рассуждения. Главное, чтобы ваши слова не остались словами на бумаге.
«Литература, – говорил Чингиз Айтматов, – должна самоотверженно нести свой крест, вторгаться в сложности жизни затем, чтобы человек знал, любил, тревожился за своё доброе, лучшее, достойное в себе, в людях, в обществе. В этом я вижу истинное назначение искусства". Писатель остался верен своему слову... Давайте послушаем небольшое сообщение.

4. Индивидуальное задание (ученик) Надежда
Чингиз Торекулович Айтматов (1928 – 2008) родился в горном кишлаке Киргизии. Трудности не обошли его стороной. В 1937 году его отец, крупный партийный деятель, был незаконно репрессирован. Начавшаяся вскоре Великая Отечественная война тоже отложила свой отпечаток на судьбу подростка. Тема сиротства - незатухающая боль писателя, поэтому он часто обращался к ней в своих произведениях: "Первый учитель", "Ранние журавли", "После сказки" или «Белый пароход».
«Белый пароход» - трагическая повесть о детстве, разрушенном жестокостью взрослых. Это одна из лучших повестей автора, написана она в 1970 году. Во всех произведениях Ч. Айтматов поднимает нравственные проблемы, а для повести “Белый пароход”, в частности, характерна тема добра и зла как центральная тема творчества писателя.

5. Творческая работа «Мои ассоциации» (слайд)
Работа в тетради.
Запишите ассоциации к слову
- Нравственность – это… (ответы учащихся) честность, доброта, справедливость

Толық нұсқасын жүктеу
4 984
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Урок литературы в 6 - м классе по повести Н. В. Гоголя Вечера на хуторе близ Диканьки
Урок литературы в 6 - м классе по повести Н. В. Гоголя Вечера на хуторе близ Диканьки
Урок литературы в 6 - м классе по повести Н. В. Гоголя Вечера на хуторе близ Диканьки
Being happy in the country and in the city. Город и село
Being happy in the country and in the city. Город и село
Формирование уважительного отношения к языку и культуре других народов. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Словосочетание. Типы связей в словосочетании
Словосочетание. Типы связей в словосочетании
Западно - Казахстанская область, Бокейординский район, п. Хан Орда ОСШ имени Жангирхана учительница русского языка и литературы Гайсина Гульзада Мирамовна
Ганс Христиан Андерсен "Гадкий утенок"
Ганс Христиан Андерсен "Гадкий утенок"
школа - лицей № 53, г. Астаны Рахимгазина Гульнара Мырзагалиевна
Сумма первых n членов арифметической прогрессии
Сумма первых n членов арифметической прогрессии
Актюбинская область, Айтекебииский район ср. шк. имени Т. Г. Шевченко учитель математики Саршина Алия Махатаевна
Реальное и мифологическое в повести
Реальное и мифологическое в повести
Учитель русского языка и литературы, Исаева Наргиз Сафаровна Средняя школа №10. Г. Жезказган, Карагандинская область
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×