Вежливость не унижает
Канапина К. Г.
Тема: «Вежливость не унижает»(4 класс)
Цели урока:
- познакомить с понятиями вежливость, вежливая речь, вежливое общение;
- развивать навыки вежливого, тактичного общения со сверстниками, старшими, учителями и младшими;
- научить уместно употреблять вежливые слова;
- обогатить словарь учащихся «вежливыми» словами;
- воспитывать уважение к старшими доброжелательное отношение друг к другу. Оборудование: интерактивная доска, карточки, иллюстрации.
Ход урока
Ничто не обходится так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость.
М. Сервантес
I. Побуждение.
а) Песня «Улыбка».
б) Приветствие «Здравствуйте!»
в) Стихотворение В. Солоухина (Слайд З)
Что особого тем самым мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
сделалась жизнь?
- Как бы вы, ребята, ответили на вопросы, заданные в стихотворении?
- В каких ситуациях особенно важно улыбнуться собеседнику?
(Приветствие, в гостях, благодарность, извинение)
Шли навстречу друг другу нот Таргыл и собака Нанден. Нот ещё издали вежливо поклонился
собаке и поздоровался:
- Здравствуйте!
Но Канден, даже не повернув головы, прошёл мимо. С тех пор кот Таргыл затаил на собаку Кандена обиду. На следующий день мимо дремавшего кота проходил Лев. Увидев кота, он поднёс лапу к сердцу, кивнул головой и сказал:
- Здравствуйте, кот Таргыл!
- Здравствуйте, здравствуйте, дядя Лев! - обрадовался приветствию кот.
Он вскочил со своего места и, не веря глазам, усиленно тёр их своими лапками.
«Не будь большим, будь вежливым», - говорят наши деды. Оказывается, это правда. Вежливость никого не унижает. Вон Лев какой огромный, а как тепло он со мной поздоровался! А собака вчера поступила по - свински, словно боялась унизиться. Ведь Лев нисколько не стал меньше от того, что меня вежливо приветствовал.
2. Словарная работа.
- Перевести на казахский язык: издали, вежливо поклонился, не повернув головы, прошёл мимо, затаил обиду, дремавшего, поднёс лапу к сердцу, кивнув головой, обрадовался, вскочил, не веря глазам, усиленно тёр, не унижает, тепло поздоровался, поступила по - свински, не стал меньше, боялась унизиться.
3. Вопросы:
- Назовите героев сказки.
- Кого из героев сказки мы назовём вежливым и воспитанным? Почему?
- Кого нельзя назвать вежливым и деликатным? Почему?
- Почему сказка называется «Вежливость не унижает»?
4. Этимология слова «вежливость» Слайд 5.
Слово вежливый образовалось от древнерусского слова "вежа", с помощью суффикса "лив". "Вежа" - знаток ("ведать" - знать). Буквальное значение слова "вежливый" - знающий, как себя вести.
Вежливость - это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.
5. Работа в группах.
- Задание: оцените сточки зрения вежливости поведение ребят.
1 группа. Мимо разговаривающих учителей проходит ученик и здоровается «Здравствуйте,
Егор Тимофеевич!»
- Вежлив ли мальчик?
- Как поступили бы вы?
2 группа. Девочка открывает дверь знакомому отца.
- Здравствуй, Оля! Папа дома?
- Нет, - ответила девочка в приоткрытую дверь и нетерпеливо ждёт, когда гость уйдёт.
- Жаль, до свидания.
- Правильно ли Оля встретила гостя?
- Как в такой ситуации поступает вежливый человек?
3 группа. Поранивший руку мальчик находится в кабинете школьной медсестры.
- Как мальчик поблагодарит медсестру?
- Что она скажет ему в ответ?
Вывод: Вежливый человек избегает того, что может огорчить других людей, с ним приятно общаться, а невежливые люди отталкивают, от них хочется держаться на расстоянии.
5. Кластер.
- Какие же вежливые слова и обороты мы чаще всего употребляем в речи, выражая просьбу или вежливый отказ? (Спасибо, пожалуйста, благодарю тебя, прошу вас, будь добр, будьте добры, будь другом, будь любезен, если тебе нетрудно, если можете, извините, простите и др.)
6. Задание группам.
- Выразите вежливую просьбу о чём - либо и выразите вежливый отказ (согласие). Вывод: вежливые слова помогают, когда ты о чём - то просишь, и делают отказ более мягким,
если твою просьбу не могут исполнить.
- Слайды.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: «Добрый день»
Растает даже ледяная глыба От слова теплого "Спасибо”
Если солнышко садится По деревьям золотится Говорим тогда при встрече Всем знакомым:
«Добрый вечер!»
III. Рефлексия.
а) Обратимся к эпиграфу урока.
- Почему вежливость ценится дорого?
Вывод: вежливое поведение поднимает настроение людей, облегчает их жизнь. А это очень важно. Не зря в народе говорят «Вежливость ничего не стоит, но приносит многое».
б) Какие варианты прощания вам известны?
IV. Домашнее задание. Составить «Правила вежливости». - Как вы прощаетесь с учителями после звонка урока?
Тема: «Вежливость не унижает»(4 класс)
Цели урока:
- познакомить с понятиями вежливость, вежливая речь, вежливое общение;
- развивать навыки вежливого, тактичного общения со сверстниками, старшими, учителями и младшими;
- научить уместно употреблять вежливые слова;
- обогатить словарь учащихся «вежливыми» словами;
- воспитывать уважение к старшими доброжелательное отношение друг к другу. Оборудование: интерактивная доска, карточки, иллюстрации.
Ход урока
Ничто не обходится так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость.
М. Сервантес
I. Побуждение.
а) Песня «Улыбка».
б) Приветствие «Здравствуйте!»
в) Стихотворение В. Солоухина (Слайд З)
Что особого тем самым мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
сделалась жизнь?
- Как бы вы, ребята, ответили на вопросы, заданные в стихотворении?
- В каких ситуациях особенно важно улыбнуться собеседнику?
(Приветствие, в гостях, благодарность, извинение)
Шли навстречу друг другу нот Таргыл и собака Нанден. Нот ещё издали вежливо поклонился
собаке и поздоровался:
- Здравствуйте!
Но Канден, даже не повернув головы, прошёл мимо. С тех пор кот Таргыл затаил на собаку Кандена обиду. На следующий день мимо дремавшего кота проходил Лев. Увидев кота, он поднёс лапу к сердцу, кивнул головой и сказал:
- Здравствуйте, кот Таргыл!
- Здравствуйте, здравствуйте, дядя Лев! - обрадовался приветствию кот.
Он вскочил со своего места и, не веря глазам, усиленно тёр их своими лапками.
«Не будь большим, будь вежливым», - говорят наши деды. Оказывается, это правда. Вежливость никого не унижает. Вон Лев какой огромный, а как тепло он со мной поздоровался! А собака вчера поступила по - свински, словно боялась унизиться. Ведь Лев нисколько не стал меньше от того, что меня вежливо приветствовал.
2. Словарная работа.
- Перевести на казахский язык: издали, вежливо поклонился, не повернув головы, прошёл мимо, затаил обиду, дремавшего, поднёс лапу к сердцу, кивнув головой, обрадовался, вскочил, не веря глазам, усиленно тёр, не унижает, тепло поздоровался, поступила по - свински, не стал меньше, боялась унизиться.
3. Вопросы:
- Назовите героев сказки.
- Кого из героев сказки мы назовём вежливым и воспитанным? Почему?
- Кого нельзя назвать вежливым и деликатным? Почему?
- Почему сказка называется «Вежливость не унижает»?
4. Этимология слова «вежливость» Слайд 5.
Слово вежливый образовалось от древнерусского слова "вежа", с помощью суффикса "лив". "Вежа" - знаток ("ведать" - знать). Буквальное значение слова "вежливый" - знающий, как себя вести.
Вежливость - это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.
5. Работа в группах.
- Задание: оцените сточки зрения вежливости поведение ребят.
1 группа. Мимо разговаривающих учителей проходит ученик и здоровается «Здравствуйте,
Егор Тимофеевич!»
- Вежлив ли мальчик?
- Как поступили бы вы?
2 группа. Девочка открывает дверь знакомому отца.
- Здравствуй, Оля! Папа дома?
- Нет, - ответила девочка в приоткрытую дверь и нетерпеливо ждёт, когда гость уйдёт.
- Жаль, до свидания.
- Правильно ли Оля встретила гостя?
- Как в такой ситуации поступает вежливый человек?
3 группа. Поранивший руку мальчик находится в кабинете школьной медсестры.
- Как мальчик поблагодарит медсестру?
- Что она скажет ему в ответ?
Вывод: Вежливый человек избегает того, что может огорчить других людей, с ним приятно общаться, а невежливые люди отталкивают, от них хочется держаться на расстоянии.
5. Кластер.
- Какие же вежливые слова и обороты мы чаще всего употребляем в речи, выражая просьбу или вежливый отказ? (Спасибо, пожалуйста, благодарю тебя, прошу вас, будь добр, будьте добры, будь другом, будь любезен, если тебе нетрудно, если можете, извините, простите и др.)
6. Задание группам.
- Выразите вежливую просьбу о чём - либо и выразите вежливый отказ (согласие). Вывод: вежливые слова помогают, когда ты о чём - то просишь, и делают отказ более мягким,
если твою просьбу не могут исполнить.
- Слайды.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: «Добрый день»
Растает даже ледяная глыба От слова теплого "Спасибо”
Если солнышко садится По деревьям золотится Говорим тогда при встрече Всем знакомым:
«Добрый вечер!»
III. Рефлексия.
а) Обратимся к эпиграфу урока.
- Почему вежливость ценится дорого?
Вывод: вежливое поведение поднимает настроение людей, облегчает их жизнь. А это очень важно. Не зря в народе говорят «Вежливость ничего не стоит, но приносит многое».
б) Какие варианты прощания вам известны?
IV. Домашнее задание. Составить «Правила вежливости». - Как вы прощаетесь с учителями после звонка урока?
Жаңалықтар
Зима
Цели урока научить выразительному чтению, обогатить словарный запас учащихся умение подбирать подходящие по смыслу слова, правильно составлять предложение воспитать любовь к предмету, природе, музыке, уважение друг другу.
Детёныши животных
Алматы қаласы, Қ. А. Яссауи атындағы №123 мектеп - гимназиясының бастауыш сынып мұғалімі Ерланова Ш.А.
Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений
Автушенко Надежда Петровна - учитель начальных классов КГУ «Школа - гимназия имени Батыр Баяна» города Булаево Северо - Казахстанская область, район Магжана Жумабаева
Имя существительное как часть речи
СҚО, Шал ақын ауданы, Жаңажол орта мектебінің орыс тілі пәні мұғалімі Сулейменова Сауле Алибековна
Употребление местоимений в речи
ВКО, г. Аягоз, «Общеобразовательная средняя школа №3» КГУ Учитель русского языка и литературы Мухамадиева Гульнур Калинуровна
Наша кухня
Атырау облысы, Құрманғазы ауданы, Б. Бегалиев атындағы орта мектептің мұғалімі: Испусинова Ариша Жамбылқызы
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.