Наречие как неизменяемая часть речи
Абуова Айгуль Талгаповна - учитель русского языка и литературы
средней школы № 267 г. Кызылорды.
Русский язык.
10 класс
Тема: Наречие как неизменяемая часть речи.
Цели:
1. образовательная - повторить правила о деепричастии и деепричастном обороте, дать общее представление о наречии как самостоятельной части речи, раскрыть его семантику, морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию.. формирование умения находить и использовать наречия в тексте;
2. развивающая: развивать творческие способности учащихся; расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий;
3. воспитательная: прививать интерес к учёбе, к изучению предмета, к русскому языку.
Тип урока: комбинированный.
Метод: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный,
Наглядности: слайды с таблицами, заданиями, музыкальной композицией, раздаточный материал - грамматическое лото.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Побуждение интереса
(Открыт 1 слайд, звучит музыкальная композиция из французского кинофильма «Игрушка»)
- Дорогие друзья, дорогие взрослые и дети, мы рады вас приветствовать в нашей телевизионной познавательной программе «По вашим письмам». Сейчас мы будем читать ваши письма, и отвечать на вопросы (открываем письма нажатием мышкой компьютера на письмо с нужным номером).
III. Опрос пройденного материала
И так, Первое письмо.
1. Дорогая редакция, подскажите, что называется деепричастием?
Второе письмо.
2. Уважаемая редакция, не могли бы вы напомнить мне, как пишется не с деепричастиями?
Третье письмо.
3. Дорогая редакция, мне хочется знать, как образуются деепричастия
несовершенного и совершенного вида?
Четвёртое письмо.
4. Уважаемая редакция, помогите мне вспомнить, что называется деепричастным оборотом.
Пятое письмо.
5. Дорогая редакция, мне хочется знать, какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты.
Шестое письмо.
6. Уважаемая редакция, ответьте мне, пожалуйста, как выделяются деепричастия и деепричастные обороты на письме.
Седьмое письмо.
7. Дорогая редакция, я уже забыл, в каких случаях деепричастия не обособляются.
Очень прошу вас помочь мне, вспомнить условия, при которых они не обособляются.
IV. Новая тема.
Восьмое письмо.
8. Уважаемая редакция, меня интересует,
почему у наречия такое имя? Почему оно так называется?
Учитель: На это письмо отвечу я. Наречие - самостоятельная часть речи. Слово наречие происходит из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень - речь -. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением “говорить”. От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.
Если буквально перевести слово наречие на современный язык, получится “наглаголие”. А в латыни - “приглаголие”. Это потому, что наречие почти всегда употребляется с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а наречие «помогает» глаголу: примыкая к нему, поясняя, уточняя его, придаёт ему четкость.
Наречие - это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака, реже признак предмета. Чаще всего наречия относятся к глаголу и обозначают признак действия: стоять насмерть, говорить взволнованно, очень интересуется.
Наречие сочетается с другими знаменательными частями речи по способу примыкания.
Примыкая к прилагательным, причастиям и наречиям обозначают признак признака: очень интересная книга, ярко освещённая гостиная, очень интересно рассказывает.
Признак предмета наречия обозначают в редких случаях, т. к. могут сочетаться лишь с некоторыми существительными: чтение вслух, глаза навыкате, совсем дитя.
В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами, определениями, именной частью составного именного сказуемого.
1. Издалека (откуда? - обстоятельство) доносилась песня.
2. По утрам он любил яйца (какие? - определение) всмятку и кофе (какой? - определение) по - ирландский.
3. Пальто тебе (каково? - сказуемое) впору.
V. Закрепление нового материала.
Задание 1. Вставьте пропущенные слова в данных предложениях.
1). Наречие – это (неизменяемая) часть речи.
2). Наречие никогда не (изменяется).
3). У наречия никогда не бывает (окончания).
4). В предложении наречие чаще всего является (обстоятельством).
Задание 2. От глагола бежать поставьте вопросы к наречиям. (Грамматическое лото).
Бежать (когда?) сегодня, завтра, утром.
Бежать (где?) здесь, рядом, впереди.
Бежать (куда?) вперёд, назад, вниз.
Бежать (откуда?) издалека
Бежать (как?) быстро, медленно.
Бежать (зачем?) специально.
Бежать (почему?) с перепугу, со страха.
( Работа с вопросами к наречию).
- Ребята, вы заметили, что вопросы к наречию мы ставим от глагола? Запомните, на какие вопросы отвечают наречие.
Задание 3. Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вместо пропусков. Употребите подходящие по значению наречия, подчеркните их как члены предложения. Выполняют самостоятельно.
Был полдень._________ палило солнце. На горизонте появилась чёрная туча, которая ____ двигалась с запада на восток. ___подул ветер. Молодая берёзка ___затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния ___ раздался первый удар грома. Спеша укрыться __________ заметались птицы.
- Сравните свою работу с оригиналом текста. Зрительная проверка. (Слайд).
- Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный запас наречий.
Задание 4. «Наречия заблудились». Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу наречия.
Говорить – спокойно, верхом, вежливо, сильно, внятно, тяжело, вслух.
Петь – замечательно, громко, далеко, втроём, сидя, иногда, всегда, часто.
Работать – по - другому, грязно, низко, умело, аккуратно, долго, вкусно.
Ехать – рядом, близко, ласково, сладко, глупо, пешком, издалека, вдвоём.
Задание 5. Вставьте в пословицы наречия (снову, смолоду, дружно, грузно, сзади, спереди, тихо, лихо, везде, хорошо)
1. Береги платье ______, а честь _________.
2. Берись ________ - не будет __________.
3. Бойся коровы _______, а лошади - _______.
4. Кошка с собакой _________ не живут.
5. В болоте _______, да жить там _______.
6. ________ ________, где нас нет.
Задание 6. Отгадайте загадки. Найдите в них наречия.
1). Скоро ест, мелко жуёт. Сама не глотает, другим не даёт. (Пила).
2). Стоят вместе, ноги врозь. (Ноги).
3). Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто. (Барабан).
4). Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь).
- Что такое фразеологизмы?
- Фразеологизмы придают речи эмоциональность и выразительность.
- Фразеологизмы могут быть заменены наречиями. Такую работу мы сейчас попробуем выполнить.
Задание 7. Замените фразеологизмы наречиями (честно, далеко, близко, точно, ясно, долго, рядом, дорого, дружно).
Положа руку на сердце, У черта на куличках, Рукой подать, Как в аптеке
Черным по белому, Битый час, Бок о бок, На вес золото, Душа в душу.
VI. Обобщение урока
Вопросы:
1. Что такое наречие? Что обозначает?
2. На какие вопросы отвечают наречия?
3. С какими частями речи сочетается?
4. Синтаксическая роль наречий.
Оценивание.
средней школы № 267 г. Кызылорды.
Русский язык.
10 класс
Тема: Наречие как неизменяемая часть речи.
Цели:
1. образовательная - повторить правила о деепричастии и деепричастном обороте, дать общее представление о наречии как самостоятельной части речи, раскрыть его семантику, морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию.. формирование умения находить и использовать наречия в тексте;
2. развивающая: развивать творческие способности учащихся; расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий;
3. воспитательная: прививать интерес к учёбе, к изучению предмета, к русскому языку.
Тип урока: комбинированный.
Метод: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный,
Наглядности: слайды с таблицами, заданиями, музыкальной композицией, раздаточный материал - грамматическое лото.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Побуждение интереса
(Открыт 1 слайд, звучит музыкальная композиция из французского кинофильма «Игрушка»)
- Дорогие друзья, дорогие взрослые и дети, мы рады вас приветствовать в нашей телевизионной познавательной программе «По вашим письмам». Сейчас мы будем читать ваши письма, и отвечать на вопросы (открываем письма нажатием мышкой компьютера на письмо с нужным номером).
III. Опрос пройденного материала
И так, Первое письмо.
1. Дорогая редакция, подскажите, что называется деепричастием?
Второе письмо.
2. Уважаемая редакция, не могли бы вы напомнить мне, как пишется не с деепричастиями?
Третье письмо.
3. Дорогая редакция, мне хочется знать, как образуются деепричастия
несовершенного и совершенного вида?
Четвёртое письмо.
4. Уважаемая редакция, помогите мне вспомнить, что называется деепричастным оборотом.
Пятое письмо.
5. Дорогая редакция, мне хочется знать, какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты.
Шестое письмо.
6. Уважаемая редакция, ответьте мне, пожалуйста, как выделяются деепричастия и деепричастные обороты на письме.
Седьмое письмо.
7. Дорогая редакция, я уже забыл, в каких случаях деепричастия не обособляются.
Очень прошу вас помочь мне, вспомнить условия, при которых они не обособляются.
IV. Новая тема.
Восьмое письмо.
8. Уважаемая редакция, меня интересует,
почему у наречия такое имя? Почему оно так называется?
Учитель: На это письмо отвечу я. Наречие - самостоятельная часть речи. Слово наречие происходит из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень - речь -. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением “говорить”. От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.
Если буквально перевести слово наречие на современный язык, получится “наглаголие”. А в латыни - “приглаголие”. Это потому, что наречие почти всегда употребляется с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а наречие «помогает» глаголу: примыкая к нему, поясняя, уточняя его, придаёт ему четкость.
Наречие - это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака, реже признак предмета. Чаще всего наречия относятся к глаголу и обозначают признак действия: стоять насмерть, говорить взволнованно, очень интересуется.
Наречие сочетается с другими знаменательными частями речи по способу примыкания.
Примыкая к прилагательным, причастиям и наречиям обозначают признак признака: очень интересная книга, ярко освещённая гостиная, очень интересно рассказывает.
Признак предмета наречия обозначают в редких случаях, т. к. могут сочетаться лишь с некоторыми существительными: чтение вслух, глаза навыкате, совсем дитя.
В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами, определениями, именной частью составного именного сказуемого.
1. Издалека (откуда? - обстоятельство) доносилась песня.
2. По утрам он любил яйца (какие? - определение) всмятку и кофе (какой? - определение) по - ирландский.
3. Пальто тебе (каково? - сказуемое) впору.
V. Закрепление нового материала.
Задание 1. Вставьте пропущенные слова в данных предложениях.
1). Наречие – это (неизменяемая) часть речи.
2). Наречие никогда не (изменяется).
3). У наречия никогда не бывает (окончания).
4). В предложении наречие чаще всего является (обстоятельством).
Задание 2. От глагола бежать поставьте вопросы к наречиям. (Грамматическое лото).
Бежать (когда?) сегодня, завтра, утром.
Бежать (где?) здесь, рядом, впереди.
Бежать (куда?) вперёд, назад, вниз.
Бежать (откуда?) издалека
Бежать (как?) быстро, медленно.
Бежать (зачем?) специально.
Бежать (почему?) с перепугу, со страха.
( Работа с вопросами к наречию).
- Ребята, вы заметили, что вопросы к наречию мы ставим от глагола? Запомните, на какие вопросы отвечают наречие.
Задание 3. Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вместо пропусков. Употребите подходящие по значению наречия, подчеркните их как члены предложения. Выполняют самостоятельно.
Был полдень._________ палило солнце. На горизонте появилась чёрная туча, которая ____ двигалась с запада на восток. ___подул ветер. Молодая берёзка ___затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния ___ раздался первый удар грома. Спеша укрыться __________ заметались птицы.
- Сравните свою работу с оригиналом текста. Зрительная проверка. (Слайд).
- Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный запас наречий.
Задание 4. «Наречия заблудились». Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу наречия.
Говорить – спокойно, верхом, вежливо, сильно, внятно, тяжело, вслух.
Петь – замечательно, громко, далеко, втроём, сидя, иногда, всегда, часто.
Работать – по - другому, грязно, низко, умело, аккуратно, долго, вкусно.
Ехать – рядом, близко, ласково, сладко, глупо, пешком, издалека, вдвоём.
Задание 5. Вставьте в пословицы наречия (снову, смолоду, дружно, грузно, сзади, спереди, тихо, лихо, везде, хорошо)
1. Береги платье ______, а честь _________.
2. Берись ________ - не будет __________.
3. Бойся коровы _______, а лошади - _______.
4. Кошка с собакой _________ не живут.
5. В болоте _______, да жить там _______.
6. ________ ________, где нас нет.
Задание 6. Отгадайте загадки. Найдите в них наречия.
1). Скоро ест, мелко жуёт. Сама не глотает, другим не даёт. (Пила).
2). Стоят вместе, ноги врозь. (Ноги).
3). Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто. (Барабан).
4). Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь).
- Что такое фразеологизмы?
- Фразеологизмы придают речи эмоциональность и выразительность.
- Фразеологизмы могут быть заменены наречиями. Такую работу мы сейчас попробуем выполнить.
Задание 7. Замените фразеологизмы наречиями (честно, далеко, близко, точно, ясно, долго, рядом, дорого, дружно).
Положа руку на сердце, У черта на куличках, Рукой подать, Как в аптеке
Черным по белому, Битый час, Бок о бок, На вес золото, Душа в душу.
VI. Обобщение урока
Вопросы:
1. Что такое наречие? Что обозначает?
2. На какие вопросы отвечают наречия?
3. С какими частями речи сочетается?
4. Синтаксическая роль наречий.
Оценивание.
Жаңалықтар
Наречие
Қызылорда облысы, Арал ауданы, Беларан ауылдық округі, №77 орта мектебінің орыс тілі және әдебиеті пәні мұғалімі Қазбағанбетова Жанна Байкаловна
Имя существительное как часть речи
СҚО, Шал ақын ауданы, Жаңажол орта мектебінің орыс тілі пәні мұғалімі Сулейменова Сауле Алибековна
Превосходная степень прилагательных
школ - лицей №249 учительницы русского языка и литературы Жарасовой Шамширак Зинадиновна
Имя существительное как часть речи. 5 класс
Абуова Айгуль Талгаповна - учитель русского языка и литературы средней школы №267 г. Кызылорды
Урок развития речи. Открытие Пристли
Учитель русского языка и литературы средней школы № 267 Абуова Айгуль Талгаповна
Служебные части речи
Обобщить и закрепить знания учащихся о служебных частях речи, их значении и знаках препинания при них; Совершенствовать следующие умения и навыки: определять значения предлогов, союзов и частиц, находить служебные части речи, уметь применять их в
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.