«Волки» Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк
Тема урока: «Волки». Д. Н. Мамин – Сибиряк.
Цель урока: Познакомить детей с рассказом; определить его тему и основную мысль.
Задачи: расширить знания детей о творчестве Д. Н. Мамина – Сибиряка; способствовать развитию речи учащихся; воспитывать чувство милосердия, гуманизма..
Тип урока: урок знакомства с новым материалом.
Оборудование: презентация Power Point, интерактивная доска, видеоролик, стикеры.
Ход урока
І. Орг. момент, приветствие.
Чтобы определить тему урока, вы должны отгадать загадку.
Кто зимой холодной,
Бродит в лесу злой, голодный? (Волк).
ІІ. Сообщение темы и цели урока.
Запись темы в тетрадь «Рассказ «Волки» Д. Н. Мамин – Сибиряк»
Рисунок. Кто это?
Как вы представляете себе волка? Заполнение кластера к слову «Волки». ( Злые, дикие, опасные, сильные, гордые, быстрые, хитрые).
Где живут волки? (в лесу, в логове.)
Показ презентации.
Волк - родоначальник домашних собак. Волки больше всего похожи на немецких овчарок. Главное отличие - хвост. Волк никогда не закручивает его колечком, а держит опущенным вниз. Волки любят большие леса с открытым пространством. Не случайно говорят, что волка ноги кормят: за одну охоту зверю порой приходится пробежать 50 - 120 км, т. к. рядом с логовом волки не охотятся. Мясо детям приносят в желудках и, отрыгивая его, кормят малышей). На заре устраивают хоровое пение - воют. Дикой природе волки необходимы.
Хочется, чтобы вы лучше узнали о жизни и творчестве писателя, сегодня Асылжан и Акасыл познакомят вас.
Творчество писателя.
Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк. (1852 - 1912).
Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он 1852 году на Урале, в заводском поселке, в семье священника и сельской учительницы.
Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его.
Родители Дмитрия Наркисовича были добрыми людьми. Они научили его еще в детстве любить книгу.
Д. Н. Мамин – Сибиряк написал много сказок и рассказов для детей. Широкую известность приобрели произведения Мамина - Сибиряка для детей: "Аленушкины сказки" (1894 - 1896), "Серая шейка" (1893), "По Уралу" (1899) и др. Последние крупные произведения писателя - романы "Черты из жизни Пепко" (1894), "Падающие звезды" (1899) и рассказ "Мумма" (1907). В возрасте 60 лет 2 ноября (15 н. с.) 1912 года Мамин - Сибиряк скончался в Петербурге.
ІІІ. Словарная работа.
Пасть – азу,
сторожка – орман күзетшісі тұратын үй,
не шелохнулся – қалт етпеді,
братия - товарищи (жолдастары),
доброта – мейірбандық, ізгілік, рақымдылық,
заботливость – қамқоршылық, қамқорлық.
ІУ. Чтение рассказа учителем.
У. Закрепление темы. Выразительное чтение текста учениками. Ответить на вопросы:
1. Почему рассказ назван «Волки», а не «волк»?
- Речь идет не об одном старом волке, а о волчьей стае.
2. Кто главный герой рассказа?
- Старый волк.
3. Какое чувство вызывает у вас старый волк?
- Чувство жалости.
4. Найдите места, где волк вызывает особое чувство жалости.
Вот так Мамин – Сибиряк умел писать о животном – его становится жаль, мы сочувствуем волку. Хотя волки и нелюбимые животные, но Мамин – Сибиряк у нас вызывает не злобу, не ненависть к ним, а чувство жалости и уважения.
5. Как же Мамин – Сибиряк так смог рассказать о волке, что нам становится его жаль?
- Он сумел встать на его место.
6. Как вы думаете, о чем этот рассказ?
- О заботливости и доброте молодых волков по отношению к старым волкам.
Психологический настрой учащихся.
Давайте все встанем в круг и скажем друг другу добрые слова. Учащиеся говорят друг другу добрые слова.
А теперь скажите, что было приятнее – слушать или говорить добрые слова?
Слушать - приятнее, однако, прежде чем услышать их, надо научиться говорить эти слова самому.
Что такое добро? Что такое доброта?
Обратите внимание к словарю С. И. Ожегова.
«Добро – все положительное, хорошее, полезное. Желать добра кому-нибудь. Сделать много добра людям».
«Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
«Заботливый» - проявляющий заботу, внимательный; старательный.
Видеоролик: «Волки».
Чему мы научились, читая рассказ Д. Н. Мамина – Сибиряка?
Мы научились понимать животных, понимать окружающий нас мир, уважать старших. Д. Мамин – Сибиряк в своём произведении показывает, что человеку есть чему поучиться у животных, например, заботливости, доброте и мн. др.
«Доброе солнышко». (мир, любовь, надежда, доброта, верность, вежливость, радость, улыбка, истина, тепло.)
План работы.
1. Возьмите основу - круг. Это солнышко.
2. Выберете из предложенных лучиков только лучики с добрыми словами.
3. Приклейте их по кругу.
Завершаю урок словами писательницы И. Токмаковой:
«В каждом человеке и звере, в каждой птице живет маленький теплый солнечный зайчик. Если ко всякому – всякому живому существу отнестись с добром, то в нем этот солнечный зайчик проснется, и всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. Если тебе вдруг покажется, что человек – злой или делает плохо, ты сразу же не сердись на него, не обвиняй его. Это значит просто, что солнечный зайчик очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его и увидишь, как все будет хорошо!».
ҮІ. Домашнее задание: Волки. Д. Н. Мамин – Сибиряк.(пересказ).
Цель урока: Познакомить детей с рассказом; определить его тему и основную мысль.
Задачи: расширить знания детей о творчестве Д. Н. Мамина – Сибиряка; способствовать развитию речи учащихся; воспитывать чувство милосердия, гуманизма..
Тип урока: урок знакомства с новым материалом.
Оборудование: презентация Power Point, интерактивная доска, видеоролик, стикеры.
Ход урока
І. Орг. момент, приветствие.
Чтобы определить тему урока, вы должны отгадать загадку.
Кто зимой холодной,
Бродит в лесу злой, голодный? (Волк).
ІІ. Сообщение темы и цели урока.
Запись темы в тетрадь «Рассказ «Волки» Д. Н. Мамин – Сибиряк»
Рисунок. Кто это?
Как вы представляете себе волка? Заполнение кластера к слову «Волки». ( Злые, дикие, опасные, сильные, гордые, быстрые, хитрые).
Где живут волки? (в лесу, в логове.)
Показ презентации.
Волк - родоначальник домашних собак. Волки больше всего похожи на немецких овчарок. Главное отличие - хвост. Волк никогда не закручивает его колечком, а держит опущенным вниз. Волки любят большие леса с открытым пространством. Не случайно говорят, что волка ноги кормят: за одну охоту зверю порой приходится пробежать 50 - 120 км, т. к. рядом с логовом волки не охотятся. Мясо детям приносят в желудках и, отрыгивая его, кормят малышей). На заре устраивают хоровое пение - воют. Дикой природе волки необходимы.
Хочется, чтобы вы лучше узнали о жизни и творчестве писателя, сегодня Асылжан и Акасыл познакомят вас.
Творчество писателя.
Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк. (1852 - 1912).
Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он 1852 году на Урале, в заводском поселке, в семье священника и сельской учительницы.
Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его.
Родители Дмитрия Наркисовича были добрыми людьми. Они научили его еще в детстве любить книгу.
Д. Н. Мамин – Сибиряк написал много сказок и рассказов для детей. Широкую известность приобрели произведения Мамина - Сибиряка для детей: "Аленушкины сказки" (1894 - 1896), "Серая шейка" (1893), "По Уралу" (1899) и др. Последние крупные произведения писателя - романы "Черты из жизни Пепко" (1894), "Падающие звезды" (1899) и рассказ "Мумма" (1907). В возрасте 60 лет 2 ноября (15 н. с.) 1912 года Мамин - Сибиряк скончался в Петербурге.
ІІІ. Словарная работа.
Пасть – азу,
сторожка – орман күзетшісі тұратын үй,
не шелохнулся – қалт етпеді,
братия - товарищи (жолдастары),
доброта – мейірбандық, ізгілік, рақымдылық,
заботливость – қамқоршылық, қамқорлық.
ІУ. Чтение рассказа учителем.
У. Закрепление темы. Выразительное чтение текста учениками. Ответить на вопросы:
1. Почему рассказ назван «Волки», а не «волк»?
- Речь идет не об одном старом волке, а о волчьей стае.
2. Кто главный герой рассказа?
- Старый волк.
3. Какое чувство вызывает у вас старый волк?
- Чувство жалости.
4. Найдите места, где волк вызывает особое чувство жалости.
Вот так Мамин – Сибиряк умел писать о животном – его становится жаль, мы сочувствуем волку. Хотя волки и нелюбимые животные, но Мамин – Сибиряк у нас вызывает не злобу, не ненависть к ним, а чувство жалости и уважения.
5. Как же Мамин – Сибиряк так смог рассказать о волке, что нам становится его жаль?
- Он сумел встать на его место.
6. Как вы думаете, о чем этот рассказ?
- О заботливости и доброте молодых волков по отношению к старым волкам.
Психологический настрой учащихся.
Давайте все встанем в круг и скажем друг другу добрые слова. Учащиеся говорят друг другу добрые слова.
А теперь скажите, что было приятнее – слушать или говорить добрые слова?
Слушать - приятнее, однако, прежде чем услышать их, надо научиться говорить эти слова самому.
Что такое добро? Что такое доброта?
Обратите внимание к словарю С. И. Ожегова.
«Добро – все положительное, хорошее, полезное. Желать добра кому-нибудь. Сделать много добра людям».
«Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
«Заботливый» - проявляющий заботу, внимательный; старательный.
Видеоролик: «Волки».
Чему мы научились, читая рассказ Д. Н. Мамина – Сибиряка?
Мы научились понимать животных, понимать окружающий нас мир, уважать старших. Д. Мамин – Сибиряк в своём произведении показывает, что человеку есть чему поучиться у животных, например, заботливости, доброте и мн. др.
«Доброе солнышко». (мир, любовь, надежда, доброта, верность, вежливость, радость, улыбка, истина, тепло.)
План работы.
1. Возьмите основу - круг. Это солнышко.
2. Выберете из предложенных лучиков только лучики с добрыми словами.
3. Приклейте их по кругу.
Завершаю урок словами писательницы И. Токмаковой:
«В каждом человеке и звере, в каждой птице живет маленький теплый солнечный зайчик. Если ко всякому – всякому живому существу отнестись с добром, то в нем этот солнечный зайчик проснется, и всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. Если тебе вдруг покажется, что человек – злой или делает плохо, ты сразу же не сердись на него, не обвиняй его. Это значит просто, что солнечный зайчик очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его и увидишь, как все будет хорошо!».
ҮІ. Домашнее задание: Волки. Д. Н. Мамин – Сибиряк.(пересказ).
Жаңалықтар
Д. Мамин - Сибиряк «Волки»
Научить учащихся самостоятельно применять полученные знания на практике, сформировать коммуникативные способности, навыки устной и письменной речи;
Д. Мамин - Сибиряк. Рассказ «Волки»
Атырауская область, Кызылкогинский район Кенбайская средняя школа Азнабаева Айгуль
Дикие и домашние животные
г. Атырау, село Дамба, №23 Детский сад «Ынтымак» учительница русского языка Ескалиева Бахытжамал Бактияровна
Второстепенные члены предложения. Дополнение
Хромтауская школа - гимназия №5 Учитель начальных классов: Есенжолова Нуржамал
Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк «Волки»
Маңғыстау облысы, Бейнеу ауданы, "Ж. Қалдығараев атындағы орта мектеп"ММ-нің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі Иксанова Геннера Мамбетовна
Звери зимой
Рзаева Асем Учитель русского языка и литературы Кызылординская область, Жанакорганский район, сш №54 им. Ж. Кыдырова
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.