Бізбен байланыс
kum2017@yandex.ru
WhatsApp: +7 705 241 87 47


Жизнь и творческая деятельность Н. В. Гоголя

26 наурыз 2013, Сейсенбі
Тема: Жизнь и творческая деятельность Н. В. Гоголя.

Цель: 1. помочь учащимся овладевать методами научного познания, научить самостоятельно и творчески применять их;
2. развивать умственные способности, память;
3. воспитать любовь и уважение к изучаемому предмету;

Тип урока: урок - исследование
Мотив урока: Слова известного врача и педагога Н. И. Пирогова. « Если школе удаётся сделать учеников восприимчивыми к науке, дать им сознательное научное направление, поселить в них любовь к самостоятельным занятиям, то больше ничего и требовать нельзя»
Оборудование и наглядности: портрет Н. В. Гоголя, его произведения, буклеты по произведениям писателя, кроссворды.

Ход урока
I Организационный момент
II Вступительное слово учителя. Ребята! У нас сегодня урок совсем иной. Называется он урок – исследование. На сегодняшний урок я пригласила учеников двух классов: 9 а и 9 в. Я дала вам опережающие задания, т. е. изучить жизнь и биографию, а также творческую деятельность Н. В. Гоголя. Как я узнала, ученики 9 а класса изучили биографию писателя, тогда вы будете группой биографов. А ученики 9 в класса поработали над историей создания нескольких повестей Гоголя, значит вы будете историками и литературоведами.
Выступление учеников 9 а класса. Биографы.

Танат. Детство. Н. В. Гоголь родился 20 марта 1809 года в местечке Сорочинцы на Украине. Детство он провёл в имений Васильевка, типичном уголке Украины того времени.
Отец Гоголя, Василий Афанасьевич, был человеком культурным и образованным. Он любил и понимал искусство и литературу, сам писал стихи и комедий на украинском языке. Любовь к литературе и народному творчеству он передал сыну.
Большое значение для будущего поэта имели поездки к богатому родственнику Трощинскому, в имений которого была большая библиотека, картинная галерея, был домашний театр, где ставились комедий, написанные отцом. Впечатления от спектаклей, концертов и песен пробуждали в мальчике интерес к искусству.

Баян. Годы учения. Учился Гоголь сначала дома, затем недолго в Полтаве, в уездном училище. А в 1821 году, когда ему было 13, он поступил в только что открытую в Нежине «Гимназию высших наук» - лицей. Это было учебное заведение, в котором, как и в царскосельском, где учился Пушкин, кроме предметов средней школы изучались науки, преподаваемые в университетах.
Невысокий, застенчивый подросток с умными карими глазами трудно привыкал к новым условиям жизни, но постепенно подружился со многими товарищами. Природная серьёзность осталась В Гоголе с озорной выдумкой, с неистощимой весёлостью. Он обладал редкой способностью быстро подмечать всё глупое и смешное в поступках и характерах людей, умел угадывать человека. А когда Гоголь копировал кого - нибудь из товарищей, все покатывались от смеха и никто никогда не обижался.

Асел. В лицейские годы проявилась и художественная одарённость будущего писателя. Он хорошо рисовал и писал, участвовал в спектаклях, был душой многих начинаний, проявлял острую наблюдательность, трудолюбие и вдохновение. Когда в гимназий организовался театральный кружок, Гоголь сразу же сделался его активным участником. Он разыскивал и сам вместе с товарищами сочинял пьесы, рисовал декораций, шил костюмы, исполнял роли. Особенно удавались ему роли комических старух. Но актёром Гоголь не стал, хотя юношеское увлечение театром может быть помогло ему написать бессмертную комедию «Ревизор»

Нурсултан. Не меньшим увлечением молодого Гоголя были книги, Нежинская гимназия распологала большой библиотекой, но будущий писатель в своих письмах домой постоянно просит присылать книжные новинки, особенно книги Пушкина.

Бибатпа. Интерес к творчеству Пушкина, возникший у Гоголя так рано, не прекращались потом всю жизнь. Наиболее понравившиеся произведения он тщательно переписывал в особую тетрадку, сделанную им самим из лучшей бумаги и снабжал их собственными рисунками. С любовью были переписаны им отдельные главы «Евгения Онегина», «Цыганы»,« Братья разбойники»,«Полтава» Чтобы лучше знать современную литературу, гимназисты решили создать свою особую литературу. Собрав деньги, они выписали передовые журналы того времени, альманах Дельвига «Северные цветы», отдельные произведения Пушкина, Жуковского, Баратынского и других писателей. Библиотекарем выбрали Гоголя, и тот берёг книги, как драгоценность.

Исламбек. В Нежинской гимназий, когда там учился Гоголь, наряду с преподавателями, настроенными консервативно и ведущими свои предметы неинтересно, было несколько талантливых педагогов. Среди них выделялся инспектор гимназий Белоусов, преподававший юридические науки. Он внушал учащимся передовые мысли, близкие идеям декабристов, чем заслужил добрую славу.
Белоусов был любимым преподавателем Гоголя, и несомненно оказал на юношу благотворное влияние, возбудив в нём высокие стремления, горячее желание посвятить свою жизнь служению отчизне.
Уже в юношеские годы будущий старик презрительно именует местных дворян «существователями», отмечая их тупоумие, праздность, эгоизм. Он мечтает о каком - то большом деле, об особом своём назначений, о борьбе за уничтожение социального зла.

Акылбек. Летом 1825 года Гоголь окончил Нежинский лицей, а в декабре того же года отправился в Петербург
Петербург неприветливо встретил будущего писателя. В первые же недели пребывания в столице он испытал на себе и чёрствое отношение со стороны людей, занимающих высокое положение, и материальную нужду, и крушение юношеских надежд. Первая опубликованная им поэма « Ганс Кюхельгартен» получил резкий отзыв критики. Потрясённый неудачей. Гоголь скупил непроданные экземпляры поэмы и сжёг их.

Асем. Вконце 1829 года Гоголю удалось поступить мелким чиновником в канцелярию одного из департаментов. Здесь узнал он особый мир петербургских чиновников, увидел, как они обворовывают государство, берут взятки, издеваются над простыми людьми. Его ужасала серая, пошлая жизнь товарищей по службе, их самодовольная глупость, невежество. Он ходил на службу с отвращением, с утра уже думая о той минуте, когда можно будет уйти.

Асел. Испробовал молодой Гоголь и ряд других профессий. Был профессором историй в Петербургском университете, хотел стать актёром, но и эта попытка окончилась неудачей: его реалистическое исполнение классических ролей не понравилось театральному начальству. Настоящим призванием Гоголя было литературное творчество. Ещё в Нежине возник у него интерес к народной жизни. В Петербурге этот интерес усилился. Гоголь просит мать и сестру присылать ему описания обычаев и нравов украинского народа, песни, сказки и предания, всякого рода старинные вещи. Эти материалы он использует при созданий сборника повестей, опубликованных под общим названием « Вечера на хуторе близ Диканьки»

Ахат. В 1831 году вышла из печати первая часть этой книги, а через год - вторая. Герои «Вечеров на хуторе близ Диканьки» - украинский народ. Здесь даются поэтические описания украинской природы, народного быта, выведены различные типы людей. В своём произведений писатель показал всё то прекрасное, что заметил в украинском народе, - одарённость, живость ума, силу и твёрдость характера.
В 1831 году весной Гоголь лично знакомиться с А. С. Пушкиным. Вскоре они становятся друзьями. Для Гоголя не было ничего выше и дороже Пушкина. После этой встречи вся жизнь его осветилась, хотелось быть лучше, чище, совершить что - то великое. « Всё, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему,» - говорил всегда Гоголь. А Пушкин, встречавший как праздник всё молодое, талантливое, с первой минуты навсегда полюбил Гоголя -« маленькое малороссийское чудо» В те годы, когда Гоголь был близок с Пушкиным, он написал лучшие свои произведения.
Выступление учеников 9 в класса. Литературоведы

Гулжан. Впервые « Шинель» была напечатана в « В сочинений Николая Гоголя»
1842 года. Повесть была начата летом 1839 года в Мариенбаде и закончена весною 1841 года в Риме. Замысел « Шинели» возник не позднее 1836 года до отъезда Гоголя за границу. Близко знавший его П. В. Анненков рассказал в своих воспоминаниях об анекдотической историй, которая стала зерном будущей повести. « Однажды при Гоголе был рассказан канцелярский анекдот о каком – то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей.......» Все смеялись анекдоту, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслью чудной повести его « Шинель», и она заронилась в душу его в тот же самый вечер.

Адилбек. Рассказы и анекдоты о злоключениях мелкого чиновного люда были в те времена широко распространены и в быту и в литературе. В первоначальном варианте « Шинель» называлась « Повестью о чиновнике, крадущем шинели» и носила явно юмористический характер; имя героя – Акакий Акакиевич Тишкевич менялось от редакций к редакций: Башмакевич, Башмаков и, наконец, Башмачкин в окончательном варианте, мало похожем на рассказанную П. В. Анненковым историю с ружьём.

Балгерим. В историй русской литературы « Шинель» заняло особое место. В первом романе Ф. М. Достоевского « Бедные люди», вышедшем в свет при жизни Гоголя, с нею связывались представления о предельно правдивом отражений самых сокровенных сторон жизни « маленького человека» Кому бы ни принадлежала крылатая фраза « все мы вышли из Гоголевской « Шинели», « Шинель» явилась знаменательной вехой в развитий « гоголевского направления» русской литературы. В 1863 году Салтыков - Щедрин писал, о тысяче кратно повторяемом трясений гоголевской « Шинели»

Бауржан. С позиций революционно - демократической критики оценил повесть Гоголя и образ главного героя Н. Г. Чернышевский: « А Акакиевич страдает и погибает от человеческого жестокосердия. Так подлецом почёл бы себя Гоголь, если бы рассказал нам о нём другим тоном. А. А. Имел множество недостатков, при которых так и следовало ему жить и умереть, как он жил и умер. Он был круглый невежда и совершенный идиот, ни к чему не способный. Это видно из рассказа о нём, хотя рассказ написан не с тою целью.

Шамиль. Говорить всю правду об А. А. бесполезно и бессовестно, если не может эта правда принести пользы ему, заслуживающему сострадания по своей убогости. Можно говорить о нём только то, что нужно для возбуждения симпатий к нему. Сам для себя он ничего не может сделать, будем же склонять других в пользу его. Но если говорить другим о нём всё, что можно бы сказать, их сострадание к нему будет ослабляться знанием их недостатков. Будем же молчать о его недостатках»

Камшат. Таково было отношение прежних писателей к народу. Он явился перед нами в виде А. А., о котором можно только сожалеть, который может получать себе пользу только от нашего сострадания. И вот писали о народе точно так, как написал Гоголь о А. А. Ни одного слова жёсткого или порицающего. Все недостатки прячутся, затушевываются, замазываются. Налегается только на то, что он несчастен. Читайте повести Григоровича и Тургенева со всеми их подражателями – всё это насквозь пропитано запахом « шинели А. А»

ІІІ. Обе команды задают вопросы, подготовленные из своих выступлений.
1 команда.
1. Когда Гоголь окончил Нежинский лицей? (1825году)
2. Что помогло Гоголю написать бессмертную комедию « Ревизор»
2 команда.
1. Когда и где была начата повесть « шинель» ( летом 1839г в Мариенбаде)
2. Где была закончена повесть ( в Риме)

ІV. Кроссворды команд.
1 команда. Кроссворд «Ревизор»
1. Какой сборник из рассказов и повестей вышел в свет в1835 году? ( Миргород)
2. Каким драматическим произведением является « Ревизор»? (комедия)
3. Где учился Гоголь? ( в Полтаве)
4. В каком уголке Украины провёл своё детство Гоголь? (в Васильевке)
5. Первая часть фамилий городничего в комедий « Ревизор»? (Сквозник)
6. Роль какой старухи исполнил Гоголь с большим успехом? (Простакова)
7. Какой народ является героем « Вечеров на хуторе близ Диканьки»? (Украинский)

2 команда. «Кроссворд»
V. Итог урока.
Молодцы! Очень хорошие кроссворды вы подготовили, обеим командам большое спасибо. Но на этом мы не заканчиваем работу – исследование, будем дальше исследовать жизни и творчество других писателей. Всем участникам я ставлю хорошие оценки. До свидания! Урок окончен.
В конце урока ученики обоих классов дарят мне свои работы, т. е они приготовили буклет по творчеству Гоголя, а именно иллюстраций к повести "Мертвые души" и комедий "Ревизор". Эти их работы станут памятью о них, и я могу эти работы использовать на уроках как наглядности. Это меня очень обрадовало.
Спасибо им за это!
3 056
0
  • 0
0 дауыс


Жаңалықтар
Состав слова
Состав слова
Повторение сведений по словообразованию, развивать умение образовывать новые слова при помощи морфем, воспитывать любовь к Родине, радоваться окружающим миром, чувство доброты.
Окончание (Жалғау)
Окончание (Жалғау)
Маңғыстау облысы, Бейнеу ауданы, Боранқұл селосы, «Опорный орта мектебі» орыс тілі және әдебиеті пәні мұғалімі Акоразова Жанат Темирбаевна
С помощью игровых элементов развивать познавательную деятельность обучающихся
С помощью игровых элементов развивать познавательную деятельность обучающихся
учитель русского языка и литературы Мамутова Ширинкуль Арыстанбековна
Урок по творчеству Ивана Андреевича Крылова
Урок по творчеству Ивана Андреевича Крылова
Актюбинская область, Уилский район, Уилская казахская средняя школа учитель русского языка и литературы Атагалиева Лариса Амановна
Глагол
Глагол
Арипова Гульзат Орынбековна Учитель русского языка и литературы Актюбинская область, Айтекебиский район, с. Жабасак
Звери зимой
Звери зимой
Рзаева Асем Учитель русского языка и литературы Кызылординская область, Жанакорганский район, сш №54 им. Ж. Кыдырова
Пікірлер (0)
Ақпарат
Қонақтар,тобындағы қолданушылар пікірін білдіре алмайды.
×