Эффективные методы подготовки к ЕНТ и олимпиаде по русскому языку на основе сопоставительного анализа с грамматикой казахского языка. Синтаксис. Словосочетание
Эффективные методы подготовки к ЕНТ и олимпиаде по русскому языку на основе сопоставительного анализа с грамматикой казахского языка. Синтаксис. Словосочетание.
Синтаксис (синтаксис)- раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение.
Словосочетание - это сочетание двух или нескольких слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически
Словосочетание состоит из главного (басыңқы) и зависимого (бағыныңқы) слова.
По характеру главного слова словосочетания бывают
- глагольные (етістікті)- главное слово выражено глаголом или причастием и деепричастием.
Например, учиться в школе, потемневший от загара, улыбаясь смущенно.
- именные (есімдікті)- главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением.
Например, кабинет отца, второй справа, я с тобой.
- наречные (үстеулік) - главное слово выражено наречием. Например, весьма спорно, очень хорошо.
Способы связи слов в словосочетании
1. Согласование (қиысу)- это такой способ связи, при котором зависимое слово - имя существительное или другие части речи - ставится в тех же грамматических формах., что и главное.
Например, умный ребенок - какой?- ед. ч., м. р., и. п.
2. Управление (меңгеру)- это такой способ связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже.
Например, усвоение темы - чего?- р. п.
3. Примыкание (қабысу)- это это такой способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово - наречие, деепричастие или неопределенная форма глагола - согласуется с главным только по смыслу.
Например, сидеть здесь - где?, приехать завтра - когда?
Примечание:
1. У доски, я и ты - это слова: самостоятельная и служебные части речи.
2. Ученик читает.- это предложение: есть грамматическая основа.
Рабочая тетрадь учеников по разделу «Синтаксис. Словосочетание»
Синтаксис. Словосочетание.
Задание№1
1. 1 Дополнить примерами.
Смысловая связь Примеры
1. Предмет и его признак 1. Красивый поднос.
2.
3.
4.
5.
2. Действие и предмет 1. Написать сочинение.
3. Признак и его степень 1. Очень холодно.
4. Предмет и предмет 1. Бассейн для плавания.
1. 2 Дополнить примерами.
Виды словосочетаний Примеры
1. Глагольные словосочетания 1. Жить в ауле.
2. Именные словосочетания 1. Кабинет отца.
3. Наречные словосочетания 1. Весьма важный.
1. 3 Дополнить примерами.
Виды словосочетаний Примеры
1. Согласование 1. Мой дом.
2. Управление 1. Учить стихи.
3. Примыкание 1. Очень просторно.
Задание№2
Поставить вопросы.
Виды словосочетаний Вопросы
Голубой экран
Стремиться к знаниям
Бороться за мир
Мирные жители
Участвовать на олимпиаде
Выполнить долг
Прыгать с высоты
Белый от снега
Очень полезный
Совершенно секретно
Спорный вопрос
Тихо дремать
Задание№3
Образовать синонимичные словосочетания.
Предмет и предмет Синонимичные словосочетания
1. Дом из камня 1. Каменный дом
2. Статуя из золота 2.
3. Книги из библиотеки 3.
4. Бассейн для плавания 4.
5. Площадка для строительства 5.
6. Краски для пола 6.
7. 7. Золотая медаль
8. 8. Деревянная дверь
9. 9. Зрительный зал
10. 10. Чайный листок
11. 11. Стеклянное окно
12. 12. Дворовый пес
13. 13. Оловянный солдатик
Задание№4
Определить способы выражения главного и зависимого слова.
Способы выражения
главного слова ---- Способы выражения зависимого слова
Стройная береза ---- Стройная береза
Глубокое море Глубокое море
Стану учителем ----- Стану учителем
Построив дом ---- Построив дом
Стакан чая ----- Стакан чая
Край неба ---- Край неба
Жить дружно ---- Жить дружно
Разговаривал улыбаясь ----- Разговаривал улыбаясь
Обращаясь к студентам ----- Размышления о профессии
Очень волноваться ------ Очень волноваться
Мокрый коридор ---- Мокрый коридор
Освоение космоса ---- Освоение космоса
Находиться далеко ---- Находиться далеко
Синтаксис (синтаксис)- раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение.
Словосочетание - это сочетание двух или нескольких слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически
Словосочетание состоит из главного (басыңқы) и зависимого (бағыныңқы) слова.
По характеру главного слова словосочетания бывают
- глагольные (етістікті)- главное слово выражено глаголом или причастием и деепричастием.
Например, учиться в школе, потемневший от загара, улыбаясь смущенно.
- именные (есімдікті)- главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением.
Например, кабинет отца, второй справа, я с тобой.
- наречные (үстеулік) - главное слово выражено наречием. Например, весьма спорно, очень хорошо.
Способы связи слов в словосочетании
1. Согласование (қиысу)- это такой способ связи, при котором зависимое слово - имя существительное или другие части речи - ставится в тех же грамматических формах., что и главное.
Например, умный ребенок - какой?- ед. ч., м. р., и. п.
2. Управление (меңгеру)- это такой способ связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже.
Например, усвоение темы - чего?- р. п.
3. Примыкание (қабысу)- это это такой способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово - наречие, деепричастие или неопределенная форма глагола - согласуется с главным только по смыслу.
Например, сидеть здесь - где?, приехать завтра - когда?
Примечание:
1. У доски, я и ты - это слова: самостоятельная и служебные части речи.
2. Ученик читает.- это предложение: есть грамматическая основа.
Рабочая тетрадь учеников по разделу «Синтаксис. Словосочетание»
Синтаксис. Словосочетание.
Задание№1
1. 1 Дополнить примерами.
Смысловая связь Примеры
1. Предмет и его признак 1. Красивый поднос.
2.
3.
4.
5.
2. Действие и предмет 1. Написать сочинение.
3. Признак и его степень 1. Очень холодно.
4. Предмет и предмет 1. Бассейн для плавания.
1. 2 Дополнить примерами.
Виды словосочетаний Примеры
1. Глагольные словосочетания 1. Жить в ауле.
2. Именные словосочетания 1. Кабинет отца.
3. Наречные словосочетания 1. Весьма важный.
1. 3 Дополнить примерами.
Виды словосочетаний Примеры
1. Согласование 1. Мой дом.
2. Управление 1. Учить стихи.
3. Примыкание 1. Очень просторно.
Задание№2
Поставить вопросы.
Виды словосочетаний Вопросы
Голубой экран
Стремиться к знаниям
Бороться за мир
Мирные жители
Участвовать на олимпиаде
Выполнить долг
Прыгать с высоты
Белый от снега
Очень полезный
Совершенно секретно
Спорный вопрос
Тихо дремать
Задание№3
Образовать синонимичные словосочетания.
Предмет и предмет Синонимичные словосочетания
1. Дом из камня 1. Каменный дом
2. Статуя из золота 2.
3. Книги из библиотеки 3.
4. Бассейн для плавания 4.
5. Площадка для строительства 5.
6. Краски для пола 6.
7. 7. Золотая медаль
8. 8. Деревянная дверь
9. 9. Зрительный зал
10. 10. Чайный листок
11. 11. Стеклянное окно
12. 12. Дворовый пес
13. 13. Оловянный солдатик
Задание№4
Определить способы выражения главного и зависимого слова.
Способы выражения
главного слова ---- Способы выражения зависимого слова
Стройная береза ---- Стройная береза
Глубокое море Глубокое море
Стану учителем ----- Стану учителем
Построив дом ---- Построив дом
Стакан чая ----- Стакан чая
Край неба ---- Край неба
Жить дружно ---- Жить дружно
Разговаривал улыбаясь ----- Разговаривал улыбаясь
Обращаясь к студентам ----- Размышления о профессии
Очень волноваться ------ Очень волноваться
Мокрый коридор ---- Мокрый коридор
Освоение космоса ---- Освоение космоса
Находиться далеко ---- Находиться далеко
Жаңалықтар
Примыкание
Научить учащихся находить главное и зависимое слова в словосочетании. Ставить вопрос от главного слова к зависимому, и правильно составлять словосочетания. Формировать умение работать с текстами.
Словосочетание. Типы связей в словосочетании
Западно - Казахстанская область, Бокейординский район, п. Хан Орда ОСШ имени Жангирхана учительница русского языка и литературы Гайсина Гульзада Мирамовна
Разноуровневые тестовые задания по теме «Словосочетание» по Таксономии Блума
Кызылординская область Жанакорган №125 сш имени С.Сапарбекова Бегентаева Галия Алайдаровна
Синтаксис. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.
Учитель русского языка и литературы Жанакорганского района, Кызылординской области Бегентаева Газиза Алайдаровна
Синтаксис. Обращение
Бегентаева Газиза Алайдаровна - учитель русского языка и литературы Жанакорганского района, Кызылординской области.
Синтаксис. Обособленные члены предложения
Бегентаева Газиза Алайдаровна – учитель русского языка и литературы Жанакорганского района, Кызылординской области.
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.