Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Мой Чокан

08 ақпан 2013, Жұма
Тема: «Мой Чокан» (эссе О. Сулейменова)
Цели урока:
* углубить и обобщить знание учащихся о жизни и деятельности Валиханова, оставившего огромное литературное и географическое наследие; раскрыть многогранность Ч. Валиханова, соединившего в себе таланты историка, географа, этнографа, фольклориста, художника, путешественника и переводчика;
*развивать творческое мышление, активность учащихся, совершенствовать коммуникативные речевыеумения и навыки учащихся, развивать умение анализировать, делать выводы;
* воспитывать у учащихся патриотический дух и любовь к Родине, чувство любви к историческому прошлому своего народа.

Форма урока: урок - анализ
Методы: словесный, наглядный. проблемно - поисковый, творческий
Оборудование: дидактические материалы, интерактивная доска, слайды
Межпредметная связь:история, география, казахская литература, живопись
Эпиграф: «Он человек будущего жил в прошлом»О. Сулейменов

Этапы урока:
♦ 1. Побуждение
Учитель:
Один мудрец сказал: «Когда у тебя спрашивают кто ты такой, можно предъявить документы, паспорт. Если же у народа спросят, кто он такой, то народ, как документ, предьявит своего ученого, писателя, художника, композитора, полководца.»

Если этим народом окажемся мы, то с гордостью ответим: «Мы соотечественники легендарного Чокана. Наш урок посвящается великому сыну казахского народа Чокану Валиханову.
Краткий рассказ учителя о Чокане Валиханове:
Первый казахский учёный ЧоканЧингисович Валиханов, крупный востоковед, этнограф, талантливый публицист, оставил ценное научное и литературное наследие, сыгравшее большую роль в развитии казахской литературы. Путешественник, фольклорист, просветитель, он жаждал для своего народа цивилизации, образованности, культуры; собирал и изучал народные творения, сделал их достоянием русских и европейских исследователей. Сам он написал много научных трактатов по истории, географии и этнографии казахского народа, по литературе и искусству.
Прожив на земле неполных 30 лет, он сумел сделать столько, сколько некоторым не под силу и за три жизни. Вот обэтой Личности и мы с вами поговорим сегодня.

Вопрос:
- Какие ассоциации вызывает у вас это имя?
(Составление кластера на интерактивной доске)

Чокан Валиханов путешественник
географ
художник
публицист
этнограф
поклонник
искусства
фольклорист
переводчик
труды о народной медицине

Ученики получили следующие опережающиезадания:
- Прочитать эссе, выписать понравившиеся предложения, обоснуя свои ответы.
- Рассказать: почему автор обратился к жанру эссе?
почему автор назвал эссе «Мой Чокан»?
- Рассказать об особенностях произведения.
- Подготовить сообщения о многогранности таланта великого учёного.
- Рассказать о личностных качествах Чокана Валиханова.
Беседа по этим вопросам.
Ученики высказывают свои мнения по поводу выписанных ими фраз из эссе.
На интерактивной доске появляются записи:
«Он человек будущего жил в прошлом».
«Высокоразвитое чувство демократизма, могучий интеллекти потрясающая способность предчувствовать человека и событие - всё это удивительным образом сочеталось с детской доверчивостью. Восторженная восприимчивость с мудростью старца, могучее жизнелюбие - с неизлечимой душевной печалью.»
«Как трудно даются народу гении и как легко он их теряет!»
«Его судьба - капля, по которой узнают вкус океана.»

«Дай тебе бог его ум и красоту, но не его судьбу».
(Примерные ответы)
* Человеку одаренному свойственно в ранней юности предугадывать то, над чем он станет напряженно размышлять всю свою жизнь. Так случилось и с Чоканом. В нем рано поселилось ощущение, что он открывает в культуре Запада то же самое, что он уже видел в жизни своего народа, в жизни Востока - те же суждения, те же понятия, но в зеркальном - перевернутом - отражении. Он был гениальным во всём. Вот, например, гениальность научного отчета Чокана Валиханова о поездке в Кашгар заключалась еще и в том, что собирая и сопоставляя клочки сведений, он не везде и не всегда мог вести подробные записи. Сколько материалов, причем наиболее ценных, он хранил в памяти - в своей блистательной памяти сына кочевого, поэтического, памятливого народа! Ещё в те далёкие времена Чоканписал, что для процветания народа нужны свобода и образования. А эти пророческие мысли его имеют в наше время огромнейшее значение.

* Веселовский о Чокане писал: "Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии ЧоканЧингизович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд".

* В оставшийся малый срок жизни время Чокана летело стремительно. Умирающему от чахотки дано напоследок почувствовать себя лучше и уверовать в свое выздоровление. В один из апрельских прозрачных дней он попросил вынести его из юрты на вольный воздух. Дышалось легко. Неизвестно, о чем он мечтал, не сохранились последние слова - ни на бумаге, ни в чьей - то памяти для передачи будущим поколениям. Зато известно, в чем он был совершенно уверен. Он знал, что годы его странствий и трудов совпали с исторически очень значимым периодом в жизни его народа, когда казахи всех жузов завершали свое вхождение в состав России и вместе с тем свое воссоединение в один большой народ - мирный и поэтический, веселый и честолюбивый, полный сил и энергии, подающий огромнейшие надежды на развитие... И во всем том, что свершилось в 1865 году, составляющему веху в истории казахов, оставался навеки след его, Чокана, усилий, его понимания своего долга перед народом, его отваги, его исторического предвидения.

* Им никогда не владели тщеславные помыслы, и он очень строго судил о самом себе, но все это он знал. И чувствовал очень остро, что вот теперь - то приходит его время, чтобы повести свой народ путем истинного знания и завершить все.

*О Чокане Валиханове был снят художественный фильм « Чокан», где в главной роли играет актёр Саги Ашимов. Странное совпадение: замечательный актёр тоже рано умер. Ведь он тоже был талантливым человеком. Может быть, ему отец (великий актёр Асанали Ашимов ) то же самое сказал в детстве: «Дай тебе бог его ум и красоту, но не его судьбу».

*Чтобы проникнуть в глубинные пласты жизни и творчества Ч. Валиханова О. Сулейменов должен был чувствовать в себе психологическое родство с учёным, опираться даже не на логику и жизненного опыта, а уповать на самые сокровенные мысли гения. Именно О. Сулейменов вылавливает то, чего другие по каким - либо причинам не замечают.
Каждому хочется написать о Чокане, ибо он неординарная личность, как сказал сам автор эссе «Его судьба - капля, по которой узнают вкус океана».
Мы чувствуем духовную близость О. Сулейменова с великим Чоканом. Колоссальная эрудиция, природный дар красноречия, высокая культура, европейское образование - всё это нашло отражение в произведении «Мой Чокан».
Каждый из нас имеет право «присвоить» его. так как он будет жить вечно в каждом сердце. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Олжас Сулейменов написал эссе «Мой Чокан» от имени всех тех, кто его любит и помнит, кто восхищается и гордится Чоканом. 1.

Сообщения учащихся:
(Выступления учащихся сопровождаются слайдами)
1. Шокан – великий географ, бесстрашный путешественник
2. Шокан – фольклорист
3. Шокан – публицист
4. Шокан – исвестный этнограф
5. Шокан – поклонник исскуства и музыки
6. Шокан – переводчик
7. Шокан – художник
8 Шокан о народной медицине

♦ 2. Рефлексия.
- Используя все изученные материалы, составьте схему Расписание Т (в ответах учащихся доказана взаимосвязь Чокана с русским обществом)
Расписание Т
Чему учился Чокан у русских? Что узнало русское общество благодаря Чокану? Европейское образование, гостеприимство казахов, какстроили юрты, труды зарубежных учёных, традиции и обычаи казахского народа, военная карьера, киргизский эпос «Манас». путешествие в Джунгарию, казахский эпос «Козы Корпеш Баян сулу»
Кашкарию, о лекарственных травах, знакомство с трудами русских шаманство у казахов классиков, прекрасный пейзаж казахской земли военное искусство казахские песни, легенды
Ученики отмечают личностные качества Чокана:
остроумие, прямота, владение ораторским искусством, честность, высокий интеллект, патриотизм, дальневидность, владение несколькими языками, преданность к любимому делу и др.,
обоснуя свои ответы доводами.
Например, * В его размышлениях о будущем казахского народа в составе многоязыкой Российской империи жило усвоенное еще в юные годы понимание, что есть две России - Россия чиновничья и Россия прогрессивная, которая научила его, как сделаться таким, каков он ныне есть: казах, образованный по - европейски вполне не утративший ни грана своей национальной сути, даже, напротив, яснее осознавший благодаря своей принадлежности к русскому передовому обществу великую ценность многовековой культуры своего народа и других народов Азии, возможности развития в будущем.

* Знание многих восточных языков и полученное им до корпуса домашнее султанское образование делали для него близким и понятным духовный мир человека Азии.
*С годами Валиханов завоевывал все более независимое положение в кругу кадет. Уже не требовалось отвечать на обидное слово высокомерным султанским молчанием или кидаться в драку. Кадетам - и ротным и эскадронным - пришлось считаться с острым языком Чокана.
Григорий Потанин, его лучший друг, пишет, что весь эскадрон стал обращаться к нему за советом в делах особо тонких и щепетильных, в вопросах чести. Никто лучше его не мог рассудить спорщиков и дать правильный совет - недаром Чокан был внуком бия. В своих поступках он предпочитал следовать собственной природе.

♦ 3. Осмысление.
- Составьте пятистишье о Чокане Валиханове:
1. Чокан 1. Чокан
2. Великий, остроумный 2. Молодой, одаренный
3. пришел, увидел, победил3. рисовал, учился, помогал
4. Его называли 4. Все признали его талант.
«промелькнувшим метеором
5. Человек - легенда 5. Гений

Слово учителеля:
М. Горький сказал: «Есть великие народы, которые могут сделать своих маленьких сыновей великими, и есть великие сыновья малых народов, которые могут сделать свой маленький народ великим».
Таким пламенным патриотом и великим сыномсвоего народа был Чокан Валиханов. Будьте достойными преемниками легендарного соотечественника!
ИТОГИ.
Памятный медальон с портретом Чокана Валиханова вручается активному участнику урока.
Домашнее задание:
Написать сочинение на тему «И это всё о нём...»используя материалы урока.

Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
11 311
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Освоение космоса
Освоение космоса
- продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы; продолжить работу над формированием умения учащихся определять цели урока; делать устное сообщение по теме; вычленять причинно - следственные связи; анализировать
Поднятие целины
Поднятие целины
Продолжить работу по формированию у учащихся критического, логического и ассоциативного мышления, ИКТ. Продолжить работу над формированием умения учащихся определять цели урока;
Превосходная степень прилагательных
Превосходная степень прилагательных
школ - лицей №249 учительницы русского языка и литературы Жарасовой Шамширак Зинадиновна
Второстепенные члены предложения. Дополнение
Второстепенные члены предложения. Дополнение
Хромтауская школа - гимназия №5 Учитель начальных классов: Есенжолова Нуржамал
Моногибридное скрещивание и его цитологическая изменчивость
Моногибридное скрещивание и его цитологическая изменчивость
г. Астана ТОО «Медико – технический колледж» преподаватель по биологии Сатпаева Магрипа Магзумовна
Служебные части речи
Служебные части речи
Обобщить и закрепить знания учащихся о служебных частях речи, их значении и знаках препинания при них; Совершенствовать следующие умения и навыки: определять значения предлогов, союзов и частиц, находить служебные части речи, уметь применять их в
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×