Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Ошибкоопасные места

13 наурыз 2013, Сәрсенбі
Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку
Тема урока: «Ошибкоопасные» места
Цель урока: познакомить детей с ошибкоопасными местами;
развитие орфографических навыков;
привитие орфографической зоркости;
воспитание трудолюбия; развитие речи учащихся; пополнение
словарного запаса.
Наглядность: таблица « Глухие и звонкие согласные»;
Таблица «Звуки – «волшебники»; дидактические материалы.
ТСО: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку.

Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного.
Назовите «зеркальные» и «незеркальные» слова. (Вспомните, какие слова мы называем «зеркальными», а какие - «незеркальными»).
«Зеркальные» слова - эти слова не дают поводов для ошибок (Н - р: дом, парта, стол, бумага).
«Незеркальные» слова - в этих словах не все звуки соответствуют буквам, в них мы можем допустить ошибки (Н - р: сосед, указка, зуб, молоко, очки).
Задание для учеников:
Ворона, кусочек, ель, лиса, бежала, сыр, дух, плутовка, дерево, голубушка, глазки, сказки, перышки, голосок, светик, сестрица.
- Из какого произведения взяты эти слова?
( И. Крылов «Лиса и ворона»).
3. Основная часть.
В русском языке много «незеркальных» слов, в которых могут «вырасти» ошибки. Всё как будто знаешь, а ошибки «растут» как грибы после дождя. Видимо, кроме правил, которые мы изучаем, нам нужно ещё что - то, чтобы не ошибаться. А что же? Оказывается, нам нужна зоркость! Кому же ещё нужна зоркость?
- Для чего она нужна моряку?
- Для чего нужна зоркость ястребу?
- Для чего нужна зоркость охотнику, пограничнику?
- Что люди изобрели, чтобы зорко видеть?
(очки, бинокли, подзорные трубы, микроскопы и телескопы).
- Но, оказывается, зоркими бывают не только глаза, но и сердце.
Вспомните сказочного Маленького принца и секрет, который раскрыл для него Лис. Он (Лис) сказал: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
- А что такое орфографическая зоркость?
- Для того, чтобы грамотно писать, нужно иметь не только зоркий глаз, но и зоркий ум. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах. Про тех, кто видит в слове трудные места, говорят, что у них есть орфографическая зоркость. В чем - то они похожи на настоящих грибников. Грибная удачливость у всех разная. Она зависит от того, как люди собирают грибы. Одни хотят и ждут, когда грибы попадутся им на глаза. На их пути многие грибы остаются незамеченным.
Другие старательно обшаривают каждый квадратный метр земли, но тратят много времени.
Третьи знают, где любят расти грибы. И они находят их легко и быстро. «Грибное счастье» им улыбается.

Задание
Подставьте к существительным нужный предлог.

Вместе … Борей прибежал его маленький щенок. В плавании … Жорой не мог соревноваться никто. В этот день дежурными в классе были Володя … Шурой. На столе стоял стакан… чаем.

Предлог здесь один – с. А звучит он по - разному. Почему? Соседние звуки, которые идут за ним, изменяют звучание предлога.
На произношение согласного звука влияет его позиция в слове.
Таких позиций 2:
1) в начале и середине слова – перед идущим за ним согласным -«командиром».
2) На конце слова.

Задание
Выпишите из стихотворения слова, в которых согласный звук находится под влиянием идущего за ним «командира».
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идёшь мастерской,-
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак
Только безделье
Не пахнет никак.

Задание
Найдите в примерах слова, в которых на согласный звук влияет положение на конце слов.
1) Кушай яблочко, мой свет,
Благодарствуй за обед.
2) Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами.
3) Под горою тёмный вход.
Он скорей туда идёт.
4) Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.

Звуки – «волшебники» → р, л, м, н,в
а о у и э ы

- А как обстоят дела, когда рядом оказываются два согласных и ни один из них не «волшебник». Иногда возникает «ошибкоопасное» место.
Например: Сказка, просьба
(сказать) (просить)

Задание
Найдите в стихотворном тексте слова с соседями – «командирами» и проверьте их.
Найдите «ошибкоопасные» места.
В тех краях, где кошельком
Мерят всё на свете,
Правда ходит босиком,
Катит ложь в карете.
Ложь всегда опередит
Истину немножко,
Но не бойтесь: победит
Правда – босоножка.
(И. Фефер, пер. С. Маршака ).

Тем, кто хочет писать грамотно, нужно знать, «грибные места» для ошибок. Сейчас мы придумаем для таких мест название.
- Место, где может возникнуть пожар, называют – «огнеопасным».
- Место, где может произойти взрыв, называют – «взрывоопасным».
- Место, где может возникнуть ошибка, можно назвать – «ошибкоопасным».

Ученикам раздаются дидактические материалы.

Задание 1.
Отгадайте загадку.
Принялась она за дело.
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
Вывод: «оглушение» звонких согласных в позиции на конце слова в русском языке происходит всегда.
( обращаю внимание детей на таблицу « Звонкие и Глухие согласные»).

Задание 2.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лёд
Скользит и падает, весёлый
Мелькает, вьется первый снег,
Звёздами падая на брег.
(А. С. Пушкин)
Найдите в этом отрывке звонкие согласные, которые оглушены на концах слов.
Вывод урока.
1)- Сейчас я вам раздам тексты, в которых есть ошибки. Вспомните удачливого грибника, который вышел искать грибы. Вам тоже предлагается выйти за грибами – «ошибками».
2)- Назовите «ошибкоопасные» места для согласных.
*в начале и середине слова – перед идущим за ним согласным - «командиром».
*на конце слова.
3)- А теперь вам предлагается ещё одно интересное задание.
- Прочитайте предложения, в которых пропущены все гласные.
4)- Просмотр мультфильма «Винни - Пух»
- Какие ошибки допустила Сова в табличках перед своим домом?
- Как вы понимаете выражение: «У меня правописание хромает»?
5) Ученики читают стихотворение про верблюжий горб.

Горб верблюжий
Горб верблюжий,
Такой неуклюжий,
Видал я в зверинце не раз.
Но горб ещё хуже,
Ещё неуклюжей
Растёт у меня и у вас.
У всех, кто слоняется праздный,
Немытый, нечёсаный, грязный,
Появится горб,
Невиданный горб,
Косматый, кривой, безобразный.
Мы спим до полудня
И в праздник, и в будни,
Проснёмся и смотрим уныло,
Мяукаем, лаем, вставать не желаем
И злимся на губку и мыло.
Скажите, куда
Бежать от стыда,
Где спрячете горб свой позорный,
Невиданный горб,
Неслыханный горб,
Косматый, мохнатый и чёрный?
Совет мой такой:
Забыть про покой
И бодро заняться работой.
Не киснуть, не спать,
А землю копать,
Копать до десятого пота.
И ветер, и зной,
И дождь проливной,
И голод, и труд благотворный
Разгладят ваш горб,
Невиданный горб,
Косматый, мохнатый и чёрный!

Перевод С. Маршака
- Объясните смысл стихотворения. Чему она учит?
6) – Дети исполняют песню «Если с другом вышел в путь».
Комментирование оценок.
6 371
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Звуки и буквы 5 класс
Звуки и буквы 5 класс
Задачи: 1. Образовательная: формирование у школьников умения и навыков применения в повседневной жизни звуков и букв русского языка.
Согласные звуки [Р], [Р']. Буква Р
Согласные звуки [Р], [Р']. Буква Р
учитель начальных классов школы – лицея № 27 г. Астана Сабитова Анар Шаймуратовна
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
город Атырау, средняя школа № 24 учитель русского языка и литературы Курбанова Нуржамал
Правописание парной согласной в корне слова
Правописание парной согласной в корне слова
Атырауская область, ср. шк. имени К.И. Сатпаева учитель начальных классов Родная Елена
Образование сложных слов
Образование сложных слов
Қызыорда облысы, Қазалы ауданы, Бекарыстан би ауылы, № 24 орта мектептің орыс тілі пәні мұғалімі Қаниева Зәуре Сағадинқызы
Образование сложных слов
Образование сложных слов
Формирование у учащихся понятия о составе слова и образовании сложных слов. Развитие умений и навыков образования сложных слов, развитие устной и письменной речи учащихся, активизация их мыслительной и творческой деятельности
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×