Образ cолдата в творчестве Бауржана Момышулы (из опыта практической работы)
ОБРАЗ СОЛДАТА В ТВОРЧЕСТВЕ БАУРЖАНА МОМЫШУЛЫ
(из опыта практической работы)
Исследование образа солдата в текстах художественной литературы не является исключительно новым вопросом, поскольку в различных филологических источниках можно встретить анализ образов Василия Теркина, Ивана Чонкина, «бравого солдата Швейка». Нами впервые предпринята попытка раскрытия образа солдата в художественном тексте казахского автора – Бауржана Момышулы.
Целью филологического анализа является раскрытие собирательного образа солдата через портретную, психологическую и речевую характеристику персонажей.
Задачи:
1. Изучить специфику художественного образа в научных источниках.
2. Раскрыть мастерство писателя на примере произведений «За нами Москва», «История одной ночи», «Психология войны» и «Генерал Панфилов».
3. Воспитать у учащихся любовь к Родине, уважение к защитникам Отечества.
Методы: объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый.
I. Слово учителя.
Творчество Бауржана Момышулы впитало в себя документальную основу, что и по сей день делает его произведения яркими и реалистичными.
Этот писатель - один из первых в Казахстане, кто умело пользуется пером как на русском языке, так и на казахском. Кроме этого, он является героем документального романа Александра Бека «Волоколамское шоссе». Нам предстоит познакомиться с его самобытным творчеством, главным героем которого выступает обыкновенный солдат.
II. Фронтальный опрос. Актуализация опорных знаний.
1. Что такое текст?
2. В чем заключается особенность художественного текста?
3. Как вы понимаете понятие «художественный образ»?
III. Работа со словарем литературоведческих терминов (художественный текст, художественный мир, художественный образ).
IV. Сообщение новой информации.
По определению В. В. Савельевой, художественный текст – таинственный результат вдохновения; объект для разбора и анализа; реакция на окружающий мир вне личного контроля автора и читателя; культурологический феномен; лингвистическая категория; психолингвистическая реальность.
Художественный текст – это своеобразный посредник между человеком и умопостигаемой реальностью, поэтому в нём неповторимо и причудливо соединены объективная реальность, реальность сознания автора и сознаний читателя.
Каждый художественный образ вбирает массу осмысленных и пережитых сведений, догадок, мнений, чувств, а также оценок действительности. Он как бы аккумулирует в конкретной художественной форме явления, настроения, характеры и т. д., т. е. неповторимый опыт и мировоззрение писателя. Не является исключением и творчество Бауржана Момышулы, человека, прошедшего войну и познавшего солдатскую участь. Ему не пришлось долгое время просиживать в архивах для того, чтобы подробно запечатлеть образы солдат в своих произведениях. Он знал истинную цену победе, и сам бывал среди тех, кто отстоял землю от вероломных захватчиков.
V. Филологический анализ произведений (групповая работа).
В своих произведениях «За нами Москва», «История одной ночи», «Психология войны» и «Генерал Панфилов» Бауржан Момышулы показывает всеобщую боль, всеобщее горе во время войны. Его солдаты – люди разных национальностей.
Задание 1. Приведите примеры из текста, демонстрирующие это утверждение
Проанализировав детально тексты указанных произведений, мы нашли подтверждение нашей мысли. Так, к примеру, капитан Гофман – еврей. Писатель дает ему такую характеристику: «Начальник оперативного отдела капитан Гофман, низкого роста, с коротко постриженной курчавой шевелюрой, очень моложавым и добрым лицом».
«Гарипов – командир роты третьего батальона Талгарского полка, смуглый татарин, среднего роста, в неподогнанном новом обмундировании, неловко заложив большой палец за плечевой ремень портупеи, ходил на огневом рубеже, щурясь от яркого солнца».
Лейтенанты Сергей Танков и Попов – русские. «Командир третьей роты лейтенант Попов, человек среднего роста, чуть сутуловатым крепышом».
«Лейтенант Сергей Танков был среднего роста, стройный шатен, с широким лбом, строгими тёмно - синими глазами, чуть сплюснутым носом и выдвинутым вперёд волевым подбородком. Внешность его как - то невольно запоминалась».
«Старшина полковой батареи Буркут Алишерев, высокий, чуть сутуловатый, с тяжёлым подбородком киргиз».
А также были солдаты: Ширван - заде - таджик, Спиридон Гапонено и капитан Клименко – украинцы. Сам же Бауыржан Момышулы был казахом.
Бауржан Момышулы в своей книге «Психология войны» подчеркивал, что «одним из нерешенных в литературе вопросов продолжает оставаться национальный вопрос в армии». Он подчеркивает, что национальная гордость – нерушимый закон и святыня для личности в нации.
Задание 2. В описании солдат писатель часто использует эпитеты средний рост, низкий рост. С какой целью он это делает?
Солдат для писателя – это обычный человек, не имеющий, как в былинах, богатырской силы, зато обладающий стойким и решительным характером. Боец для Бауржана Момышулы – это прежде всего живой человек: «Он грустит о жизни, о любви, он жаждет ласки и нежности любимой, чудного лепета маленького, забавного карапузика сына или кудрявой малюсенькой дочки – он муж, он отец!…Он плачет, и плачет горько, опуская в могилу тело убитого боевого товарища. Он злится, нервничает, грустит, печалится, обижается на невнимательность близких людей, друзей и хороших товарищей».
Задание 3. Бауыржан Момышулы при описании внешности солдат часто употребляет слово «сутулость». Используя метод описания словарных дефиниций, укажите значение этого слова.
В словаре С. И. Ожегова сутулым называется человек «с приподнятыми плечами и немного сгорбленной спиной».
Солдат у Бауржана Момышулы устает и физически и духовно: «в голову лезут разные мысли, которые мешают, кусают, пристают, сверлят, точат, пилят и назойливо трут до крови, тяжело давят на тело и душу». Нетрудно увидеть «жернова» войны с ее действиями, которые писатель сравнивает с такими глаголами, как: кусать, прирастать, сверлить, точить, пилить, тереть до крови.
Писатель подчеркивает, что ни от одного солдата других родов войск не требуется такой выдержки и отваги, почти нечеловеческих усилий, напряжения, как от пехотинца. «Вот мои бойцы, мое орудие, мои кони…Значит, комбат пока еще не пропал без вести». При этих мыслях меня опять охватывал приступ гнева и того беспредельного недовольства собою, когда во всем винишь и себя, и своих начальников».
У Бауржана Момышулы мы не найдем разудалых весельчаков, напоминающих Василия Тёркина, который олицетворяет несгибаемый характер советского солдата, его мужество, стойкость, юмор и находчивость. Солдаты Бауыржана Момышулы очень серьезны. Автор объясняет это простым словом - пехотинец. К пехотинцу особые требования: «он все завоевывает собственной рукой».
(из опыта практической работы)
Исследование образа солдата в текстах художественной литературы не является исключительно новым вопросом, поскольку в различных филологических источниках можно встретить анализ образов Василия Теркина, Ивана Чонкина, «бравого солдата Швейка». Нами впервые предпринята попытка раскрытия образа солдата в художественном тексте казахского автора – Бауржана Момышулы.
Целью филологического анализа является раскрытие собирательного образа солдата через портретную, психологическую и речевую характеристику персонажей.
Задачи:
1. Изучить специфику художественного образа в научных источниках.
2. Раскрыть мастерство писателя на примере произведений «За нами Москва», «История одной ночи», «Психология войны» и «Генерал Панфилов».
3. Воспитать у учащихся любовь к Родине, уважение к защитникам Отечества.
Методы: объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый.
I. Слово учителя.
Творчество Бауржана Момышулы впитало в себя документальную основу, что и по сей день делает его произведения яркими и реалистичными.
Этот писатель - один из первых в Казахстане, кто умело пользуется пером как на русском языке, так и на казахском. Кроме этого, он является героем документального романа Александра Бека «Волоколамское шоссе». Нам предстоит познакомиться с его самобытным творчеством, главным героем которого выступает обыкновенный солдат.
II. Фронтальный опрос. Актуализация опорных знаний.
1. Что такое текст?
2. В чем заключается особенность художественного текста?
3. Как вы понимаете понятие «художественный образ»?
III. Работа со словарем литературоведческих терминов (художественный текст, художественный мир, художественный образ).
IV. Сообщение новой информации.
По определению В. В. Савельевой, художественный текст – таинственный результат вдохновения; объект для разбора и анализа; реакция на окружающий мир вне личного контроля автора и читателя; культурологический феномен; лингвистическая категория; психолингвистическая реальность.
Художественный текст – это своеобразный посредник между человеком и умопостигаемой реальностью, поэтому в нём неповторимо и причудливо соединены объективная реальность, реальность сознания автора и сознаний читателя.
Каждый художественный образ вбирает массу осмысленных и пережитых сведений, догадок, мнений, чувств, а также оценок действительности. Он как бы аккумулирует в конкретной художественной форме явления, настроения, характеры и т. д., т. е. неповторимый опыт и мировоззрение писателя. Не является исключением и творчество Бауржана Момышулы, человека, прошедшего войну и познавшего солдатскую участь. Ему не пришлось долгое время просиживать в архивах для того, чтобы подробно запечатлеть образы солдат в своих произведениях. Он знал истинную цену победе, и сам бывал среди тех, кто отстоял землю от вероломных захватчиков.
V. Филологический анализ произведений (групповая работа).
В своих произведениях «За нами Москва», «История одной ночи», «Психология войны» и «Генерал Панфилов» Бауржан Момышулы показывает всеобщую боль, всеобщее горе во время войны. Его солдаты – люди разных национальностей.
Задание 1. Приведите примеры из текста, демонстрирующие это утверждение
Проанализировав детально тексты указанных произведений, мы нашли подтверждение нашей мысли. Так, к примеру, капитан Гофман – еврей. Писатель дает ему такую характеристику: «Начальник оперативного отдела капитан Гофман, низкого роста, с коротко постриженной курчавой шевелюрой, очень моложавым и добрым лицом».
«Гарипов – командир роты третьего батальона Талгарского полка, смуглый татарин, среднего роста, в неподогнанном новом обмундировании, неловко заложив большой палец за плечевой ремень портупеи, ходил на огневом рубеже, щурясь от яркого солнца».
Лейтенанты Сергей Танков и Попов – русские. «Командир третьей роты лейтенант Попов, человек среднего роста, чуть сутуловатым крепышом».
«Лейтенант Сергей Танков был среднего роста, стройный шатен, с широким лбом, строгими тёмно - синими глазами, чуть сплюснутым носом и выдвинутым вперёд волевым подбородком. Внешность его как - то невольно запоминалась».
«Старшина полковой батареи Буркут Алишерев, высокий, чуть сутуловатый, с тяжёлым подбородком киргиз».
А также были солдаты: Ширван - заде - таджик, Спиридон Гапонено и капитан Клименко – украинцы. Сам же Бауыржан Момышулы был казахом.
Бауржан Момышулы в своей книге «Психология войны» подчеркивал, что «одним из нерешенных в литературе вопросов продолжает оставаться национальный вопрос в армии». Он подчеркивает, что национальная гордость – нерушимый закон и святыня для личности в нации.
Задание 2. В описании солдат писатель часто использует эпитеты средний рост, низкий рост. С какой целью он это делает?
Солдат для писателя – это обычный человек, не имеющий, как в былинах, богатырской силы, зато обладающий стойким и решительным характером. Боец для Бауржана Момышулы – это прежде всего живой человек: «Он грустит о жизни, о любви, он жаждет ласки и нежности любимой, чудного лепета маленького, забавного карапузика сына или кудрявой малюсенькой дочки – он муж, он отец!…Он плачет, и плачет горько, опуская в могилу тело убитого боевого товарища. Он злится, нервничает, грустит, печалится, обижается на невнимательность близких людей, друзей и хороших товарищей».
Задание 3. Бауыржан Момышулы при описании внешности солдат часто употребляет слово «сутулость». Используя метод описания словарных дефиниций, укажите значение этого слова.
В словаре С. И. Ожегова сутулым называется человек «с приподнятыми плечами и немного сгорбленной спиной».
Солдат у Бауржана Момышулы устает и физически и духовно: «в голову лезут разные мысли, которые мешают, кусают, пристают, сверлят, точат, пилят и назойливо трут до крови, тяжело давят на тело и душу». Нетрудно увидеть «жернова» войны с ее действиями, которые писатель сравнивает с такими глаголами, как: кусать, прирастать, сверлить, точить, пилить, тереть до крови.
Писатель подчеркивает, что ни от одного солдата других родов войск не требуется такой выдержки и отваги, почти нечеловеческих усилий, напряжения, как от пехотинца. «Вот мои бойцы, мое орудие, мои кони…Значит, комбат пока еще не пропал без вести». При этих мыслях меня опять охватывал приступ гнева и того беспредельного недовольства собою, когда во всем винишь и себя, и своих начальников».
У Бауржана Момышулы мы не найдем разудалых весельчаков, напоминающих Василия Тёркина, который олицетворяет несгибаемый характер советского солдата, его мужество, стойкость, юмор и находчивость. Солдаты Бауыржана Момышулы очень серьезны. Автор объясняет это простым словом - пехотинец. К пехотинцу особые требования: «он все завоевывает собственной рукой».
Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.
Жаңалықтар
Разряды количественных числительных
ЗКО, Чингирлауский район, Белогорская СОШ. Учитель русского языка и литературы Какиева Гульсара Климовна
Среднесрочное планирование уроков по русской литературе для 10 - го класса
г. Шымкента Южно - Казахстанской области учительницы ОСШ № 19 имени У. Жанибекова Байбагысова Гульнар Дубековна
Роль авторской программы в изучении русской литературы
Подготовила: учитель русского языка и литературы СОШ им. А. Тихоненко Назарова А.Е.
Имя числительное
Эти слова я выбрала не случайно. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни – это проблема государственного масштаба. Один из важнейших проектов Казахстана посвящён здравоохранению.
Реальное и мифологическое в повести
Учитель русского языка и литературы, Исаева Наргиз Сафаровна Средняя школа №10. Г. Жезказган, Карагандинская область
Что должен знать и уметь классный руководитель?
Классный руководитель в общеобразовательной школе - педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы.
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.