М.Ю.Лермонтов. "Герой нашего времени"
Тема урока: Урок - обобщение по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.
Цели урока:
1. Обобщение и закрепление знаний учащихся о романе; знакомство с такими понятиями, как композиция, сюжет, фабула.
2. Формирование у учащихся навыков социально - психологической характерис тики героев.
3. Выработка умения грамотно составлять монолог и отвечать на вопросы.
Тип урока: урок - обобщение.
Метод: практический, словесный.
Оборудование: портрет, иллюстрации, интерактивная доска, схемы, таблицы.
Ход урока
І. Организационный момент. (Сообщение темы урока.) Слайд №1.
ІІ. Опрос домашнего задания: Расскажите о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Слайд № 2. (Опорная схема)
ІІІ. Новая тема.
Вопросо - ответная работа.
1. Вспомним то, что мы проходили по теории литературы: Что мы называем романом?
2. Расскажите об истории создания романа “Герой нашего времени”.
Слово учителя: Слайд № 3.
Появление романа М. Ю. Лермонтова сразу же вызвало острую полемику в обществе.
• Николай I находил роман “отвратительным”, показывающим “большую испорченность автора”.
• Охранительная критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на русскую действительность. Профессор С. П. Шевырев стремился доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.
• Раньше других с необычайной верностью оценил “Героя нашего времени” В. Г. Белинский, отметивший в нем “богатство содержания”, “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”.
А что же автор? Ко второму изданию “Героя нашего времени” М. Ю. Лермонтов пишет “Предисловие”, в котором настаивал на том, что “Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.
Слайд № 4.
3. Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения?
Что вы можете сказать о композиции сочинения?
4. Но для начала объясните, что такое композиция?
5. А что такое сюжет и фабула?
(Работа по таблице «Сюжет и фабула романа»)
Слайд № 5. Сюжет и фабула романа
Сюжет – совокупность событий художественного произведения. Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи.
1. “Бэла” /4/
2. “Максим Максимыч” /5/
3. “Предисловие” к “Журналу Печорина” /6/
4. “Тамань” /1/
5. “Княжна Мери” /2/
6. “Фаталист” /3/ 1. “Тамань”
2. “Княжна Мери”
3. “Фаталист”
4. “Бэла”
5. “Максим Максимыч”
6. “Предисловие” к “Журналу Печорина”.
Хронологический порядок событий.
“Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт - Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани;
“Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча;
“Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу;
“Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича;
“Максим Максимыча”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”.
Картина “хронологических смещений”, сделанных М. Ю. Лермонтовым.
Эта картина выглядит так (указывает стрелками): начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине.
Поговорим о первой повести – о повести ”Бэла”.
Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
● В чем особенность этой части романа?
●Какова роль Максим Максимыча в истории с похищением Бэлы?
●Каким предстает Печорин в рассказе Максим Максимыча? Прочитайте.
Слайд№6(Печорин)
●Можно ли доверять мнению Максим Максимыча о Печорине?
●Можно ли было предвидеть трагическую развязку по тому, как складывались отношения между Бэлой и Печориным в начале событий? Слайд № 7
●Какова реакция Печорина на смерть Бэлы и почему она так удивила Максим Максимыча? Прочитайте. Слайд № 8 (смерть Бэлы)
●В какой момент Максим Максимыч начинает употреблять местоимение «мы» по отношению к себе и Печорину, о чем это свидетельствует?
●Как характеризирует героя самохарактеристика в этой повести? Прочитайте.
●Какие черты характера Максим Максимыча проявились в истории с Бэлой?
●Почему повесть заканчивается ироническим замечанием повествователя о Максим Максимыче?
7. Перейдем к повести ” Максим Максимыч”.
● Кто является рассказчиком повести «Максим Максимыч»? Слайд №9 (Печорин и проезжий офицер)
● Какова роль портрета Печорина? Слайд № 10 (Печорин на диване)
Сделайте сравнительную характеристику Максим Максимыча и Печорина.
Слайд № 11 (Максим Максимыч и Печорин)
КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА
Максим Максимыч Печорин
Переполнен радостью, взволнован, хотел “кинуться на шею” Печорину.
“... Довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул... руку “.
“На минуту остолбенел”, потом “жадно схватил его руку обеими руками: он еще не мог говорить”.
Печорин первым произносит:”Как я рад, дорогой Максим Максимыч...”.
Не знает, как называть: на “ты” или на “вы”? Пытается остановить Печорина, просит,
чтобы не уезжал.
Односложный ответ:”Еду в Персию – и
дальше...”.
Речь сбивчивая, передает взволнованность.
По - прежнему односложные ответы:“Мне
пора”,“Скучал”, произносимые с улыбкой.
Напоминает о “житье - бытье” в крепости, об охоте, о Бэле.
“... чуть - чуть побледнел и отвернулся...”.
Отвечает односложно и принужденно зевает.
Упрашивает Печорина остаться на два часа, поговорить, интересуется его жизнью
в Петербурге.
Отказ, хоть и вежливый: ”Право, мне нечего
рассказывать, дорогой Максим Максимыч...”.
Берет за руку.
Старается скрыть свою досаду.
Успокаивает, дружески обнимает:”Неужели я
не тот же?”, - говоря, садится в коляску.
Напоминает о бумагах: ”Что с ними делать?” Полное безразличие: ”Что хотите”.
Учащиеся делают вывод.
Слайд № 12 (Сравн. хар - ка героев) и № 13 ( «Карета с Печориным укатила...»)
(К доске вызываются 3 ученика для составления диаграммы Венна «Онегин и Печорин». Пока они работают, остальные переходят к следующей повести.)
8.“Тамань” – первая повесть в дневнике Печорина.
Если первые две повести по жанру – путевые записки, то следующие повести – это дневник Печорина. Слайд № 14 (Тамань)
●Что такое дневник?
●Кто в повести главные герои? Слайд № 15 (Печорин и контрабандистка)
●О каких сторонах характера Печорина позволяет судить повесть «Тамань»?
●Почему, имея такие возможности в характере, в поведении, Печорин не кажется счастливым?
●Как эти качества характера проявляются в отношении к Янко и девушке - контрабандистке? Слайд № 16 (Ундина)
● Какова роль пейзажа в повести?
9. Слово учителя:
Лермонтов создал совершенно новый роман – новый по форме и содержанию: первый в русской литературе психологический роман.
Слайд № 17.
Психологизм – это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы.
Сюжетом сочинения становится “история души человеческой”.
• Лермонтов дает нам сначала услышать о герое от доброго, но ограниченного Максим Максимыча;
• потом посмотреть на него глазами офицера - повествователя;
• и, наконец, раскрывает перед нами его дневник - “наблюдения ума зрелого над самим собою”.
Смена рассказчиков нацелена на то, чтобы анализ внутреннего мира делался более глубоким и всеобъемлющим.
10. А теперь поговорим об образе Печорина и его преемственной связи с пушкинским Онегиным.
Как известно, Онегин и Печорин принадлежат к тому общественному типу людей 20 - 30 - х годов ХІХ века, которых называли «лишними»: « умные ненужности», «страдающие эгоисты».
Что общего и в чем различие между «лишним человеком» 20 - х годов – Онегиным и «умной ненужностью» 30 - х годов – Печориным? Обратите внимание на диаграмму.
Работа по диаграмме Венна «Онегин и Печорин».
Онегин Печорин
1. Поверхностное переживание. 1. Глубина страданий.
2. Боязнь светской молвы. 2. Пренебрежение законами “света”.
3. Бездеятельность и пассивность 3. Неукротимая энергия
4. Охлаждение чувств. 4.”Наука страсти нежной”
5.”Резкий охлажденный ум”. 5. Противоречивость, скептицизм.
6. Безволие. 6. Сила воли.
Общие черты
1. Дворянское происхождение.
2. Светское образование и воспитание.
3. Ум и свободолюбивые взгляды.
4. Одиночество.
5. Отношение к людям.
6.”Умные ненужности».
7. Неудовлетворенность жизнью.
Слово учителя: Слайд № 18. (Диаграмма Венна)
Слайд № 19.
Добролюбов так писал о Печорине: «Перед вами другой человек, с более страстной душой, с более широким самолюбием. Этот имеет в себе как от природы все то,, что для Онегина составляет предмет забот. Он не хлопочет о туалете и наряде: он светский человек и без этого. Ему не нужно подбирать слова и блистать мишурным знанием: и без этого язык у него как бритва... Он действительно может овладеть сердцем женщины, не на краткое мгновение, а надолго, нередко навсегда. Все, что ему встречается на дороге, он сумеет отстранить или уничтожить. Одно только несчастье: он не знает, куда идти. Сердце его пусто и холодно ко всему...»
Так кто же виноват в том, что жизнь сильного, умного, волевого человека стала бессмысленной и никому не нужной?
Лермонтов, последователь Пушкина, отвечает на этот вопрос всем содержанием романа: Печорин, как и Онегин, нравственно искалечен светским обществом.
Таким образом, сопоставив двух героев – Онегина и Печорина, можно прийти к выводу: общество виновато в том, что два умных, одаренных, образованных человека, живущих в 20 - 30 - х годах ХІХ века, оказались лишними, ненужными людьми.
11. Каково идейно - художественное своеобразие романа?
Слайд № 20.
13. Письменная работа.(Запись в тетрадях диаграммы)
14. Заключение. Слайд № 21.
Слово учителя.
Жизнь Лермонтова оборвалась в 27 лет. Его дарование непрерывно развивалось на протяжении почти полутора десятилетия. Множество замыслов теснилось в его воображении, и для их воплощения требовалось, по всей вероятности, еще не одно десятилетие. Но и то, что он успел создать, по праву вошло в золотой фонд шедевров мирового искусства.
15. Подведение итогов. Выставление оценок.
16. Задание на дом: написать сочинение на тему «Герой моего времени».
Слайд № 22
Цели урока:
1. Обобщение и закрепление знаний учащихся о романе; знакомство с такими понятиями, как композиция, сюжет, фабула.
2. Формирование у учащихся навыков социально - психологической характерис тики героев.
3. Выработка умения грамотно составлять монолог и отвечать на вопросы.
Тип урока: урок - обобщение.
Метод: практический, словесный.
Оборудование: портрет, иллюстрации, интерактивная доска, схемы, таблицы.
Ход урока
І. Организационный момент. (Сообщение темы урока.) Слайд №1.
ІІ. Опрос домашнего задания: Расскажите о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Слайд № 2. (Опорная схема)
ІІІ. Новая тема.
Вопросо - ответная работа.
1. Вспомним то, что мы проходили по теории литературы: Что мы называем романом?
2. Расскажите об истории создания романа “Герой нашего времени”.
Слово учителя: Слайд № 3.
Появление романа М. Ю. Лермонтова сразу же вызвало острую полемику в обществе.
• Николай I находил роман “отвратительным”, показывающим “большую испорченность автора”.
• Охранительная критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на русскую действительность. Профессор С. П. Шевырев стремился доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.
• Раньше других с необычайной верностью оценил “Героя нашего времени” В. Г. Белинский, отметивший в нем “богатство содержания”, “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”.
А что же автор? Ко второму изданию “Героя нашего времени” М. Ю. Лермонтов пишет “Предисловие”, в котором настаивал на том, что “Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.
Слайд № 4.
3. Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения?
Что вы можете сказать о композиции сочинения?
4. Но для начала объясните, что такое композиция?
5. А что такое сюжет и фабула?
(Работа по таблице «Сюжет и фабула романа»)
Слайд № 5. Сюжет и фабула романа
Сюжет – совокупность событий художественного произведения. Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи.
1. “Бэла” /4/
2. “Максим Максимыч” /5/
3. “Предисловие” к “Журналу Печорина” /6/
4. “Тамань” /1/
5. “Княжна Мери” /2/
6. “Фаталист” /3/ 1. “Тамань”
2. “Княжна Мери”
3. “Фаталист”
4. “Бэла”
5. “Максим Максимыч”
6. “Предисловие” к “Журналу Печорина”.
Хронологический порядок событий.
“Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт - Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани;
“Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча;
“Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу;
“Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича;
“Максим Максимыча”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”.
Картина “хронологических смещений”, сделанных М. Ю. Лермонтовым.
Эта картина выглядит так (указывает стрелками): начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине.
Поговорим о первой повести – о повести ”Бэла”.
Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
● В чем особенность этой части романа?
●Какова роль Максим Максимыча в истории с похищением Бэлы?
●Каким предстает Печорин в рассказе Максим Максимыча? Прочитайте.
Слайд№6(Печорин)
●Можно ли доверять мнению Максим Максимыча о Печорине?
●Можно ли было предвидеть трагическую развязку по тому, как складывались отношения между Бэлой и Печориным в начале событий? Слайд № 7
●Какова реакция Печорина на смерть Бэлы и почему она так удивила Максим Максимыча? Прочитайте. Слайд № 8 (смерть Бэлы)
●В какой момент Максим Максимыч начинает употреблять местоимение «мы» по отношению к себе и Печорину, о чем это свидетельствует?
●Как характеризирует героя самохарактеристика в этой повести? Прочитайте.
●Какие черты характера Максим Максимыча проявились в истории с Бэлой?
●Почему повесть заканчивается ироническим замечанием повествователя о Максим Максимыче?
7. Перейдем к повести ” Максим Максимыч”.
● Кто является рассказчиком повести «Максим Максимыч»? Слайд №9 (Печорин и проезжий офицер)
● Какова роль портрета Печорина? Слайд № 10 (Печорин на диване)
Сделайте сравнительную характеристику Максим Максимыча и Печорина.
Слайд № 11 (Максим Максимыч и Печорин)
КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА
Максим Максимыч Печорин
Переполнен радостью, взволнован, хотел “кинуться на шею” Печорину.
“... Довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул... руку “.
“На минуту остолбенел”, потом “жадно схватил его руку обеими руками: он еще не мог говорить”.
Печорин первым произносит:”Как я рад, дорогой Максим Максимыч...”.
Не знает, как называть: на “ты” или на “вы”? Пытается остановить Печорина, просит,
чтобы не уезжал.
Односложный ответ:”Еду в Персию – и
дальше...”.
Речь сбивчивая, передает взволнованность.
По - прежнему односложные ответы:“Мне
пора”,“Скучал”, произносимые с улыбкой.
Напоминает о “житье - бытье” в крепости, об охоте, о Бэле.
“... чуть - чуть побледнел и отвернулся...”.
Отвечает односложно и принужденно зевает.
Упрашивает Печорина остаться на два часа, поговорить, интересуется его жизнью
в Петербурге.
Отказ, хоть и вежливый: ”Право, мне нечего
рассказывать, дорогой Максим Максимыч...”.
Берет за руку.
Старается скрыть свою досаду.
Успокаивает, дружески обнимает:”Неужели я
не тот же?”, - говоря, садится в коляску.
Напоминает о бумагах: ”Что с ними делать?” Полное безразличие: ”Что хотите”.
Учащиеся делают вывод.
Слайд № 12 (Сравн. хар - ка героев) и № 13 ( «Карета с Печориным укатила...»)
(К доске вызываются 3 ученика для составления диаграммы Венна «Онегин и Печорин». Пока они работают, остальные переходят к следующей повести.)
8.“Тамань” – первая повесть в дневнике Печорина.
Если первые две повести по жанру – путевые записки, то следующие повести – это дневник Печорина. Слайд № 14 (Тамань)
●Что такое дневник?
●Кто в повести главные герои? Слайд № 15 (Печорин и контрабандистка)
●О каких сторонах характера Печорина позволяет судить повесть «Тамань»?
●Почему, имея такие возможности в характере, в поведении, Печорин не кажется счастливым?
●Как эти качества характера проявляются в отношении к Янко и девушке - контрабандистке? Слайд № 16 (Ундина)
● Какова роль пейзажа в повести?
9. Слово учителя:
Лермонтов создал совершенно новый роман – новый по форме и содержанию: первый в русской литературе психологический роман.
Слайд № 17.
Психологизм – это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы.
Сюжетом сочинения становится “история души человеческой”.
• Лермонтов дает нам сначала услышать о герое от доброго, но ограниченного Максим Максимыча;
• потом посмотреть на него глазами офицера - повествователя;
• и, наконец, раскрывает перед нами его дневник - “наблюдения ума зрелого над самим собою”.
Смена рассказчиков нацелена на то, чтобы анализ внутреннего мира делался более глубоким и всеобъемлющим.
10. А теперь поговорим об образе Печорина и его преемственной связи с пушкинским Онегиным.
Как известно, Онегин и Печорин принадлежат к тому общественному типу людей 20 - 30 - х годов ХІХ века, которых называли «лишними»: « умные ненужности», «страдающие эгоисты».
Что общего и в чем различие между «лишним человеком» 20 - х годов – Онегиным и «умной ненужностью» 30 - х годов – Печориным? Обратите внимание на диаграмму.
Работа по диаграмме Венна «Онегин и Печорин».
Онегин Печорин
1. Поверхностное переживание. 1. Глубина страданий.
2. Боязнь светской молвы. 2. Пренебрежение законами “света”.
3. Бездеятельность и пассивность 3. Неукротимая энергия
4. Охлаждение чувств. 4.”Наука страсти нежной”
5.”Резкий охлажденный ум”. 5. Противоречивость, скептицизм.
6. Безволие. 6. Сила воли.
Общие черты
1. Дворянское происхождение.
2. Светское образование и воспитание.
3. Ум и свободолюбивые взгляды.
4. Одиночество.
5. Отношение к людям.
6.”Умные ненужности».
7. Неудовлетворенность жизнью.
Слово учителя: Слайд № 18. (Диаграмма Венна)
Слайд № 19.
Добролюбов так писал о Печорине: «Перед вами другой человек, с более страстной душой, с более широким самолюбием. Этот имеет в себе как от природы все то,, что для Онегина составляет предмет забот. Он не хлопочет о туалете и наряде: он светский человек и без этого. Ему не нужно подбирать слова и блистать мишурным знанием: и без этого язык у него как бритва... Он действительно может овладеть сердцем женщины, не на краткое мгновение, а надолго, нередко навсегда. Все, что ему встречается на дороге, он сумеет отстранить или уничтожить. Одно только несчастье: он не знает, куда идти. Сердце его пусто и холодно ко всему...»
Так кто же виноват в том, что жизнь сильного, умного, волевого человека стала бессмысленной и никому не нужной?
Лермонтов, последователь Пушкина, отвечает на этот вопрос всем содержанием романа: Печорин, как и Онегин, нравственно искалечен светским обществом.
Таким образом, сопоставив двух героев – Онегина и Печорина, можно прийти к выводу: общество виновато в том, что два умных, одаренных, образованных человека, живущих в 20 - 30 - х годах ХІХ века, оказались лишними, ненужными людьми.
11. Каково идейно - художественное своеобразие романа?
Слайд № 20.
13. Письменная работа.(Запись в тетрадях диаграммы)
14. Заключение. Слайд № 21.
Слово учителя.
Жизнь Лермонтова оборвалась в 27 лет. Его дарование непрерывно развивалось на протяжении почти полутора десятилетия. Множество замыслов теснилось в его воображении, и для их воплощения требовалось, по всей вероятности, еще не одно десятилетие. Но и то, что он успел создать, по праву вошло в золотой фонд шедевров мирового искусства.
15. Подведение итогов. Выставление оценок.
16. Задание на дом: написать сочинение на тему «Герой моего времени».
Слайд № 22
Жаңалықтар
Среднесрочное планирование уроков по русской литературе для 10 - го класса
г. Шымкента Южно - Казахстанской области учительницы ОСШ № 19 имени У. Жанибекова Байбагысова Гульнар Дубековна
А. Алексин «Актриса»
Актюбинская область, город Жем, средняя школ №5 учитель русского языка и литературы Касымова Гульшат Тулешовна
Cложноподчиненные предложения с придаточными времени
Кызылординская область, Шиелийский район, село Байгакум средняя школа №251 имени Мухтар Ауэзова учительница русского языка Сыздыкова Мадина Кенжебековна
Ф.И. Тютчев Есть в осени первоначальной
Акмолинская область, Г. Ерейментау, Основная школа №1 учитель русского языка и литературы Жолдаспаева Гульзия Сабировна
Дополнение – существительное в предложном падеже
Акмолинская область, Г. Ерейментау, Основная школа №1 учитель русского языка и литературы Жолдаспаева Гульзия Сабировна
Глагол
Арипова Гульзат Орынбековна Учитель русского языка и литературы Актюбинская область, Айтекебиский район, с. Жабасак
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.