Сложное предложение с несколькими частями и разными видами связи
Тема: Сложное предложение с несколькими частями и разными видами связи
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложного предложения с несколькими частями и разными типами связи.
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).
Наглядности урока: Интерактивная доска, раздаточный материал,
презентация урока, « Табель знаний»
План урока:
1. Орг. момент
2. Постановка темы и цели урока
3. Повторение изученного:
1. Синтаксическая разминка
2. Цифровой диктант
4. Исследовательская работа по группам
5. Закрепительно - тренировочный этап
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание
Ход урока
I. Орг. момент
II. Постановка темы и цели урока
Слово учителя: Ребята! Вы уже познакомились с таким понятиями, как сложные предложения, основные виды сложных предложений. Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложных предложении и поработать над сложным предложением с несколькими частями и разными видами связи.
Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять».
III. Разминка
Слово учителя: Начнем мы с повторения пройденных материалов.
Задание 1. Синтаксическая разминка
Алгоритм сложного предложения
Предложение
↓
Грамматическая основа
↓ ---------------------------------------------↓
Одна основа -------------------две или более основ
↓ ---------------------------------------------↓
Простое предложение----------- сложное предложение
↓ ----------------------------------------------↓
Союзное -------------------------------бессоюзное
↓ ----------------------------------------------↓
ССП -----------------------------------------СПП
Задание 2. Цифровой диктант
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, в « Табеле знаний» ставьте цифру "1", если нет – "0". Затем проверьте свои ответы.
Верно ли утверждение, что:
Союзы что, если, где – подчинительные?
2. В БСП между частями пишется союз чтобы?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Союзы а, но - соединительные?
5. Союз однако – подчинительный?
6. В ССП одно предложение может указывать на условие того, о чем говорится в другом?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении « Сделано все, чтобы я мог жить спокойно» первая часть – придаточное предложение?
9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.
После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ:
«101 100 101».
IV. Новая тема
1. Объяснение урока
В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. К ним относятся:
1) сочинение и подчинение. Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).
2) сочинение и бессоюзная связь. Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).
3) подчинение и бессоюзная связь. Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).
4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь. Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.
2. Тренировочные упражнения
3. Исследовательская работа по группам: Константин Паустовский « Барсучий нос»
Найти в тексте сложные предложения с несколькими частями)
1 группа:
Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды.
У нас на стоянке горел костер. Мы жгли его весь день и ночь напролет, чтобы отгонять волков, - они тихо выли по дальним берегам озера. Их беспокоили дым костра и веселые человеческие крики.
Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой - то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей. Картошка жарилась на сковороде, от нее шел острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.
С нами был маленький мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночевки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо лучше нас, взрослых, он все замечал и рассказывал.
Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. Каждый день он придумывал что - нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины.
2 группа:
Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, но я опоздал – барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос...
Запахло паленой кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.
На озере и в лесу началось смятение. Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.
Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожженный нос. Я не поверил.
Я сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц. Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах - шарах, плескались рыбы, тихо ворковали горлинки. Мне не хотелось двигаться.
V. Закрепительно - тренировочный этап
Тестовые задания
1. Найдите сложное предложение.
а) Я простился и пошел домой. б) Она то посидит, то походит. в) Когда мы пришли, она уже проснулась.
2. Определите вид предложения:
Я проснулся и увидел, что лунная ночь еще более побелела.
а) ССП;
б) СПП;
в) СП с разными видами связи.
3. Определите вид предложения: Из травы поднималась мерными взмахами чайка и раскошно купалась в синем воздухе.
а) ССП;
б) простое предложение;
в) СП с разными видами связи.
4. Определите вид предложения:
На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева, и в час
полуденный в кружок их не зовет его рожок.
а) ССП;
б) БСП;
в) СП с разными видами связи.
5. Определите вид предложения: По небу белели клоками легкие облака, и свежий ветерок едва колыхался по верхушкам травы. которая выросла в человеческий рост.
а) ССП;
б) СПП;
в) СП с разными видами связи.
6. Какое из предложений соответствует схеме: ( ), [ ], и [ ]?
а) Когда взошло солнце, все проснулись и вокруг все ожило.
б) Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь.
в) Чтобы узнать природу, необходимо полюбить её, и тогда она откроется перед тобой.
7. В каком случае представлено сложное предложение с разными видами связи?
а) Солнце как будто запоздало в это утро и, когда оно заглянуло из - за домов и церквей, застало всех в страшной суматохе.
б) Пестрые суслики выползали из нор своих, становились на задние лапки, оглашали степь свистом.
в) Вечером вся степь совершенно переменялась: все пестрое пространство её охватывало последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было как тень перебегала по ней и она становилась темно - зеленой; испарения подымались гуще; каждый цветок испускал аромат, и вся степь курилась благовонием.
8. В каком случае представлено сложное предложение с разными видами связи?
а) В саду уже поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными и живыми.
б) Горели темным пурпуром клены, ссыхался дикий виноград на беседке.
в) Я выламываю себе хорошую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склоненному дереву, как снег валится вниз, дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу.
9. В каком случае дана правильная характеристика предложения?
Везде все бело и неподвижно; то вдруг белая высокая стена вырастает справа, то вдруг исчезнет и вырастает спереди, чтобы убежать и опять исчезнуть.
а) СП с сочинением и подчинением
б) СП с сочинением и бессоюзной связью
в) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью
Ключ: 1в, 2б, 3б, 4а, 5в, 6в, 7в, 8в, 9в.
Самостоятельная работа (для более сильных учеников)
Конструирование предложений
Задание 1: Из данных предложений, используя союзы и союзные слова, образуйте сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Запишите их, расставьте знаки препинания.
1. Уже совсем стемнело. Мы, наконец, пришли на берег озера. Вблизи стояло несколько копен недавно скошенного сена.
2. Наступил октябрь. Установились тёплые дни. Такие дни бывают только летом.
Задание 2: Тестовые задания
1. В каком случае дана правильная характеристика предложения?
Меня всегда удивляет одно обстоятельство: мы ходим по жизни и совершенно не знаем и даже не можем себе представить, сколько величайших трагедий, прекрасных человеческих поступков, сколько горя, героизма, подлости и отчаяния происходило и происходит на любом клочке земли, где мы живем.
а) СП с сочинением и подчинением
б) СП с подчинением и бессоюзной связью
в) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связь
2. В каком случае дана правильная характеристика предложения?
Ее присутствие доставляло мне удовольствие, какого я уже давно не испытывал, и я боялся смотреть на нее, чтобы мой взгляд как - нибудь не выдал моего скрытого чувства.
а) СП с сочинением и подчинением
б) СП с сочинением и бессоюзной связью
в) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью
3. В каком случае дана правильная характеристика предложения?
Уже все было готово к нашему отлету: упаковано снаряжение, продукты, инструменты, личные вещи, но ледяной аэродром на реке, где нас с Василием Николаевичем должны были высадить, затопила наледь, и теперь там невозможно было посадить самолет.
а) СП с сочинением и подчинением
б) СП с сочинением и бессоюзной связью
в) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью
4. В каком предложении нужна запятая перед союзом и?
а) Это наполнило его радостью, а глядя на других — и гордостью: конечно же, она была лучше всех и ни у кого такой дамы не было.
б) И чем больше он повествовал, тем ярче перед финдиректором разворачивалась длиннейшая цепь лиходеевских хамств и безобразий и всякое последующее звено в этой цепи было хуже предыдущего.
в) С каждым шагом вперед горная панорама точно раздавалась все шире и шире и небо делалось глубже.
5. В каком предложении на стыке союзов следует поставить запятую?
а) Я был командирован редакцией «Русских ведомостей» дать отчет о юбилее, и когда явился, то уже все сидели за столом.
б) Он пробыл недолго в Марселе; но когда он рассказывал о марсельской жизни, это не было впечатлениями туриста.
в) Больница была устроена на восемьдесят человек, но так как она одна служила на несколько окрестных губерний, то в ней помещалось до трехсот.
6. В каком случае дана неправильная характеристика предложения?
а) В стороне, посреди луга, был мягкий свет, словно на гумне тлел пожар, и темными полями к отдельно стоявшей риге шли вразброд, не спеша, по - праздничному гудевшие люди. (Сложное предложение с разными видами связи, в нем можно выделить две смысловые части, связанные сочинительным союзом и. 1 - я часть — сложноподчиненное предложение с придаточным определительным, 2 - я часть — простое предложение.)
б) Он говорил о том, с какой нежностью и как весело нужно относиться к вещам, и странная мечтательная улыбка щекотала ему усы, морщила и снова расправляла складки губ. (Сложное предложение с разными видами связи, в нем можно выделить две смысловые части, связанные сочинительным союзом и. 1 - я часть — сложноподчиненное предложение с двумя придаточными изъяснительными, связанными с главным однородным соподчинением, 2 - я часть — простое предложение.)
в) Всякая несправедливость действует развращающе на обе стороны: развращается и тот, кто терпит несправедливость, и тот, кто несправедливость совершает. (Сложное предложение с разными видами связи, в нем можно выделить две смысловые части, связанные интонационно. 1 - я часть — простое предложение, 2 - я часть — сложноподчиненное предложение с двумя придаточными определительными, которые связаны с главным последовательным подчинением.)
7. В каком предложении не нужна запятая перед союзом и?
а) В его гениальность она верила безусловно, а кроме того, была убеждена, что эта гениальность не может испытываться только шахматной игрой и что, когда пройдет турнирная горячка, в нем заиграют какие - то еще неведомые силы.
б) К тому же Фаина, хоть и помалкивала, как - то умудрялась не давать Леве почувствовать неловкость от его неумеренной болтливости и от того, что она так чутка и тактична, Лева становился ей тем более благодарен и сильнее влюблялся.
в) Когда же он сердился, гнев его был как внезапно ударивший мороз и я хорошо помню эти внезапные молчания за столом.
Ключ: 1б, 2а, 3в, 4б, 5б, 6б, 7а
VI. Подведение итогов урока
VII. Домашнее задание: 1. Выучить правило.
2. Упр.:
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложного предложения с несколькими частями и разными типами связи.
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).
Наглядности урока: Интерактивная доска, раздаточный материал,
презентация урока, « Табель знаний»
План урока:
1. Орг. момент
2. Постановка темы и цели урока
3. Повторение изученного:
1. Синтаксическая разминка
2. Цифровой диктант
4. Исследовательская работа по группам
5. Закрепительно - тренировочный этап
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание
Ход урока
I. Орг. момент
II. Постановка темы и цели урока
Слово учителя: Ребята! Вы уже познакомились с таким понятиями, как сложные предложения, основные виды сложных предложений. Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложных предложении и поработать над сложным предложением с несколькими частями и разными видами связи.
Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять».
III. Разминка
Слово учителя: Начнем мы с повторения пройденных материалов.
Задание 1. Синтаксическая разминка
Алгоритм сложного предложения
Предложение
↓
Грамматическая основа
↓ ---------------------------------------------↓
Одна основа -------------------две или более основ
↓ ---------------------------------------------↓
Простое предложение----------- сложное предложение
↓ ----------------------------------------------↓
Союзное -------------------------------бессоюзное
↓ ----------------------------------------------↓
ССП -----------------------------------------СПП
Задание 2. Цифровой диктант
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, в « Табеле знаний» ставьте цифру "1", если нет – "0". Затем проверьте свои ответы.
Верно ли утверждение, что:
Союзы что, если, где – подчинительные?
2. В БСП между частями пишется союз чтобы?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Союзы а, но - соединительные?
5. Союз однако – подчинительный?
6. В ССП одно предложение может указывать на условие того, о чем говорится в другом?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении « Сделано все, чтобы я мог жить спокойно» первая часть – придаточное предложение?
9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.
После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ:
«101 100 101».
IV. Новая тема
1. Объяснение урока
В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. К ним относятся:
1) сочинение и подчинение. Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).
2) сочинение и бессоюзная связь. Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).
3) подчинение и бессоюзная связь. Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).
4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь. Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.
2. Тренировочные упражнения
3. Исследовательская работа по группам: Константин Паустовский « Барсучий нос»
Найти в тексте сложные предложения с несколькими частями)
1 группа:
Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды.
У нас на стоянке горел костер. Мы жгли его весь день и ночь напролет, чтобы отгонять волков, - они тихо выли по дальним берегам озера. Их беспокоили дым костра и веселые человеческие крики.
Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой - то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей. Картошка жарилась на сковороде, от нее шел острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.
С нами был маленький мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночевки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо лучше нас, взрослых, он все замечал и рассказывал.
Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. Каждый день он придумывал что - нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины.
2 группа:
Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, но я опоздал – барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос...
Запахло паленой кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.
На озере и в лесу началось смятение. Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.
Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожженный нос. Я не поверил.
Я сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц. Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах - шарах, плескались рыбы, тихо ворковали горлинки. Мне не хотелось двигаться.
V. Закрепительно - тренировочный этап
Тестовые задания
1. Найдите сложное предложение.
а) Я простился и пошел домой. б) Она то посидит, то походит. в) Когда мы пришли, она уже проснулась.
2. Определите вид предложения:
Я проснулся и увидел, что лунная ночь еще более побелела.
а) ССП;
б) СПП;
в) СП с разными видами связи.
3. Определите вид предложения: Из травы поднималась мерными взмахами чайка и раскошно купалась в синем воздухе.
а) ССП;
б) простое предложение;
в) СП с разными видами связи.
4. Определите вид предложения:
На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева, и в час
полуденный в кружок их не зовет его рожок.
а) ССП;
б) БСП;
в) СП с разными видами связи.
5. Определите вид предложения: По небу белели клоками легкие облака, и свежий ветерок едва колыхался по верхушкам травы. которая выросла в человеческий рост.
а) ССП;
б) СПП;
в) СП с разными видами связи.
6. Какое из предложений соответствует схеме: ( ), [ ], и [ ]?
а) Когда взошло солнце, все проснулись и вокруг все ожило.
б) Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь.
в) Чтобы узнать природу, необходимо полюбить её, и тогда она откроется перед тобой.
7. В каком случае представлено сложное предложение с разными видами связи?
а) Солнце как будто запоздало в это утро и, когда оно заглянуло из - за домов и церквей, застало всех в страшной суматохе.
б) Пестрые суслики выползали из нор своих, становились на задние лапки, оглашали степь свистом.
в) Вечером вся степь совершенно переменялась: все пестрое пространство её охватывало последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было как тень перебегала по ней и она становилась темно - зеленой; испарения подымались гуще; каждый цветок испускал аромат, и вся степь курилась благовонием.
8. В каком случае представлено сложное предложение с разными видами связи?
а) В саду уже поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными и живыми.
б) Горели темным пурпуром клены, ссыхался дикий виноград на беседке.
в) Я выламываю себе хорошую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склоненному дереву, как снег валится вниз, дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу.
9. В каком случае дана правильная характеристика предложения?
Везде все бело и неподвижно; то вдруг белая высокая стена вырастает справа, то вдруг исчезнет и вырастает спереди, чтобы убежать и опять исчезнуть.
а) СП с сочинением и подчинением
б) СП с сочинением и бессоюзной связью
в) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью
Ключ: 1в, 2б, 3б, 4а, 5в, 6в, 7в, 8в, 9в.
Самостоятельная работа (для более сильных учеников)
Конструирование предложений
Задание 1: Из данных предложений, используя союзы и союзные слова, образуйте сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Запишите их, расставьте знаки препинания.
1. Уже совсем стемнело. Мы, наконец, пришли на берег озера. Вблизи стояло несколько копен недавно скошенного сена.
2. Наступил октябрь. Установились тёплые дни. Такие дни бывают только летом.
Задание 2: Тестовые задания
1. В каком случае дана правильная характеристика предложения?
Меня всегда удивляет одно обстоятельство: мы ходим по жизни и совершенно не знаем и даже не можем себе представить, сколько величайших трагедий, прекрасных человеческих поступков, сколько горя, героизма, подлости и отчаяния происходило и происходит на любом клочке земли, где мы живем.
а) СП с сочинением и подчинением
б) СП с подчинением и бессоюзной связью
в) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связь
2. В каком случае дана правильная характеристика предложения?
Ее присутствие доставляло мне удовольствие, какого я уже давно не испытывал, и я боялся смотреть на нее, чтобы мой взгляд как - нибудь не выдал моего скрытого чувства.
а) СП с сочинением и подчинением
б) СП с сочинением и бессоюзной связью
в) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью
3. В каком случае дана правильная характеристика предложения?
Уже все было готово к нашему отлету: упаковано снаряжение, продукты, инструменты, личные вещи, но ледяной аэродром на реке, где нас с Василием Николаевичем должны были высадить, затопила наледь, и теперь там невозможно было посадить самолет.
а) СП с сочинением и подчинением
б) СП с сочинением и бессоюзной связью
в) СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью
4. В каком предложении нужна запятая перед союзом и?
а) Это наполнило его радостью, а глядя на других — и гордостью: конечно же, она была лучше всех и ни у кого такой дамы не было.
б) И чем больше он повествовал, тем ярче перед финдиректором разворачивалась длиннейшая цепь лиходеевских хамств и безобразий и всякое последующее звено в этой цепи было хуже предыдущего.
в) С каждым шагом вперед горная панорама точно раздавалась все шире и шире и небо делалось глубже.
5. В каком предложении на стыке союзов следует поставить запятую?
а) Я был командирован редакцией «Русских ведомостей» дать отчет о юбилее, и когда явился, то уже все сидели за столом.
б) Он пробыл недолго в Марселе; но когда он рассказывал о марсельской жизни, это не было впечатлениями туриста.
в) Больница была устроена на восемьдесят человек, но так как она одна служила на несколько окрестных губерний, то в ней помещалось до трехсот.
6. В каком случае дана неправильная характеристика предложения?
а) В стороне, посреди луга, был мягкий свет, словно на гумне тлел пожар, и темными полями к отдельно стоявшей риге шли вразброд, не спеша, по - праздничному гудевшие люди. (Сложное предложение с разными видами связи, в нем можно выделить две смысловые части, связанные сочинительным союзом и. 1 - я часть — сложноподчиненное предложение с придаточным определительным, 2 - я часть — простое предложение.)
б) Он говорил о том, с какой нежностью и как весело нужно относиться к вещам, и странная мечтательная улыбка щекотала ему усы, морщила и снова расправляла складки губ. (Сложное предложение с разными видами связи, в нем можно выделить две смысловые части, связанные сочинительным союзом и. 1 - я часть — сложноподчиненное предложение с двумя придаточными изъяснительными, связанными с главным однородным соподчинением, 2 - я часть — простое предложение.)
в) Всякая несправедливость действует развращающе на обе стороны: развращается и тот, кто терпит несправедливость, и тот, кто несправедливость совершает. (Сложное предложение с разными видами связи, в нем можно выделить две смысловые части, связанные интонационно. 1 - я часть — простое предложение, 2 - я часть — сложноподчиненное предложение с двумя придаточными определительными, которые связаны с главным последовательным подчинением.)
7. В каком предложении не нужна запятая перед союзом и?
а) В его гениальность она верила безусловно, а кроме того, была убеждена, что эта гениальность не может испытываться только шахматной игрой и что, когда пройдет турнирная горячка, в нем заиграют какие - то еще неведомые силы.
б) К тому же Фаина, хоть и помалкивала, как - то умудрялась не давать Леве почувствовать неловкость от его неумеренной болтливости и от того, что она так чутка и тактична, Лева становился ей тем более благодарен и сильнее влюблялся.
в) Когда же он сердился, гнев его был как внезапно ударивший мороз и я хорошо помню эти внезапные молчания за столом.
Ключ: 1б, 2а, 3в, 4б, 5б, 6б, 7а
VI. Подведение итогов урока
VII. Домашнее задание: 1. Выучить правило.
2. Упр.:
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
Жаңалықтар
Бессоюзное сложное предложение. Типы БСП
Жалмухамбетова Венера Хайдаровна – учитель русского языка и литературы средней школы №3, города Атырау
Бессоюзные сложные предложения
Жангушикова Рашида Байдильдаевна - учитель русского языка и литературы Кызылординская область, г. Аральск, Областная санаторная школа - интернат №2
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными и пунктуация в них
Акмолинская область, Г. Ерейментау, Основная школа №1, Учитель русского языка и литературы Жолдаспаева Гульзия Сабировна
Бессоюзное сложное предложение
Ақтөбе облысы, Алға ауданы, Үшқұдық мектеп – бақшасының орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі Жалашева Алия Каримовна
Средства связи в сложноподчиненном предложении
Солтүстік Қазақстан облысы, Қызылжар ауданы, Шаховское орта мектебі. Орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі: Айсабекова Гульнар Мажитовна
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.